Научная статья на тему 'Учебные стратегии в преподавании иностранных языков как комплекс когнитивных способностей'

Учебные стратегии в преподавании иностранных языков как комплекс когнитивных способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ СТРАТЕГИЯ / ДЕКЛАРАТИВНОЕ ЗНАНИЕ / ПРОЦЕДУРНОЕ ЗНАНИЕ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАМЯТИ / ПАРАДИГМА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / LEARNING STRATEGY / DECLARATIVE KNOWLEDGE / PROCEDURAL KNOWLEDGE / MEMORY REPRESENTATION / PARADIGM OF INFORMATION PROCESSING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машлыкина Наталья Дмитриевна

В статье рассматриваются специфические черты учебной стратегии и особенности их использования при обучении иностранным языкам. Показано, как выбор определенной учебной стратегии обусловлен видом представляемого когнитивного знания. Результаты исследования подтверждают значимость комплексного лингво-когнитивного подхода к выбору определенных учебных стратегий для обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машлыкина Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING STRATEGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AS THE COMPLEX OF COGNITIVE ABILITIES

The article considers specific features of a learning strategy and peculiarities of their use while teaching foreign languages. It is shown that the choice of a certain learning strategy is conditioned by the type of the presented cognitive knowledge. The results of the research confirm the significance of the complex linguo-cognitive approach to the choice of certain learning strategies for teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «Учебные стратегии в преподавании иностранных языков как комплекс когнитивных способностей»

Машлыкина Наталья Дмитриевна

УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАК КОМПЛЕКС КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В статье рассматриваются специфические черты учебной стратегии и особенности их использования при обучении иностранным языкам. Показано, как выбор определенной учебной стратегии обусловлен видом представляемого когнитивного знания. Результаты исследования подтверждают значимость комплексного лингво-когнитивного подхода к выбору определенных учебных стратегий для обучения иностранному языку. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/10-3/52.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 3. C. 192-194. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

DEVELOPING HIGHER SCHOOL STUDENTS' AUTONOMY ON THE BASIS OF MIXED TEACHING (BY THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE")

Kurovskii Vasilii Nikolaevich, Doctor in Pedagogy, Professor Institute of Educational Systems Development of the Russian Academy of Education

v.kurovskii@yandex.ru

Dem'yanenko Nataliya Vladimirovna

National Research Tomsk Polytechnic University Tomsk State Pedagogical University dnv@tpu.ru

Ermakova Yanina Viktorovna

National Research Tomsk Polytechnic University eyv@tpu.ru

Shvareva Ol'ga Vasil'evna

Tomsk State Pedagogical University schwarewa. olga@yandex. ru

Lunyushkina Irina Sergeevna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Tomsk State Pedagogical University medka@ynadex. ru

The article examines the problem of developing higher school students' autonomy on the basis of the mixed teaching technology by the example of the discipline "Foreign Language". The paper summarizes the views of Russian and foreign authors on the autonomy conception, identifies the integrity of organizational and pedagogical conditions to develop students' autonomy and establishes the criteria to evaluate its level. The authors argue that the use of mixed teaching on the basis of the Moodle electronic platform raises considerably the higher school students' autonomy level.

Key words and phrases: autonomy; autonomous work; mixed teaching; electronic platform; foreign language; organizational and pedagogical conditions.

УДК 372.881.111.22

В статье рассматриваются специфические черты учебной стратегии и особенности их использования при обучении иностранным языкам. Показано, как выбор определенной учебной стратегии обусловлен видом представляемого когнитивного знания. Результаты исследования подтверждают значимость комплексного лингво-когнитивного подхода к выбору определенных учебных стратегий для обучения иностранному языку.

Ключевые слова и фразы: учебная стратегия; декларативное знание; процедурное знание; репрезентация памяти; парадигма обработки информации.

Машлыкина Наталья Дмитриевна, к. пед. н.

Волгоградский государственный аграрный университет mashlykina-n@mail.ru

УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАК КОМПЛЕКС КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Язык был и остается самым сложным и интересным «изобретением» человечества. Следовательно, изучение любого языка, а иностранного в особенности, a priori не может быть тривиальным и скучным. Данный процесс завлекает личность целиком, со всеми ее многочисленными компетенциями и способностями [1].

Для повышения эффективности и качества преподавания иностранных языков в настоящее время разработаны и описаны различные стратегии обучения иностранному языку, его применения в коммуникативной сфере, тренировки многочисленных навыков и способностей в процессе обучения и т.д. Задача настоящей статьи - исследование сущности и функций учебных стратегий с позиций когнитивной лингвистики, объективная необходимость объяснения которых связана с возрастающей ролью иностранного языка в современном глобализованном обществе для обмена всеми видами информации.

Несмотря на то, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к исследованию проблематики учебных стратегий, следует отметить, что до сих пор отсутствует четко выработанная концепция, определяющая их типологию. Кроме того, существующие многообразные трактовки термина «учебная стратегия» характеризуются своей содержательной неопределенностью.

В данной работе мы исходим из того, что учебная стратегия представляет собой «план ментального действия, необходимый для достижения цели обучения» [3, S. 9]. Речь идет о контролируемой умственной деятельности, связанной с видами учебной деятельности, целью учебного процесса и достижением этой цели.

Учебная деятельность охватывает широкий спектр когнитивных, метакогнитивных и других процессов, необходимых для успешного обучения. Это касается непосредственно самого учебного процесса, его планирования и контроля, а также поддержки при воздействии внешних и внутренних факторов.

13.00.00 Педагогические науки

193

Известный немецкий дидактик Гюнтер Шторх, рассматривая значимость стратегий обучения для достижения определенных образовательных целей в изучении иностранного языка, предлагает выделять безусловные и косвенные стратегии обучения [5].

К безусловным стратегиям относятся стратегии, развивающие память (образование ассоциаций, распознавание контекста, повторение определенного языкового феномена), когнитивные стратегии (гипотезы о содержании и восприятии текста), компенсационные стратегии (описание сложных языковых значений). Все они непосредственно оперируют иностранным языком и активизируются при его изучении и применении.

Косвенные стратегии способствуют непосредственному изучению коммуникации, они касаются процессов планирования и наблюдения. К ним относятся метакогнитивные стратегии (организация учебного процесса), аффективные стратегии (снижают чувство страха при иноязычной коммуникации) и социальные стратегии (подразумевают обязательную совместную работу при изучении иностранного языка) [Ibidem].

Как и когда следует использовать те или иные стратегии обучения иностранному языку, зависит от целевой установки и ориентации обучающегося, а также его самостоятельности.

Принимая во внимание тот факт, какой вид знаний мы хотим донести до учащихся во время учебного процесса, необходимо различать релевантную информацию для учебных стратегий. В рамках когнитивной психологии обучение рассматривают как активный динамичный процесс, где учащийся играет относительно автономную роль, в которой он сам организует и структурирует учебный материал и расставляет приоритеты.

С целью более точно анализа и описания восприятия поступающей извне информации когнитологи разработали специальную парадигму обработки данной информации, которая основывается на различных методах и приемах восприятия декларативного и процедурного знания. Под декларативным знанием понимают «общее знание», которое записано в памяти интеллектуальной системы, а процедурное знание представляет собой «знание - как», т.е. знания, хранящиеся в памяти интеллектуальной системы в виде описания процедур, с помощью которых их можно получить [2, p. 204]. Разрабатывая безусловные учебные стратегии для обучения иностранным языкам, необходимо принимать во внимание 3 важнейших принципиальных отличия в качестве этих знаний:

1. Декларативное знание - это знание абсолютное (любое знание о мире), в то время как процедурное -частичное, которое используется для представления информации о способах решения определенной задачи в проблемной области, на отдельном этапе.

2. Декларативное знание присуще человеку с рождения в силу его когнитивных способностей, процедурное знание накапливается постепенно, в процессе приобретения новых навыков и мастерства.

3. Основным преимуществом декларативного знания является его роль в устной коммуникации.

Перечисленные типы знаний соответствуют двум различным формам памяти. Представители когнитивного направления в лингвистике разграничивают декларативно выраженную и процедурно скрытую память. В зависимости от типа знаний будут различаться и виды репрезентации памяти. Декларативные знания хранятся в рамках памяти в виде схем, которые представляют собой взаимосвязанные понятия и идеи.

Процедурное знание в своей базовой форме содержит положение или набор положений, декларирующих определенные процедуры для получения знаний. Рассмотрим следующий пример: допустим, нам необходимо образовать множественное число от существительного мужского рода в немецком языке и оно должно оканчиваться на гласную «е». Такого рода деятельность представляет собой базовые единицы стратегического знания. Или: учащийся сталкивается в тексте с новым словом, значение которого пытается угадать. Для определения смысла слова он обязательно должен обратиться к контексту. В отличие от грамматики, где мы имеем конечное число правил, лексический запас безграничен и представляет собой языковую сферу, которая больше всего подвержена сильным изменениям. Поэтому при изучении лексического запаса иностранного языка учеников интересует в первую очередь значение слова, его контекстуальная пригодность, правописание, затем - произношение, синонимы, этимология. В данном случае речь идет о чем-то большем, чем простое усвоение значения слова.

Мы продемонстрировали наглядный пример того, как когнитивная стратегия слова могла бы быть пошагово представлена в нашем сознании. Как следует из вышеописанных примеров, речь идет о тесной взаимосвязи учебных стратегий с ментальными процессами. При разработке учебных стратегий необходимо помнить о том, что любое декларативное знание с течением времени может стать процедурным. Некоторые исследователи в этой связи различают три стадии приобретения навыка:

- когнитивная стадия, с которой все ученики начинают обучение. Знания на этой стадии являются декларативными и осознанными. Наличие этого знания недостаточно для успешного усвоения учебного материала;

- ассоциативная или «переходная» стадия. Знания постепенно подвергаются процессу процедурализа-ции. Некоторые правила на данном этапе остаются частично осознанными, но до конца не понятыми;

- автономная стадия. Учащийся производит автоматически, без особого труда правильные выражения, не отягощая оперативную память осознанным соблюдением правил. Этот процесс обозначает превращение пропозициональных презентаций в процедурное знание и представляет собой сцепление отдельных компонентов в крупный объект, при этом краткосрочная память существенно разгружается, способность становится интуитивной и целостной [4].

Мы твердо придерживаемся точки зрения, что учебные стратегии ни в коем случае не должны быть осознанными. Практика показывает, что для успешного и прогрессивного обучения используются, как правило, многие непреднамеренные учебные стратегии. Важным в преподавании иностранных языков считается показать, как эти стратегии приобретаются, накапливаются и становятся востребованными. Этот метод работы позволяет основательный эмпирический сбор учебных стратегий, которые позднее могут использоваться на различных стадиях обучения.

Современные методики изучения иностранного языка едины в одном - языковые способности человека следует рассматривать как неотъемлемую часть когнитивной системы. Все лингвистические категории обязательно базируются на когнитивных механизмах: сенсорный опыт, организация восприятия, ориентация в пространстве, и составляют основу, на которой строится языковая организация. В качестве таких примеров универсальных когнитивных механизмов, которые могут использоваться в обучении иностранным языкам, можно назвать перспективизацию, категоризацию, образование аналогий, ролевые актанты и т.д. Обязательными составляющими обучения иностранному языку являются три элемента: внимание, память и автоматизация образовательного процесса (особенно что касается грамматики и лексики) [1].

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что выбор учебных стратегий для обучения иностранным языкам будет эффективным только в том случае, если преподаватель будет принимать во внимание как универсальные когнитивные процессы, так и специфические процессы, свойственные конкретному иностранному языку.

Список литературы

1. Генералова Л. М. Когнитивно-концептуальный взгляд на преподавание иностранного языка // Пространство в языке. Пространство языка. Пространство интеракций. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. С. 180-189.

2. Anderson J. R. The architecture of cognition. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 314 p.

3. Bimmel P. Lernstrategien im Deutschunterricht // Fremdsprache Deutsch. 1993. № 8. S. 4-11.

4. O'Malley J. M., Chamot A. U. Learning strategies in second language acquisition. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 235 p.

5. Storch G. Deutsch als Fremdsprache: eine Didaktik: theoretische Grundlagen und praktische Unterrichtsgestaltung. München: Wilhelm Fink Verlag GmbH, 2001. 367 S.

LEARNING STRATEGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AS THE COMPLEX OF COGNITIVE ABILITIES

Mashlykina Natal'ya Dmitrievna, Ph. D. in Pedagogy Volgograd State Agrarian University mashlykina-n@mail. ru

The article considers specific features of a learning strategy and peculiarities of their use while teaching foreign languages. It is shown that the choice of a certain learning strategy is conditioned by the type of the presented cognitive knowledge. The results of the research confirm the significance of the complex linguo-cognitive approach to the choice of certain learning strategies for teaching a foreign language.

Key words and phrases: learning strategy; declarative knowledge; procedural knowledge; memory representation; paradigm of information processing.

УДК 001.83; 21; 30; 36; 304.2; 304.4; 378.1

В статье проанализирован опыт социально ориентированного образовательно-просветительского проекта Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в области педагогического образования. Авторы предлагают на основе реализованного Федерального проекта «Модернизация педагогического образования» и опыта в системе религиоведческого образования осуществлять мировоззренческую подготовку будущего педагога в контексте неразрывности образовательного, просветительского и научного компонентов.

Ключевые слова и фразы: мировоззренческая подготовка; педагогическое образование; религиозный экстремизм; религиоведческое краеведение; туризм.

Мелешко Елена Дмитриевна, д. филос. н., профессор Чеснова Елена Николаевна, к. филос. н. Афонский Владимир Игоревич, к. пед. н.

Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого phileo@tspu.tula.ru; Elenika.Nova@gmail.com

ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Современное развитие нашей страны ставит одной из профилирующих задач в политике «стремление быть равноправным участником <...> взаимодействий с другими странами, общественными институтами и организациями. Суверенитет и стабильность страны» [7, с. 283], ее культурное, духовно-нравственное развитие «зависят от множества факторов, одним из которых выступает <.> развитое независимое гражданское общество, свободно взаимодействующее с государством через систему своих институтов» [Там же], обладающее знаниями в области религии, религиозных убеждений, свободы совести, правовой грамотностью. В связи с этим одной из важных задач современного высшего учебного заведения является мировоззренческая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.