Научная статья на тему 'ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1166
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕКСТОВАЯ ЗАДАЧА / ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СХЕМА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / TEXT TASKS / GRAPHIC MODEL / SCHEME / PRIMARY SCHOOL / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокорева Валентина Владимировна, Вендина Алла Анатольевна

В работе обосновывается применение метода графического моделирования как одного из эффективных средств визуализации решения текстовой задачи в соответствии с требованиями ФГОС НОО в области формирования у обучаемых познавательных общеучебных умений. На основе проведенного анализа учебно-методических комплексов по математике для начальной школы в статье определены виды графических моделей, используемых в решении текстовых задач, составлена их классификация. Также приводятся примеры решения заданий с помощью составления графической модели "блок-схема" и рассматриваются методические особенности работы с текстовой задачей по модели данного вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC MODELS AS A MEANS OF VISUALIZATION TEXT TASKS IN ELEMENTARY SCHOOL

The paper substantiates the use of the method of graphic modeling, as one of the effective means of visualizing the solution of a text problem in accordance with the requirements of the federal state educational standards elementary general educationin the field of the formation of cognitive educational skills among students. Based on the analysis of educational and methodological complexes in mathematics for elementary school, a classification of graphic models used in solving text problems is compiled. The article also provides examples of solving tasks using the compilation of a graphical model "block diagram" and discusses the methodological features of working with a text task on a model of this type.

Текст научной работы на тему «ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

S

LU

S

о

LU

< et

LU

# * *

284

тов, обладающих моральной ответственностью.

Необходимой предпосылкой нравственности и моральной ответственности является самопознание (Батурин, 2012), Следовательно, формирование ценностного ядра личности можно рассматривать в рамках гносеологического соотношения сознания и самосознания, что требует изучения и исследования как ценностного, так и социально-нравственного аспектов. Обращаясь к философским взглядам И. Канта на самосознание, вспомним о том, что великий философ был уверен в том, что личность все же должна соотносить свое поведение с мнением других, с нравственным законом (Батурин, 2012). Известно, Г. Гегель был приверженцем трехступенчатого становления самосознания. Первая ступень - это осознание личностью собственного существования, что, в итоге, вызывает стремление к самореализации. Возникновение межличностного отношения (человек осознает себя существующим для другого) относится ко второй ступени, что приводит к осознанию своей идентичности, а затем перерастает, в осознание собственной индивидуальности. Третья ступень посвящена усвоению общих принципов (семьи, отечества, государства, любви, дружбы, храбрости, чести, славы), когда личность осознает не только свои различия, но и свою глубокую общность с другими людьми. Отметим, что эта общность, по мнению многих известных философов, составляет "субстанцию нравственности" (Розов, 1993). Важно и то, что в гегелевской теории индивид формирует свои ценностные ориентации в процессе общения и деятельности. Вывод может быть следующим: закономерный стадиальный процесс, этапам которого соответствуют фазы человеческого жизненного пути,характеризуется самопознанием, что для будущих специалистов, людей юношеского возраста, крайне важно.

Ценностно-смысловые ориентации будущего специалиста, обучающегося в условиях цифрового образования, по мнению автора ста-

тьи, сложное образование, предполагающее рассмотрение, как минимум, трех основных компонентов: когнитивного, эмотивного, поведенческого. Поясним, что эмотивный компонент отражает эмоционал ьную составляющую, когнитивный предстает как знаниееый элемент, а поведенческий напрямую связан с реализацией ценностных ориентации в поведении личности. Если учитывать, что без ценностно-смысловых ориентаций невозможно представить себе полноту структуры личности будущего специалиста, то по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности, которая, вместе с тем, характеризует меру ее социальности. То есть, можно предположить, что наличие у будущего специалиста целеустремленности, надежности, верности определенным принципам и идеалам, активная жизненная позиция свидетельствуют об устойчивой и непротиворечивой совокупности его ценностно-смысловых ориентаций в условиях функционирования цифровой среды.

Литература:

1. Батурин 8. К. Философия науки // М. : ЮНКТИ-Дана,2012.-236 с.

2. Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование Н Педагогика. - 2002. - № 3..-С 16-21.

3. Зинченко В. П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века / под ред. Н.Н. Пахомова и Ю.Б. Туп та лова. - М. : Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 2012. - С. 87 104.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М. : Академия, 2004. -302 с.

5. Кошелеаа А. О. Самоактуализация личности & условиях высшего профессионального образования // Образование и общество. - 2006, - №"2. -С. 26-28.

6. Кошелева А. О. Концептуальные подходы к под-Готовке личностис-зрел-:>го специалиста в условиях вуза // Высшее образование сегодня. - 2009. -№ - С. 71-73.

У. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). - М, : Новая школа, 1993. - 186 с.

GRAPHIC MODELS AS A MEANS OF VISUALIZATION TEXT TASKS IN ELEMENTARY SCHOOL

Kokoreva Valentrna Vladimirovna, PhD ofPhysico-mathematicaisciences

Vendina Af/a Anatofyevna, PhD of Physico-mathematicaisciences, Associate Professor

Department of Mathematics, Computer Science and Digital Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The paper substantiates the use of the method of graphic modeling, as one of the effective means of visualizing the solution of a text problem in accordance with the requirements of the federal state educational standards elementary general educationin the field of the formation of cognitive educational skills among students. Based on the analysis

of educational and methodological complexes in mathematics for elementary school, a classification of graphic models used in solving text problems is compiled. The article also provides examples of solving tasks using the compilation of a graphical model "block diagram" and discusses the methodological features of working with a text task on a model of this type.

Keywords; text tasks; graphic model; scheme; primary school; modeling. DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.54

ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ удк 372.851

ТЕКСТОВЫХ ЗАДА Ч В НА ЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВАК РФ 13.00.02

В работе обосновывается применение метода графического моделирования Ф Кокорева В.В., 2020 как одного из зффек тивных средс.те визуализации решения гекс. товой зада чи ф Вендмна А А 2020 в соответствии с требованиями ФГОС ИОО в области формирования у обучаемых познавательных общеучебных умений. На основе проведенного анализа учебно-методических комплексов по математике для начальной школы в статье определены виды графических моделей, используемых в решении текстовых задач, составлена их классификация. Также приводятся примеры решения заданий с помощью составления графической модели "блок схема" ирассмат риваются методические особенности работы с текстовой задачей по модели данного вида.

Ключевые слова: текстовая зада ча; графическая модель; схема;на чальная школа; моделирование.

Требования современного общества диктуют потребность в развитии у школьников навыков логического мышления, сообразительности, смекалки, а также умения оперативно принимать решений на основе имеющихся данных. Данные при этом могут быть представлены в разнообразной форме: в виде текста, рисунка, таблиц, схем, графиков. Формирование указанных нами личностных качеств необходимо начинать уже на начальном этапе обучения, в частности, на уроках математики.

Математическое образование, несомненно, это значимая часть начального образования. Урочная и внеурочная деятельность по математике направлена на овладение обучающимися математической грамотности, представляющей собой один из компонентов функциональной грамотности личности. Формирование математической грамотности у младших школьников может осуществляться в ходе решения ими текстовых задач. Правильно организованная и проводимая учителем работа предоставляет обучающимся широкие возможности не заучивать стандартные приемы решения, а находить их путем рассуждений и применять адекватно структуре задачи и представленным зависимостям между величинами. При этом у школьников формируется способность устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, приводящая к открытию решения задачи; вырабатывается "гибкость мышления" и умение применять полученные знания в практической деятельности, в различных жизненных ситуациях.

В методике существует несколько определений текстовой задачи. У всех авторов определение сформулировано по-разному, но все отмечают то, что задача характеризуется наличием сюжетной линии, определенной цели у решателя, стремлением получить ответ на вопрос и наличием условий и требований, необходимых для решения задачи. 8 нашей работе мы остановимся на следующем определении: текстовая задача есть описание на естественном языке некоторого явления (ситуации, процесса) с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этого явления, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между

КОКОРЕВА Валентина Владимировна, кандидат физико ма тема тических наук

ВЕНДИНА Алла Анатольевна, кандидат физико ма тема тических наук, доцент

кафедра Математики, информатики и цифровых образовательных технологий, Ставропольский государственный педагоги ческий институт, Ставрополь

компонентами или определить вид этого отношения [11, с. 182].

Одним из приемов работы над текстовой задачей является метод моделирования. Моделирование обозначено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования последнего поколения в качестве одного из видов универсальных познавательных общеучебных умений, применимое как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [^.Специфичность метода моделирования состоит в том, что он может применяться в различных областях детской деятельности: е игре, конструировании, рисовании и т.д., поэтому обучение моделированию является достаточно важным аспектом в учебной деятельности ребенка. Кроме того, с помощью составления моделей обучаемые учатся выражать свои мысли, систематизируют программный материал, осмысливают новое знание и восполняют информационные пробелы, что также способствует развитию критического мышления школьников |3].

Под моделированием понимают процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов [7, с. 178]. 8 основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок заменяет другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком или схемой [6].

В учебно-методической литературе, в частности, в учебном пособии по математике для бакалавров педагогического образования Л.П. Стойловой [11, с. 187], выделяют следующие виды моделей, с которыми сталкиваются младшие школьники при работе с текстовыми задачами: мыслительные, высказы-вательные, графические, знаково-символичес-кие (краткая запись, таблица), знаковые математические модели (уравнение, неравенство, выражение),

В нашем исследовании остановимся подробнее на рассмотрении графических моделей. Данный выбор обусловлен тем, что различные типы моделей представления знаний в сжатом виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста - это как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, "развернуть" весь текст по модели [5]. Кроме того, графические модели создают особую наглядность, выделяя логические и преемствен-

ные связи между элементами содержания текстовой задачи.Таким образом, графическая модель представляет собой свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, данный образ, может быть, развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий, что соответствует определению понятия визуализации в обучении (10),

Предваряет изучение способов решения текстовых задач методическая работа учителя, направленная на формирование умений построения визуальной модели. Эта работа заключается в акцентировании внимания на существенных сторонах текстовой задачи, выявлении "математического ядра", отражающей ее суть. Под "математическим ядром" будем понимать высказывательнуюмодель задачи, в процессе построения которой школьники устанавливают объекты, о которых идет речь в задаче, их роль и значение для решения текстовой задачи, а также величины и отношения между ними. Построение высказывательной модели состоит в установлении школьниками опорных слов, числовых значений величин, а также в определении известных и искомых.

С целью выявления основных видов графических моделей, используемых в начальной школе при решении текстовых задач, мы проанализировали учебно-методические комплексы, такие как: "Школа России", "Перспектива", "Перспективная начальная школа", "Начальная школа XX! века", а также интерактивные образовательные онлайн-ллатформы, посвященные организации обучения математике в начальной школе: Яндекс.Учебник, 1_одк1(ке, Uthi.ru, 8 результате проведенного анализа мы составили следующую классификацию графических моделей:

- рисунки: сюжетные и предметные. На рисунке изображаются реальные предметы, о которых говорится в задаче. Приведем пример предметного рисунка для следующей задачи на платформе Яндекс. Учебник: "Света и Вика копят монетки. У Светы 3 монетки в копилке, з у Вики на 1 монетку больше. Сколько монеток у Вики в копилке?" (рис. 1}.

Света ф ф ф Вика ф ф ф ф

Рисунок 1 Предметная модель

Именно предметная модель служит той внешней опорой, которая помогает ученику построить правильную мысленную модель, и, как следствие, выбрать верное арифметическое действие, то есть перейти к знаково-сим-волической модели. Предметные и сюжетные рисунки играют ключевую роль в обучении младших школьников решению текстовых задач в 1 классе. Однако постоянное использование предметного моделирования на последующих уровнях обучения имеет и отрицательные последствия. Так, при переходе в средние классы, школьники сталкиваются с более сложным абстрактным материалом, который перевести на язык конкретных реальных объектов им часто не удается И;

- схематические рисунки, в которых изображение реальных объектов замещается простейшими геометрическими фигурами - кругами, треугольниками, квадратами, овалами. На рисунке 2 мы привели пример модели данного вида для текстовой задачи: "У Кирилла 2 шоколадные конфеты и 3 карамельки. Сколько всего конфет у Кирилла?",

ДДЕП

Кр

Рисунок 3 - Схема

Задача 2. Утром на клумбе распустилось несколько желтых тюльпанов, а красных - в б раз больше. Всего 14 тюльпанов. Сколько желтых тюльпанов распустилось утром на клумбе (рис. 4)?

Рисунок 2 - Схематический рисунок

С помощью схемати ческих рисунко в ш коль-ники переходят от предметного моделирования к построению схем с более высоким уровнем абстракции, рассматриваемых нами в следующих пунктах;

- графические схемы, в которых изображение реальных объектов замещается отрезками. Эти модели, в свою очередь, делятся на чертежи и схемы. Основное отличие чертежа от схемы заключается в том, что чертеж предполагает точное отображение существующих в задаче взаимосвязей между величинами, в то время как на схеме школьники условно изображают представленные между величинами отношения. Главное правило построения схемы - она должна отражать структуру связей между известными величинами и искомыми.

Отличие между чертежом и схемой можно проиллюстрировать на примере следующих задач.

Задача 1. Утром на клумбе распустилось несколько желтыхтюльпанов,акрасных-на6боль-ше. Всего 14 тюльпанов. Сколько желтых тюльпанов распустилось утром на клумбе (рис 3)?

6 чаете?!

Рисунок 4 - Чертеж

Чертеж как вид модели чаще всего используется в задачах с "удобными" числовыми данными, позволяющими начертить отрезок заданной длины. Не рекомендуется использование чертежей, если у ребенка не выработаны навыки вычерчивания отрезков заданной длины.

Схемы позволяют иллюстрировать сюжеты задач с непрерывными величинами - с килограммами, литрами, сантиметрами и т.д.;

- блок-схемы, в которых изображения реальных объектов заменяется разноцветными блоками 18]. Заметим, что данный вид моделей практически не используется в печатной литературе, однако, он, на наш взгляд, обладает, большей визуализацией и наглядностью по сравнению со схемами, что делает возможным обучение с их помощью решению текстовых задач на начальной ступени обучения. Известные значения величин задачи и ее искомые изображаются в виде блоков, при этом одинаковые по размеру блоки означают одинаковое количество (рис 5).

неизвестное количество

1 п!4.ч п-:;х" * отечество

Рисунок 5 Блок-схема

На рисунке 5 приведен пример блок-схемы: в первой строке условно изображено некоторое количество предметов: их столько же, сколько во второй строке и еще два;

- комбинаторные графические модели: графы и дерево возможных вариантов. Построение графа, дерева возможных вариантов позволяет наглядно представить решение комбинаторной или вероятностной задачи и записать ответ [1].

Моделирование в виде отрезков, блок-схем целесообразно использовать при решении задач, в которых даны отношения значений величин "больше", "меньше", "столько же". Приведем пример работы с блок-схемой при обучении решению составных задач по теме "Увеличение на несколько единиц". Рассмотрим, например, такую задачу для 1-2 классов: "В коробке лежит 19 елочных игрушек: звезды и шарики. Известно, что шариков на 5 больше, чем звезд. Сколько шариков лежит в коробке?

Смоделируем условие задачи в виде блок-схемы. Здесь важно ученикам вспомнить, что фраза "на 5 шариков больше, чем звезд" означает "столько же, сколько звезд, и еще 5", а значит, количество звезд мы можем обозначить с помощью зеленого блока, тогда в строке для шариков появится зеленый блок и розовый с числом 5, С фигурной скобкой ученики знакомятся как при составлении схем, так и при составлении кратких записей. Фигурная скобка на схеме есть обозначение слова "всего". Таким образом, мы получаем блок-схему, представленную на рисунке 6,

Рисунок б - Блок-схема в составной задаче на увеличение на несколько единиц

Совместная работа учителя и учеников при построении блок-схемы помогает школьникам предметно усвоить словесное сообщение, передаваемое в текстовой задаче, и построить ответ на поставленный вопрос с помощью рассуждений. После работы с текстом задачи учитель задает ученикам вопросы:

- Если шариков и звезд было одинаково? (Тогда елочных игрушек было бы больше или меньше).

- Что нужно сделать, чтобы шариков стало столько же, сколько и звезд? (Можно добавить 5 звезд или убрать 5 шариков),

- Какое арифметическое действие позволит нам уравнять количество шариков и звезд в коробке? (Сложение или вычитание).

Рассуждая подобным образом, ученики приходят к решению задачи двумя способами.

Первый способ:

1)19-5 = 14 (шт.) -всего игрушек, если шариков было бы столько, сколько и звезд;

2) 14:2 = 7 (шт.) - столько звезд;

3) 7 + 5 = 12 (шт.) - столько шариков.

Второй способ:

1) 19 + 5 = 24 (шт.) -всего игрушек, если звезд было бы столько, сколько и шариков;

2) 14:2 = 12 (шт.) - столько шариков.

Ответ: 12 шариков.

Как видим, второй способ состоит из меньшего числа действий, то есть является более рациональным. Таким образом, графические модели не только помогают обучаемым в сознательном выявлении скрытых зависимостей между величинами, но и побуждают учеников находить наиболее рациональные пути решения задач.

Наибольшие затруднения у школьников вызывают, как правило, нестандартные задачи, то есть задачи, алгоритм решения которых ученикам не известен. Справиться с их решением, зачастую, также помогает применение метода графического моделирования. Рассмотрим на примере следующей задачи, решение которой часто вызывает удетей большие затруднения. Задача приводится на платформе ЬэдкЫке.

Задача 3. Масса целого арбуза на 6 килограммов больше, чем масса половины арбуза. Чему равна масса всего арбуза? (рис. 7)

Рисунок 7 Блок-схема к задаче 3

Сложность состоит в умении ученика составить модель, в которой известная и неизвестная величины изображены равными по размеру блоками, так как они изображают две половины одного целого. Верно, построенная модель позволит школьникамнайти целую величину по известной половине и записать решение: 6 + 6 = 12 (кг) - масса целого арбуза.

Подводя итоги нашего исследования, отметим, что назначение графических моделей состоит в формировании у младших школьников следующих умений:

- выделять основные понятия и объекты, участвующие в построении модели;

- устанавливать связи между величинами;

- использовать модели, как средство наглядности визуализации для нахождения значений величин, входящих в задачу.

Графическое моделирование делает текстовую задачу понятной для каждого ученика; обеспечивает качественный анализ задачи, обоснованный выбор необходимого арифметического действия; повышает активность и

гибкость мыслительной деятельности в поисках разных способов решения одной и той же текстовой задачи; формирует умение применять освоенные способы действий в практической деятельности. Даже слабые ученики выбирают верные арифметические действия, решая текстовую задачу с помощью схемы, рисунка или готового чертежа. Графические модели служат опорой для построения мыслительной модели, они должны применяться на всем протяжении школьного обучения, а работа с ними не должна заканчиваться в начальной школе.

Литература:

1. Богомолов Е.6. Элементы стохастики в начальной школе / ЕВ. Богомолов, A.A. бендина // Bon росы педагогики. - 2019. - №» 1. - С 8 11.

2. Бурлакова T.B. Математика. 1-6 классы. Формирование навыков работы с текстовыми задачами / Т.В. Бурлакова, CA. Зайцева, Т.Б. Румянцева, И. И. Целищева.- М. : Илекса, 2015, - 179 с.

3. бендина A.A., Козак Е.А. Развитие критического мышления учащихся как условие реализации ФГОС НОО / А.А.Вендина, Е.А. Козак //Образова ние и педагогические науки в XXI веке. Актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

статей победителей Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - 2017. - С, 29-31.

4. Кокорева В.В. Обучение моделированию при решении текстовых задач в начальной школе / В,В. Кокорева, A.A. Вендина // Вопросы педагоги ки. -2019. - №3.-С. 122-126.

5. Лату В.Г. Визуализация как один из приемов обучения решению сюжетных арифметических задач в начальной школе / В.Г. Лату, М.В. Басалаева //Дискурс. Педагогические науки. - 2018. N-4 (18). -С. 65-72.

6. Рабаданов P.P. Схематическое моделирование входе решения текстовых задач / P.P. Рабаданов / / Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педаготические науки.-2013,- №. 4 (25), - С 77-81.

7. Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика / А.П. Савин.- М., 1935.

8. Сорока О.Г. Визуализация учебной информации [Электронный ресурс] / О.Г Сорока, И.Н. Ва сильева // Университет педагогического самообразования- 2015,- 12. - Режим доступа: littps:/ /e!ib.bspu.by/bitstream/d о с/10693/1/ Soroka._PS_12_2015.pdf. - Дата обращения: 07.06.2020.

9. Стойлова Л.П. Математика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 3-е изд., стер./Л.И. Стойлова, - М. : Академия, 2013. 416с.

DIGITAL ENVIRONMENT FOR THE FORMATION OF DESIGN THINKING OF STUDENTS IN TECHNOLOGY LESSONS Latipova Lttia Nfko/aema, PhD of Pedagogical science, Associate Professor Faskhutdinova AfsuRaslmoma, student

Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Yelabuga, Republic ofTatarstan

This article analyzes and systematizes the main trends in the formation and development of design thinking in technology education. On the basis of fundamental research, the author designed an innovative complex to determine the level of formation of design thinking, offered tools to improve the level of design thinking in school students in the lessons "Technology", arranged design sites for the formation of design thinking. We have experimentally determined the effectiveness of using distance technologies in the formation of design thinking in the technological education of schoolchildren.

Keywords: design thinking; educational and methodological complex; creative thinking; "Atlas of the formation of design thinking"; "At/asTechno".

DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.55

ЦИФРОВАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

в данной статье проанализированы и систематизированы основные тенден цп!'1 в формировании и развитии дизайнерского мышления в технологическом образовании. На основе фундаментального исследования автором спроектирован инновационный комплекс по определению уровня сформированносги дизайнерского мышления, предложены инструменты для повышения уровня дизайнерского мышления у школьников на уроках "Технология", проранжи-рованы сайты-конструкторы для формирования дизайнерского мышления, Опытным путем определена эффективность использования дистанционных технологий в формировании дизайнерского мышления в технологическом образовании школьников.

Ключевые слова; дизайнерское мышление; учебно-методический комплекс; творческое мышление; "А тлас формирования дизайнерского мышления"; сайт "AmacTechno",

УДК 373 ВАК РФ 13.00.02

9 Ла типова H.H., 2020 5 Фасхугдинова А.Р., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.