Научная статья на тему 'Учебные проекты в дистанционном обучении биологии'

Учебные проекты в дистанционном обучении биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙ КОМПЛЕКС / МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING / TRAINING COMPLEX / A MODEL OF DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Юлия Александровна

В статье рассматривается обоснование применения определенных педагогических технологий в дистанционном обучении, а также дается характеристика организации обучения при сочетании выбранных технологий. Особенность этой статьи заключается в описании применения технологии проектной деятельности в дистанционном обучении обучении биологии. В работе дается характеристика блоков обучающего комплекса. На основании практического опыта автором делаются выводы о достоинствах и недостатках дистанционного обучения, выделяется контингент учащихся дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational projects in distance learning biology

The article considers the rationale for the use of certain educational technology in distance learning, and describes the organization of training with a combination of selected technologies. The peculiarity of this article is to describe the application of the technology project work in distance learning biology. This paper describes the training units of the complex. Based on practical experience of the author draws conclusions about the pros and cons of distance learning, stands enrollment distance learning.

Текст научной работы на тему «Учебные проекты в дистанционном обучении биологии»

• участие в концертных программах для ветеранов ВОВ;

• организация и проведение экскурсий по историческим местам.

Таким образом можно сделать вывод, что воспитательное пространство района будет обеспечивать интеграцию разнообразных педагогических усилий и способствовать развитию гражданской позиции учащихся, если:

• обеспечивается единство ценностносмысловой направленности осуществляемых в пространстве массовых мероприятий (событий);

• решение наиболее острых вопросов взаимодействия гражданина и государства осуществляется в рамках проектной деятельности;

• осуществляется системный анализ особенностей воспитательного потенциала социально-культурной среды района;

• организуется социально-педагогическое партнерство различных государственных учреждений района в процессе развития гражданственности учащихся;

• создана и успешно реализуется интегрированная система управления развитием гражданского воспитания учащихся.

Благодаря этому воспитательное пространство района способствует патриотическому воспитанию учащихся и формированию их гражданской позиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АплетаевМ. И. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. Омск.: ОмГПУ, 1998. 256 с.

2. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности: (психол. исслед.). М.: Знание, 1985. 64 с.

3. БрушлинскийА. В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. 268 с.

4. Гаврилюк В. В., Маленков В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования: социс. 2007. № 4. С. 44-50.

5. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. М.: Изд-во Моск. психол.-

социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 398 с.

6. Овчинникова А. А. Патриотическое воспитание в истории отечественной педагогики // Педагогика. 2005. № 6. С. 47-56.

REFERENCES

1. ApletaevM. I. Sistema vospitanija nravstvennoj lichnosti v protsesse obuchenija. Omsk: OmGPU, 1998. 256 s.

2. Bratus'B. S. Nravstvennoe soznanie lichnosti: (psihol. issled.). M.: Znanie, 1985. 64 s.

3. BrushlinskijA. V. Psihologija subjekta. SPb.: Aletejja, 2003. 268 s.

4. Gavriljuk V. V., Malenkov V. V. Grazhdanstvennost', patriotizm i vospitanie molodezhi // Sociologiches-kie issledovanija: socis. 2007. № 4. S. 44-50.

5. Mjasishchev V. N. Psihologija otnoshenij: izbr. psihol. trydu. M.: Izd-vo Mosk. psihol.-social'nogo in-ta; Voronezh: MODJEK, 2004. 398 s.

6. Ovchinnikova A. A. Patrioticheskoe vospitanie v istorii otechestvennoj pedagogiki // Pedagogika. 2005. № 6. S. 47-56.

Ю. А. Тихомирова

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

В статье рассматривается обоснование применения определенных педагогических технологий в дистанционном обучении, а также дается характеристика организации обучения при сочетании выбранных технологий. Особенность этой статьи заключается в описании применения технологии проектной деятельности в дистанционном обучении

обучении биологии. В работе дается характеристика блоков обучающего комплекса. На основании практического опыта автором делаются выводы о достоинствах и недостатках дистанционного обучения, выделяется контингент учащихся дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучающий комплекс, модель дистанционного обучения.

Y. Tihomirova

Educational Projects in Distance Learning Biology

The article considers the rationale for the use of certain educational technology in distance learning, and describes the organization of training with a combination of selected technologies. The peculiarity of this article is to describe the application of the technology project work in distance learning biology. This paper describes the training units of the complex. Based on practical experience of the author draws conclusions about the pros and cons of distance learning, stands enrollment distance learning.

Keywords: distance learning, training complex, a model of distance learning.

Достижения современной техники и науки являются действенным фактором,

влияющим на образовательные системы. Особое значение они имеют для развития дистанционного обучения.

По мнению А. В. Хуторского, в недалёком будущем на долю дистанционных форм образования человек будет отводить до 40% своего общего учебного времени, сочетая их с традиционными формами очных занятий (40%) и самообразованием (20%) [4]. Из данного соотношения следует необходимость значительного усиления внимания к научно-педагогическим разработкам в области дистанционного обучения.

Термин «дистанционное обучение» еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Наиболее точным, на наш взгляд, является определение, предложенное В. И. Тузлуковой: «Дистанционное обучение — процесс приобретения знаний и умений через опосредованный процесс передачи информации, включающий все технологии и все возможные формы информационного обмена на расстоянии» [3].

В свою очередь, понятие «дистанционное образование» педагогами трактуется и

как «слегка модернизированное, заочное обучение», и как и «самообразование с помощью различных учебно-методических комплексов» [2].

Дистанционное обучение предназначено и ориентировано как для здоровых детей, так и для детей-инвалидов с различными нарушениями здоровья. В связи с этим при создании дистанционных курсов обучения биологии и разработке методики обучения считаем необходимым учитывать особенности заболеваний и нарушения здоровья детей. Например, нарушения мышления (абстрактного, логического), нарушения памяти (как правило, нарушения при переходе знаний из короткой в длительную память) определяют у детей невозможность длительного сохранения информации. Иногда этим нарушениям сопутствуют различные двигательные, сенсорные, пространственные патологии. В этих случаях необходимо в процессе обучения сочетать различные педагогические технологии, комплексно применять методы и средства, содействующие не только усвоению учащимися знаний, но и развитию личностных качеств обучаемых.

В ходе исследования проблемы дистанционного обучения биологии нами была

разработана модель дистанционного обучения, которая включает в себя надомное обучение, очные занятия, а также занятия с применением различных дистанционных образовательных технологий.

Для дистанционного обучения стали разрабатываться специальные учебные комплексы. Обучающий комплекс по биологии содержит следующие блоки:

1. Организационно-методический блок включает информацию о целях, задачах биологии, ее связях с другими учебными дисциплинами, входящими в учебную программу; краткую характеристику содержания тем учебной программы, порядок и рекомендации по изучению биологии с помощью комплекса; обзор литературы и формы отчетности и контроля, порядок организации взаимодействия с учителем.

2. Информационно-обучающий блок состоит из модулей, по объему равных учебной теме. Модули выполнены в среде гипермедиа. Каждый модуль сопровождается тестами для самопроверки, творческими заданиями, лабораторными заданиями (в интерактивной форме или в виде рекомендаций для очного проведения). Гипертекстовые ссылки, имеющиеся в учебном тексте, дают возможность школьнику знакомиться со специально созданной электронной хрестоматией по тематике курса, с информационными ресурсами Интернета, с ресурсами электронной библиотеки. Кроме того, многие практические задания, разработанные к каждой теме, содержат проблему, что ориентирует ученика на поиск решения этой проблемы. Итоговый контроль осуществляется путем проверки итогового теста, защиты реферата или экзамена, который проводится с помощью видеоконференцсвязи или очным способом.

3. Индентификационно-контролирующий блок представлен такой возможностью оболочки, как регистрация. В связи с этим после входа в оболочку отслеживаются все действия посетителя.

В процессе дистанционного обучения биологии применяются технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии проектного, модульного и разноуровневого обучения.

При организации учебного проекта по биологии формируются группы, в которые входят ученики школы и дети, обучающиеся дистанционно. Для осуществления работы проектной группы организуются и проводятся видеоконференции (для этого используются различные технологии: Skype, Ькласс). На таких конференциях происходит знакомство участников проекта, организуется «мозговой штурм», распределяются обязанности и осуществляется координация деятельности всех участников группы. После выполнения проекта подводятся и обсуждаются промежуточные итоги и т. д. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей участников проекта выбирается способ и продукт представления проекта (презентация, фильм, газета, акция и т. д.). Учитель во время видеоконференций выполняет контролирующую и корректирующую функции. Регулярно проводятся видеоконференции для проведения промежуточных отчетов.

Часто во время работы, уже после постановки цели проекта учителем, учащиеся вырабатывают иную цель, связанную с их личным интересом. Например, в проекте «Загадки зрения: строение и функции глаза» учащиеся изменили цель в сторону изучения заболеваний, их профилактики и распространения рекомендаций по сохранению зрения.

В связи с относительной социальной изолированностью всех участников учебных проектов, с их психофизическими особенностями, а также с техническими особенностями данного эксперимента возникали следующие проблемы:

1. Проблемы связи из-за плохой настройки компьютеров и Интернета.

2. Страх и неуверенность учащихся, привыкших учиться индивидуально, перед работой в коллективе.

3. Узкий кругозор многих учащихся и отсутствие у них сведений об источниках информации.

4. Отсутствие умений и навыков работы с различными источниками информации.

5. Неумение работать в коллективе.

6. Неумение оценивать свои знания и умения.

В начале работы по выполнению учебного проекта мы предлагали детям ответить на вопросы, направленные на выявление у них понимания своей роли в работе коллектива, на самооценивание знаний по учебной теме, связанной с проектом.

В результате первичного тестирования были выявлены следующие проблемы:

- переоценка учащимися своих возможностей при работе с компьютером (учащиеся ДО — 100%, учащиеся школы — 60%);

- отсутствие желания работать в коллективе (учащиеся ДО — 90%, учащиеся школы — 10%);

- завышенная самооценка своей роли при выполнении коллективной работы (учащиеся ДО — 70%, учащиеся школы — 30%);

- низкий уровень ответственности за выполнение работы (учащиеся ДО — 90%, учащиеся школы — 10%).

В процессе экспериментального исследования на примере обучения биологии в школе с помощью учебных проектов нами были установлены следующие достоинства дистанционного обучения:

• индивидуализация обучения, связанная с тем, что расписание и время занятий, а также скорость и темп изучения учебного материала устанавливаются самим учащимся в зависимости от его личных возможностей и потребностей;

• доступность обучения, определяемая свободным выбором учащимся любого из курсов обучения без ограничения его образовательных потребностей и вне зависимости от географического положения региона

проживания обучающегося и местонахождения образовательного учреждения;

• рефлексивность, проявляющаяся в быстрой обратной связи между преподавателем и обучаемым, что является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;

• творческая реализация личности ученика, что связано с наличием комфортных условий для его самовыражения, проявления способностей, познавательных потребностей и интересов;

• социальное равноправие, обусловленное равными возможностями и условиями получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;

• технологичность обучения, что связано с применением в образовательном процессе новейших достижений информационных технологий и современных педагогических технологий;

• социализация детей, ограниченных в пространстве и общении.

Результаты исследования, полученные А. А. Ахаяном, свидетельствуют о том, что условия обучения детей в сельских школах значительно отличаются от таковых в городе. В сельской местности проблема развития дистанционного обучения стоит особо остро, что связано с удаленностью, а порой недоступностью школ, иногда недостаточно высокой квалифицированностью учителей и малым контингентом учащихся [1].

В рамках экспериментального исследования мы смогли выявить контингент учащихся, задействованных в дистанционном обучении (см. табл.).

Дистанционное обучение для вышеуказанных категорий детей является единственным способом получения образования. Следует отметить, что количество учащихся, нуждающихся в дистанционном обучении, ежегодно возрастает.

Таблица

Учебный год Заболевания детей

Двигательные нарушения, % Сложная структура дефекта, % Черепномозговые травмы, % Генетические заболевания, % Другие нарушения, %

2007-2008 67 — — 33 —

2008-2009 54 31 — 15 —

2009-2010 52 21 10 8 9

2010-2011 53 33 5 5 6

Наряду с достоинствами дистанционного обучения нами были выявлены и некоторые его недостатки:

• особенности индивидуально-психологических условий обучения, требующих от учащихся жесткой самодисциплины и сильной мотивации к учению;

• ограниченные возможности для организации систематической практической деятельности учащихся по предмету и невозможность обмена опыта с другими обучающимися, что понижает качество получаемого образования;

• техническая зависимость процесса обучения, что связано с требованием обязательного наличия технического оснащения и постоянного доступа в Интернет;

• качество обучающих программ. Обучающие программы и курсы бывают не всегда хорошо разработаны.

Технический прогресс приводит к появлению все большего количества различных средств дистанционного взаимодействия. Благодаря такому разнообразию средств коммуникации уже решены такие проблемы, как обучение без применения словесных методов, обучение при отсутствии личного контакта ученика с учителем.

Полученные результаты послужили поводом для корректировки методики организации и проведения учебных проектов с детьми, обучающимися дистанционно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахаян А. А. О восприятии международных интернет-проектов на уровне общественного сознания как средства повышения качества образования в сельской школе // Письма в Эмиссия. Оффлайн: Электронный научный журнал (научно-педагогический интернет-журнал). 2009. № 1. С. 1304.

2. Бершадский А. М., Кревский И. Г. Дистанционное обучение — форма или метод? // Открытое образование: Дистанционный научно-практический журнал по ИТ в образовании. 1998. № 4. С. 34-37.

3. Тузлукова В. И. // Научно-педагогический глоссарий. 2009.

4. Хуторской А. В. Особенности развития дистанционного обучения в российских школах // Электронный журнал: Исследовано в России. 2000. № 1-4. С. 5-8.

REFERENCES

1. Ahajan A. A. O vosprijatii mezhdunarodnyh internet-proektov na urovne obshchestvennogo soznanija kak sredstva povyshenija kachestva obrazovanija v sel'skoj shkole» // Pis'ma v Jtmissija. Offlajn: Elektronnyj nauchnyj zhurnal (nauchno-pedagogicheskij internet-zhurnal). 2009. № 1. S. 1304.

2. Bershadskij A. M., Krevskij I. G Distancionnoe obuchenie — forma ili metod? // Otkrytoe obrazovanie: Distantsionnoe nauchno-prakticheskij zhurnal po IT v obrazovanii. 1998. № 4. S. 34-37.

3. Tuzlukova V. I. // Nauchno-pedagogicheskij glossarij. 2009.

4. Hutorskoj A. V. Osobennosti razvitija distantsionnogo obuchenija v rossijskih shkolah // Elektronnyj zhurnal: Issledovano v Rossii. 2000. № 1-4. S. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.