Научная статья на тему 'Учебные средства ДОУ в новом формате'

Учебные средства ДОУ в новом формате Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ СРЕДСТВА / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Оксана Владимировна, Жабаровская Валентина Васильевна

В статье представлен опыт педагогического коллектива МБДОУ «Сказка» г. Ноябрьска по внедрению в практику работы интерактивных тетрадей с использованием в работе интерактивных сенсорных стоек. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты вопроса по использованию новых учебных средств занятия логикой с детьми подготовительной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебные средства ДОУ в новом формате»

Учебные средства ДОУ в новом формате Бондаренко О. В.1, Жабаровская В. В.2

1 Бондаренко Оксана Владимировна / Bondarenko Oksana Vladimirovna - заместитель заведующего;

2Жабаровская Валентина Васильевна / Zhabarovskaia Valentina Vasilievna - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение СКАЗКА, г. Ноябрьск

Аннотация: в статье представлен опыт педагогического коллектива МБДОУ «Сказка» г. Ноябрьска по внедрению в практику работы интерактивных тетрадей с использованием в работе интерактивных сенсорных стоек. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты вопроса по использованию новых учебных средств занятия логикой с детьми подготовительной группы.

Ключевые слова: учебные средства, предметно-пространственная среда, информационно-коммуникационные технологии.

В дошкольном образовании понятие учебных средств, практически отсутствует. Как показывает опыт, педагоги часто под учебными средствами понимают различные дидактические материалы: фигурки для счета, мозаики, кубики, дидактические наборы, которые фактически являются подсобными средствами для организации и проведения непрерывной образовательной деятельности.

Под учебным средством следует понимать такие средства, которые могут помочь ребенку обучаться чему-либо самостоятельно или с некоторой помощью со стороны.

В дошкольном образовании вопрос о разработке адекватных учебных средств только начинает привлекать внимание специалистов. Развитие продуктивного мышления требует активной деятельности ребенка по «добыванию знаний» и «проверке их на применимость». Иными словами, учебное средство для дошкольника должно обеспечивать постоянную «приложимось рук» и активную мыслительную деятельность в процессе этого «приложения». В исследованиях Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной, Т. А. Куликовой доказано, что в старшем дошкольном возрасте можно сформировать достаточно устойчивый, действенный и глубокий интерес как самостоятельное проявление. Одним из таких средств, обеспечивающее устойчивые интересы дошкольников, можно считать специально организованную предметно-пространственную среду, а именно: создание обогащенной среды в качестве «пускового механизма» интереса; организация познавательного поиска детей; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительного эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Цель данной статьи - рассказать об успешном практическом решении проблемы интеллектуального развития дошкольников, которое осуществляется на занятиях с детьми подготовительной группы на занятиях по логике. Занятия логикой - это, прежде всего полноценное, глубокое развитие потенциальных и творческих способностей детей. Развитие мышления предполагает комплексное развитие всех психических процессов: памяти, воображения, речи, внимания.

На базе нашего учреждения МБДОУ «Сказка» создана рабочая группа педагогов, предметом исследований которой являются возможности интерактивных технологий в развитии познавательных интересов дошкольников.

Одним из средств современных информационно-коммуникационных технологий, которое может оказать реальную помощь в решении задач развития познавательных интересов детей дошкольного возраста, являются интерактивные сенсорные стойки. В рамках поискового этапа исследования разработан цикл занятий с использованием сенсорных стоек. Мультимедиатехнологии (цвет, графика, звук, анимация, современные средства видеотехники) позволяют моделировать различные ситуации, близкие социальному опыту дошкольников.

Принципы построения заданий неукоснительно соблюдаются: каждое занятие на сенсорной стойке для ребенка дошкольного возраста содержит в себе определенный познавательный заряд и в неявном виде - способ решения этой проблемы, для того чтобы часть детей могла идти в их решении самостоятельно, а часть - с помощью педагога, но все же с большей или меньшей долей самостоятельности. Интерактивная сенсорная стойка является не только средством организации учебного процесса, но и помогает в организации самостоятельной индивидуальной деятельности через систему заданий с отсроченным сроком исполнения. Иными словами, на стойке ребенок может самостоятельно выбирать себе задания для самостоятельного выполнения и самостоятельно определять для себя сроки выполнения. Дидактический прием «отсроченной работы» больше удовлетворяет ребенка, так как основным критерием удовлетворенности ребенка своей работой выступает успешность в этой работе. Отсутствие резкого временного ограничения (как это бывает на занятии) и возможность свободного многократного возвращения к содержанию работы позволяет

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 5(17) 2016 | 70 |

многим детям справиться с ней гораздо успешнее, что в свою очередь, вызывает чувство удовлетворения у ребенка [1, с. 15].

Система учебных заданий на интерактивной стойке имеет:

- большой объем заданий (разнообразие их как по уровню трудности, так и по характеру содержания);

- задания построены на основе функциональной, а не иллюстративной наглядности (т.е. рисунок должен быть частью самого задания, а не его фоном).

Занятия по логике состоят из трех блоков: словесные игры, практически задания, собственно логические задачи [2, с. 100].

Каждое задание исходно содержит в себе различные уровни сложности, что позволяет организовать широкую вариативную работу: можно конструировать образцы или видоизменять их по заданию, раскрашивать, дополнить, составлять сюжеты. Такой подход дает возможность более слабому выполнять задания на актуальном для него уровне развития.

Как показала практика, упражнения, решаемые на интерактивной сенсорной стойке по логике педагогически эффективны: дети становятся активны, любознательны, сообразительны. Этот интерес познания лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и мышление, и именно это качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Литература

1. Белошистая А. В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад: теория и практика, 2011. № 3. С. 6-17.

2. Цаплина О. В. Занятия «Логикой» как новый метод развития познания дошкольника // Детский сад от А до Я, 2004. № 1. С. 98-104.

| 71 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 5(17) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.