включающий в себя функционал он-лайн приложения для интерактивной доски, а также каталог электронных материалов для учебных занятий, проводимых с использованием интерактивной доски [3, 4].
Литература
1. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». 2006. URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-75.pdf (дата обращения: 25.02.2014).
2. Сергеев А. Н. Профессиональная подготовка будущих учителей в контексте обучения в сетевых сообществах Интернета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки»: научный журнал. 2010. №1 (45). С. 89-94.
3. Сергеев А. Н. Разработка интернет-портала как системы информационно-технической поддержки образовательного процесса с использованием интерактивной доски // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10304 (дата обращения: 25.02.2014).
4. Сергеев А. Н., Склейнов Е. Л. Использование инструментов интерактивной доски при работе с электронными образовательными ресурсами в сети Интернет // Электронное периодическое издание «Информационная среда образования и науки» / Федеральное государственное научное учреждение «Институт информатизации образования» Российской академии образования. 2013. № 17. URL: http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/ison_2013/num_17_2013/Sergeev,Skleinov.pdf (дата обращения: 25.02.2014).
Суздалева АМ.1, Сафонова В.Ю.2, Агишева О.Н.3
'Старший преподаватель, 2доктор биологических наук, профессор, 3кандидат биологических наук, доцент, Оренбургский
государственный педагогический университет
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация
Рассматривается значение изучения чрезвычайных ситуаций биологического происхождения на уроках основ безопасности жизнедеятельности с помощью различных педагогических средств и методов, способствующих повышению качества знаний учащимися.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуаций биологического происхождения, диагностика, формы и методы проведения занятий.
Suzdaleva A.M1, Safonova V.Y.2, Agisheva O.N.3
Senior lecturer, 2doctor of biological Sciences, Professor, 3candidate of biological Sciences, associate Professor, the Orenburg state
pedagogical University
FORMING SCHOOL STUDENTS ' KNOWLEDGE ABOUT EMERGENCY SITUATIONS OF BIOLOGICAL ORIGIN AT
THE LESSONS OF «BASIS OF LIFE SAFETY»
Abstract
Discusses the importance of the study of emergency situations of biological origin on the lessons of the basics of life safety with the help of various educational tools and methods to improve the quality of knowledge of students.
Keywords: emergency situations of biological origin, diagnosis, forms and methods of training.
Анализ государственных докладов МЧС последних лет показывает, что абсолютными лидерами по частоте проявления являются техногенные чрезвычайные ситуации (ЧС), за ними следуют природные опасные процессы. Биолого-социальные ЧС и теракты в зависимости от года располагаются по этому показателю на третьем и четвертом местах [1, 2, 7 ].
От всех бедствий доля биолого-социальных ЧС составляет 2-7%. Количество биологических ЧС будет еще несколько ниже, так как часть биолого-социальных ЧС составляют социальные заболевания человека. Однако они представляют незначительную долю от общего количества биолого-социальных ЧС. Данные клинико-эпидемиологических исследований свидетельствуют о значительном увеличении распространенности тяжелых форм заболеваний и об изменении клинической картины их течения. Обстановка по заболеваемости населения инфекциями в Российской Федерации остается на сегодняшний день неблагополучной [3, 8, 10, 11].
Прогноз по заболеваемости карантинными инфекциями с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации в мире и в граничащих с Россией государствах остается неблагоприятным [11], и постоянно сохраняется угроза завоза и распространения их на территории Оренбургской области.
В Оренбургской области продолжает оставаться напряженной санитарно-эпидемиологическая обстановка, наблюдаются негативные тенденции к ухудшению состояния здоровья населения. Основными причинами смертности населения являются заболевания органов кровообращения, травмы и отравления, опухоли, инфекционные и паразитарные болезни [3, 4].
Результаты многолетних научных исследований ведущих ученых свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост распространённости инфекционных заболеваний у детей происходит в период получения систематического образования при обучении в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях общего среднего, начального и среднего профессионального образования [9].
Несовершенство системы профилактики и ранней диагностики, технологий формирования групп детей с различной степенью риска развития нарушений здоровья, организации медицинского контроля за этими детьми, а также наблюдения за лицами, страдающими хроническими заболеваниями, слабая теоретическая и практическая подготовка в образовательном процессе учащихся к действиям в условиях вспышки заболеваемости свидетельствует о том, что детское население страны не приспособлено противостоять чрезвычайным ситуациям биологического происхождения. Сегодня задача возрождения профилактики заболеваний как традиции российской медицинской школы ставится одной из важнейших в ходе реализации Национального проекта «Здоровье», «Образование», которое началось в 2006 году и Комплексной программы «Профилактика наиболее распространенных болезней детей и подростков» [8, 9].
В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку учащихся в общеобразовательных учреждениях по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек и навыков здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы могут быть изучены в специальном и непрерывном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) [9].
В рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются биологические чрезвычайные ситуации. Обучаемые в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности знакомятся с инфекционными заболеваниями людей, животных и растений. Но, к сожалению, этой теме и профилактике заболеваний отводится мало учебного времени. В средней общеобразовательной школе в образовательном процессе при изучении ОБЖ используют федеральный и региональный компоненты стандарта общего образования, разработанные с учетом основных направлений модернизации общего образования. Цель образовательных компонентов: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычек к здоровому образу жизни; приобретение навыков гигиены, воспитание чувства ответственности за личную безопасность, овладение умениями
60
предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь [5].
Недостаточное методическое обеспечение образовательного процесса при изучении данной темы обусловило выбор направления нашего исследования, проводимого студентами на педагогической практике в общеобразовательном учреждении МОБУ СОШ № 15 г. Оренбурга. В опытно-экспериментальной работе принимали участие респонденты седьмых классов в количестве 38 человек, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 19 человек. Целью нашего исследования послужило изучение знаний учащихся о чрезвычайных ситуациях биологического происхождения.
Наблюдения и проводимая диагностика в школе показали, что изучение ЧС биологического происхождения сводится только к проведению уроков. Не смотря на то, что урок, это ядро целостной системы самых разных, в том числе внеклассных и внешкольных занятий, к большому сожалению, рамки традиционных уроков-лекций слишком узки для взаимодействия с учащимися, что является следствием малой эффективности полученных знаний. Диагностика, проводимая на уроках с помощью тестирования, синквейна, работы с Интернет-источниками (составление кластера), показала, что уровень полученных знаний у учащихся не высок.
Тестирование это простая и демократичная процедура, имеющая возможность использования компьютера и относительную независимость от индивидуальных требований преподавателя. Однако есть и недостатки, к которым относят высокую формализацию процедуры и сравнительную простоту заданий, позволяющие оценить в основном механическое воспроизведение изучаемого материала. Полученные результаты тестирования говорят о том, что уровень знаний у учащихся практически одинаков. Высокий уровень преобладал у экспериментального класса (7»Б») и составил 26,4%, тогда, как у контрольной группы (7»А») он равен 21,1%. Средний уровень знаний выше у контрольного класса - 57,8%. У 7 «Б» этот результат составил 36,8%. Низкий показатель уровня знаний составил у экспериментального класса - 36,8%, у контрольной группы соответственно - 21,1%.
Результаты, полученные с помощью составления кластера, оказались немного ниже, чем при тестировании. Эго говорит о том, что выбор ответов с помощью Интернет-ресурсов, создает небольшую проблему обучаемым. Учащиеся теряются, не могут работать с программами. Вследствие чего, высокий уровень знаний у учащихся контрольной группы составил 19,5% и 5,2% у экспериментальной. Средний показатель примерно на одном уровне: у контрольного класса он составил 47,4%, а у экспериментальной - 42,1%. Низкий уровень преобладает у экспериментального класса - 52,7%, тогда, как у контрольного этот показатель равен 42,1%. Полученные результаты позволили сделать вывод, что использование информационных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требуют развития методов и организационных форм обучения. Обучаемые с помощью Интернет-ресурсов могут научиться оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и т.д.
Завершающим этапом стала диагностика с помощью синквейна и проводимых в ходе него учебно-демонстрационных игр и упражнений. У игры немало функций, способствующих решению задач курса ОБЖ. «Игра - арифметика социальных отношений», - считал авторитетный отечественный ученый-психолог Д.В. Эльконин. «Чем более игра способна повышать интенсивность жизни индивидуума или группы, тем полнее она растворяется в культуре, поддерживает идеал, в свою очередь определяющий духовную культуру эпохи», утверждал известный нидерландский историк культуры Й. Хёйзинга. Проведенный синквей показал, что высокий уровень знаний у респондентов обоих классов одинаков и составил 21,1%. Низкий уровень немного выше у экспериментальной группы- 26,2%. У контрольного класса этот показатель составил 31,5%.
Анализ источников литературы и проведенная входная диагностика по выявлению уровня знаний учащихся о чрезвычайных ситуациях биологического происхождения позволили сделать вывод о недостаточном уровне знаний учащихся, вследствие чего возникла необходимость увеличения учебного времени и реализации различных методов и средств на изучение данной темы, так как формирование знаний об особо опасных инфекционных заболеваниях, способах их профилактики, соблюдение гигиены и санитарно-эпидемиологических мероприятий, должно стать основой охраны здоровья и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, мотивацией на безопасное поведение и здоровый образ жизни, опирающейся на убеждения учащихся. Для повышения уровня знаний обучаемых исследуемой проблемы могут быть предложены системы внеурочных занятий, разработанные программы, факультативы, самостоятельная познавательная деятельность школьников, овладение учащимися приемами самоконтроля и самооценки результатов собственной деятельности и т.д. Формами занятий могут быть выбраны: сдвоенные уроки; блочное построение; спаренные (интегрированные) уроки ОБЖ и физической культуры; уроки-экскурсии; полевые учения. Изучение биологических опасностей на уроках ОБЖ может сопровождаться дидактико-технологическим оснащением, включающим плакаты, карточки (практические задания), аудио- и видеотехнику. Для информационно-компьютерной поддержки изучения данной темы предполагается использование таких программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера, как слайд-шоу, программ обучения. С учетом познавательной возможности учащихся обучение темы «Биологические опасности» может строиться на основе спирального развертывания системы знаний о безопасности человека во время возникновения эпидемий. Это позволяет формировать целостную картину биологических опасностей, обеспечивать формирование знаний, умений и навыков, углублять практический уровень [6].
Учащиеся могут при изучении этой темы использовать метод наблюдения и моделирования. Должны научиться выделять причинно-следственные связи. Самостоятельно выполнять практические и творческие задания, участвовать в проектной деятельности. Использовать в учебном процессе различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и т.д. Оценивать свое поведение, черты характера, свое физическое и эмоциональное состояние. Соблюдать нормы поведения и правил здорового образа жизни.
Формы занятий, используемы для изучения ЧС биологического происхождения могут быть предложены следующие: учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций, семинар, круглый стол, индивидуальные консультации, внеклассная и внешкольная работа, экскурсии, проведение Дня здоровья, эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи и беседы с сотрудниками здравоохранения и т.д.
Более продуктивными являются различные учебно-демонстрационные игры и упражнения. Они содействуют формированию сознания и поведения, мировоззренческих позиций и культуры школьников. Их содержание может быть выстроено как индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика [5, 6].
Литература
1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ / в ред. Федеральных законов от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ.
2. Агишева, О.Н., Профилактика лучевой болезни монография / О. Н. Агишева, И. Л. Старых. //Монография. - Оренбург изд-во Пресса, 2011. -104 с.
3. Джихан, О.Н. Проблема загрязнения окружающей среды Оренбуржья и становление экологической культуры студентов педагогического университета. / О.Н.Джихан, В.Ф.Фунтиков. Вестник Огпу электронный научный журнал. - №1. - 2009. - С.73-80
4. Джихан, О.Н. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них / О.Н. Джихан, И.Л. Старых. // учебное пособие. - Оренбург Изд-во ОГПУ. - 2006. - 179 с.
61
5. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе: методическое пособие /В. Н. Латчук. - М.: Изд - во Дрофа, 2002. - 196с.
6. Митюшин, Н. Внеурочная деятельность по курсу ОБЖ как одна из форм обучения предотвращению чрезвычайных ситуаций //Основы безопасности жизнедеятельности. - 2002. - № 2. - С 7 - 9.
7. Сафонова, В.Ю. Радиационная безопасность. Малые дозы биологического действия: монография. / В.Ю. Сафонова, В.А. Сафонова. - Оренбург: Изд-во «Детство», 2012. - 172 с.
8. Сафонова, В.Ю. Радиационная экология: учеб. пособие / В.Ю. Сафонова, В.А. Сафонова. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2005. - 312 с.
9. Суздалева, А.М. Опасные ситуации природного характера и подготовка населения к действиям в условиях их возникновения: учеб. пособ. / сост. А.М. Суздалева, О.Н. Федоренко. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - 92 с.
10. Суздалева, А.М. Основы безопасности жизнедеятельности / сост. Суздалева А.М., И.В. Чикенева, Ю.В. Абузярова, Е.Е. Лутовина, О.Н. Токарева. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. - 200 с.
11. Суздалева, А.М. Формирование здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ / А.М. Суздалева, О.Н. Федоренко. Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / П24 под ред. Проф. О.И. Кирикова. - Выпуск 5. -Воронеж, 2007. - С. 317-328.
Маркова НА.1, Тарасов А.Е.2
1,2Студент, Северо-Восточный федеральный университет, Доцент, Северо-Восточный федеральный университет
РАЗВИТИЯ РЫБОЛОВНОГО ТУРИЗМА В ХАНГАЛАССКОМ УЛУСЕ (РАЙОНЕ) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация
В статье рассмотрено проект создания рыболовной базы - как один из видов активного отдыха. Рыболовный туризм как часть активного, спортивного интереса общества, а также эксплуатация местных туристских ресурсов и получение дохода.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, природный ландшафт, рыболовный туризм.
Markov Н.А.1, Tarasov A.E.2
1,2Student, North-Eastern Federal University, Associate Professor, North-Eastern Federal University DEVELOPMENT OF FISHING TOURISM IN ХАНГАЛАССКОМ ULUS (DISTRICT) OF THE REPUBLIC OF SAKHA
(YAKUTIA)
Abstract
The article considers the project of creation of the fishing base as one of kinds of active rest. Fishing tourism as part of the active, sporty interest of society as well as the exploitation of local tourism resources and generating income.
Keywords: transport infrastructure, natural landscape, fishing tourism.
Туризм - явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома [2].
Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики. Сегодня число туристических компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке [3].
В данное время туризм в Якутии является неразработанной отраслью. Причина этого кроется в неразвитой транспортной инфраструктуре, суровых климатических условиях и огромных расстояниях. Многие заветные туристские зоны недоступны даже для авиатранспорта. Якутия - это часть мира, которая не исследована, не открыта до конца. Ее потенциал кроется в богатейшем природном ландшафтном и культурном разнообразии. И это - главный привлекательный фактор для российских и зарубежных туристов.
В республике сложилась такая ситуация, что почти весь потенциал туризма сосредоточен в Хангаласском улусе (районе), который благодаря удобному территориальному расположению, наличию автомобильных и водных коммуникаций, уникальной и богатой истории является наиболее привлекательным, интересным и удобным туристским направлением. Улус обладает мощным туристско-рекреационным потенциалом - уникальными природными комплексами, резервациями дикой природы, животным и растительным миром, что позволяет развивать туризм, представляющий собой быстрорастущий рыночный сегмент внутреннего туризма.
В Хангаласском улусе распространены такие виды туризма, как сельский, культурно-познавательный, этнографический, событийный, экскурсионный, профессионально-деловой, активный, спортивный, экзотический, экологический, рыболовные и охотничьи туры.
Среди них можно выделить вид туризма - рыболовный. Это направление имеет свои особенности и является одним из распространенных в России.
Рыболовный туризм - это один из современных видов туризма, когда базы предлагают специализированные услуги в виде лицензии на отлов ценных пород рыбы. Они также обеспечивают доставку туристов к труднодоступным местам рыбной ловли; прокат рыболовного снаряжения и организуют рыбалку в прудах со специально разводимой для этой цели рыбой [4].
Различают промысловое рыболовство - отрасль экономики, занимающуюся заготовлением рыбы, морского зверя, беспозвоночных и водорослей как сырья для пищевой, лёгкой и медицинской промышленности, потребительское рыболовство для обеспечения личных нужд, любительское и спортивное рыболовство - вид отдыха, туризма и спорта [5].
Многие компании, обладая большим опытом, предлагают комплексные и целевые услуги. Поиск и разработка новых маршрутов не останавливаются ни на минуту [6].
Одним из них является Спортивно-развлекательный комплекс «Техтюр», который относится к спортивному виду туризма.
Благоприятная обстановка, красивый ландшафт, небольшая удаленность от улусного центра - города Покровск и республиканского центра - города Якутск - все это способствует созданию условий для проведения активного досуга жителей и гостей республики.
Здесь присутствуют все основные виды активного отдыха. База может предоставить спортивный инвентарь и услуги для таких видов спорта как:
- сноуборд;
- горные лыжи (это силовой, экстремальный вид спорта);
- беговые лыжи (это классика фитнеса, дают длительную, равномерную физическую нагрузку на выносливость);
- коньки;
- сноутюбинг;
На территории горнолыжной базы имеется:
- два бугельных подъемника используемых для горных лыж, сноуборда и сноутюбинга;
- сноупарк;
-ратрак (это специальный трактор, предназначенный для передвижения по горам);
- снежные пушки;
62