Педагогика
УДК 372.3
кандидат педагогических наук, доцент Мендыгалиева Алтнай Кенесовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Хисматулина Татьяна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (далее -ФГОС НОО) на современном этапе предполагает, что развитие системы общего образования предусматривает подготовку разносторонне развитой личности. При этом новый подход в обучении ставит перед собой ряд важных задач - это развитие таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и умение находить нестандартные решения, находить другие способы сотрудничества и т.д. На данный момент учебный процесс выстраивается в соответствии с требованиями, выдвигаемыми ФГОС НОО к содержанию, условиям, методам, приемам, средствам и формам обучения. Кроме того, в этом документе также прописываются базовые компетенции, которые необходимо сформировать у младшего школьника. Принимая во внимание данные компетенции, можно прийти к выводу, что современное общество нуждается в выпускниках, способных к самостоятельному мышлению и решению задач, они могут самостоятельно оценивать свои возможности и планировать учебную деятельность. Стоит отметить также, что выпускник начальной школы должен иметь стремление к самообразованию, быть коммуникабелен и креативным. Стоит отметить, что современное начальное математическое образование - это не только набор учебных заданий, которые учащиеся выполняют на уроках, но и условия, при которых они проявляют максимальную активность и самостоятельность в процессе их выполнения. Реализовать задачи современного начального математического образования на уроках помогают различные виды математических задач. На уроках математики, обучающиеся находятся в постоянном поиске решения текстовых задач, поэтому именно при обучении решению задач используются различные методические приемы. Анализ методической литературы позволил выделить методические приемы формированияумений решать задачи в начальной школе. К данным методическим приемам методисты в области начального образования относят такие приемы, как составление задачи, используя вспомогательную модель; составление задачи по сюжетным рисункам с изменением действия; составление задачи по предложенному решению с подробным пояснением;составление задачи на основе нескольких задач, содержащих один сюжет и часть общих объектов с их количественными характеристиками. В статье автор рассматривает примеры заданий, раскрывающие каждый методический прием. Цель представленных в статье учебных заданий - научить школьника решать текстовые задачи. Использование данных методических приемов в процессе обучениярешению задач способствует формированию умения решать задачи, закреплять представления учащихся о задаче, развивать их познавательный интерес.
Ключевые слова: младший школьник, умение решать задачи, методические приемы, учебные задания.
Annotation. The introduction of the Federal State Educational Standard of Primary Education (hereinafter referred to as the Federal State Educational Standard) at the present stage assumes that the development of the general education system provides for the preparation of a well-rounded personality. At the same time, the new approach to learning sets itself a number of important tasks - it is the development of such personal qualities as initiative, the ability to think creatively and the ability to find non-standard solutions, find other ways of cooperation, etc. At the moment, the educational process is built in accordance with the requirements put forward by the Federal State Educational Standard for the content, conditions, methods, techniques, means and forms of training. In addition, this document also prescribes the basic competencies that need to be formed in a younger student. Taking into account these competencies, it can be concluded that modern society needs graduates who are capable of independent thinking and problem solving, they can independently assess their capabilities and plan educational activities. It is also worth noting that an elementary school graduate should have a desire for self-education, be sociable and creative. It is worth noting that modern primary mathematical education is not only a set of educational tasks that students perform in the classroom, but also the conditions under which they show maximum activity and independence in the process of their implementation. Various types of mathematical problems help to implement the tasks of modern primary mathematical education in the classroom. In mathematics lessons, students are constantly searching for solutions to text problems, so it is when teaching problem solving that various methodological techniques are used. The analysis of the methodological literature allowed us to identify methodological techniques for the formation of skills to solve problems in elementary school.To these methodological techniques, methodologists in the field of primary education include such techniques as composing a task using an auxiliary model; drawing up a task based on plot drawings with a change in action; drawing up a task according to the proposed solution with a detailed explanation; drawing up a task based on several tasks containing one plot and part of common objects with their quantitative characteristics. In the article, the author examines examples of tasks that reveal each methodological technique. The purpose of the educational tasks presented in the article is to teach the student to solve text problems. The use of these methodological techniques in the process of learning to solve problems contributes to the formation of the ability to solve problems, consolidate students' ideas about the task, develop their cognitive interest.
Key words: junior high school student, ability to solve problems, methodological techniques, educational tasks.
Введение. Современное начальное образование ориентировано не только на получение ребенком предметных результатов, но и на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих всестороннее развитие младшего школьника. Ныне существующие учебно-методические комплексы направлены на выполнение поставленной системой образования цели: формирование у ребенка «умения учиться»: «Миссия новой системы образования четко соотносится и с важнейшими социальными эффектами системы образования - это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства» [6].
Основные задачи начального общего образования способны решить уроки математики, на которых учитель отводит время для работы с разнообразными видами математических задач. На уроках математики, обучающиеся находятся в постоянном поиске решения текстовых задач, поэтому именно при обучении решению задач используются различные методические приемы. При этом текстовые задачи могут быть условно разделены на разные виды, т.е. классифицированы по различным основаниям. Решая текстовые задачи, обучающийся выполняет практические действия, которые помогают ему в поиске обоснования выбора того или иного арифметического действия.
На уроках математики при решении различных видов задач (на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на разностное сравнение; на кратное сравнение; на нахождение неизвестного четвертого пропорционального, на пропорциональное деление; на нахождение неизвестного по двум разностям и т.д.) обучающиеся осваивают основные способы разбора и их решения. «В процессе решения происходит формирования таких умений, как выделять искомое и вопрос, находить способ решения, видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные» [3, С. 39].
Изложение основного материала статьи. Понимание учащимися ситуации задачи и осознание взаимосвязи между искомым и данными характеризуются умением ученика находить способ решения. Стоит отметить, что именно в младшем школьном возрасте работа с текстовыми задачами способствует достижению многих целей учебно-педагогической деятельности; у обучающихся развивается логическое мышление, умение решать задачи разными способами; а также формируются навыки исследовательской деятельности.
Учителя начальной школы констатируют тот факт, что процесс решения текстовых задач может вызвать ряд трудностей на различных его этапах: анализ текста задачи, построение краткой записи, поиск решения, выбор действия, оформление записи решения, проверка решения задачи.
Данные проблемы в решении различных текстовых задач в начальной школе могут возникнуть из-за целого ряда причин, которые имеют личностный или социальный характер.
На уроках математики учитель использует следующие методические приемы:
- выбор схемы к условию задачи;
- выбор готового решения задачи;
- пояснение к готовому решению задачи;
- решение задачи разными способами;
Опишем некоторые методические приемы, которые используются в целях формирования у учащихся начальной школы умения решать задачи на уроках математики.
Прием, составление текста задачи на основе предложенных объектах, сюжете или схемы.
Цель: развитие навыка самостоятельного составления задачи по предложенным объектам (а также сюжетам или схемам).
Учебное задание № 1.
Учитель представляет детям картинки, на которых изображены определенные фрукты: «яблоко», «груша», «слива». Кроме того на доске изображена схема задачи.
Задания обучающимся:
- Определите объекты, которые могут быть использованы для построения сюжета задачи («яблоко», «груша», «слива»).
- Предложите действия с этими объектами (Бабушка купила фрукты, садоводы вырастили фрукты и т.д.).
- Определите, где можно купить фрукты? (В магазине, на рынке) / Определите, где можно вырастить фрукты (На садовом участке, во дворе).
- Установите соответствие между объектами и значениями величины (Всего фруктов - неизвестно, яблок - 5 кг, груш -3 кг, слив - 6 кг).
- Используя полученные данные, составьте текст задачи (Бабушка купила на рынке фрукты: яблок - 5 кг, груш - 3 кг, слив - 6 кг. Сколько всего килограмм фруктов купила бабушка? / На садовом участке садоводы вырастили фрукты : яблок -5 кг, груш - 3 кг, слив - 6 кг. Сколько всего килограмм фруктов вырастили садоводы?).
Обучающиеся самостоятельно записывают решения составленной задачи:
5 + 3 + 6 = 14 (кг)
Ответ: 14 кг фруктов купила бабушка / вырастили садоводы.
Отметим, что на этапе закрепления необходимо провести проверку составления и решения задачи. Провести его можно с помощью сравнения решения с готовым эталоном решения задачи.
Учебное задание 2. На доске вывешиваются схемы.
5м
4м.
Учитель предлагает младшим школьника составить задачу по готовой схеме, а также решить ее.
Дети могут составить следующую задачу: «Длина первого отрезка 5 метров, длина второго отрезка 4 метра. На сколько больше метров длина первого отрезка, чем второго?».
Решение:
5 - 4 = 1 (м)
Ответ: на 1 метр длиннее первый отрезок, чем второй.
Прием, составление задачи на основе нескольких задач, содержащих один сюжет и часть общих объектов с их количественными характеристиками.
Цель: развитие умения выделять основные структурные элементы задачи (условие и вопрос).
Учебное задание 3. «Сравните тексты следующих задач.
- В школьную библиотеку привезли новые учебники. В первый день библиотекари расставили 210 учебников по русскому языку, во второй - 135 учебников по математике. Сколько учебников расставили библиотекари по полкам за два дня?
- В школьную библиотеку привезли учебники. В первый день библиотекари расставили по полкам 210 учебников по русскому языку, во второй - 63 учебника по чтению. Сколько учебников расставили библиотекари по полкам за два дня?
- В школьную библиотеку привезли учебники. В первый день библиотекари расставили по полкам 97 учебников по английскому языку, во второй - 63 учебника по чтению. Сколько расставили библиотекари по полкам за два дня»? [3, С. 136].
Учащиеся сравнивая тексты задач приходят к следующему выводу: -Сюжет во всех трех задачах одинаковый.
- Вопросы в задачах одинаковые.
- Числовые данные различны.
- Наименование учебников различны.
- Есть одинаковые числовые данные (в первой и во второй задаче- 210 учебников, во второй и третьей задаче - 63 учебника).
Прием, составления задач по предложенному решению с подробным пояснением.
Цель: развитие умения самостоятельного соотношения сюжета задачи с готовым решением.
Учебное задание 4.
Учитель предлагает готовое решение задачи. Обучающимся необходимо самостоятельно составить текст задачи.
1) 14 + 9 = 23 (б) - блина испекла мама за понедельник и вторник.
2) 40 - 23 = 17 (б).
Ответ: 17 блинов испекла мама в среду.
Задача, составленная детьми: В Масленичную неделю мама пекла блины. В понедельник она испекла 14 блинов, во вторник - 9. Сколько блинов испекла мама в среду, если за три дня она испекла 40 блинов. Прием, составления модели к тексту задачи.
Цель: развитие умения детей самостоятельного моделировать сюжет задачи. Учебное задание 5.
Учитель предлагает обучающимся составить модель к задаче: «Из двух поселков навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Один из них ехал со скоростью 9 км/ч, второй - 11 км/ч. Через 3 часа они встретились. Какое расстояние между поселками?».
i 1 км ч 9 км/ч
В данной работе были рассмотрены различные методические приемы, которые позволяют решать текстовые задачи.
Выводы. Несомненно, использование предложенных методических приемов в процессе учебной деятельности, осуществляемой с целью обучения младших школьников решению задач на уроках математики, помогает учащемуся размышлять, высказывать различные позиции, в которых ученику нужно самостоятельно разобраться и принять определенную точку зрения, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов, помогает формировать основные математические понятия курса математики, совершенствовать вычислительные навыки, развивать творческое мышление и речь учащихся.
Литература:
1. Белошистая, А.В. Обучение решению задач в начальной школе: учеб. пособие [для учителя] / А.В. Белошистая. -М.: ТИД: Русское слово, 2003. - 288 с.
2. Мендыгалиева, А.К. Общие вопросы методики преподавания математики в начальной школе: Электронное учебно-методическое пособие / А. К. Мендыгалиева. - Оренбург: Без издательства, 2019. - 159 с.
3. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М.: Академия, 1999. - 285 с.
4. Царева, С.Е. Различные способы решения задач и различные формы записи решения / С.Е. Царева. - М.: Просвещение, 1991. - 267 с.
5. Царёва, С.Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников / С.Е. Царёва. - Новосибирск: НГПУ, 1998. - 136 с.
6. Портал федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - URL: https://fgosvo.ш/uploadШes/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf(дата обращения: 20.02.2022).
7. Примерная рабочая программа начального общего образования математика (для 1-4 классов образовательных организаций)[Электронный ресурс]. - URL:https://fgosreestr.ru/uploads/files/296de82d31e4c1da44d7b279cfa21bbf.pdf(дата обращения: 19.02.2022).
8. Хаустова, В.Н. Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности [Электронный ресурс] / В.Н. Хаустова, Н.Н. Мальцева, Е.Г. Губарева // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 39-41. -URL.: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12782 (дата обращения: 15.12.2022).