Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ'

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цымбалюк Нина Андреевна

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных периодов в жизни ребенка. Именно на этом этапе развития школьник приобретает важнейшие навыки, которые становятся фундаментом для дальнейшего обучения. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НО) по математике предполагает, что ребенок должен приобрести определенные умения. К их числу относят и умения «выполнять устно и письменно арифметические действия с числовыми выражениями, решать текстовые задачи». Развитие умения решать текстовые задачи - одна из приоритетных проблем начальной школы. По этой причине вопрос о разработке методических приемов стоит в центре внимания многих современных исследователей. Текстовые задачи являются неотъемлемой частью обучения математике в начальной школе. Их успешное решение требует глубокого понимания смысла содержания задачи, установления зависимости между известными и неизвестными величинами. Практика обучения решению текстовых задач в начальной школе на уроках математики показывает, что школьники сталкиваются со значительными трудностями при обосновании выбора решения. Решая эту проблему, на этапе анализа содержания задачи учителя рекомендуют использовать моделирование. Моделирование способствует лучшему пониманию учащимся смысла содержания задачи. Кроме того, оно позволяет ученику правильно, грамотно обосновать выбор действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING ASSIGNMENTS AS A MEANS OF DEVELOPING YOUNGER SCHOOLCHILDREN'S ABILITY TO SOLVE TEXT PROBLEMS

Early childhood is one of the most critical periods in a child's life. It is at this stage of development that the student acquires the most important skills that become the foundation for further education. The introduction of the Federal State Educational Standard for Primary Education (FSES NO) in mathematics suggests that the child must acquire certain skills. These include the ability to "perform orally and in writing arithmetic operations with numerical expressions, solve text problems." The development of the ability to solve text problems is one of the priority problems of elementary school. For this reason, the issue of developing methodological techniques is at the center of attention of many modern researchers. Word problems are an integral part of teaching mathematics in elementary school. Their successful solution requires a deep understanding of the meaning of the content of the problem, establishing the relationship between known and unknown quantities. The practice of teaching the solution of text problems in elementary school at mathematics lessons shows that schoolchildren face significant difficulties in justifying the choice of a solution. Solving this problem, at the stage of analyzing the content of the task, teachers recommend using modeling. Modeling helps students better understand the meaning of the content of the task. In addition, it allows the student to correctly, competently justify the choice of action.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ»

описывать собственные чувства в обязательном соотношении с чувствами партнера по взаимодействию);

- принцип социокультурного соответствия - понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; актуализация проблем развития человечества, рассмотрение путей их решения; изучение объектов, явлений и т.д. в конкретно-исторических условиях; раскрытие социальной значимости, уникальности идей, событий, их гуманитарного смысла в соотношении с профессиональной деятельностью обучающихся; разноуровневый характер заданий с учетом возрастных, индивидуальных особенностей; создание учебных ситуаций, способствующих ценностно-смысловому самоопределению обучающихся; универсальные общечеловеческие, общенациональные ценности должны стать фундаментом содержания образования, с обязательным учетом традиционных духовных, нравственно-эстетических ценностей России в контексте отечественной и мировой истории, соответствующие личностной ориентационной потребности, способствующие пониманию современных глобальных процессов межкультурного и межконфессионального характера. Понимание культуры и себя в ней, соотнесение приоритетов социальных ценностей и норм с общекультурными и личностными смыслами способствует обретению личностных смыслов, что активизирует развитие индивидуальных способностей, стимулирует мотивацию поиска самостоятельных решений, развивая тем самым компетенции креативности и критического мышления.

Пересматривая практику применения Болонской системы в России, мы видим, что во многом отошли от культурособразных традиций. «Современная парадигма образования полагает его стратегической целью сохранение и развитие российской культуры и цивилизации, экономики и науки, тогда ее конкретный ориентир - личность гражданина своей страны, обладающего целостным образом мира и человека в нем, способного адекватно ориентироваться и достойно действовать в современном конфликтном, динамично-меняющемся, конкурентном и противоречивом мире» [2, С. 9].

Современный человек находится в сложном противоречивом состоянии - он должен уметь быстро меняться и адаптироваться к переменам, и в то же время оставаться самим собой, не терять духовно-ценностных ориентиров, уметь думать, созерцать, понимать. Осознавая необходимость «человековедческого» подхода, исследователи активно настаивают на гуманизации образования, «на удержании в содержании образования высших смыслов бытия» [4]. «Сегодня одной из наиболее насущных проблем является проблема возвращения к человеку, актуализация его подлинной сущности, особенно когда речь идет о молодежи - ценнейшем антропологическом потенциале для развития социума. Задача молодого поколения - не пройти по тривиальному пути, а сделать нечто такое, чего раньше не делал никто, создать что-то самобытное и собственное, уникальное. Считается, что у каждого человека есть возможность на своем уровне ставить сверхзадачи, то есть хотеть невозможного, чтобы достигать желаемого, то есть превзойти себя, чтобы добраться до себя подлинного» [3, С. 159].

Выводы. На современном этапе совершенствования образовательной практики весьма актуально антропологическое обоснование для преподавания учебных дисциплин. Гуманитарно-антропологический подход может продуктивно использоваться в качестве мировоззренческой основы иноязычной подготовки в образовательных организациях высшего образования МВД РФ, как совокупность принципов и целей, способов, механизмов, средств, результатов ее реализации, для применения антропологически ориентированных методик достижения потенциальных результатов обучения.

Гуманитарная составляющая в содержании учебной дисциплины «Иностранный язык» способствует росту личностного самосознания, развитию профессионального мышления и мировоззрения будущих сотрудников подразделений по вопросам миграции с опорой на духовно-нравственные цели и ценности гуманизма. Именно гуманитарному компоненту образования принадлежит миссия сохранения межконфессионального мира и единства государства.

Литература:

1. Валицкая, А.П. "Человеческий капитал" и компетентностный подход в образовании: к проблеме оценки качества / А.П. Валицкая. - Санкт-Петербург: ООО "Издательство ВВМ", 2018. - С. 5-20

2. Валицкая, А.П. Выбор методологии и стратегии развития образования: принципы и ошибки / А.П. Валицкая // Вестник Института образования человека. - 2015. - № 2. - С. 9.

3. Горшкова, В.В. Феномен образования человека: избранные научные труды / В.В. Горшкова. - Санкт-Петербург: Астерион, 2020. - 490 с.

4. Илакавичус, М.Р. Антропопрактики в образовательном процессе организаций высшего образования системы МВД России / М.Р. Илакавичус // Преподаватель XXI век. - 2021. - № 4. Часть 1. - С. 79-87

5. Илакавичус, М.Р. Проблема выбора методологии в исследованиях иноязычной подготовки в организациях высшего образования МВД России / М.Р. Илакавичус, Т.А. Самойлова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 2 (94). - С. 184-190

6. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - Москва: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

Педагогика

УДК 372.3

магистрант Цымбалюк Нина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация. Младший школьный возраст является одним из самых ответственных периодов в жизни ребенка. Именно на этом этапе развития школьник приобретает важнейшие навыки, которые становятся фундаментом для дальнейшего обучения. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НО) по математике предполагает, что ребенок должен приобрести определенные умения. К их числу относят и умения «выполнять устно и письменно арифметические действия с числовыми выражениями, решать текстовые задачи». Развитие умения решать текстовые задачи - одна из приоритетных проблем начальной школы. По этой причине вопрос о разработке методических приемов стоит в центре внимания многих современных исследователей. Текстовые задачи являются неотъемлемой частью обучения математике в начальной школе. Их успешное решение требует глубокого понимания смысла содержания задачи, установления зависимости между известными и неизвестными величинами. Практика обучения решению текстовых задач в начальной школе на уроках математики показывает, что школьники сталкиваются со значительными трудностями при обосновании выбора решения. Решая эту проблему, на этапе анализа содержания задачи

учителя рекомендуют использовать моделирование. Моделирование способствует лучшему пониманию учащимся смысла содержания задачи. Кроме того, оно позволяет ученику правильно, грамотно обосновать выбор действия.

Ключевые слова: учебные задания, младший школьник, начальная школа, текстовые задачи, моделирование.

Anmtation. Early childhood is one of the most critical periods in a child's life. It is at this stage of development that the student acquires the most important skills that become the foundation for further education. The introduction of the Federal State Educational Standard for Primary Education (FSES NO) in mathematics suggests that the child must acquire certain skills. These include the ability to "perform orally and in writing arithmetic operations with numerical expressions, solve text problems." The development of the ability to solve text problems is one of the priority problems of elementary school. For this reason, the issue of developing methodological techniques is at the center of attention of many modern researchers. Word problems are an integral part of teaching mathematics in elementary school. Their successful solution requires a deep understanding of the meaning of the content of the problem, establishing the relationship between known and unknown quantities. The practice of teaching the solution of text problems in elementary school at mathematics lessons shows that schoolchildren face significant difficulties in justifying the choice of a solution. Solving this problem, at the stage of analyzing the content of the task, teachers recommend using modeling. Modeling helps students better understand the meaning of the content of the task. In addition, it allows the student to correctly, competently justify the choice of action.

Key words: educational tasks, primary school student, elementary school, text tasks, modeling.

Введение. Период обучения в начальной школе является одним из самых важных в жизни ребенка. Именно здесь закладываются основы знаний и умений, необходимые для дальнейшего обучения ребенка.

Исследователи отмечают, что математика является сложным предметом для изучения, а потому учитель обращает внимание на все аспекты данного предмета. При изучении ребенком математики одной из приоритетных задач является развитие у школьников умения решать текстовые задачи.

Различные исследователи, такие как А.К. Артемов, С.Е. Царева, Н.Б. Истомина и др., занимались разработкой методической основы решения текстовых задач.

Так, А.К. Артемов отмечал, что для работы ребенка с текстовой задачей необходимо не только ее соответствующее словесное наполнение, но и наглядное сопровождение [1, С. 48]. Использование наглядности позволяет вызвать у ребенка интерес к предмету, а, следовательно, способствует более эффективному изучению.

С.Е. Царева пишет, что «обучение решению задач - специально организованное взаимодействие педагога и учеников, цель которого является развитие умения решать задачи» [6, С. 14].

Исследование Н.Б. Истоминой проливает свет на аспекты решения текстовых задач: используемые методы и приемы, сам процесс, включенные этапы и значимость содержания каждого этапа. Исследование подчеркивает, что умение младших школьников решать текстовые задачи является показателем не только усвоения учебного материала, но и математического развития ребенка.

В учебном процессе на уроках математики широко используются текстовые задачи. Они составляют значительную часть учебников по математике, составляя примерно 40% учебного материала, и занимают значительное количество учебного времени. Однако, несмотря на их важность, многие ученики затрудняются при их решении.

Разработка стратегий решения задач имеет решающее значение для эффективного математического развития учащихся. Также нужно принять подход, который делает упор на практическое применение математических знаний и развивает навыки критического мышления. Овладев этим навыком, учащиеся могут стать более уверенными в себе, независимыми решателями проблем, лучше подготовленным к решению реальных, жизненных задач.

Изложение основного материала статьи. В исследованиях Т.Е. Демидова, А.П. Тонких рассмотрено понятие текстовой задачи. Авторы рассматривают данный феномен как математическую задачу, включающую как минимум один объект, который является реальным предметом. Иными словами текстовая задача есть словесная модель ситуаций, явления, события, процесса из реальной жизни [7, С. 125]. Отметим, что в тексте задачи находят отражения не все события, а только те, которые обладают важными количественными или качественными характеристиками.

В.С. Овчинников, известный ученый в области математической науки, определяет текстовые задачи как задания, включающие вычисление, преобразование, конструирование, доказательство или исследование чего-либо, связанного с количественными отношениями и пространственными формами. Эти задачи создаются человеческим разумом на основе знаний об окружающем мире и требуют для своего решения определенного уровня математической подготовки.

Текстовые задачи часто считаются сложными для младших школьников, но, при использовании учителем эффективных методических приемов, обучающиеся учащиеся могут развить необходимые навыки для их решения [25, С. 56].

Рассмотрим данные приемы подробнее.

Так, моделирование чаще всего используются в педагогической практике. Данный методический прием включает несколько этапов. Первый этап предполагает подготовительную работу по использованию моделирования (работа над готовыми моделями и развитие начальных навыков моделирования). На этом этапе учащиеся учатся графически отображать действия, начиная с простых рисунков и переходя к более сложным моделям. Со временем они также учатся представлять эти действия символически, используя уравнения, формулы и др.

Второй этап включает непосредственное моделирование текстовых задач, где школьники могут применить навыки моделирования условия задачи. С помощью данного методического приема школьники получают возможность увидеть взаимосвязь между условием задачи и ее вопросом.

Третий этап подразумевает закрепление умений и навыков, приобретенных на предыдущих этапах. Он предполагает использование творческих и сложных заданий, в рамках которых школьники могут применить свои навыки моделирования.

Иными словами, моделирование является эффективным методом развития умения решать текстовые задачи у школьников. Моделирование обеспечивает качественный анализ задач, сознательный поиск их решения, разумный выбор арифметического действия, рациональный способ решения и помогает предотвратить многие ошибки. Учителя могут использовать комплекс учебных заданий для успешного развития у учащихся способности решать текстовые задачи с помощью моделирования, которое следует рассматривать поэтапно.

Опишем комплекс учебных заданий, при помощи которого учителя смогут успешно развивать умение решать текстовые задачи у учеников начальных классов с использованием моделирования.

На 1 этапе школьникам следует дать учебные задания, которые направлены на определение ключевых ценностей, которые нужны школьникам для построения модели, а также на понимание взаимосвязей между этими ценностями.

На 2 этапе учащиеся должны применить знания, определенные на 1 этапе, для создания модели, отражающей рассматриваемую проблему.

3 этап предполагает использование дополнительных обучающих заданий, которые способствуют закреплению полученного умения школьника.

Для развития способности эффективно решать текстовые задачи, мы выделили пять групп учебных заданий: задания на соответствие, требующие от учащихся анализа взаимосвязей между различными значениями в задаче; задания по выбору модели, в которых предлагается выбрать наиболее подходящую модель для данной задачи; задачи преобразования модели, которые включают изменение или доработку модели, чтобы она лучше соответствовала задаче; задания по построению модели, в которых учащимся предлагается создать модель с нуля на основе заданной проблемы; задания по составлению.

Используя эти учебные задания, учителя могут помочь учащимся заложить прочную основу в решении задач и математическом моделировании.

Рассмотрим задания:

1. На соотнесение.

В заданиях данной группы ученикам необходимо сравнить условие задачи и модель к задаче. Происходит обоснование того, соотносятся ли они между собой. Мы составили следующие задания на соотнесение:

Учебное задание 1. Определите, соответствует ли модель к условию задачи?

Ваня преодолел путь в 18 километров. Половину пути он проехал на автобусе и 4 километра прошел пешком. Сколько километров ему осталось преодолеть?

18 КМ

4 км ?

При выполнении этого задания, ученики проводят анализ условия задачи, проверяют наличие данных и искомых величин на модели, а после устанавливают, подходит ли данная модель к условию задачи. Учебное задание 2. Опираясь на модель, заполните недостающие данные в тексте задачи.

?

Вниманию учеников предлагается следующая задача:

Маша выполняла домашнее задание ...час ... минут. Занятия английским языком заняли на ... минут больше, чем биологией, и на ... минут меньше, чем математикой. Сколько времени она выполняла каждый предмет отдельно? При выполнении задания необходимо вставить недостающие числовые данные в текст задачи. Учебное задание 3. Соотнесите условие задачи из 1 столбика с подходящей к нему моделью со второго столбика.

1. Аня купила х тетрадей и у ручек. На сколько ручек она купила больше, чем тетрадей?

2. Для пошива футболки потребуется х метров ткани, это на у метров меньше, чем для пошива юбки. Сколько всего метров ткани потребуется для пошива костюма?

3. Путешественник проехал на велосипеде х км. Сколько км он прошел пешком, если весь его путь составил у км?

Л

Учебное задание 4. Соотнесите условие задачи из 1 столбика с подходящей к нему краткой записью со второго столбика.

1. Три карандаша стоят 21 рубль. Сколько стоят 8 таких же карандашей?

А)

Цена Количество Стоимость

одинаковая 3 к. ?

8к. ?, на 35р. б.

2. Леша купил 3 карандаша, Лена купила 8 таких же карандашей. За все карандаши ребята заплатили 77 рублей. Сколько заплатили за свои карандаши Леша и Лена?

Цена Количество Стоимость

одинаковая 3 к. 21 р.

3. Леша купил 3 карандаша, а Лена купила 8 таких же карандашей и заплатила на 35 рублей больше. Сколько заплатили за свои карандаши Леша и Лена?

_В)_

Цена Количество Стоимость

3 к. ? ' 77р.

одинаковая 8к. ?

2. На выбор модели.

В учебных заданиях второй группы предлагается из некоторого количества моделей выбрать соответствующую условию задачи.

Учебное задание 1. Выберите модель, соответствующую условию задачи.

При выполнении данного задания необходимо сравнить условие задачи с предложенной моделью и доказать, что именно она является схематической моделью условия задачи.

Задача 1. До заката путники прошли 10км, а после - 2 км. до пункта назначения им идти еще 3 км. Сколько километров всего путники были в пути?

^ 10 км 2 км Зкм

2)

3)

Задача 2. В пенале всего 20 карандашей, из них 13 - цветных, остальные - черные. Сколько черных карандашей в пенале?

1)

2)

3. На преобразование модели.

В данной группе заданий ученикам предлагается изменить модели: дополнить ее недостающими данными, исключить из нее избыточные или заменить одни элементы другими.

Учебное задание 1. Дополните модель недостающими данными так, чтобы она соответствовала условию задачи. Задача. Велосипедист движется со скоростью 23 км/ч, а мотоциклист движется в два раза быстрее. Чему равна скорость мотоциклиста?

I-\

Учитель в ходе анализа содержания задачи задает ученикам следующие вопросы: «Что обозначают отрезки на модели?» «Чего не хватает в данной модели?» После того, как ответили на вопросы учителя, они дополняют предложенную схематическую модель. В итоге получается схематическая модель следующего вида:

23 км/ч

В. ^

Учебное задание 2. Исключите из модели избыточные данные так, чтобы она соответствовала условию задачи. Задача. У Маши было 5 ромашек. Это в 7 раз меньше, чем у Ани. Сколько всего ромашек было у девочек?

35 р.

X,

-I-

Во время обсуждения задачи, учитель обращается к детям с вопросом: все ли данные, которые отображены на модели есть в тексте задачи? Ученики делают вывод о том, что числа 35 в тексте задачи нет и эти данные избыточны.

Учебное задание 3. Замените буквы числовыми данными на модели так, чтобы они соответствовали условию задачи. Задача. Скорость пешехода 5 км/ч, а скорость велосипедиста на 13 км/ч больше. Чему равна скорость велосипедиста?

5км/ч

Учебное задание 4. Измените числовое выражение так, чтобы оно подходило к условию задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача. Лиза собрала 7 вешенок, а Оля в 3 раза больше лисичек. Половину всех грибов девочки отдали бабушке, а остальные - маме. Сколько грибов девочки отдали маме?

(... + 7 ■ 3) : ... =

(7 + 7 ■ 3) : 2 =

4. На построение модели.

Ученики в данном задании самостоятельно строят модель к условию задачи. Учебное задание 1. К условию задачи постройте модель.

Задача 1. Из двух отрезов ткани сшили 13 одинаковых платьев. В первом отрезе было 25 метров ткани, а во втором - 40 метров. Сколько платьев сшили из каждого куска?

Для того, чтобы наглядно продемонстрировать расход ткани на одно платье, ученикам необходимо построить следующую схематическую модель.

Задача 2. В классе 13 девочек, а мальчиков на 4 человека больше. Сколько всего учеников в классе?

13 Ч.

Учебное задание 2. К условию задачу постройте краткую запись в виде таблицы.

Задача. Мама купила некоторое количество кружек, и столько же тарелок. Кружка стоит 100 рублей, а тарелка на 20 рублей дороже. Сколько рублей мама заплатила за тарелки, если за кружки она отдала 400 рублей? В результате выполнения задания ученики построят следующую модель:

Цена Количество Стоимость

100 р. одинаковое 400 р.

?, на 20 р. б. ?

5. На составление задач по предложенной модели.

Ученики в данной группе учебных заданий, анализируя схематическую модель, самостоятельно выбирают сюжет и составляют текст задачи.

В данной группе формулироваться задания могут по-разному, но все они будут направлены на самостоятельное составление задач по предложенной модели. Формулировки могут быть следующими:

- по имеющейся модели составьте задачу;

- по данной схеме сформулируйте текст задачи;

- какие задачи можно придумать по данному выражению. Учебное задание 1. По имеющейся модели составьте задачу.

1 1-!-!

2 |-\-¡-

з !-\

Учебное задание 2. По данной схеме сформулируйте текст задачи.

25км

1

8 км ?

Пример задачи, составленной учеником:

Задача. Туристы прошли в первый день похода 8 км. Сколько им осталось пройти, если длина туристического маршрута равна 25 км?

Учебное задание 3. По предложенному выражению составьте задачу.

Г 36 : 4 + 36 = |

Пример задачи, составленный учеником.

Задача. Саша и Маша собирали ромашки. Маша собрала 36 ромашек, А Саша в 4 раза меньше. Сколько всего ромашек собрали ребята?

На третьем этапе приобретения навыков крайне важно усилить и консолидировать вновь приобретенные способности. Одним из эффективных подходов является предоставление детям сопоставимых образовательных задач, которые они могут выполнять самостоятельно.

Выводы. Благодаря самостоятельному выполнению учащиеся могут применить свои знания на практике, тем самым укрепив свои навыки и улучшив способность решать текстовые задачи. Способствуя такому уровню практики и вовлеченности, учащиеся могут повысить уникальность своих текстовых решений и добиться большего успеха в учебе. Именно поэтому использование данного комплекса учебных заданий поможет учителям начальных классов в развитии умения решать текстовые задачи.

Литература:

1. Артемов, А.К. Теоретико-методические особенности поиска способов решения математических задач / А.К. Артемов // Начальная школа. - 1998. - № 11-12. - С. 48-53

2. Демидов, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач / Т.Е. Демидов, А.П. Тонких. - М.: Академия, 2002. - 286 с.

3. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. / Н.Б. Истомина. - М.: Академия, 2002. - С. 42-45

4. Истомина, Н.Б. Математика: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 160 с.

5. Овчинникова, В.С. Методика обучения решению задач в начальной школе / В.С. Овчинникова. - М.: Мегатрон, 2008. - 67 с.

6. Царёва, С.Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников / С.Е. Царёва. - Новосибирск: НГПУ, 1998. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.