Научная статья на тему 'Развитие информационной компетенции у школьников'

Развитие информационной компетенции у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БЕЗОПАСНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / SYSTEMICALLY-ACTIVE APPROACH / INFORMATIONAL COMPETENCE / SAFE INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова В. Ю., Суздалева А. М., Воробьев М. Ю.

В статье рассмотрено формирование информационной компетенции у учащихся общеобразовательной школы в курсе основ безопасности жизнедеятельности в рамках сиситемно деятельностного подхода. Определены критерии, показатели сформированности информационной компетентности учащихся с учетом безопасного взаимодействия учащегося с информационным пространством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION DEVELOPMENT COMPETENCE IN SCHOOLCHILDREN

In article-creation of information competence of secondary school students in the basics of life safety course within sisitemno active approach. The criteria, indicators of formation of information competence of students, taking into account the student's safe interaction with the information space.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетенции у школьников»

Рис. 3. Информационно-образовательная предметная среда по математике в системе «школа - педвуз»

Необходимым условием обучения математике будущих учителей естествознания в условиях ИОП и ИОПС является наличие компьютерного класса для занятий по математике с доступом к сетевым технологиям.

Все средства обучения математике бакалавров ЕНП педагогического вуза размещены на образовательном портале КГПУ им. В.П. Астафьева (рис.4).

Рис. 4. Фрагмент ИОПС

Проведенное тестирование показало, что обучение математике будущих учителей естествознания в условиях ИОП:

- повышает посещаемость лекций и семинаров;

- существенно увеличивает объем выполненной внеаудиторной самостоятельной работы;

- повышает мотивацию изучения математики;

- формирует навыки кодирования математической информации;

- снижает эмоциональное напряжение на занятиях;

- повышает активность на занятиях;

- способствует развитию навыков исследовательской деятельности;

- активизирует реферативную работу, участие в конкурсах, конференциях и др.;

- повышает уровень знаний по математике и профильным дисциплинам.

Литература

1. Пушкарева Т.П., Калитина В.В. Повышение качества математического образования // В мире научных открытий.-2010.- № 2(12). - С. 159-162.

2. Пушкарева Т.П. Научно-методические основы обучения математике будущих учителей естествознания с позиций информационного подхода: монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2013. - 265 с.

Сафонова В.Ю.1, Суздалева А.М.2, Воробьев М.Ю.3

'Профессор, доктор биологических наук, 2 старший преподаватель, 3студент, Оренбургский государственный педагогический

университет

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрено - формирование информационной компетенции у учащихся общеобразовательной школы в курсе основ безопасности жизнедеятельности в рамках сиситемно - деятельностного подхода. Определены критерии, показатели сформированности информационной компетентности учащихся с учетом безопасного взаимодействия учащегося с информационным пространством.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, информационная компетенция, безопасное информационное

пространство.

Safonova V.Y.1,Suzdaleva A.M.2, Vorobyev M. Y.

1 doctor of biological Sciences, Professor, 2 Senior lecturer, 3 student, the Orenburg state pedagogical University

44

INFORMATION DEVELOPMENT COMPETENCE IN SCHOOLCHILDREN

Abstract

In article-creation of information competence of secondary school students in the basics of life safety course within sisitemno - active approach. The criteria, indicators offormation of information competence of students, taking into account the student's safe interaction with the information space.

Keywords: systemically-active approach, informational competence, safe information space.

Возрастание роли информации на современном этапе общемирового развития затронул все сферы человеческой деятельности, в том числе и сферу образования. Интенсификация построения информационного общества в России, бурное развитие информационных технологий привело к фундаментальному преобразованию системы образования. В основу нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования положен системно - деятельностный подход. Современное общество заинтересовано в том, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации, умел с этой информацией работать (применять на практике), используя различные способы познавательной деятельности. Из всего широкого спектра ключевых компетенций информационную компетенцию рассматривают, как одну из наиболее значимых. Согласно ФГОС В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их, в том числе, освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

К настоящему времени накоплено значительное число научных и научно-практических исследований, в которых рассматривается проблема формирования информационной компетентности, информационной культуры и информационной деятельности у учащихся.

Проблемы формирования информационной компетенций на уроках основ безопасности жизнедеятельности рассматривались в трудах Н.В. Авдеевой, Ю.И. Дмитриева и др. [1;2; 4].

Внедрение компетентностного подхода в процесс обучения, разработка программы информатизации образования, стратегии построения информационного общества в России обусловили необходимость формирования информационной компетенции в курсе основ безопасности жизнедеятельности и поиску новых подходов к ее реализации в аспекте безопасного взаимодействия с информационными ресурсами [3; 5].

Целью исследования явилось изучить педагогические условия формирования информационной компетенции в курсе основ безопасности жизнедеятельности. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования: — проанализировать научную, методическую, психологическую и педагогическую литературу о сущности, содержании информационной компетенции и требования к ее формированию в образовательном процессе в школе; выявить педагогические условия способствующие повышению эффективности формирования информационной компетенции в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности в школе; разработать и реализовать программу интегрированного курса, определить эффективность формирования информационной компетенции учащихся в образовательном процессе по основам безопасности жизнедеятельности. Использовали следующие методы исследования: теоретические - анализ, сравнение и обобщение источников литературы; эмпирические -тестирование (направлено на изучение уровня сформированности у учащихся информационной компетенции), анкетирование, наблюдение, статистическая обработка результатов. В эксперименте приняли участие учащиеся седьмых классов. На основе анализа научной литературы и результатов первичной диагностики были определены следующие критерии.

Когнитивный критерий конкретизируется в следующих показателях: знания о теоретических основах информации; признаки негативной и деструктивной информации; знание этики Интернета; знание правил безопасности при работе в интернет; о роли информации в общественном развитии.

Мотивационный критерий информационной компетенции конкретизируется в таких показателях, как: интерес

к информационной теории и деятельности; интенсивность информационных потребностей.

Деятельностный критерий конкретизируется в следующих показателях: умение работать с учебной и дополнительной литературой; умение создавать информационный продукт; умение безопасно взаимодействовать с информационным пространством.

Для развития когнитивного, мотивационного и деятельностного критерия применялись активные технологии проблемного обучения, была внедрена программа «Безопасное информационное пространство», интегрированная с курсами «Информатика» и «Обществознание», творческие задания, эвристические беседы. Например, при изучении темы «Биологические опасности» для информационно-компьютерной поддержки используются программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: слайд-шоу, программы обучения. С учетом познавательной возможности учащихся обучение темы «Биологические опасности» строится на основе спирального развертывания системы знаний о безопасности человека во время возникновения эпидемий. Это позволяет формировать целостную картину биологических опасностей, обеспечивать формирование знаний, умений и навыков, углублять практический уровень [6].

В результате научно исследовательской работы выявлено, что использование технологии проблемного обучения совместно с интегрированным курсом «Безопасное информационное пространство» способствовало увеличению в экспериментальном классе числа учащихся с высоким уровнем сформированном^ информационной компетенции. Установлено, что в экспериментальном классе достоверно повысилось число учащихся, имеющих высокий уровень знаний в области теории информации, уровень познавательной активности и внутренней мотивации, а также самооценки учащихся своих информационных способностей. результаты контрольного этапа эксперимента представлены в таблице и на рисунке.

Из рисунка видно, что число учащихся с высоким уровнем сформированности и информационной компетенции на констатирующем этапе эксперимента составляет 50%, что на 35% выше, чем в контрольном классе. Полученное экспериментальное значение углового критерия Фишера (ф) составляет 2, 54 и находится в зоне значимости. т. е выявленные различия носят достоверный характер.

К. гр. До К. гр. Э. гр. До Э. гр.

После После

■ Высокий

■ Средний

■ Низкий

Рис. Сравнительный анализ сформированности информационной компетенции учащихся седьмых классов

45

Таким образом, использование технологии проблемного обучения совместно с интегрированным курсом «Безопасное информационное пространство» способствовало увеличению в экспериментальном классе числа учащихся с высоким уровнем сформированности информационной компетенции. Установлено, что в экспериментальном классе достоверно повысилось число учащихся, имеющих высокий уровень знаний в области теории информации, уровень познавательной активности и внутренней мотивации, а также самооценки учащихся своих информационных способностей.

Литература

1. Авдеева, Н. В. Формирование исследовательских компетенций в процессе выполнения учебно-исследовательских заданий на уроках ОБЖ / Н.В Авдеева // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5. - С. 11-13.

2. Дмитриев, Ю. И. Использование возможностей виртуального образовательного пространства при изучении курса ОБЖ / Ю.И. Дмитриев, В. Ю. Питюков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2013. - № 4. - С. 182-184.

3. Кошкина, М. Масскультура и сексуальное поведение (проблемы психологической и нравственной безопасности) // Кошкина М., А. М. Суздалева // Основы безопасности жизнедеятельности.- 2010.- № 3.- С. 13-15.

4. Лутовина, Е.Е. Сохранение психологического здоровья как условие повышения успеваемости учащихся / Лутовина, Е.Е., Кондратенко, Н.П. // Актуальные вопросы модернизации региональной системы физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности: материалы региональн. науч.-практ. конф. - 2011. - С. 114-118.

5. Сафонова, В.Ю. Современные подходы к обеспечению информационной безопасности подрастающего поколения / В.Ю. Сафонова // Международный научно-исследовательский журнал.- 2013. - № 9-3 (16). - С. 17-19.

6. Суздалева, А. М. Формирование знаний учащихся о чрезвычайных ситуациях биологического происхождения на уроках «основы безопасности жизнедеятельности» / А. М. Суздалева, В. Ю. Сафонова, О. Н. Агишева // Международный научноисследовательский журнал.- 2014. - № 2-3 (21). - С. 60-62.

Сошников А.Е.

Сарший преподаватель, Самарская государственная академия культуры и искусств КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрено внедрение болонской системы в систему высшего образования России, место компетентностного подхода в реформе образования, а также возможные последствия для образования страны в целом.

Ключевые слова: компетентностный подход, бакалавр, магистр, болонская система образования.

Soshnikov A.E.

Senior teacher, Samara state academy of culture and arts

COMPETENCE-BASED APPROACH IN SYSTEM OF RUSSIAN EDUCATION

Abstract

In article introduction of the Bologna system in system of the higher education of Russia, a place of competence-based approach in an education reform, and also possible consequences for formation of the country as a whole is considered.

Keywords: competence-based approach, bachelor, master, Bologna education system.

Минобрнауки России в декабре 2004 года провело заседание коллегии по вопросу «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» [1], на которой был одобрен соответствующий План мероприятий, впоследствии утвержденный приказом Минобрнауки России. Данный план по реализации Болонской декларации, предусматривает практически полную унификацию с европейскими образцами в высшей школе. Кроме внедрения двухуровневой системы образования (бакалавриат — магистратура), введения зачетных единиц и других аспектов, важным моментом становится внедрение компетентностного подхода.

Компетентностный подход призван повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Здесь упор делается на параметры, задаваемые не «на входе» (содержание, объем часов, процесс преподавания), а на ожидаемые результаты, которые необходимо получить «на выходе» (знания и умения студентов). Таким образом, образование «от результата» - основная стратегия модернизации высшей школы.

Компетентностный подход должен сформировать у студентов определенный набор ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [2].

В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г. [3]. В рамках Болонского процесса наша страна взяла на себя обязательства присоединения, в том числе по компетентностному формату представления результатов профессионального образования.

Новая система образования включает два новых уровня образования, которые должны придти на смену специалитету: бакалавр и магистр.

Бакалавр — «специалист широкого профиля». Повсеместное внедрение этого уровня как отдельной образовательной ступени — один из главных экспериментов Болонского процесса. Этот эксперимент направлен на удешевление массового высшего образования и подготовку людей, имеющих фундамент, на который можно быстро «наращивать» новые специальные знания, в зависимости от велений прогресса и интересов работодателей.

Далее следует уровень магистра. В Лиссабонской конвенции и Болонской декларации подчёркивается, что для обучения на этом уровне студент должен обладать квалификацией бакалавра. Однако способ, с помощью которого человек становится магистрантом, определяется на национальном уровне.

По идее, Болонский процесс обязывает вузы стран-участниц обеспечивать определённый минимальный уровень в соответствующих областях. Всё, что может дать конкретный университет за пределами этого уровня, только приветствуется. Никто в Европе не заставляет и не собирается рушить всё разнообразие учебных программ, наработанных столетиями. Понятие престижности вуза также останется.

Болонский процесс предполагает обеспечение образовательной мобильности студентов, когда часть курса может быть прослушана студентом в другом вузе, а потом засчитана без потерь. Также в Болонской системе предполагается развивать совместные образовательные программы, которые разрабатываются и осуществляются несколькими вузами (например, когда некоторые курсы можно качественнее изучить в другом вузе, благодаря научным традициям или лучшей материальной базе).

Таким образом, основными положениями Болонской системы, которую обязалась выполнять и Россия, являются:

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.