Научная статья на тему 'Базовый компонент готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской'

Базовый компонент готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS / BASIC COMPETENCE / WILLINGNESS / INTERACTIVE WHITEBOARD / INTERNET TECHNOLOGY / SCIENCE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Склейнов Е. Л.

В статье рассматривается структура профессиональной компетентности педагога, анализируется специфика базового компонента готовности и характер решаемых профессиональных педагогических задач. Описываются элементы базового компонента профессиональной компетентности, относящиеся к готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Склейнов Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASE COMPONENT OF READINESS TO SCIENCE TEACHERS USE OF INTERNET TECHNOLOGY IN THE LEARNING PROCESS WITH INTERACTIVE WHITEBOARD

This article discusses the structure of the professional competence of teachers, analyzed the specific base component availability and nature of professional pedagogical problems solved. Describes the elements of a basic component of professional competence related to the readiness of the teacher of computer science to use internet technologies in the learning process with an interactive whiteboard.

Текст научной работы на тему «Базовый компонент готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской»

направленности личности и деятельности учителя. Тем не менее, творческие, эвристические компоненты деятельности учителя остаются непознанными.

Современная ситуация такова, что общеобразовательная школа не имеет надежной обратной связи с высшей школой, как одной из сфер дальнейшего самоопределения своих выпускников, а вузовские преподаватели остро ощущают дефицит предварительной информации. Тем не менее, в теории и практике остается слабо разработанным такое важное условие развития творческой направленности личности средствами искусства как преемственность. Развитие творческой направленности личности связано с эстетическими эмоциями и оценками, образным характером, деятельностью.

В.И.Андреев определяет творчество как "один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью" (9, с. 50).

Все авторы сходятся на том, что природа творчества — созидание нового и развитие творческой личности возможно посредством активного вовлечения человека в мир прекрасного (искусство, природа, труд и пр.).

Нами была разработана программа: «Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе: детский сад-школа-вуз», по реализации которого издана монография (-Алматы; Бтм, 2006. - 168 с.).

Таким образом, проблема формирования творческой личности всегда была и остается одной из актуальных проблем развития личности. Творчеству, как созидательной деятельности, отводилось одно из ведущих мест среди прочих форм преобразования мира. Творческий человек всегда был личностью с прогрессивными взглядами на развитие человеческого общества и с активной жизненной позиции новаторских идей во всех сферах общественного бытия.

Литература

1. Кунанбаев А. Полное собрание сочинений. Алма-Ата: каз. гос. худ.лит. - 693 с.

2. Пономарев Я.А.Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. - М.: Мысль, 1983. - 443 с.

3. Толстой Л.Н. О литературе. - М.:Худ.лит. 1995. - 123 с.

4. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М.: АПН РСФСР, 1961.- 618 с.

5. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитаниедетей и юношества. - М.: Педагогика. - 1975. - 200 с.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. - Кишинев:Яцмина, 1979. - 622 с.

7. Ветлугина Н. Вопросы теории эстетического воспитания. - М.: Педагогика, 1989. - 217 с.

8. Петрова Г.А. Эстетическое воспитание в школе. - Казань, КГУ, -1991. - 182 с.

9. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: КГУ, 1988. -238 с.

10. Наурызбаева Р.Н. Эвристическое обучение детей художественному творчеству. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 516 с.

Склейнов Е.Л.

Аспирант, Волгоградский государственный социально-педагогический университет БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

Аннотация

В статье рассматривается структура профессиональной компетентности педагога, анализируется специфика базового компонента готовности и характер решаемых профессиональных педагогических задач. Описываются элементы базового компонента профессиональной компетентности, относящиеся к готовности учителя информатики к использованию интернеттехнологий в процессе обучения с интерактивной доской.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, базовая компетентность, готовность, интерактивная доска, интернет-технологии, учитель информатики

Skleinov E.L.

Postgraduate student, Volgograd State socio-Pedagogical University

BASE COMPONENT OF READINESS TO SCIENCE TEACHERS USE OF INTERNET TECHNOLOGY IN THE LEARNING PROCESS WITH INTERACTIVE WHITEBOARD

Abstract

This article discusses the structure of the professional competence of teachers, analyzed the specific base component availability and nature ofprofessional pedagogical problems solved. Describes the elements of a basic component ofprofessional competence related to the readiness of the teacher of computer science to use internet technologies in the learning process with an interactive whiteboard.

Keywords: professional competence of teachers, basic competence, willingness, interactive whiteboard, internet technology, science teacher.

В современном обществе повышение качества подготовки специалистов является приоритетной задачей. Изменения системы профессионального образования связаны с внедрение стандартов нового поколения, в основе которых лежит компетентностный подход. Понятие компетентность широко используется в педагогической науке, так как в нем находят свое отражение знаниевый аспект подготовки специалистов, а так же вопросы становления профессионального опыта, ценностей, педагогической позиции. При этом в исследованиях, в отличие от утвержденных стандартов, рассматриваются разные модели компетентности, что отражает специфику подготовки специалистов того или иного направления.

Так, в исследованиях профессионального педагогического образования широко известна модель, раскрывающая профессиональную компетентность учителя на ключевом, базовом и специальном уровнях (Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына и др.). Ключевая компетентность, согласно этой модели, необходима для любой профессиональной деятельности, она связана с успехом личности в быстро меняющемся мире. Базовая компетентность отражает специфику определенной профессиональной деятельности, что для профессии учителя определяется перечнем профессиональных педагогических задач. Специальная компетентность связана со спецификой конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности учителя [1].

Таким образом, специфику профессиональной деятельности учителя отражает базовый компонент профессиональной компетентности, который обеспечивает «построение» профессиональной деятельности педагога в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества и определяется перечнем профессиональных педагогических задач [1]. К данным задачам относят изучение ученика и определение на этой основе целей обучения, построение образовательного процесса, ориентированного на достижение конкретной ступени образования, создание особой образовательной среды, установка связей социальными партнерами, проектирование маршрутов самообразования и др. (Н. Ф. Радионова, Н. К Сергеев, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына и др.) [1, 2].

Опираясь на такое понимание специфики педагогического труда, мы конкретизировали содержание базовой компетентности учителя информатики в части его подготовки к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской. Содержание указанной подготовки нами рассматривается как соответствующая готовность учителя, также раскрываемая на

58

ключевом, базовом и специальном уровнях. Готовность, с нашей точки зрения, это целостное образование в структуре профессиональной компетентности, опирающееся на отдельные компоненты многих компетенций. Г отовность интегрирует в себе конкретные знания, умения и личностные качества, входящие в структуру компетенций и задающие способность человека осуществлять конкретную деятельность в профессиональной сфере (деятельность по решению отдельных профессиональных задач).

Содержание базового компонента готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской представлено ниже:

1. Готов к планированию, подготовке и проведению учебных занятий с использованием инструментальных средств образовательных интернет-ресурсов для интерактивной доски.

Знать:

- содержание преподаваемого предмета;

- сущность, структуру и технологии образовательного процесса;

- особенности реализации образовательного процесса с использованием информационных технологий и интерактивных технических средств.

Уметь:

- планировать и проводить учебные занятия с использованием образовательных интернет-ресурсов для интерактивной доски;

- использовать средства информационных технологий для поиска и разработки образовательных интернет-ресурсов для интерактивной доски.

Владеть:

- опытом планирования учебных занятий и разработки образовательных интернет-ресурсов для интерактивной доски;

- опытом проведения учебных занятий с использованием образовательных интернет-ресурсов для интерактивной доски.

2. Готов к организации и сопровождению внеклассной учебной деятельности обучающихся на основе электронных материалов учебных занятий, проводимых с использованием интерактивной доски.

Знать:

- особенности реализации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в сети Интернет;

- особенности реализации межличностного взаимодействия с использованием ресурсов сети Интернет.

Уметь:

- организовывать педагогически целесообразную и безопасную деятельность обучающихся на базе электронных материалов учебных занятий в сети Интернет;

- осуществлять педагогическую диагностику, поддержку и корректировку учебной деятельности обучающихся на базе электронных материалов учебных занятий в сети Интернет.

Владеть:

- опытом организации и педагогического сопровождения учебной деятельности обучающихся с использованием возможностей сети Интернет;

- навыками использования информационных технологий для осуществления взаимодействия с другими участниками образовательного процесса в сети Интернет.

3. Готов к взаимодействию с родителями, коллегами, социальными партнерами для повышения качества образовательного процесса, реализуемого с использованием ресурсов Интернета и интерактивной доски.

Знать:

- особенности социального партнерства в системе образования, взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса.

Уметь:

- планировать и осуществлять взаимодействие с родителями, коллегами и социальными партнерами для повышения качества образовательного процесса, реализуемого с использованием ресурсов Интернета и интерактивной доски;

- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях по вопросам использования ресурсов Интернета, интерактивной доски и иных средств информатизации в образовательном процессе.

Владеть:

- способами организации и осуществления партнерского взаимодействия субъектов образовательного процесса для повышения его качества на основе внедрения интернет-технологий и интерактивных технических средств;

- опытом разработки просветительских проектов и программ в области использования образовательных ресурсов Интернета и интерактивных технических средств для повышения качества образовательного процесса.

4. Готов к осуществлению профессионального самообразования в области использования интернет-ресурсов в образовательном процессе с использованием интерактивной доски.

Знать:

- формы и способы профессионального самообразования педагога в сети Интернет;

- состав и общие характеристики ресурсов Интернета по вопросам использования сетевых сервисов и профессионального образования педагогов.

Уметь:

- использовать ресурсы Интернета для освоения новых сетевых сервисов, обеспечивающих создание мультимедийных и интерактивных образовательных ресурсов;

- использовать ресурсы и осуществлять взаимодействие в профессиональных сообществах педагогов в сети Интернет;

- использовать теоретические знания для генерации новых идей в области информатизации образования.

Владеть:

- опытом освоения новых сервисов Интернета для разработки мультимедийных и интерактивных ресурсов образовательного назначения;

- опытом взаимодействия в сетевых сообществах профессиональной педагогической направленности.

Таким образом, мы конкретизировали базовый компонент профессиональной компетентности учителя информатики в контексте его подготовки к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской. Формирование и развитие базового компонента готовности связывается с освоением учебных курсов и практик, ориентированных на изучение вопросов информатизации образования.

Обучение студентов в рамках таких курсов и практик должно быть ориентировано на разработку ими учебных проектов, отражающих возможности организации учебной деятельности с учениками на основе использования интерактивных и интернеттехнологий с использованием интерактивной доски. Технической основой такой разработки может стать образовательный портал,

59

включающий в себя функционал он-лайн приложения для интерактивной доски, а также каталог электронных материалов для учебных занятий, проводимых с использованием интерактивной доски [3, 4].

Литература

1. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». 2006. URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-75.pdf (дата обращения: 25.02.2014).

2. Сергеев А. Н. Профессиональная подготовка будущих учителей в контексте обучения в сетевых сообществах Интернета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки»: научный журнал. 2010. №1 (45). С. 89-94.

3. Сергеев А. Н. Разработка интернет-портала как системы информационно-технической поддержки образовательного процесса с использованием интерактивной доски // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10304 (дата обращения: 25.02.2014).

4. Сергеев А. Н., Склейнов Е. Л. Использование инструментов интерактивной доски при работе с электронными образовательными ресурсами в сети Интернет // Электронное периодическое издание «Информационная среда образования и науки» / Федеральное государственное научное учреждение «Институт информатизации образования» Российской академии образования. 2013. № 17. URL: http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/ison_2013/num_17_2013/Sergeev,Skleinov.pdf (дата обращения: 25.02.2014).

Суздалева АМ.1, Сафонова В.Ю.2, Агишева О.Н.3

'Старший преподаватель, 2доктор биологических наук, профессор, 3кандидат биологических наук, доцент, Оренбургский

государственный педагогический университет

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация

Рассматривается значение изучения чрезвычайных ситуаций биологического происхождения на уроках основ безопасности жизнедеятельности с помощью различных педагогических средств и методов, способствующих повышению качества знаний учащимися.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуаций биологического происхождения, диагностика, формы и методы проведения занятий.

Suzdaleva A.M1, Safonova V.Y.2, Agisheva O.N.3

Senior lecturer, 2doctor of biological Sciences, Professor, 3candidate of biological Sciences, associate Professor, the Orenburg state

pedagogical University

FORMING SCHOOL STUDENTS ' KNOWLEDGE ABOUT EMERGENCY SITUATIONS OF BIOLOGICAL ORIGIN AT

THE LESSONS OF «BASIS OF LIFE SAFETY»

Abstract

Discusses the importance of the study of emergency situations of biological origin on the lessons of the basics of life safety with the help of various educational tools and methods to improve the quality of knowledge of students.

Keywords: emergency situations of biological origin, diagnosis, forms and methods of training.

Анализ государственных докладов МЧС последних лет показывает, что абсолютными лидерами по частоте проявления являются техногенные чрезвычайные ситуации (ЧС), за ними следуют природные опасные процессы. Биолого-социальные ЧС и теракты в зависимости от года располагаются по этому показателю на третьем и четвертом местах [1, 2, 7 ].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От всех бедствий доля биолого-социальных ЧС составляет 2-7%. Количество биологических ЧС будет еще несколько ниже, так как часть биолого-социальных ЧС составляют социальные заболевания человека. Однако они представляют незначительную долю от общего количества биолого-социальных ЧС. Данные клинико-эпидемиологических исследований свидетельствуют о значительном увеличении распространенности тяжелых форм заболеваний и об изменении клинической картины их течения. Обстановка по заболеваемости населения инфекциями в Российской Федерации остается на сегодняшний день неблагополучной [3, 8, 10, 11].

Прогноз по заболеваемости карантинными инфекциями с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации в мире и в граничащих с Россией государствах остается неблагоприятным [11], и постоянно сохраняется угроза завоза и распространения их на территории Оренбургской области.

В Оренбургской области продолжает оставаться напряженной санитарно-эпидемиологическая обстановка, наблюдаются негативные тенденции к ухудшению состояния здоровья населения. Основными причинами смертности населения являются заболевания органов кровообращения, травмы и отравления, опухоли, инфекционные и паразитарные болезни [3, 4].

Результаты многолетних научных исследований ведущих ученых свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост распространённости инфекционных заболеваний у детей происходит в период получения систематического образования при обучении в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях общего среднего, начального и среднего профессионального образования [9].

Несовершенство системы профилактики и ранней диагностики, технологий формирования групп детей с различной степенью риска развития нарушений здоровья, организации медицинского контроля за этими детьми, а также наблюдения за лицами, страдающими хроническими заболеваниями, слабая теоретическая и практическая подготовка в образовательном процессе учащихся к действиям в условиях вспышки заболеваемости свидетельствует о том, что детское население страны не приспособлено противостоять чрезвычайным ситуациям биологического происхождения. Сегодня задача возрождения профилактики заболеваний как традиции российской медицинской школы ставится одной из важнейших в ходе реализации Национального проекта «Здоровье», «Образование», которое началось в 2006 году и Комплексной программы «Профилактика наиболее распространенных болезней детей и подростков» [8, 9].

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку учащихся в общеобразовательных учреждениях по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек и навыков здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы могут быть изучены в специальном и непрерывном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) [9].

В рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются биологические чрезвычайные ситуации. Обучаемые в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности знакомятся с инфекционными заболеваниями людей, животных и растений. Но, к сожалению, этой теме и профилактике заболеваний отводится мало учебного времени. В средней общеобразовательной школе в образовательном процессе при изучении ОБЖ используют федеральный и региональный компоненты стандарта общего образования, разработанные с учетом основных направлений модернизации общего образования. Цель образовательных компонентов: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычек к здоровому образу жизни; приобретение навыков гигиены, воспитание чувства ответственности за личную безопасность, овладение умениями

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.