УДК 378.147
С.П. Трубицина, Т. Ф. Кислицына, С.А. Мамонтов Омский экономический институт
УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИХ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Предложен подход к формированию и реализации учебных стратегий самостоятельной работы студентов-менеджеров как ведущей формы организации учебного процесса в контексте стандартов третьего поколения (ФГОС-3).
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, методическое обеспечение, учебные стратегии, информационная культура, компетенции студентов-менеджеров.
Самостоятельная работа студента (СРС) - это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [2]. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС-3) рассматривают СРС как ведущую форму организации учебного процесса. Актуализация и активизация этого вида деятельности требует обеспечения как методического, так и организационого.
Методическое обеспечение предусматривает наличие необходимой литературы, образцов выполнения работ, базы заданий, алгоритмов, нормативов и т.д.
Организационное обеспечение - наличие необходимого аппаратного и программного обеспечения, выхода в Internet, наличие оборудованных и доступных кабинетов, а также системы организации консультаций студентов с преподавателями.
Особые требования предъявляются к содержанию и форме заданий для СРС. Такие задания характеризуются следующим [2]:
- направленностью на формирование компетенций;
- дифференцированностью и вариативностью для более полного учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов студентов;
- внутрипредметной и межпредметной интеграцией.
Содержание и технология выполнения СРС агрегируется в учебных стратегиях. Стратегии призваны формировать и направлять творческую и исполнительскую активность студентов и основываются на общих процессах развития личности обучающегося и его участия в учебной деятельности.
В общем виде учебные стратегии могут быть структурированы таким образом, как представлено на рис. 1.
Покажем, как могут операционализироваться стратегии применительно к СРС студентов, будущих менеджеров на примере дисциплины «Информационные технологии в менеджменте».
Вначале необходимое отступление.
У управленцев, не имеющих к информационным технологиям непосредственного отношения, нередко существует ложное представление о самодостаточности программного обеспечения (ПО): якобы нужно лишь выделить средства на покупку ПО, и тем самым будет решена сложная социально-экономическая задача или построена эффективная система управления.
Проблема применения ИТ в конкретных сферах деятельности носит, скорее, характер несколько иного уровня, более общего; и ее решение нужно искать не только и даже не столько в улучшении характеристик компьютеров или установке дорогостоящего софта, а, прежде всего, в организации работы с информацией, данными, знаниями.
и1 ЧО
- заучивание
- выделение
- копирование
и т.п.
ориентированные
на обработку и усвоение учебной информации
ориентированные на организацию и управление уч. деятельностью
- сравнение
- установление межпредм. связей
- подбор примеров и аналогов
и т.п.
- классификации
- группировки и т.п.
- составление планов
- постановка и реализация целей
- логика построения содержания и т.п.
- ответы на вопросы
- составление тезисов
и т.п.
- самооценка и самоконтроль
- последовательность выполнения заданий
- волевая регуляция и т.п.
Рис. 1. Виды учебных стратегий, лежащих в основе СРС
Отметим, что именно такой подход заложен в Терминологическом стандарте КОЛЕС 2382-1, где даются понятия «информационная система» и «информационная технология» [5]:
- Информационная система (ИС) - система обработки информации, работающая совместно с организационными ресурсами, такими как люди, технические средства и финансовые ресурсы, которые обеспечивают и распределяют информацию.
- Информационная технология (ИТ) - практическая деятельность, имеющая дело с данными и информацией. Примерами являются технологии сбора, накопления, обработки, обеспечения безопасности, передачи, взаимообмена, представления, управления, организации, хранения, восстановления данных и информации.
В самом общем плане соотношение между знаниями, информацией и данными может быть представлено в следующем виде (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение между знаниями, информацией и данными [5]
Ключевые элементы данной схемы понимаются следующим образом:
- Знания - организованное, интегрированное собрание фактов и обобщений.
- Информация - любой факт, понятие или значение, полученные из данных, а также контекст, выбранный из знаний, или контекст, ассоциированный со знаниями.
- Данные - представление информации в некотором формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки.
Подобный взгляд на проблему реализации ИТ, в т.ч. в экономике и менеджменте, актуализирует необходимость теоретико-методологической подготовки студентов. Управленцам (менеджерам) необходимы не только навыки использования ПО (работы с данными, см.
рис. 1), но, прежде всего, компетенции в области организации информации, организации и интеграции знаний.
Таблица 1
Компоненты компетенции «Информационная культура» для выпускника вуза в рамках направлений «Экономика», «Менеджмент»
_(источник [6], скорректировано и адаптировано)_
Компонент информационной культуры студентов Состав компонента компетенции
Социальный и правовой компонент Знать: роль и влияние информационных технологий на культуру социума и личности; иметь: внутренние принципы и убеждения, препятствующие распространению социально-деструктивной информации; владеть: правовыми основами информационной деятельности, в т.ч. соблюдение авторских права; уметь: применять социальные законы для развития своих потребностей, личных и профессиональных интересов; защищать информацию от несанкционированного доступа
Коммуникативный компонент Знать: общие тенденции развития универсальных и специальных (применительно к сфере профессиональной деятельности) систем коммуникаций; особенности информационных потоков в сфере профессиональной деятельности; уметь: пользоваться информационными системами сбора, хранения, переработки, передачи и представления информации, базирующимися на электронной (компьютерной) технике и системах телекоммуникации; пользоваться ресурсами глобальной информационной сети; самостоятельно осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность по профессиональным проблемам с использованием справочно-информационных сред
Моделирующий компонент Знать: роль и характер внутренних и внешних информационных связей экономических систем / систем менеджмента; основные модели, методы и инструменты обработки информации в экономике / менеджменте; уметь: представлять экономическую (управленческую, процессную, проектную) информацию в формализованном виде; формировать информационную модель экономических (управленческих) процессов и проектов
Профессиональный (специальный) компонент Знать: программное обеспечение, используемое для решения профессиональных задач; уметь: вести поиск информационных средств и способов решения профессиональных задач; самостоятельно осваивать новое программное обеспечение, ориентированное на решение профессиональных задач.
Конечно, необходимо учитывать, что изменения в сфере ИТ происходят столь стремительно, что знание конретной версии програмного продукта, полученное в вузе, к моменту окончания учебного заведения становится «не актуальным». Но не актуальным в частностях, но не по сути. А частности - лишь отражение тенденций. И это тоже аргумент к тому, чтобы особый акцент в системной подготовке в учебном заведении делать на теоретико-методологических аспектах и на тенденциях. Наверное, можно согласиться с мнением исследователей содержания образования [6], которые выделяют три блока дисциплин для «информационно-экономического образования» студентов: а) группу дисциплин,
нацеленных на рассмотрение современных информационных технологий, б) группу дисциплин, раскрывающих особенности функционирования инновационной экономики, в) группу синтетических дисциплин, посвященных теории и практике применения информационных технологий.
Таблица 2
Перечень компетенций, характеризующих результат освоения
основных образовательных программ бакалавриата _по направлению подготовки 080002 - Менеджмент_
Код Описание
Компетенции, на формирование которых согласно ФГОС непосредственно направлено изучение дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» [3]
ОК-15 владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ОК-16 имеет представления о роли и значении информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний
ОК-17 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией
ОК-18 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах
Компетенции, на формирование которых согласно ФГОС непосредственно не направлено изучение дисциплины «Информационные технологии в менеджменте [3]. Возможно косвенное влияние результатов СРС
ОК-5 владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-10 стремится к личностному и профессиональному саморазвитию
ОК-12 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
ПК-10 способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию
ПК-26 имеет представление об экономическом образе мышления
ПК-29 способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса
ПК-31 умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели
ПК-33 владеет средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления
ПК-43 способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования
ПК-50 способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности
Дополнительная предлагаемая компетенция (таблица 1), на формирование которой, возможно, влияют результаты СРС
ДК-1 владеет информационной культурой
В педагогике высшей школы выделяются несколько подходов к обоснованию содержательной линии информационной подготовки студентов экономического профиля [6]. Так, один из них основан на выделении информационных задач, которые требуется решать субъекту. Другой подход исходит из общетеоретического фундаментального понятия информации.
Представляется, что развитие информационных технологий смещает акцент в подготовке специалистов высшей квалификации с первого подхода ко второму.
Действительно, на современном этапе способы обработки данных столь разнообразны, что для пользователей ИТ акцент смещается с технологии решения формализованной информационной задачи на общеинформационную структуризацию и последующую интерпретацию проблемной области и выработку информационного взаимодействия субъектов, а не компьютерных данных или программ.
Тем не менее, круг задач, основывающихся на формально-содержательной стороне решаемой проблемы, - овладение способами моделирования, информационной постановки и общего понимания информационной технологии для решения конкретной задачи.
Следовательно, на первый план выходит необходимость знания не столько особенностей конкретных программ, сколько формирования информационной культуры студентов.
В качестве дополнительной компетенции применительно к подготовке студентов в рамках направлений «Экономика» или «Менеджмент» можно предложить компетенцию «Информационная культура» (таблица 1). Компоненты расположены по принципу от общего к частному - от социального к специальному.
Возвращаясь к стратегиям СРС, отметим, что самостоятельная работа над ними может содействовать формированию не только компетенций, прямо предусмотренных ФГОС-3 для дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» [3], но и иных компетенций (таблица 2). СРС направлена также на формирование элементов предложенной компетенции «Информационная культура», причем в основном на ее «Моделирующий компонент».
Таблица 3
Характеристики стратегий СРС в контексте изучаемой дисциплины_
Стратегия Характеристика
Когнитивные стратегии Повторение СРС реализуется через повторение (копирование, тиражирование) предварительно изученных примеров (образцов). Содержание образцов основано на относительно простых и, как правило, интуитивно понятных моделях смежных дисциплин. Уровень использования Excel предполагает наличие базовых знаний, умений и навыков работы с электронными таблицами (ввод и редактирование данных, знание основных формул, навыки построения диаграмм т.п.)
Элаборация Выполнение СРС предполагает глубокое понимание содержательной стороны решаемой задачи и чаще всего не может быть реализовано путем простого копирования образца (аналога). В контексте ГОСТа эта стратегия базируется на переработке прежде всего информации и уже затем, как следствие, на переработке данных. Уровень использования возможностей Excel может быть разным. Как правило, стратегия требует сопряжения с метакогнитивными стратегиями СРС
Организация В отличие от элаборации в контексте ГОСТа связана, прежде всего, с пониманием и переработкой данных: самостоятельное решение задач предполагает четкое понимание их структуры и использования возможностей Excel как способа реструктурирования данных. Характер взаимосвязи между данными зависит от логики содержательной модели. В сложных моделях данная стратегия сопрягается с элаборационной
Метакогнитивные стратегии Планирование Стратегия предполагает, что самостоятельная работа будет структурирована по относительно завершенным этапам. Необходимость такого подхода может быть обусловлена содержанием задачи, например, ее цикличным характером. Но часто стратегия связана с объемностью задачи, когда ее решение «разбито» во времени и студенту необходимо организовать свою работу так, чтобы, возвращаясь к задаче с целью продолжения ее решения, не начинать ее каждый раз «заново» (из-за нечеткой фиксации предыдущих результатов или забывания ее отдельных аспектов и т.д.)
Наблюдение Стратегия основывается на выделении и понимании сущности образца (модели) через изменения параметров ее модели (при сохранении ее сущности). Часто эта стратегия используется в задачах простых с точки зрения ее формулировки, но сложных с точки зрения технической (математической) реализации, например, при решении задачи симплекс-методом
Регуляция Стратегия, как правило, сопрягается с другими стратегиями и во многом основывается на эмоциональных и волевых свойствах обучаемого, влиянии на его творческие возможности и потребности, способности и систему ценностей, реакцию на мотивы и стимулы, самооценку и т.д.
Перечень примеров пособия Смежные дисциплины* Уровень знаний Excel Учебные стратегии Пр о ф е с сиональные компетенции
Когнитивные Метако гнитивные
Осн. функции Функции выбора Поиск решения Макросы Excel VBA Excel Повторение Элаборация t* S 3" ö и S К Ö и Он О Планирование Наблюдение Регуляция
Пример 1. Зарплата Учет и анализ + + + OK-17
Пример 2. Орел или решка? Статистика + + + + OK-15
Пример 3. Взаимозаменяемость товаров М + + + OK-15
Пример 4. Мобилизационная модель С + + + ОК-15, ОК-16
Пример 5. Хаос и структура М + + + + + OK-15
Пример 6. Паутинообразная модель... Эконом, теория** + + + + + ОК-15
Пример 7. Клеточный автомат... С + + + + + + + ОК-15
Пример 8. Оптимизация плана... М + + + + ОК-15, OK-17
Пример 9. Транспортная задача Математика, МПУР + + + + ОК-15, OK-17
Пример 10. Принятие решений МПУР + + + + ОК-15
Пример 11. Основы инвестиций ИА, МПУР + + + + ОК-15
Пример 12. Преобразование числа в текст Инф.технв менеджм. + + + + + + OK-17
Пример 13. Метод парных сравнений С,М, психология, Мн + + + + + + ОК-15, OK-17
Пример 14. Конкурентоспособность Ш1УР,М + + + + + + ОК-15
Примечания:
* МГТУР - управление проектами, ИА - инвестиционный анализ, С - социология, М - маркетингМн - менеджмент ** Дисциплина по выбору
Рис. 3. Организационно-методическая характеристика примеров пособия
Приведем пример приложения стратегий СРС к комплексу примеров и задач разработанного авторами пособия [4]. В методическом плане пособие основано на различных стратегиях СРС (таблица 3), а в содержательном отношении интегрируется с целым рядом дисциплин, изучаемых студентами.
В контексте рассматриваемой учебной дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» взаимосвязь примеров, заданий, уровней СРС, учебных стратегий и профессиональных компетенций пособия представлена на рис. 3.
Приведенные данные позволяют предварительно оценить характер задачи и подхода к организации ее самостоятельного решения.
Например, СРС с примером и задачей № 1 («Зарплата») основана на традиционном «решении по образцу» (стратегия «Повторение»), а следовательно, предполагает интуитивную понятность содержания, не требует создания макросов, программ и т.д. Задача направлена на формирование отдельных элементов компетенции ОК-15, например, на развитие навыков работы с компьютером как средством управления информацией. Кроме того, самостоятельное решение задачи косвенно будет «работать» на формирование и иных компетенций (см. таблица 2), предусмотренных ФГОС.
Другой пример: СРС с примером и задачей № 6 «Паутинообразная модель рыночного равновесия» требует понимания содержательной модели (т.е. микроэкономической модели рыночного равновесия совершенно конкурентного рынка). Кроме этого, данная задача ориентирована не только на содержательную работу с информацией, но и на понимание организации данных задачи. Она к тому же достаточно объемная и требует определенного планирования организации СРС. Возможные варианты результата решения задачи весьма интересны, разнообразны и наглядны. Иллюстрации таких ожидаемых результатов решения задачи могут быть использованы как способ эмоциональной регуляции организации СРС.
Аналогично могут быть оценены и особенности других задач, предлагаемых в пособии. Таблица демонстрирует разнообразие задач по различным характеристикам: содержанию, уровню, видам стратегии, что позволяет адаптировать состав и последовательность решения задач для конкретных учебных ситуаций.
Несколько слов о формах контроля СРС, предлагаемых для данного комплекса задач.
Как представляется, можно отметить две диаметрально противоположные формы: констатация факта выполнения задания и оценка участия в обсуждении хода решения задач и их результатов.
Констатация факта - «зачет» решенной задачи (возможно, с дифференцированной оценкой, влияющей на общую оценку дисциплины) - производится по результатам представленной работы (файла Excel) и ответов на несколько устных вопросов. Содержание вопросов желательно соотнести с особенностями контролируемой задачи в соответствии с ее характеристиками. Такой контроль приемлем для задач, когда в основе лежит стратегия «Повторение».
Контроль за результатами задач более сложных стратегий СРС желательно выполнять в форме обсуждения хода решения и результатов (индивидуального или в группе). Состав групп для обсуждения можно формировать из студентов, завершивших решение той или иной задачи (задач).
При обсуждении, как и в первом случае, необходимо исходить из особенностей задач, но делать акцент прежде всего на: а) содержательной и моделирующей составляющей (особенно для стратегий элаборации), б) моделирующей и инструментальной (особенно для организационной стратегии), в) алгоритмической составляющей (для задач с макросами и VBA-программами). Еще одним важным аспектом коллективного обсуждения является рас-мотрение ограничений моделей задач как в содержательном, так и в формальном аспектах.
При разработке комплекса заданий для СРС желательно создать базу задач «с запасом» как по количеству заданий, так и по уровню сложности. Особый интерес при этом может
представлять и возможность формирования студентом собственной траектории СРС (последовательности и глубины решения задач). Это существенно повысит уровень ответственности и позволит формировать методологическую зрелость, развивать навыки самоорганизации и самоконтроля.
Библиографический список
1. Плотинский, Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов : учеб. пособие для вузов / Ю.М. Плотинский. - М. : Логос, 1998. - 280 с.
2. Титова, Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов / Г.Ю. Титова // Вестн. ТГПУ, 2010. - Вып. 1 (91). - С. 123.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) бакалавр). Утвержден Приказом МОиН РФ от 20.05.2010 № 544 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_ 10/prm544-1.pdf (10.09.1013)
4. Мамонтов, С.А. Информационные технологии в менеджменте: социально-экономическое и управленческое моделирование в Excel : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обуч. по напр. подготовки 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») / С.А. Мамонтов, Т.Ф. Кислицына. -Омск : Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2013. - 172 с.
5. Терминологический стандарт ISO/IEC 2382-1. Термины и определения // Информационно-справочный портал More PC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.morepc.ru/informatisation/iso2381-1.html (12.12.2013).
6. Меркулина, И.А. Организационно-экономические основы формирования системы информационно -экономического образования в России : автореф. дис. ... д.э.н. / И.А. Меркулина ; МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/common //img/uploaded/files/MerkulinalA.pdf (12.12.2013).
S.H. Trubitcina, T.F. Kislicina, S.A. Mamontov Omsk Institute of Economics INSTRUCTIONAL STRATEGIES OF SELF EDUCATIONAL WORK OF STUDENTS-MANAGERS WHILE FORMING THEIR INFORMATION CULTURE
This article proposes an approach to formation and realization of educational strategy of independent work of manager students as leading form of the organization of educational process in a context of standards of the third generation (FSES -3).
Key words: student's independent work, methodological support, educational strategies, information culture, behaviors of manager students.
References
1. Plotinsky U.M. Theoretic and empirical models of social processes. Moscow, Logos, 1998, 280 p.
2. Titova G.U. About the organization technology of student's separate work. Omsk, 2010, no.1 (91), pp.113120.
3. Federal national standard of higher professional education in the direction of training 080200 Management. Mode of access: www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm544-1. pdf (10.09.2013).
4. Mamontov S.A., Kislitsyna T.F. Information technologies in management: socio-economic and managerial modeling in Excel.Omsk, 2013, 172 p.
5. Terminological standard ISO/IEC 2382-1. Terms and definitions. Information portal More PC. Mode of access: http://www.morepc.ru/ informatisation /iso2381-1.html (12.12.2013).
6. Merkulina I.A. Organizatsional-economic bases offormation of the informational-economic education system in Russia. Mode of access: http://www.vak.ed.gov.ru/common//img/uploaded/files/MerkulinaIA.pdf (12/12/2013).
© Трубицина С.П., Кислицына Т.Ф., Мамонтов С.А., 2014
Авторы статьи:
Светлана Петровна Трубицина, кандидат экономических наук, доцент, Омский экономический институт, email: [email protected];
Татьяна Фёдоровна Кислицына, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и маркетинга, Омский экономический институт, e-mail: [email protected];
Сергей Андреевич Мамонтов, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и маркетинга, Омский экономический институт, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
С.Н. Апенько, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;
С.М. Хаирова, доктор экономических наук, доцент, Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск. УДК 37.013.46
Е.В. Цупикова
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
г. Омск
ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ СЕМАНТИКИ ЗНАКА В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья содержит некоторые выводы, касающиеся природы и сущности языкового знака, а также этапов усвоения семантики знака в процессе индивидуального овладения языком. Знак - это материальное явление, структура которого представляет собой идеальную сущность, хранящуюся в сознании людей. В процессе приема и переработки знаковой информации человек осуществляет следующие виды познавательной деятельности: восприятие, идентификация, опознание, декодирование, интерпретация. Этапы освоения знака: возникновение целостного образа предмета; абстрагирование образа, отчуждение качеств, формирование обобщения; включение обобщенного образа в класс. Для адекватного освоения и восприятия знака необходим учет трех аспектов - семантики, синтактики и прагматики знака.
Ключевые слова: языковой знак; семантика, синтактика, прагматика знака; восприятие, идентификация, опознание, декодирование, интерпретация знака.
Освоение, применение (кодирование, декодирование и интерпретация) языкового знака (т.е. коммуникация) составляют важнейший аспект развития мышления и личности индивида. В процессе коммуникации знак, кроме языкового значения, реализует индивидуальный смысл говорящего и содержит элемент обобществления этого смысла, более или менее удачную попытку придания ему статуса социального явления. Знак, таким образом, является посредником в соотнесении субъективного и объективного, реализуя гносеологическую установку коммуникативного акта.
Количество знаков в языке ограничено, при этом возможность передачи смыслов безгранична. Экономия языковых средств компенсируется за счет мыслительной пресуппозиции. Пресуппозиция - это предварительное знание, программирующее однозначное понимание фразы и ее компонентов.
Человек в процессе общения называет не вещь (состояние, процесс, эмоцию и т.д.), а свое мыслительное обозначение (представление, образ) этой вещи или сути называемого явления (конечно, если это не прямое указание). В этом заключается процесс номинации - гносеологической обработки, освоения, отчуждения явления от материального мира и перевод его в план идеального. Происходит это приблизительно так.
Человек познает мир с помощью таких индивидуальных психических процессов, как ощущение, восприятие и представление. Благодаря их работе в мышлении складывается образ предмета. Образ можно определить как более или менее полную копию объекта. Образ как бы наложен на предмет. При этом образ идеален, но в то же время субъективно реален по отношению к субъекту-носителю образа, т.к. в образе общее выражается через единичное, субъективно окрашенное, конкретное.