УДК 811.111:81*243
Ж. С. Аникина
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДКАСТОВ
Раскрыты понятия «учебная автономия», «метакогнитивные стратегии», «подкаст». Предлагается модель развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с использованием подкастов.
Ключевые слова: учебная автономия, обучение иностранному языку, метакогнитивные стратегии, подкаст.
Обращаясь к системе высшего профессионального образования, отметим, что основной целью, поставленной перед ней на современном этапе, является подготовка квалифицированного специалиста, компетентного в сфере своей профессиональной деятельности, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, непрерывному самосовершенствованию и саморазвитию на протяжении всей жизни [1]. Данный факт свидетельствует о том, что развитие умений учебной автономии является важной задачей в контексте современных тенденций развития высшего профессионального образования в России, в том числе в процессе обучения иностранному языку.
Концепция учебной автономии впервые появилась в теории обучения иностранным языкам благодаря проекту Британского совета по обучению иностранным языкам, в рамках которого в университете Нэнси во Франции появился языковой центр, быстро превратившийся в центр исследований и практического применения полученных результатов в данной области [2]. В целом учебная автономия означает готовность и способность обучающихся взять на себя управление своей учебной деятельностью, а также приобрести навыки и умения, позволяющие осуществлять самообразование и самосовершенствование. К умениям учебной автономии при обучении иностранному языку мы относим следующие: 1) умение планировать учебную деятельность; 2) умение организовывать учебную деятельность согласно составленному плану; 3) умение оценивать учебную деятельность; 4) умение корректировать учебную деятельность.
В рамках вышеназванных умений выделяются следующие навыки: 1) постановки целей и задач, составления плана как составляющие умения планировать свою деятельность; 2) создания условий для проведения работы, принятия исполнитель-
ских решений как составляющие умения организовывать свою деятельность; 3) сбора, обработки, анализа, систематизации и обобщения информации как составляющие умения оценивать свою деятельность; 4) изменения намеченной траектории деятельности в случае необходимости как составляющие умения корректировать свою деятельность.
В процессе развития умений учебной автономии при обучении иностранному языку необходимо уделить особое внимание формированию метакогни-тивных стратегий, под которыми мы понимаем действия, позволяющие обучающимся контролировать собственные познавательные процессы и координировать процесс обучения. Владение метакогнитив-ными стратегиями позволяет обучающимся планировать свою учебную деятельность, организовывать ее согласно составленному плану, оценивать и в случае необходимости корректировать. При этом выбор тех или иных стратегий во многом зависит от индивидуальных особенностей обучающихся, прежде всего когнитивного стиля учения [3].
Процесс обучения иностранному языку может быть более эффективным также и при использовании информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). ИКТ - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [4]. Данная технология привлекла наше внимание в контексте проводимого диссертационного исследования, целью которого стала разработка теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с использованием подкастов. Под термином «подкаст» понимается аудио- или видеофайл, распространяемый в сети Интернет для прослушивания на персональном компьютере либо мобильных устройствах, представляющий собой одну из разновидностей ИКТ.
На наш взгляд, подкаст обладает рядом преимуществ для развития умений учебной автономии:
1) возможность выбора собственной траектории при обучении иностранному языку (прослушивание подкастов в удобное время, в удобном месте такое количество раз, которое необходимо каждому конкретному обучающемуся); 2) возможность применения метакогнитивных стратегий при организации работы по прослушиванию подкастов на иностранном языке во внеаудиторное время; 3) повышение уровня мотивации обучающихся при обучении иностранному языку; 4) легкость использования.
В процессе разработки методики развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей мы обратились к созданию модели развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с использованием подкастов. В качестве ориентиров была использована модель обучения иноязычной письменной речи на основе автономного подхода студентов неязыковых специальностей, предложенная И. Н. Хмелидзе, основными компонентами которой являются функции, задачи, принципы, содержание, формы, подходы, методы, приемы, технология, результат обучения иноязычной письменной речи [5]. На основе представленной модели были определены ключевые элементы, релевантные целям нашего исследования, и создана модель развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с использованием подкастов. Представим более подробно каждый из вышеназванных компонентов модели:
1. Цели и задачи процесса развития умений учебной автономии.
В педагогической и методической литературе выделяют практическую, общеобразовательную, воспитательную, развивающую цели обучения. В контексте нашего исследования реализация практической цели предполагает формирование ряда общеучебных умений, таких как умение работать с информацией, логично и последовательно излагать свои мысли, делать учебные записи, пользоваться современными технологиями и др. Общеобразовательная цель предполагает повышение общей культуры обучающихся, расширение их кругозора, способствует овладению приемами умственного труда, развитию интеллектуальных способностей, т. е. для ее достижения необходимо обеспечить решение профессиональных задач. Воспитательная цель предполагает развитие личности обучающихся, формирование активной жизненной позиции, т. е. для ее достижения необходимо решение культурных задач. Развивающая цель проявляется в развитии способностей обучающихся (мышление,
память и др.), общеучебных умений, интереса к изучению языка, иными словами, предполагает решение как общеучебных, так и профессиональных задач.
2. Функции процесса развития умений учебной автономии: 1) образовательная - приобретение новых знаний о способах и приемах учебной деятельности; 2) развивающая - развитие мышления, познавательных способностей, мотивации, формирование сознательного отношения к изучению иностранного языка, развитие умений учебной автономии (планирования, организации, оценки и коррекции собственной учебной деятельности); 3) воспитательная - развитие самодисциплины и самоорганизации, стремления к управлению своей учебной деятельностью; 4) практическая - применение приобретенных знаний, навыков и умений в реальной учебной деятельности.
3. Содержание процесса развития умений учебной деятельности: 1) знания о видах деятельности по организации процесса обучения и способах их функционирования (метакогнитивные стратегии);
2) навыки научно-исследовательской (постановка целей и задач, формирование плана работы, сбор, анализ, систематизация информации) и организационно-управленческой деятельности (организация своей учебной деятельности, принятие исполнительских решений); 3) умения планирования, организации, оценки и коррекции собственной учебной деятельности.
4. Подходы, методы, приемы, применяемые в процессе развития умений учебной автономии.
Ведущим подходом для построения модели развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с использованием подкастов является личностно-деятельностный подход, предполагающий признание обучающегося субъектом учебной деятельности, его активное участие в организации своего обучения, овладение обучающимися учебными стратегиями, что вследствие ведет к повышению степени учебной автономии [6]. Мы также используем принципы андрагогического подхода в связи с тем, что в андрагогической модели обучения ведущая роль в организации процесса обучения принадлежит самому обучающемуся, который является активным элементом, одним из равноправных субъектов процесса обучения [7].
Далее перечислим методы, применяемые в процессе развития умений учебной автономии: 1) метод объяснения, который используется при обсуждении способов функционирования метакогни-тивных учебных стратегий и при организации деятельности по прослушиванию подкастов; 2) метод обучения иностранному языку с применением компьютера для организации обучающимися своей
учебной деятельности по прослушиванию подкастов; 3) метод контроля для проверки эффективности выбранных форм учебной деятельности по прослушиванию подкастов.
Среди приемов, отобранных для создания модели развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с использованием подкастов, можно назвать следующие: 1) анализ; 2) сравнение; 3) сопоставление; 4) рефлексивное мышление. Приемы 1 и 2 применяются при изучении обучающимися модуля по формированию метакогнитивных стратегий, приемы 3 и 4 используются в процессе применения обучающимися изученных стратегий для организации работы по прослушиванию подкастов.
5. Принципы процесса развития умений учебной автономии.
Применяемые принципы андрагогического подхода: 1) приоритет самостоятельного обучения, ко -торое мы называем автономным (самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения); 2) принцип совместной деятельности (совместная деятельность обучающегося с преподавателем); 3) принцип опоры на опыт обучающегося: использование жизненного (бытовой, социальный, профессиональный) опыта обучающегося; 4) индивидуализация обучения (создание ин-
дивидуальной программы обучения, учитывающей его опыт, уровень подготовки и когнитивные особенности обучающегося); 5) системность обучения (соблюдение соответствия содержания, форм, методов, средств и оценки результатов обучения поставленным целям); 6) контекстность обучения (обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные цели и ориентирована на совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной и бытовой деятельности обучающегося); 7) принцип актуализации результатов обучения (безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимися знаний, навыков и умений); 8) принцип электив-ности обучения (предоставление обучающемуся определенной свободы выбора, например сроков, времени, места обучения и др.); 9) принцип осознанности обучения (осознание обучающимися своих действий по организации процесса обучения).
6. Формы организации процесса развития умений учебной автономии.
По нашему мнению, процесс развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с использованием подкастов должен представлять собой сочетание групповой аудиторной и индивидуальной внеаудиторной учебной деятельности, по-
Модель развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с использованием подкастов
Функции Образовательная Развивающая
Приобретение новых Развитие мышления, знаний о способах и познавательных
приемах учебной деятельности
Задачи
Принципы
г
способностей,
[мотивации,
формирование
сознательного
отношения к
изучению
(иностранного языка, развитие умений учебной автономии
Воспитательная
Развитие
самодисциплины и самоорганизации, стремления к управлению своей учебной деятельностью
Практическая
Применение приобретенных Ьнаний, навыков
учебной деятельн
‘приоритет автономного обучения
‘совместная деятельность
*опора на опыт обучающихся
*индивидуализация
‘системность
*контекстность
"актуализация результатов
обучения
*элективность
"осознанность
скольку это способоствует повышению уровня владения обучающимися иностранным языком.
7. Технология развития умений учебной автономии.
С целью развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку мы предлагаем организовать теоретическую подготовку по формированию метакогнитивных стратегий, основной объем которой изучается индивидуально во внеаудиторное время. Параллельно с теоретической подготовкой студентам предлагается применить на практике полученные теоретические знания о метакогнитивных стратегиях в процессе организации своей учебной деятельности по прослушиванию подкастов на иностранном языке во внеаудиторное время.
8. Результат процесса развития умений учебной автономии.
Основным результатом применения предложенной модели является повышение уровня владения обучающимися метакогнитивными стратегиями при обучении иностранному языку и, как следствие, уровня сформированности умений учебной ав-
тономии. Представим модель развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей в схеме.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что для развития умений учебной автономии при обучении иностранному языку с использованием подкастов необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить осознанное и целенаправленное формирование метакогнитивных стратегий у обучающихся посредством организации теоретической подготовки, направленной на ознакомление с данным видом стратегий и способами их функционирования, а также предоставить им возможность применить на практике полученные теоретические знания в процессе организации своей учебной деятельности по прослушиванию подкастов на иностранном языке во внеаудиторное время. Применение разработанной нами модели способствует обеспечению вышеназванных условий и повышению уровня владения метакогнитив-ными стратегиями при обучении иностранному языку и уровня сформированности умений учебной автономии у обучающихся.
Список литературы
1. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации [2004]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_06/ prm201-1.htm (дата обращения 20.11.2010).
2. Аникина Ж. С., Агафонова Л. И. Развитие учебной автономии при обучении иностранному языку: к истории вопроса в зарубежной педагогике // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. № 4. 2009. С. 23-27.
3. Oxford R. L. Language learning Strategies: what every teacher should know. Boston, Mass.: Heinle & Heinle Publishers, 1990. 342 p.
4. Инновационные технологии в образовании. URL: http://edu.inovat.ru (дата обращения: 20.11.2010).
5. Хмелидзе И. Н. Обучение иноязычной письменной речи студентов неязыковых специальностей на основе автономного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2009. 22 с.
6. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. М.: Дрофа, 2008. 431 с.
7. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ, 2007. 272 с.
Аникина Ж. С., преподаватель.
Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050. E-mail: janeanikina@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 14.03.2011.
Z. S. Anikina
THE MODEL OF DEVELOPING LEARNER AUTONOMY SKILLS WHILE TEACHING THE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC DEGREE PROGRAMMES A FOREIGN LANGUAGE WITH PODCASTS
The article explains the concepts of “learner autonomy”, “metacognitive strategies” and “podcast”. The author suggests the model of developing learner autonomy skill while teaching the students of non-linguistic specialties a foreign language with podcasts.
Key words: learner autonomy, foreign language teaching, metacognitive strategies, podcast.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.
E-mail: janeanikina@yandex.ru