Научная статья на тему 'УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ» КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ» КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности / внеурочная деятельность / учебное пособие / educational process on the basics of life safety / extracurricular activities / textbook

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна

Изучение инфекционных заболеваний в школьном курсе осуществляется как на уроках биологии, так и на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Если первый учебный предмет нацелен на подробное изучение возбудителей различных инфекций: особенности их строения и жизнедеятельности, то на основах безопасности жизнедеятельности большее внимание уделяется практическому изучения вопроса: распространение, симптоматика, лечение и профилактика. Несмотря на развитие цивилизации, создание медикаментозных препаратов для лечения, осуществление профилактических мероприятий на разных уровнях, продолжается рост инфекционных заболеваний. Некоторые из них человечеству удалось победить (например, натуральная оспа) или снизить уровень заболеваемости до спорадических вспышек, но подавляющее большинство инфекций ежедневно представляет угрозу для всего населения земного шара. Разработка учебного пособия «Инфекционные заболевания», включающего подробный теоретический материал по основным группам инфекций, задания на закрепление изученного материала в виде вопросов на размышление, творческих и тестовых заданий, а также ситуационные задачи, способна позволить сформировать у обучающихся более полное представление об опасных инфекциях и о способах их профилактики. Также учебное пособие включает в себя главу, посвященную природно-очаговым инфекциям, характерным для Омской области, что позволит обучающимся повысить уровень безопасного поведения в природной среде своего региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of infectious diseases in the school course is carried out both in biology lessons and in lessons on the basics of life safety. If the first academic subject is aimed at a detailed study of the causative agents of various infections: the features of their structure and vital activity, then on the basis of life safety, more attention is paid to the practical study of the issue: distribution, symptoms, treatment and prevention. Despite the development of civilization, the creation of medications for treatment, and the implementation of preventive measures at different levels, the growth of infectious diseases continues. Humanity has managed to defeat some of them (for example, smallpox) or reduce the incidence rate to sporadic outbreaks, but the vast majority of infections pose a daily threat to the entire population of the globe. The development of a textbook “Infectious Diseases”, which includes detailed theoretical material on the main groups of infections, tasks to consolidate the studied material in the form of questions for reflection, creative and test tasks, as well as situational tasks, can allow students to develop a more complete understanding of dangerous infections and about ways to prevent them. The textbook also includes a chapter devoted to natural focal infections characteristic of the Omsk region, which will allow students to increase the level of safe behavior in the natural environment of their region.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ» КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

7. Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Учебник / Н.Ф. Гейжан, A.C. Душкин,

A.A. Кочин [и др.]. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. - 236 с.

8. Рожков, A.A. Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2022). Обзор международной научно-практической конференции / A.A. Рожков,

B.А. Юренкова // Российский девиантологический журнал. - 2022. - № 2(2). - С. 225-235

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности

жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ» КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Изучение инфекционных заболеваний в школьном курсе осуществляется как на уроках биологии, так и на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Если первый учебный предмет нацелен на подробное изучение возбудителей различных инфекций: особенности их строения и жизнедеятельности, то на основах безопасности жизнедеятельности большее внимание уделяется практическому изучения вопроса: распространение, симптоматика, лечение и профилактика. Несмотря на развитие цивилизации, создание медикаментозных препаратов для лечения, осуществление профилактических мероприятий на разных уровнях, продолжается рост инфекционных заболеваний. Некоторые из них человечеству удалось победить (например, натуральная оспа) или снизить уровень заболеваемости до спорадических вспышек, но подавляющее большинство инфекций ежедневно представляет угрозу для всего населения земного шара. Разработка учебного пособия «Инфекционные заболевания», включающего подробный теоретический материал по основным группам инфекций, задания на закрепление изученного материала в виде вопросов на размышление, творческих и тестовых заданий, а также ситуационные задачи, способна позволить сформировать у обучающихся более полное представление об опасных инфекциях и о способах их профилактики. Также учебное пособие включает в себя главу, посвященную природно-очаговым инфекциям, характерным для Омской области, что позволит обучающимся повысить уровень безопасного поведения в природной среде своего региона.

Ключевые слова: образовательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности, внеурочная деятельность, учебное пособие.

Annotation. The study of infectious diseases in the school course is carried out both in biology lessons and in lessons on the basics of life safety. If the first academic subject is aimed at a detailed study of the causative agents of various infections: the features of their structure and vital activity, then on the basis of life safety, more attention is paid to the practical study of the issue: distribution, symptoms, treatment and prevention. Despite the development of civilization, the creation of medications for treatment, and the implementation of preventive measures at different levels, the growth of infectious diseases continues. Humanity has managed to defeat some of them (for example, smallpox) or reduce the incidence rate to sporadic outbreaks, but the vast majority of infections pose a daily threat to the entire population of the globe. The development of a textbook "Infectious Diseases", which includes detailed theoretical material on the main groups of infections, tasks to consolidate the studied material in the form of questions for reflection, creative and test tasks, as well as situational tasks, can allow students to develop a more complete understanding of dangerous infections and about ways to prevent them. The textbook also includes a chapter devoted to natural focal infections characteristic of the Omsk region, which will allow students to increase the level of safe behavior in the natural environment of their region.

Key words: educational process on the basics of life safety, extracurricular activities, textbook.

Введение. Несколько лет назад весь мир потрясла пандемия COVID-19, которая унесла миллионы человеческих жизней. Ежегодно возникают эпидемии гриппа, возбудители которого постоянно мутируют, что сводит к минимуму возможность создания универсальной вакцины. Среди детского населения распространены кишечные инфекции (дизентерия, ротавирус и т.д.), а также некоторые типичные «детские» заболевания, такие как ветряная оспа, коклюш, корь и дифтерия, уровень заболеваемости которыми удалось снизить за счет разработки специфической профилактики. Набирает обороты распространение инфекций, передающихся половым путем. В конце прошлого века миру пришлось столкнуться с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) и по сей день данное заболевание остается актуальным.

Нестабильная политическая обстановка в мире увеличивает риск использования биологического оружия. Поражающим фактором могут стать возбудители сибирской язвы, различных видов лихорадок и другие. Использование данного вида оружия может привести к необратимым социальным и экономическим последствиям, а также к уничтожению населения на пораженных территориях.

Многие считают, что борьба с ростом инфекционных заболеваний является исключительно задачей здравоохранения, однако, изучение курса основ безопасности жизнедеятельности, посвященного биолого-социальным чрезвычайным ситуациям, также является важнейшим звеном системы профилактики заболеваний.

Изучению инфекций в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности в основной и средней школе посвящено малое количество часов. К сожалению, учебники по основам безопасности жизнедеятельности не содержат полной информации об инфекционных заболеваниях и не могут позволить ознакомить обучающихся с полной клинической картиной основных инфекций. В таких случаях, на помощь учебнику могут прийти учебные пособия, которые содержат более подробную информацию о том или ином разделе или теме. Учебное пособие - это учебно-теоретическое издание, соответствующее учебной программе, способное полностью или частично заменить учебник.

Примерные рабочие программы по основам безопасности жизнедеятельности, разработанные по требованиям ФГОС, предлагают определенные модули и тематическое планирование, по которому может осуществляться учебный процесс. Анализ примерных рабочих программ для 8-9 и 10-11 класса показал, что в курсе основ безопасности жизнедеятельности должны присутствовать темы, посвященные основам эпидемиологической безопасности. Изучение тем, связанных с эпидемиологической безопасностью, осуществляется в 7, 8 и 10 классах. Если учесть, что не в каждой школе основы безопасности жизнедеятельности изучаются в 7 классе, когда данной области знаний посвящен целый раздел, затрагивающий также инфекционные заболевания растений и животных, то можно сделать вывод о том, что на изучение инфекционных заболеваний в школе выделяется не более 3 часов (1 час в 8 классе, 2 часа в 10 классе). Рабочая программа

может корректироваться учителем, однако даже при небольшом увеличении количества часов, уроков по изучению инфекций очень мало [8, 9].

Для более качественного усвоения материала рекомендуется грамотное сочетание средств обучения. Так как темы по основам эпидемиологической безопасности очень объемные, а информации, предоставляемой в учебнике, может оказаться недостаточно, можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности учебные пособия, посвященные именно данному разделу основ безопасности жизнедеятельности.

В ходе работы с использованием государственных стандартов изучались требования к ученым пособиям [1].

На основе литературных источников были выделены основные разделы теоретической части учебного пособия «Инфекционные заболевания», также подбирался иллюстративный материал для рубрик «Интересный факт», «Дополнительная информация». При подготовке учебного пособия разработан дидактический аппарат: составление вопросов и заданий, тестов, ситуационных задач. Целью данной работы стало теоретически обосновать и разработать учебное пособие «Инфекционные заболевания» для использования на уроках основ безопасности жизнедеятельности.

Изложение основного материала статьи. Учебное пособие «Инфекционные заболевания» содержит полную и подробную информацию о наиболее распространенных и опасных инфекционных заболеваниях. Данное пособие рекомендуется для использования на уроках основ безопасности жизнедеятельности при изучении тем, посвященных инфекционной заболеваемости людей. Использование учебного пособия возможно во всех классах, в рабочей программе которых предполагается изучение данной тематики. Также пособие можно использовать при организации внеурочной и проектной деятельности.

Цель учебного пособия - выступить в качестве дополнительного источника учебного материала и заданий на его закрепление на уроках основ безопасности жизнедеятельности при изучении тем, связанных с инфекционными заболеваниями. Учебное пособие включает в себя все необходимые для данного вида учебного издания элементы. [1]

Разработка теоретической части учебного пособия является самой трудоемкой частью работы, так как требует тщательного подбора и систематизации информации, а также ее интерпретации в доступной для обучающихся форме. Так как учебное пособие посвящено инфекционным заболеваниям людей, следовательно, необходимо было изучить большое количество медицинской литературы таких автором как К.А. Аитов, A.C. Бесталанов, В.И. Покровский, Т.В. Беляева, А.Л. Верткин, М.И. Перельман, Н.Д. Ющук и другие [2, 3,4, 5, 11, 12].

В темах, посвященных характеристике инфекционных заболеваний теоретическая информация представлена в виде единой структуры: основные сведения о заболевании, возбудитель заболевания, источник инфекции, механизм передачи, пути передачи, симптоматика, лечение, профилактика. Данная структура позволяет сформировать четкое представление о клинической картине того или иного заболевания и позволяет систематизировать знания.

Немаловажное значение имеет подбор иллюстративного материала учебного пособия. Иллюстрации представляют собой изображения, объясняющие, истолковывающие или дополняющие текст с помощью наглядных образов, то есть они выступают как средство обеспечения принципа наглядности в обучении. Исходя из анализа функций иллюстраций в учебном пособии можно сделать вывод о том, что иллюстративный материал необходим в учебных изданиях для формирования наглядно-образного мышления. При разработке учебного пособия «Инфекционные заболевания» было использовано несколько видов иллюстраций: структурно-логические схемы, схематичные изображения и фотографии (рис. 1,2,3).

Источник инфекции (зараженный человек ели животное)

Факторы, обеспечивающие

передачу возбудителей от зараженного организма здоровому

В о сприимчивый к инфекции организм

Рисунок 1. Структурно-логическая схема учебного пособия

Использование в учебных пособиях структурно-логических схем способствует эффективному восприятию информации, а также позволяют кратко и наглядно отразить основное содержание темы или раздела [10].

Рисунок 2. Схематичные изображения учебного пособия

Схематичным изображениям отдается предпочтение для того, чтобы упростить восприятие обучающимися основной симптоматики того или иного заболевания или для четкого представления о локализации инфекционного процесса. При изучении симптомов некоторых инфекционных заболеваний реальные фотографии могут травмировать детскую психику, в таких случаях также отдается предпочтение схематичным изображениям.

Рисунок 3. Фотографии в учебном пособии «Инфекционные заболевания»

Использование фотоматериала в учебном процессе, в частности при изучении симптоматики инфекционного материала чрезвычайно важно и даже необходимо. Так как текстовое описание способствует развитию воображения обучающихся, которое может не совпасть с реальной действительностью клинической картины заболевания, а текстовое описание в совокупности с использованием фотоизображения позволяет обеспечить максимально достоверное понимание проявлений различных заболеваний у человека [6].

Использование таблиц, как и схем, направлено на упрощение процесса визуального восприятия и запоминания информации. Материал по инфекционным заболеваниям зачастую является очень объемным и сложным для восприятия школьниками, следовательно, при создании учебного пособия целесообразно использовать подачу информации в виде таблиц (рис. 4).

Клиническая картина коклюша

Название периода Продолжительность Симптомы

период 3-14 дней - температура тела в пределах нормы; - сухой, постепенно усиливающийся кашель, несмотря на проведение симптоматической терапии.

Период приступообразного судорожного кашля 2-8 недель - кратковременные или продолжительные (2-4 минуты) приступы кашля; - специфический симптом- надрыв или язвочка уздечки языка, возникающая в результате трения языка о зубы во время приступа кашля; - отхождение слизи, мокроты или рвота после приступа кашля.

Период обратного развития (ранней реконвалесценцин) 2-8 недель - приступы кашля происходят реже; - исчезает рвота.

Период поздней реконвалесценцни 2-6 месяцев - сохраняется повышенная возбудимость; - при развитии заболеваний органов дыхания в этот период судорожный кашель возвращается.

Рисунок 4. Таблица учебного пособия

Так как целевая аудитория, на которую направлено учебное пособие - это школьники, материал необходимо преподносить в интересной форме. Для усиления познавательного интереса было введено несколько рубрик: дополнительная информация, исторические сведения, интересный факт и статистика (рис. 5-8).

Дополнительная информация

В распространении инфекции

наиболее опасны больные открытой формой туберкулез (активные бактерновьщелители). За

сутки один такой человек может выделить с мокротой более 1 млрд. ми ко о актер ни

Рисунок 5. Рубрика «Дополнительная информация» учебного пособия

Исторические сведения

Эпидемии сыпного тифа всегда сопровождали воины,

голод, стихийные бедствия и характеризовались высоким уровнем смертности. Пик заболеваемости был отмечен б годы Первой мировой войны, а также во времена Великой Отечественной войны. Во второй половине XX века заболеваемость резко пошла на спад. Вспышки регистрируются в основном в развивающихся странах.

Рисунок 6. Рубрика «Исторические сведения» учебного пособия

Рубрика «Исторические сведения», исходя из своего названия, информирует об открытии возбудителей заболеваний и об их распространенности в разные исторические периоды.

Интересный факт

Опоясывающий лишай чаще всего возникает у тех, кто в прошлом перенес ветряную оспу. В редких случаях в анамнезе отсутствуют данные об этом заболевании. Тогда предполагается, что болезнь была перенесена в бессимптомной или скрытой форме.

Рисунок 7. Рубрика «Интересный факт» учебного пособия

Включение в учебное пособие рубрики «Интересный факт» позволяет применять на уроках прием «яркое пятно», который способствует более эффективному запоминанию информации и развитию ассоциативного мышления.

Статистика

Дизентерией могут болеть .люди всех возрастов, но зачастую это дети до 4 лет (60% от общей заболеваемости).

Заболеваемость дизентерией в городах выше, чем в сельской местности примерно на 25%.

Рисунок 8. Рубрика «Статистика» учебного пособия

Рубрика «Статистика» содержит сведения об уровне заболеваемости среди основных групп населения, о распространении на определенных территориях, а также об уровне смертности от некоторых инфекционных заболеваний.

Для закрепления теории, представленной в учебном пособии «Инфекционные заболевания» разработан дидактический аппарат, включающий в себя: вопросы и задания после каждой темы, итоговое тестирование по главе и ситуационные задачи по всем темам, описанным в учебном пособии (рис. 9, 10).

Вопросы и задания

1 Используя текст параграфа, дополнительные источники информации и лычный опыт приведите по 2-3 примера заболеваний, склонных к пандемическому течению, эиизоотий и эпифптотий.

2. Почему размножение определенных бактерий в кишечнике человека не приводит- к развитию инфекционного процесса, а, напротив, необходимо д.гя поддержания здоровья^1 Обоснуйте свой ответ, используя знания из школьного курса биологии.

3 Приведите примеры заболеваний, которые могут передаваться от больного человека здоровому с помощью нескольких механизмов передачи. Объясните, почему это возможно

4. Вставьте пропущенные слова в текст. Определите о каком виде возбудителя идет речь.

Данный возбудитель представляет собой неклеточную форму

жизни. Он может жить и_в_клетках организма.

_вызывают такие заболевания как корь, ветряная оспа и

одно из самых тяжелых заболеваний поражающее иммунную систему человека н приводящее к легальному неходу -

5. Диаграмма на странице 7 показывает, что на образ жнзнн как фактор риска развития инфекционных заболевании приходится 5 0%, а на здравоохранение — всего 10%. Как Вы считаете, почему' вклад факторов распределился именно так? Ответ представьте в виде эссе {8-10 предложении).

Творческое задание. Составьте кроссворд по теме параграфа, состоящий не менее, чем нз 10 слов.

Рисунок 9. Вопросы и задания к теме 1.1. учебного пособия

Задача 16

За медицинской помощью обратился 25-летний молодой человек с жалобами на сальную слабость, кашель и повышение температуры тела до 38,5°С. Больной отпущен лечиться на дом с подозрением на грипп н выписанным соответствующим лечением. Спустя два дня больной вызвал врача на дои в связи с тем, что улучшения не состояния нет, а температура тела поднялась до 39°С. В ходе осмотра на внутренней стороне щек былн обнаружены мелкие белесые точки. Из беседы с пациентам врач узнал, что на новое место жительства он переехал полгода назад, сертификат о профилактических прививках утерян, самостоятельно данные о вакцинации пациент вспомнить не может.

Больному рекомендовано исключить контакты с людьми, принимать алтнгистаминные и симптоматические препараты, а также стараться избегать воздействие солнечного света в соблюдать постельный режим.

• Какое заболевание описано н по каким признакам Вы эта поняли0

• Опишите дальнейшее развитие клинической картины заболевания.

• Разработана ли специфическая профилактика против данной инфекции?

Рисунок 10. Ситуационная задача учебного пособия

Первая глава учебного пособия «Инфекционные заболевания» посвящена основным характеристикам инфекционных заболеваний: возбудители инфекционных заболеваний, факторы риска, механизмы и пути передачи инфекций, периоды протекания и классификация инфекций. В основу выделения глав 2-5 легла классификация инфекционных заболеваний по Л.В. Громашевскому, который разделил инфекции на четыре группы в соответствии с локализацией возбудителя в организме:

1. кишечные инфекции;

2. инфекции дыхательных путей;

3. кровяные инфекции;

4. инфекции наружных покровов [11].

Глава шесть разработана в связи с тем, что у обучающихся отсутствует четкое представление о различиях в клинической картине и механизме передачи разных видов вирусных гепатитов. В главу семь объединены наиболее известные или распространенные природно-очаговые заболевания, характерные для Омской области и Западной Сибири. Глава 8 предназначена для изучения в старших классах тем, посвященных заболеваниям, передающимся половым путем, так как данные инфекции являются часто встречаемыми у молодежи и иногда встречаются уже у лиц школьного возраста.

Таким образом, учебное пособие включает в себя многообразие теоретических и дидактических компонентов, обеспечивающих усвоение знаний об инфекционных заболеваниях на высоком уровне. За то небольшое количество часов, которые выделяются учебной программой на изучение данных тем, невозможно изучить учебное пособие от начала до конца. Однако, его наличие на уроке как дополнение к учебнику и другим средствам обучения, позволяет организовать разнообразные формы и виды деятельности при изучении тем, посвященных инфекционной заболеваемости.

В учебном пособие представлены задания как базового, так и повышенного уровня, а также творческие задания. Наличие разноуровневых заданий дает возможность для организации дифференцированного обучения на уроках, когда обучающийся может выбрать себе задание по силам [7].

Учебное пособие содержит взаимосвязанный комплекс теории и способов применения знаний при решении различных ситуаций и поиске ответов на вопросы. Оно позволяет изучить тему «Инфекционные заболевания» на высоком уровне, способствует развитию дедуктивного и индуктивного мышления, грамотному подбору аргументов в защиту собственной точки зрения. Помимо освоения предметных результатов, учебное пособие обеспечивает и межпредметную взаимосвязь. В первую очередь с биологией, которая занимается изучением микроорганизмов и живой природы, взаимодействие которых приводит к развитию инфекционного процесса. Многие инфекционные заболевания известных с древних времен и уносили огромное количество жизней, приводили к эпидемиям и пандемиям - это не могло не найти своего отражения в истории. В учебном пособие целая глава выделена для изучения природно-очаговых инфекций, то есть инфекцией, которые связаны с природными условиями, способствующими развитию определенных заболеваний на конкретной территории, то есть связаны с географией.

Несмотря на то, что учебное пособие «Инфекционные заболевания» включает в себя все необходимые компоненты для усвоения тем, связанные с эпидемиологической безопасностью, на высоком уровне: структурированный теоретический материал и разнообразные виды заданий для закрепления и контроля знаний, самостоятельно невозможно сделать однозначный вывод о целесообразности его применения в процессе обучения.

Выводы. Учебное пособие представляет собой проект, который предлагается к внедрению в качестве средства обучения основам безопасности жизнедеятельности. Для того, чтобы определить можно ли рекомендовать данное средство учителям основ безопасности жизнедеятельности, была проведена независимая экспертная оценка учебного пособия. Проект учебного пособия «Инфекционные заболевания» получил высокую оценку от экспертов (практикующие педагоги ОБЖ, преподаватели педагогического университета), что позволяет сделать вывод о том, что после корректировки, рекомендованной экспертами, оно может быть использовано на уроках безопасности жизнедеятельности как эффективное средство обучения. Таким образом, учебное пособие при правильном применении на уроке может стать достаточно ценным средством обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Литература:

1. «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 N331-CT)

2. Аитов, К.А. Инфекционные болезни: введение в специальность (учебно-метод. пособие) / К.А. Аитов, В.А. Борисов, И.В. Малов. - Иркутск, 2007 - 106 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Детские инфекционные болезни. Полный справочник / A.C. Бесталантов [и др.]. - Саратов: Научная книга, 2019.-431 с.

4. Инфекционные болезни / Т.В. Беляева: Учебник для медицинских вузов. - Москва: «СпецЛит», 2015 - 452 с.

5. Инфекционные болезни: Руководство для практических врачей / Вёрткин А.Л., Силина Г.Г. - Москва: «Эксмо», 2019-288 с.

6. Поззер, В.М. Педагогика фотографий в школьных учебниках биологии / В.М. Поззер // Время науки. - 2018. -№3-4.

7. Педагогические технологии в современном образовательном процессе. Учебное пособие. - М.: Мир науки, 2016-312 с.

8. Примерная рабочая программа основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности (для 5-9 классов образовательных организаций). - Москва, 2021. -47 с.

9. Примерная рабочая программа среднего общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень (для 10-11 классов образовательных организаций) / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». -Москва, 2022. - 57 с.

10. Соколова, И.Ю. Структурно-логические схемы - дидактическое основание информационных технологий, электронных учебников и комплексов / И.Ю. Соколова // Совр. проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7920 (дата обращения 16.10.2023)

11. Эпидемиология: учебник / Н.И. Брико, В.И. Покровский. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 368 с.

12. Ющук, Н.Д. Эпидемиология инфекционных болезней: учебное пособие / Н.Д. Ющук. - 3-е изд., перераб. и доп. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016.-496 с.

Педагогика

УДК 371. 388:378.14

доктор политических наук, профессор Котов Сергей Владимирович

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель Шостак Егор Валерьевич

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу сущности контроля самостоятельной работы студентов в вузе. Представлен подход к организации контроля самостоятельной работы студентов и описаны принципы обеспечения его эффективности. Приведены разные формы оценки, позволяющие контролировать самостоятельную работу студентов. Рассмотрены форматы самостоятельной работы студентов в условиях цифровизации образования. Проанализированы проблемы, возникающие при организации самостоятельной работы студентов в условиях цифровизации. Затронута тема важности самостоятельной работы на фоне изменения учебных карт дисциплин. Так же проанализирована перекрестная проверка работ студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, контроль, требования, формы контроля, виды заданий самостоятельной работы студентов, методы контроля.

Annotation. The article is devoted to the theoretical analysis of the essence of the control of independent work of students at the university. The approach to the organization of control of independent work of students is presented and the principles of ensuring its effectiveness are described. Various forms of assessment are given, allowing to control the independent work of students. The formats of independent work of students in the conditions of digitalization of education are considered. The problems arising in the organization of independent work of students in the conditions of digitalization are analyzed. The topic of the importance of independent work against the background of changes in educational maps of disciplines is touched upon. The cross-checking of students' works is also analyzed.

Key words: independent work, control, requirements, forms of control, types of tasks of independent work of students, methods of control.

Введение. Увеличение количества способов получения информации и количество самой информации ставит обучающихся в сложное положение: выбор нужного потока информации зачастую очень сложен, так как медиа, видеохостинги борются друг с другом за внимание пользователя. Следовательно, очень сложно, взяв телефон в руки, начать искать информацию, например, по выбранной теме исследования, потому что любимый блогер опубликовал новое видео или популярное новостное издание опубликовало статью с кликбейтным названием. На фоне борьбы за внимание и трафик пользователя федеральные государственные образовательные стандарты увеличивают количество тем отводимых на самостоятельное изучение.

Количество тем, отведенных для самостоятельного изучения в ВУЗАХ в рамках современных ФГОС, может варьироваться в зависимости от конкретной специальности и учебного заведения. Однако, общее количество часов, отведенных на самостоятельную работу студентов, должно соответствовать минимально рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации объему.

Согласно требованиям ФГОС, студенты должны проводить не менее 50% учебного времени вне аудитории, изучая материалы, выполняя задания и самостоятельно подготавливаясь к занятиям. Отдельные дисциплины также могут предусматривать дополнительное количество времени для самостоятельной работы студентов. Вследствие чего возникает противоречие между стилем жизни современного студента, привыкшего к развлечениям в интернете и необходимостью самостоятельно искать информацию преимущественно в интернете. Именно в ходе выявленного противоречия мы и пришли к выводу что необходим контроль за самостоятельной работой студентов.

Изложение основного материала статьи. Под самостоятельной работой студентов в научном сообществе понимают форму учебной деятельности, при которой студент самостоятельно изучает теоретический материал, применяет его на практике, решает задачи, оценивает свои знания и делает выводы. Это один из важнейших элементов обучения в современной системе высшего образования. Самостоятельная работа студентов традиционно включает в себя выполнение самостоятельных заданий, которые предназначены для закрепления теоретических знаний, изучения новых тем и понимания материала на практике. Она также может включать в себя выполнение лабораторных работ, практикумов, эссе, рефератов и т.д. [3].

Основные принципы самостоятельной работы студентов - это активность, самостоятельность, открытость и творчество. Студент должен активно участвовать в учебном процессе и задавать вопросы, находя самостоятельно ответы на них. Он должен также быть готовым к постоянной самооценке и оценке своих результатов.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) по направлению 44.03.04 -«Профессиональное обучение (по отраслям)», студенты должны выполнять самостоятельную работу в объеме, соответствующем не менее чем 70% от общего объема учебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.