Научная статья на тему 'Алгоритмизация совершенствования профессиональной компетентности учителя географии средствами электронных образовательных ресурсов'

Алгоритмизация совершенствования профессиональной компетентности учителя географии средствами электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / ШАГИ АЛГОРИТМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ALGORITHM / ALGORITHM STEPS / PROFESSIONAL COMPETENCE / ICT-COMPETENCE / ICT-COMPETENCE STRUCTURE / INTERACTIVE LEARNING / NETWORK INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миллер Антон Львович

В статье рассматривается последовательность совершенствования профессиональной компетентности учителя географии. Раскрыты три компонента ИКТ-компетентности, которые соотнесены с тремя последовательными этапами совершенствования профессиональной подготовленности. Прописаны шаги алгоритмов по формированию каждого компонента, рассмотрены возможности интерактивного обучения и сетевого взаимодействия при совершенствовании профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миллер Антон Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHMIZATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE IMPROVEMENT OF GEOGRAPHY TEACHERS BY MEANS OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

The article discusses the sequence of professional competence improvement of geography teachers by means of new resources. The author reveals the three components of ICT-competence that are correlated with the three consecutive stages of the professional competence improvement. The steps of the algorithms for the formation of each component are spelled out; the ways of interactive learning and network interaction for improvement of the professional competence are considered.

Текст научной работы на тему «Алгоритмизация совершенствования профессиональной компетентности учителя географии средствами электронных образовательных ресурсов»

УДК 371.14

Миллер Антон Львович

учитель географии гимназии № 107, г. Санкт-Петербург

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Miller Anton Lvovich

Geography Teacher, gymnasium №107, Saint Petersburg

ALGORITHMIZATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE IMPROVEMENT OF GEOGRAPHY TEACHERS BY MEANS OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация:

В статье рассматривается последовательность совершенствования профессиональной компетентности учителя географии. Раскрыты три компонента ИКТ-компетентности, которые соотнесены с тремя последовательными этапами совершенствования профессиональной подготовленности. Прописаны шаги алгоритмов по формированию каждого компонента, рассмотрены возможности интерактивного обучения и сетевого взаимодействия при совершенствовании профессиональной компетентности.

Ключевые слова:

алгоритм, шаги алгоритма, профессиональная компетентность, ИКТ-компетентность, структура ИКТ-компетентности, интерактивное обучение, сетевое взаимодействие.

Summary:

The article discusses the sequence of professional competence improvement of geography teachers by means of new resources. The author reveals the three components of ICT-competence that are correlated with the three consecutive stages of the professional competence improvement. The steps of the algorithms for the formation of each component are spelled out; the ways of interactive learning and network interaction for improvement of the professional competence are considered.

Keywords:

algorithm, algorithm steps, professional competence, ICT-competence, ICT-competence structure, interactive learning, network interaction.

Под алгоритмом действий сейчас понимается понятное и точное предписание совершить определенную последовательность действий, направленных на достижение цели или решение поставленной задачи. Прежде чем рассматривать алгоритмы совершенствования профессиональной компетентности средствами электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР), конкретизируем понятие «профессиональная компетентность учителя», под которым понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Следовательно, профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, достигая при этом стабильных высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, организованно и самостоятельно решает задачи и проблемы, а также самооценивает результаты своей деятельности [1].

Вопрос использования информационно-коммуникационных технологий сейчас особенно актуален. Кардинальные изменения в культуре информационного общества, связанные с приданием информации статуса стратегического ресурса, выдвигают на первый план проблемы формирования информационной культуры личности. Компетенции, связанные с обществом информации, получили название информационных. Они обеспечивают навыки деятельности человека с информацией, поступающей из различных источников, имеющей соответствующий содержательный смысл и формы представления. Изменение роли средств передачи, хранения и обработки, одним из которых выступает компьютер, оправдывает выделение и отдельное изучение в качестве составного компонента профессиональной подготовленности ИКТ-компетентности [2; 3]. Под ней следует понимать личностное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности для решения учебных и практических задач. Структура этой компетентности складывается из следующих компонентов: мотивационно-ценностного, профессионально-деятельностного, рефлексивно-коммуникативного.

Рассмотрим возможности алгоритмизации процесса совершенствования профессиональной компетентности учителя географии с помощью электронных образовательных ресурсов, то есть определим последовательность соответствующих мероприятий, связанных с электронными

образовательными ресурсами, необходимых учителю географии для совершенствования его профессиональной компетентности. В таблице 1 соотнесены компоненты ИКТ-компетентности с этапами совершенствования профессиональной подготовленности.

Таблица 1 - Соотношение структурных компонентов ИКТ-компетентности с этапами

совершенствования профессиональной подготовленности

Формируемый компонент ИКТ-компетентности Этап совершенствования профессиональной компетентности

Мотивационно-ценностный Информационно-пропедевтический

Профессионально-деятельностный Операционно-деятельностный

Рефлексивно-коммуникативный Акмеологический

Мотивационно-ценностный компонент включает в себя знание различных источников информации, интерес к применению ЭОР, стремление к самообразованию, потребность в работе с информацией; сформированность субъектной позиции. Этот компонент способствует вхождению учителя в информационно-образовательное пространство, следовательно, он связан с созданием условий, способствующих преодолению внутренних барьеров, перестройке сознания учителя, его психологической способности работать в информационной среде.

Профессионально-деятельностный компонент подразумевает научную организацию труда при работе с информацией: системно анализировать ситуацию, выбирать оптимальное решение, а также способность ее критического осмысления, использование ЭОР в работе. Этот компонент задает формирование субъектной позиции в дидактической системе, осознание учителем собственной роли в ней. В частности подразумевается освоение способов использования ЭОР для достижения поставленных целей, для самореализации.

Рефлексивно-коммуникативный компонент включает в себя умение проводить самоконтроль, адекватную самооценку, анализ уровня самоактуализации. Этот компонент помогает развитию способности учителя к творчеству, освоению способов общения с партнерами по учебной деятельности, формированию умения работать автономно и в коллективе, характеризуется самостоятельной деятельностью учителя. Рефлексивно-коммуникативный компонент отражает умение учителя работать в группе, решая учебные задачи, - выражать собственные мысли, позиции, суждения.

Главной целью формирования мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности является внедрение ЭОР в профессиональную деятельность учителя. Ниже приведены шаги алгоритма формирования этого компонента.

1. Необходимость инициирования новых видов учебной деятельности учащихся, так как учитель не владеет приемами инициирования.

2. Учителю не знакомы ЭОР, посредством которых можно организовать новые виды учебной деятельности учащихся (возможные причины: отсутствие методических рекомендаций по использованию ЭОР, отсутствие к ним разработок, частое отключение интернета на рабочем месте и другое).

3. Знакомство с оффлайн ресурсами, их интерфейсами и дидактическими возможностями, в результате чего учитель получает представление об ЭОР и их дидактических возможностях (прежде всего, это мультимедийные учебники по географии серии 1С, «Виртуальная школа Кирилл и Мефодий» (ВШКМ), интерактивные карты по географии); знакомство с ведущими учительскими порталами («Мир географии», «Про школу.ру», «Открытый класс», «Сеть творческих учителей» и другое).

4. Освоение ЭОР: курсы повышения квалификации, посещение мероприятий, организуемых авторами ресурсов или учителями географии, использующими их (мастер-классов, открытых уроков, семинаров и т.п.); знакомство на учительских порталах с готовыми ЭОР, методикой их использования, самостоятельное освоение некоторых из них (например, «Электронные уроки и тесты», «Природа России» и другое).

5. Проектирование результата - поиск ответа на вопрос: «Чего можно достичь, используя тот или иной ЭОР?», а также возможных препятствий на пути к достижению результата [4].

6. Разработка уроков с использованием вышеперечисленных ЭОР.

7. Использование ЭОР на некоторых уроках.

8. Соотнесение полученного результата с поставленной целью - поиск ответа на вопрос: «удалось ли включить учащихся в новые виды деятельности, так как было мною задумано?».

9. При положительном ответе на вопрос (п. 8) - освоение других ЭОР; при отрицательном -корректировка шагов 6, 7.

Анализ данного алгоритма свидетельствует о том, что так действует каждый учитель, когда в свой привычный урок вводит новые компоненты. Порядок этих действий гарантирует продуман-

ность постепенного совершенствования урока эволюционным путем, в частности с использованием ЭОР. Без новаций не работали учителя нигде и никогда [5]. Через них учитель самореализуется, проявляет творчество, развивается.

Здесь возникает закономерный вопрос: достаточно ли для формирования мотивационноценностного компонента профессиональной компетенции того, что учитель знает о возможностях Эор, имеет свободный доступ к материалам по освоению данных ресурсов и даже использует их на некоторых уроках? Нет, недостаточно. Причин тому несколько. Вначале отметим субъективную причину - у многих учителей есть склонность завышать свою готовность к внедрению ЭОР в учебный процесс. Следующей причиной следует считать то, что до начала обучения большинство учителей, выбирая курсы и другие мероприятия, ориентировалось не на внутренние потребности в освоении средств ИКТ и формирование соответствующей компетентности, а на внешние [6]. Связаны они могут быть с требованиями администрации осваивать и внедрять новые ИКТ-технологии, оснащенностью школ компьютерной техникой, наличие ЭОР на CD, которые не используются. Многие ученые (К.Б. Васильев, Г.М. Водопьян, А.Ю. Уваров, И.Д. Фрумин и другие) обращают внимание на то, что учителя, а нередко и представители администрации учебных заведений полагаются на «любовь с первого взгляда», надеясь, что осуществление первых четырех шагов поисковой деятельности будет способствовать эффективному использованию ЭОР. В действительности это глубокое заблуждение. Практика показывает, что нередко использование ЭОР затухает, уступая место первичной рутине. Поэтому необходима поддержка учителей в использовании ЭОР. Одной из таких форм поддержки является постоянное консультирование по вопросам использования того или иного ресурса. У каждого учителя должна быть возможность задать интересующий его вопрос и получить квалифицированный ответ. Незаменимым помощником здесь является взаимодействие посредством электронной почты, скайпа, сайта и т.п. [7].

Разобрав шаги информационно-пропедевтического этапа совершенствования профессиональной компетентности, следует отметить, что применение ЭОР при условии сформированно-сти мотивационно-ценностного компонента весьма ограничено и носит эпизодический характер. Учителя географии используют те возможности ЭОР, которые, по выражению С.В. Зенкиной, «“лежат на поверхности” и наиболее просто реализуемы» [8, с. 24]. Но «реальная эффективность, как правило, не оценивается, так как считается очевидной» [9]. Следовательно, у учащихся не развивается продуктивная деятельность. Бесспорна точка зрения В.С. Безруковой, - интегрировать ЭОР в урок, - «это сложнейшая и тончайшая работа» [10]. Действительно, использование мультимедийных учебников серий 1С, ВШКМ часто ограничивается демонстрацией их содержания на уроках (как правило, фотографий, анимации, видеороликов) и тестированием учащихся (в ЭОР этих серий есть тесты закрытого типа). Возникает принципиально новая ситуация, когда учителю приходится пересматривать свои привычные функции, свое место и роль на уроке ученика, передавать детям и компьютеру часть своих полномочий. Умение преподавателя организовать такую деятельность является признаком сформированности следующего, профессионально-деятельностного компонента, формирующимся на втором, операционно-деятельностном, этапе. Рассмотрим последовательность его формирования.

1. Выбранные ЭОР не позволяют инициировать задуманные виды учебной деятельности.

2. Учителю не знакомы все возможности ЭОР, не известны новые ресурсы.

3. Метаформальное освоение новых программ и ресурсов, созданных с их помощью и на их основе («Библиотека электронных наглядных пособий 1С», «Конструктор интерактивных карт 1С», Геоинформационная система «Живая география», «Природа России», 3D-атлас Земли Eingana) [11].

4. Проектирование результата - поиск ответа на вопросы «Чего можно достичь, используя тот или иной ЭОР?», Есть ли необходимость адаптирования ЭОР или создания собственного?

5. Адаптирование освоенных ЭОР как с помощью интерфейса (перечислены в п. 3), так и с помощью сторонних программ (прежде всего, мультимедиа учебники серии 1С - изменение текста, тестов, иллюстраций, списка интернет-ресурсов). Создание собственных интерактивных ресурсов (прежде всего, интерактивных презентаций в MS Power Point, а также собственных условных знаков и карт на основе базовых карт России и мира в ГИС «Живая география», авторских наборов иллюстраций в «Библиотеке электронных наглядных пособий», экскурсий в «Природе России» и т.п.).

6. Систематическое использование в работе адаптированных ЭОР и ресурсов, созданных самостоятельно.

7. Соотнесение полученного результата с поставленной целью - поиск ответов на вопросы: «Повысился ли интерес к предмету, повысилась ли успеваемость?».

8. При положительном ответе на вопрос (п. 7) - расширение применения адаптивности, освоение других ЭОР. При отрицательном ответе на вопрос - корректировка шагов 5, 6.

Однако сформированный профессионально-деятельностный компонент еще не свидетельствует о высоком уровне профессиональной (в частности ИКТ-компетентности). Учитель

должен постоянно задумываться над тем, как именно происходит его продвижение в процессе освоения ЭОР, какие достижения, «открытия» он для себя делает, какие трудности испытывает.

Третий компонент компетентности многие ученые называют не рефлексивным, а рефлексивно-коммуникативным, подчеркивая тем самым невозможность существования рефлексивной деятельности педагога без коммуникативной. В образовательной практике распространено понятие «интерактивное обучение», то есть обучение, строящееся на взаимодействии. Мы называем этап формирования рефлексивно-коммуникативного компонента акмеологическим, объясняя такое название следующим образом. Известно, что профессиональное акме - психическое состояние, означающее высший уровень для человека в профессиональном развитии, приходящийся на определенный отрезок времени. Это состояние означает максимальную мобилизованность, реа-лизованность профессиональных способностей, возможностей и резервов [12]. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учителя с учебным окружением, с собственным опытом. Учебная среда выступает в данном случае как реальность, в которой учителя находят для себя область осваиваемого опыта. Таким образом, опыт преподавателя сам по себе служит центральным источником учебного познания, а обучение строится на основе его проживания. Результаты обучения непосредственно прилагаются к актуальному опыту. Таким образом, учитель все время находится в ситуации поиска, развивая профессиональное творчество. Преподаватель или учитель-автор опыта побуждает преподавателей к проживанию опыта, самостоятельным наблюдениям, выводам, обобщениям, его инициатива состоит в организации процесса их работы со своим опытом (и уступает место инициативе участников). Главная задача преподавателя или учителя-автора опыта - создать условия для инициативы участников. Таким образом, учителя географии могут объединиться для решения определенного круга задач профессиональной деятельности, могут создать новое профессиональное сообщество, что является признаком акме [13; 14].

Большие возможности для развития интерактивного обучения, способствующего формированию рефлексивно-коммуникативного компонента, открывает сетевое взаимодействие. На ведущих учительских порталах («Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Мир географии») размещено большое количество разработок, которые обсуждаются в форумах. Безусловно, сетевое взаимодействие начинается со знакомства учителя с данными сайтами, на котором размещены ЭОР, после чего следует ознакомление с ресурсами, скачивание, адаптирование и использование на уроках некоторых из них. Как правило, такая деятельность не имеет формальный характер. Некоторые из перечисленных шагов учитель проходит на информационно-пропедевтическом и операционнодеятельностном этапах. Без знания и понимания этой среды интернета невозможно принимать участие в ее формировании. Далее начинается отход от традиционного рассмотрения Сети как источника информации. Общий принцип дальнейшей деятельности учителя географии можно обозначить простыми формулами: от традиционного обучения и интерактивному и от потребления накопленного опыта к его созданию и диссеминации.

Рассмотрим примерную последовательность шагов алгоритма формирования акмеологи-ческого компонента.

1. Знакомство с опытом создания и нестандартного применения ЭОР.

2. Анализ по критериям передового опыта; прежде всего, оценка его актуальности и новизны. Поиск ответа на вопрос: «Что я могу взять для себя из данного опыта для творческой переработки - какие идеи, замыслы автора, технологии, алгоритмы, элементы методики?».

3. Интерактивное обучение. Выделение решающих с точки зрения конкретного учителя факторов, которые могут обеспечить как личностно, так и общественно значимое акме. Поиск ответа на вопрос: «Каким образом я буду творчески перерабатывать то, что проанализировано, для достижения успеха?».

4. Интерактивное обучение. Разработка собственных, оригинальных идей на основе имеющегося, а также полученного в результате обучения опыта, в частности интерактивного. Изменение содержания созданных ЭОР (как с помощью интерфейса, так и сторонних программ) и создание собственных ресурсов. Опробование результатов творческой переработки на уроках.

5. Систематическое использование результатов (п. 4) на уроках, поиск ответа на вопрос: «Чем из созданного мною я могу поделиться с коллегами?». Выработка идей и замыслов мероприятий.

6. Проведение мастер-классов, круглых столов, педагогических студий, участие в работе или создание творческих групп, публикации разработок (в том числе в сети Интернет); открытие своего сайта с возможностью обратной связи и его постоянное обновление и другое.

7. Соотнесение полученного результата с поставленной целью - поиск ответов на вопросы: «Повысился ли интерес к предмету, повысилась ли успеваемость? Появился ли интерес среди коллег-учителей к моему опыту?».

8. При положительном ответе на вопросы (п. 7) - продолжение диссеминации опыта, поиск новых идей, каналов диссеминации; при отрицательном ответе - корректировка шагов 4-6.

Главный принцип интерактивного обучения «от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение». Опыт и знания участников образовательного процесса служит источником взаимообучения и взаимообогащения [15; 16]. Таким образом, учителя географии могут объединиться для решения определенного круга задач профессиональной деятельности в соответствующие сообщества, главным образом, в сетевые; могут создать новое объединение, что является важным признаком акме [17]. Наибольшие возможности представляет сообщество учителей географии портала «Сеть творческих учителей», где преподаватель может не только разместить собственные разработки, но и организовать мастер-класс, вебинар для других своих коллег. Примерами могут быть мастер-классы «Уроки географии: “От презентации к интерактивным пособиям”», «Преподавание курса “Географическая речь”» [18], вебинары «Работа с фотографиями на сервере Picasa», «Работа с картами Google» и другое.

Заинтересованность со стороны других учителей географии, готовность творчески перенимать созданный преподавателем опыт, является признаком сформированности рефлексивнокоммуникативного компонента ИКТ-компетентности. Кроме того, интерактивное обучение решает еще одну задачу - преодоление или по меньшей мере сокращение разрыва между предлагаемой квазиполезной информацией и ее практической востребованностью учителем.

Проанализировав возможности ЭОР и сетевого взаимодействия учителя географии, можно сделать общий вывод о том, что они имеют большие возможности для совершенствования профессиональной компетентности. При этом эффективное сетевое взаимодействие невозможно без навыков адаптирования ЭОР, - их необходимо рассматривать не обособленно, а взаимосвязано. Освоение данных возможностей должно быть не стихийным, а последовательным, включать в себя 3 этапа. На информационно-пропедевтическом этапе преобладает работа с готовыми ЭОР, освоение их адаптивности и знакомство с ведущими учительскими порталами только начинается. Главная черта операционно-деятельностного этапа - создание собственных ЭОР, при этом освоение адаптивности продолжается. Главная черта акмеологического этапа - обобщение опыта, полученного на первых 2 этапах, а также создание и распространение собственного опыта. Наибольшие возможности для этого, а также для обучения работы с ЭОР предоставляет сегодня сетевое взаимодействие, в основе которого лежит инициатива, проявляемая самим учителем, а совершенствование профессиональной компетентности происходит в процессе интерактивного обучения.

Ссылки и примечания:

1. Байденко В.Б. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.

2. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 1998. № 1. С. 72-75.

3. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога // Информатика и образование. 2006. № 1. С. 2-5.

4. Возможные препятствия: ЭОР освоен поверхностно (возможности знакомы, а использовать их не удается), недостаток времени на основательное освоение ЭОР, технические (неумение или отсутствие возможности установить программу, не появляются элементы, которые были видны при освоении ЭОР (анимации, видео, звук и т.п.), недостаточная память компьютеров и т.п.

5. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. М., 2004. 128 с.

6. Дочкин С.А. Мотивационные аспекты в формировании ИКТ-компетентности педагогов в системе повышения квалификации // Ученые записки ИИО РАО. 2010. Вып. 31. С. 151-157.

7. Не исключен и непосредственный контакт с преподавателем и другими учителями; Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. и другие. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат. М., 2006. 400 с.

8. Зенкина С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования // Педагогика. 2008. № 6. С. 22-28.

9. Там же. С. 24.

10. Безрукова В.С. Указ. соч. С. 46.

11. При этом неформальное образование имеет не меньшее значение, чем формальное.

12. Акмеология: учеб. / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2004. 299 с.

13. Там же.

14. Ермоленко В.А., Иванова С.В., Кларин М.В., Черноглазкин С.Ю. Инновационное развитие образовательных программ непрерывного образования: методология и практика. М., 2013. 188 с.

15. Там же.

16. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения / под ред. Т.С. Паниной. М., 2006. 176 с.

17. Акмеология ...

18. Организован автором статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.