Научная статья на тему 'Учебные задачи как средство формирования исследовательских умений будущего учителя начальных классов'

Учебные задачи как средство формирования исследовательских умений будущего учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / TEACHER / УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / RESEARCH SKILLS / МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / TEACHING ASSIGNMENTS / TECHNIQUES AND MATHEMATICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамхалов Расул Ибрагимович

В статье рассмотрены вопросы формирования исследовательских умений будущих учителей начальных классов. Подготовка учителей, способных к целенаправленной учебно-исследовательской деятельности и владеющих приемами решения проблемных задач, является ведущей задачей профессионального образования. При этом основным средством формирования исследовательских умений студентов являются учебные задания, где, наряду с представлением изучаемого математического материала, нашли отражение методы и приемы решения различных учебных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамхалов Расул Ибрагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational tasks as means of forming research skills of future primary school teachers

The formation of research skills of future primary school teachers is discussed. Training teachers capable of textbook-focused research activities but who own methods of problem solving tasks is the leading task of vocational education. Thus the basic tool to form research abilities of students are educational assignments, where, along with the mathematical representation of the studied material, found reflection of methods and techniques for solving various learning tasks.

Текст научной работы на тему «Учебные задачи как средство формирования исследовательских умений будущего учителя начальных классов»

УДК 378 ББК 74.204

Р.И. Шамхалов

учебные задачи как средство формирования исследовательских умений будущего учителя

начальных классов

В статье рассмотрены вопросы формирования исследовательских умений будущих учителей начальных классов. Подготовка учителей, способных к целенаправленной учебно-исследовательской деятельности и владеющих приемами решения проблемных задач, является ведущей задачей профессионального образования. При этом основным средством формирования исследовательских умений студентов являются учебные задания, где, наряду с представлением изучаемого математического материала, нашли отражение методы и приемы решения различных учебных заданий.

Ключевые слова: учитель, учебные задания, исследовательские умения, методико-математические дисциплины.

R..I. Shamkhalov

educational tasks as means of forming research skills of future primary school teachers

The formation of research skills of future primary school teachers is discussed. Training teachers capable of textbook-focused research activities but who own methods of problem solving tasks is the leading task of vocational education. Thus the basic tool to form research abilities of students are educational assignments, where, along with the mathematical representation of the studied material, found reflection of methods and techniques for solving various learning tasks.

Keywords: teacher, teaching assignments, research skills, techniques and mathematical disciplines.

Актуальной проблемой профессионального образования становится готовность к поиску и переработке информации посредством самостоятельной исследовательской деятельности с позиций обеспечения компетентности личности. Ее решение требует целенаправленных действий по формированию исследовательских компетенции, способствующих высвобождению деятельностного начала в человеке, укреплению потребности в познании и т.д. При этом отличительной особенностью является то, что педагог должен владеть умениями анализировать и обобщать психолого-педагогическую и ° методическую литературу, быть готовым х к интеллектуальной преобразовательной го деятельности, к внедрению инноваций, обладать системным видением образовательного процесса, реализовывать

научно-исследовательский подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

В настоящее время в условиях внедрения стандартов нового поколения важнейшей задачей профессиональной подготовки выступает формирование креативного специалиста, способного к непрерывному саморазвитию и сотрудничеству, ориентирующегося в современном образовательном и социальном пространстве, готового адекватно оценивать себя и свои достижения [3].

С учетом сказанного, подготовка учителей начальных классов, способных к целенаправленной учебно-исследовательской деятельности и владеющих приемами решения поисковых задач - одна из ключевых задач образования.

По мнению И.А. Пупынина, исследовательская компетенция педагога представляет собой характеристику личности, связанную с владением исследовательскими умениями и способами деятельности, навыками осуществления поиска информации с целью решения образовательных задач, построения образовательного процесса в соответствии с ценностями современного образования, миссией образовательного учреждения, планируемыми образовательными результатами.

По мнению А.В. Багачук и М.Б. Шаш-кина, исследовательская компетенция учителя представляет собой интегратив-ную характеристику личности, связанную с владением методологическими знаниями, технологией исследовательской деятельности, признанием их ценности и готовностью к их использованию в профессиональной деятельности [5].

С учетом сказанного, исследовательские умения следует формировать в комплексе дисциплин осваиваемых студентами факультета начальных классов, среди которых определенное место занимает психолого-педагогическая подготовка. В современной начальной школе важно, чтобы образовательный процесс носил не только проблемный, но и развивающий характер, в связи с чем современная система математического образования ориентирована на формирование у учащихся исследовательских умений.

На наш взгляд, исследовательские умения должны формироваться в системе дисциплин, осваиваемых студентами на факультете начального образования, среди которых ведущее место занимает методика обучения математике.

К исследовательским умениям, по мнению многих ученых, следует отнести не только предметные знания и умения, но и опыт выполнения приемов научно-исследовательской деятельности, среди которых: работа с научной информацией; выдвижение и обоснование гипотез; прогнозирование результатов и проектирования будущей деятельности, осознанное выполнение этапов научного поиска. При этом расширение круга профессиональных компетенций личности

на основе формирования исследовательских умений выступает одной из задач образования и требует систематического и целенаправленного внедрения методики их формирования, повышение уровня интеллектуально-творческих и логически-эвристических функций познания [4].

Изучение дисциплин предполагает создание условий для формирования комплекса исследовательских умений по переводу задачи с естественного языка на математический; самостоятельного нахождения действий, через привлечение знаний из других областей; самостоятельного нахождения недостающей информации; различных вариантов решения проблемы; выдвижения гипотезы (на основе анализа данных, установления причинно-следственных связей; анализа результатов деятельности; использования научных методов познания: моделирование, наблюдение, эксперимент, тестирование, работа с литературой и т.д.; проведение прямых и косвенных измерений, обработки полученных результатов измерений с учетом его погрешностей; адекватного осуществления самооценки и самоконтроля и т.д.

Следовательно, работа по формированию исследовательских умений осуществляется в системе подготовки будущих учителей, где в значительной мере позитивную роль играют специальные исследовательские задания, выполнение которых способствует овладению их комплексом [2].

Рассмотрим некоторые варианты учебно-исследовательских заданий, которые следует использовать в обучении студентов в рамках методических дисциплин. При формировании вычислительных умений и навыков нахождения объема прямоугольного параллелепипеда в начальной школе интерес вызывает задание, связанное с методикой нахождения объема параллелепипеда [1].

Задание 1. На столе лежит печатный лист бумаги, а рядом стопка таких же листов. В чем схожесть и отличие иллюстрируемого материала? Какие величины надо знать, чтобы вычислить объем? Какую закономерность вы заметили?

X

ф

>.

X

¡£ О .0

си I-

го ш о

ч ф

с;

о о

X

го ей о

^ ш о о 0.0 о го

-8-5

2 * рз

о ГО

° £ ¡г го

т го ч го

со ф

XI X

ю ф

т

ш

о ^

га х

ГО

3

Найдите в учебниках математики для начальной школы задания, в которых рассматривается данный случай.

В ходе решения задания студенты актуализируют математические знания, сравнивают и воспроизводят приемы выполнения задания, осуществляют индуктивные умозаключения.

С этих позиций методические задания носят исследовательский характер, поскольку ориентированы на анализ условия задания. К примеру, учащимся дано уравнение с одной неизвестной 3*(х-2) = 9. Нужно преобразовать его в текстовую задачу. Предложите вариант выполнения задания, а также приемы работы с предложенным материалом. На формирование каких умений они будут направлены?

1 корзина - (х - 2) (яблок); 2 корзина - х (яблок) 3*(х - 2)=9

В первой корзине на 2 яблока меньше, чем во второй, а если увеличить количество яблок первой корзины в 3 раза, то в первой корзине станет 9 яблок. Сколько яблок в первой корзине? Сколько яблок во второй корзине? Сколько яблок в двух корзинах?

При рассмотрении способов обоснования истинности и ложности высказываний студентам предлагается задание.

1. Для доказательства каких утверждений необходимо провести рассуждения в общем виде, а для каких - достаточно привести пример: некоторые треугольники являются равнобедренными; всякий квадрат это прямоугольник; сумма двух положительных чисел всегда положительное число; Какие утверждения можно опровергнуть, приведя пример: все натуральные числа больше 1; любой многоугольник имеет центр симметрии; некоторые равнобедренные треугольники являются прямоугольными?

Приведенные задания нацеливают студентов на поиск логической формы высказывания и выбор способа действия. При этом пониманию возможностей развития личности младшего школьника способствует обсуждение заданий, где необходима оценка и обоснование развивающих целей учебных заданий.

Задание 2. В ходе решений уравнений младших школьников важно мотивировать их к рассуждениям, установлению причинно-следственных связей, обоснование своей точки зрения. Кроме того, важно обеспечить самостоятельное опробирование логических рассуждений и формулировки выводов.

Следовательно, при выполнении задания необходимо обеспечить рассуждения учащимися заданий:

а) Определите в каком уравнении значение неизвестного будет больше?

32 : х = 16 32 : х = 8 32 : х = 4

б) В предложенных уравнениях значения неизвестного могут быть одинаковыми?

12+х= 64 14+х= 64 16+х= 64.

в) Определите дидактические и развивающие цели заданий.

Следовательно, необходимость усвоения способов деятельности подталкивает школьников к аргументации, использованию норм самостоятельно. В условиях четко скоординированной и грамотно организованной работы формирование исследовательских умений в ходе методических предметов учителем начальных классов обеспечивается выполнением заданий учебно-познавательного характера.

Фактором, способствующим качественному формированию исследовательских умений и навыков, выступает их педагогическая практика, которая обеспечивает практическую проверку гипотезы, составления плана проведения экспериментальной части исследования. Студенты, самостоятельно организовывая деятельность, учатся ставить перед собой задачи и находят пути их решения. Такая организация обеспечивает благоприятные условия для приобщения к основам научно-исследовательской деятельности, необходимость формирования которых актуальна для учителя начальных классов.

Использование различных учебных заданий позволяет проявить познавательную и творческую активность, повышает уверенность в собственных способностях, что, несомненно, влияет на фор-

мирование педагогического мастерства будущего учителя начальных классов. Следовательно, в качестве педагогических условий, способствующих формированию исследовательских умений будущего учителя начальных классов нами определены: педагогическая диагностика сформированности исследовательской компетенции студентов на каждом этапе; совместная научно-исследовательская работа преподавателя и студента; опора на индивидуальные характеристики, учет их интересов при отборе заданий в рамках исследовательской работы; целенаправленное развитие рефлексивного характера действий студентов; развитие профессионально значимых качеств (активность, ответственность, целеустремленность и др.); использование активных форм исследовательской деятельности

студентов в учебное и внеучебное время.

Эффективное формирование исследовательской компетенции в значительной степени зависит как от создаваемых внешних условий, так и от направленности и внутренней активности студентов. Если студенты осознают, что исследовательская деятельность успешно протекает при наличии сформированной исследовательской компетенции, то все задания приобретают значимость и актуальность. Таким образом, систематическое и планомерное включение будущих учителей начальных классов в проведение научных исследований способствует овладению аналитическими и оценочными умениями, проявлению целеустремленности, ответственности и инициативности, что составляет исследовательскую компетенцию личности.

Библиографический список

1. Лященко, Е.И. Математические, учебные и методические задачи в курсе методики преподавания математики [Текст] / Е.И. Лященко // Рациональный подбор задач как средство улучшения математического образования в школе и вузе. - 1984. - № 6. - С. 44-46.

2. Мендыгалиева, А.К. Использование обучающих заданий в процессе решения арифметических задач [Текст] / А.К. Мендыгалиева // Математика в школе. - 2010. - № 5. - С. 25-28.

3. Нефедова, Л.А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении [Текст] / Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологи. - 2006. - № 4. - С. 61-66.

4. Стойлова, Л.П. Система формирования исследовательских умений у будущих учителей начальных классов в процессе их подготовки в пед колледже и в университете [Текст] / Л.П. Стойлова // Современные проблемы науки и образования: сб. науч. статей. - М.: МПГУ, 2008. - № 2. - С. 5-21.

5. Шашкина, М.Б. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода [Текст] / М.Б. Шашкина, А.В. Багачук. -Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. - 240 с.

References

1. Lyashenko E.I. Math, teaching and learning tasks in the course of methodical teaching mathki. Rat-sionalnyipodbor zadach kak sredstvo uluchshenia matematicheskogo obrazovania v shkole i vuze, 1984. № 6. P. 44-46. [in Russian].

3. Mendygalieva A.K. Using the training tasks in the process of solving arithmetic problems. Matematika v shkole, 2010. №5. P. 25-28. [in Russian].

4. Nefedova L.A., Ukhov N.M. The development of core competencies in project-OCU chenii. Shkol-nyie tekhnologii, 2006. № 4. P.61-66. [in Russian].

4. Stoilova L.P. The system of formation of research abilities at the future teachers of initial classes in the course of their training ped college and university. Sovremennyieproblemy nauki i obrazovania. M.: Moscow State Pedagogical University, 2008. № 2. P. 5-21. [in Russian].

5. Shashkina M.B., Bagachuk A.V. Formation of research activity of students of pedagogical high school in the conditions of implementation of the competence-based approach. Krasnoyarsk: Krasnoyar. gos. ped. Univ im. V.P.Asttafyeva, 2006. P. 240. [in Russian].

X

ф

^

X s

О

.0 ^

Ф I-

ro ca

о ф

^

о о

X

го ca

0

1 ° S о Q.O О ГО

-8-5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S * P?

о ГО ° £ * X

го х Si К

м

м

п

ф е

^ ф

«si

Сведения об авторе: Шамхалов Расул Ибрагимович,

соискатель, кафедра теории и методики профессионального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Российская Федерация. &mail: gadjiev82@mail.ru

Information about the author: Shamkhalov Rasul Ibragimovich,

Applicant for Degree,

Department of Theory and Methods

of Vocational Education,

Dagestan State Pedagogical University,

Makhachkala, Russian Federation.

E-mail: gadjiev82@mail.ru

УДК 42-3 ББК 81.432.1-33

П.Б. Шахбанова, Н.Э. Алибулатова, А.Д. Рашидова

к вопросу о методической классификации фразеологических единиц

В статье обосновывается проблема методической классификации фразеологических единиц при обучении английскому языку на среднем этапе языкового педагогического вуза. Авторы трактуют данную проблему в ракурсе рационализации методики работы над данным языковым материалом в связи с дифференцированным подходом к фразеологии как объекту усвоения.

Ключевые слова: методическая типология, фразеологическая единица, психологические факторы, прогнозирование ошибок, лингвистический анализ, тип трудностей.

го са о Ч s Э го CL

ci

<

(О са о н

го &

ю

0

1

(О са о х го ю

X

го

ЕЗ

LÛ d

P.B. Shakhbanova, N.A. Alibulatova,, A.D. Rashidova

to the question of methodological classification of phraseological units

The problem of methodical classification of the phraseological units when teaching English at the middle stage of language pedagogical high-school is analyzed. The problem is treated in the frame of rationalization of working technic with this language material in connection with differential approach to phraseology as to the object of mastering.

Key words: methodological typology, phraseological unit, psychological factors, forecasting mistakes, linguistic analysis, type of difficulties.

Работанад фразеологиейанглийского языка в языковом вузе предполагает достижение такого уровня владения данным материалом для употребления его вустной речи,когдавниманиеговорящего минимально направлено на оформление высказывания. Высокий автоматизм употребления фразеологизмов в устной речи должен сочетаться с умением употреблять в нужной ситуации именно ту фразеологическую единицу, которая убедительно и точно передает высказываемую мысль.

Для решения поставленной задачи необходимо рассмотреть проблему рационализации методики работы над данным языковым материалом, непосредственно связанную с дифференцированным подходом к фразеологии как объекту усвоения. Такой подход предполагает выбор определенных форм работы над языковым материалом: в зависимости от его методической классификации.

В методической литературе существует разнообразный материал, относящийся к проблеме методической ти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.