Таким образом, использование технологии проблемного обучения совместно с интегрированным курсом «Безопасное информационное пространство» способствовало увеличению в экспериментальном классе числа учащихся с высоким уровнем сформированности информационной компетенции. Установлено, что в экспериментальном классе достоверно повысилось число учащихся, имеющих высокий уровень знаний в области теории информации, уровень познавательной активности и внутренней мотивации, а также самооценки учащихся своих информационных способностей.
Литература
1. Авдеева, Н. В. Формирование исследовательских компетенций в процессе выполнения учебно-исследовательских заданий на уроках ОБЖ / Н.В Авдеева // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5. - С. 11-13.
2. Дмитриев, Ю. И. Использование возможностей виртуального образовательного пространства при изучении курса ОБЖ / Ю.И. Дмитриев, В. Ю. Питюков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2013. - № 4. - С. 182-184.
3. Кошкина, М. Масскультура и сексуальное поведение (проблемы психологической и нравственной безопасности) // Кошкина М., А. М. Суздалева // Основы безопасности жизнедеятельности.- 2010.- № 3.- С. 13-15.
4. Лутовина, Е.Е. Сохранение психологического здоровья как условие повышения успеваемости учащихся / Лутовина, Е.Е., Кондратенко, Н.П. // Актуальные вопросы модернизации региональной системы физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности: материалы региональн. науч.-практ. конф. - 2011. - С. 114-118.
5. Сафонова, В.Ю. Современные подходы к обеспечению информационной безопасности подрастающего поколения / В.Ю. Сафонова // Международный научно-исследовательский журнал.- 2013. - № 9-3 (16). - С. 17-19.
6. Суздалева, А. М. Формирование знаний учащихся о чрезвычайных ситуациях биологического происхождения на уроках «основы безопасности жизнедеятельности» / А. М. Суздалева, В. Ю. Сафонова, О. Н. Агишева // Международный научноисследовательский журнал.- 2014. - № 2-3 (21). - С. 60-62.
Сошников А.Е.
Сарший преподаватель, Самарская государственная академия культуры и искусств КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрено внедрение болонской системы в систему высшего образования России, место компетентностного подхода в реформе образования, а также возможные последствия для образования страны в целом.
Ключевые слова: компетентностный подход, бакалавр, магистр, болонская система образования.
Soshnikov A.E.
Senior teacher, Samara state academy of culture and arts
COMPETENCE-BASED APPROACH IN SYSTEM OF RUSSIAN EDUCATION
Abstract
In article introduction of the Bologna system in system of the higher education of Russia, a place of competence-based approach in an education reform, and also possible consequences for formation of the country as a whole is considered.
Keywords: competence-based approach, bachelor, master, Bologna education system.
Минобрнауки России в декабре 2004 года провело заседание коллегии по вопросу «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» [1], на которой был одобрен соответствующий План мероприятий, впоследствии утвержденный приказом Минобрнауки России. Данный план по реализации Болонской декларации, предусматривает практически полную унификацию с европейскими образцами в высшей школе. Кроме внедрения двухуровневой системы образования (бакалавриат — магистратура), введения зачетных единиц и других аспектов, важным моментом становится внедрение компетентностного подхода.
Компетентностный подход призван повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Здесь упор делается на параметры, задаваемые не «на входе» (содержание, объем часов, процесс преподавания), а на ожидаемые результаты, которые необходимо получить «на выходе» (знания и умения студентов). Таким образом, образование «от результата» - основная стратегия модернизации высшей школы.
Компетентностный подход должен сформировать у студентов определенный набор ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [2].
В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г. [3]. В рамках Болонского процесса наша страна взяла на себя обязательства присоединения, в том числе по компетентностному формату представления результатов профессионального образования.
Новая система образования включает два новых уровня образования, которые должны придти на смену специалитету: бакалавр и магистр.
Бакалавр — «специалист широкого профиля». Повсеместное внедрение этого уровня как отдельной образовательной ступени — один из главных экспериментов Болонского процесса. Этот эксперимент направлен на удешевление массового высшего образования и подготовку людей, имеющих фундамент, на который можно быстро «наращивать» новые специальные знания, в зависимости от велений прогресса и интересов работодателей.
Далее следует уровень магистра. В Лиссабонской конвенции и Болонской декларации подчёркивается, что для обучения на этом уровне студент должен обладать квалификацией бакалавра. Однако способ, с помощью которого человек становится магистрантом, определяется на национальном уровне.
По идее, Болонский процесс обязывает вузы стран-участниц обеспечивать определённый минимальный уровень в соответствующих областях. Всё, что может дать конкретный университет за пределами этого уровня, только приветствуется. Никто в Европе не заставляет и не собирается рушить всё разнообразие учебных программ, наработанных столетиями. Понятие престижности вуза также останется.
Болонский процесс предполагает обеспечение образовательной мобильности студентов, когда часть курса может быть прослушана студентом в другом вузе, а потом засчитана без потерь. Также в Болонской системе предполагается развивать совместные образовательные программы, которые разрабатываются и осуществляются несколькими вузами (например, когда некоторые курсы можно качественнее изучить в другом вузе, благодаря научным традициям или лучшей материальной базе).
Таким образом, основными положениями Болонской системы, которую обязалась выполнять и Россия, являются:
46
1. Использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам (таким образом планируется обеспечить трудоустройство выпускников и усиление конкурентоспособности системы высшего образования).
2. Введение системы двухэтапного высшего образования: базового и постдипломного (градуального и постградуального). Однако переход к этому этапу должен произойти только после обязательного завершения первого. Здесь важно также то, что степень, получаемая после окончания первого этапа, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации.
Структура степеней (I степень - бакалавр - 3-4 г.; II степень - магистр + 2-1 г.; докторант - 3 г.; всего 3 (4)-5(6)-8 (9) лет), принятая за основу англосаксонской двухступенчатой модели образования).
3. Принятие системы кредитов, аналогичной ECTS, как средства повышения мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями.
Под кредитом понимаются академические часы, которые студент по системе может прослушать в таком порядке и концентрации, в каком ему больше нравится или удобнее. То студент может выстроить свою траекторию образования.
4. Стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей.
Главный вопрос, который возникает при этом, так ли уж далека советская система образования от Болонского процесса. Уровень бакалавра - минимум 3 года после окончания школы, магистр - 2 года после бакалавриата. В большинстве европейских стран бакалавриат длится именно 3 года. Окончив среднюю школу (10 классов), советский молодой человек поступал в техникум на 3 года, после чего имел право перевода на 3-й курс профильного вуза. Студент техникума при этом получал не только общие гуманитарные или технические знания, но и конкретную профессию.
Более того, в СССР существовало понятие «незаконченное высшее образование» (3 года вуза), имевшее официальный статус и признававшееся работодателями. По действующему ныне Закону о высшем профессиональном и послевузовском образовании, неполное высшее предполагает выдачу соответствующего диплома.
Очевидно, что перестройка на западный манер есть попытка замены научно-фундаментального подхода к образованию «компетентностным» (или «профильным) - для школы и вузов. В этом случае вместо системного представления о мире молодой специалист с высшим образованием получит мозаичный набор узкопрофильных знаний, которые дадут ему возможность ориентироваться в существующем пространстве своей профессии, но не изменить это пространство.
Следующий момент, заключается в создании системы кредитов, которые будут взаимно признаваемыми в вузах страны. и здесь, очевидным является тот факт, что для получения определенного количества баллов, студент пойдет по пути наименьшего сопротивления - он будет посещать наиболее простые и легкие курсы, где требования будут достаточно низкими. Со временем, это приведет к тому, что наиболее требовательные и серьезные преподаватели будут сокращены в связи с тем, что их занятия не будут пользоваться популярностью у студентов. Данная ситуация приведет к понижению уровня образования еще больше. Система кредитов или бальная система, имеет еще один значительный минус. Баллы могут набираться фрагментально, на факультативах, где знания будут даваться лишь в рамках какой-либо узкой тематики. Эго, в свою очередь, приведет к отсутствию фундаментального образования.
Болонская система обучения уничтожает университет как феномен нового времени и не только в России. В вузах, студенты теперь будут получать определенный набор компетенций, которые могут меняться достаточно быстро. И, студенты, отучившись, получив, определенные компетенции, могут уже просто не понадобиться рынку труда, а вынуждены будут идти учиться снова, чтобы можно было устроиться на работу. Таким образом, образование превращается в сферу услуги, где выгодно учить максимально дольше для получения большей прибыли.
Литература
1. Болонский процесс в вузах Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://mon.informika.ru/obr/pri/4508,print/ (дата обращения 20.02.14).
2. Болонский процесс. [Электронный ресурс] URL: http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=03 (дата обращения 21.02.14).
3. Совещание. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/press/reliz/774/ (дата обращения 20.02.14).
Стадник В. В.
соискатель учёного звания кандидата наук по физическому воспитанию и спорту, Национальный университет «Львивска
политэхника»
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация
В работе рассмотрен вопрос вне академической работы в физическом воспитании студентов вузов. На основе аналитического анализа теоретического наследия по этому вопросу отмечены фундаментальные теоретико-методологические подходы организации занятий физической культурой во вне урочное время. Определены решающие условия обеспечения успешного функционирования таких форм занятий в рамках курса физического воспитания вуза.
Ключевые слова: студент, вне академические занятия, физическое воспитание, ВУЗ.
Stadnik V. V.
Polytechnic National University
SUMMARY OF OUTSIDE SUBSTANTIAL ACADEMICS IN THE PHYSICAL EDUCATION STUDENTS OF UNIVERSITY
Abstract
The paper considers the question is academic work in physical education students of university. Based on an analytical analysis of the theoretical heritage on the subject noted the fundamental theoretical and methodological approaches organizing these activities. Defined imperative to ensure the success of the students out of academic classes in the course of high school physical education.
Keywords: student, outside academic pursuits, physical education, university.
Сегодня, физическое воспитание в высших учебных заведениях это, с одной стороны физкультурно-спортивная деятельность, а с другой - учебная дисциплина гуманитарного цикла, направленная на выполнение социального заказа - подготовку всесторонне развитой гармоничной личности, которая отвечает требованиям учебно-квалификационных характеристик [2-4, 10-13]. Физическая культура в вузе - неотъемлемая часть социального становления, всестороннего и гармоничного развития, сохранения и укрепления здоровья студентов [1, 5-8]. Отечественной и мировой наукой накоплен большой опыт [1-15], подтверждающий необходимость
47