Научная статья на тему 'Информационно-образовательное пространство как необходимое условие обучения математике'

Информационно-образовательное пространство как необходимое условие обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MATHEMATICAL PREPARATION / INFORMATION-EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калитина В. В., Пушкарева Т. П.

Современный учитель естественнонаучных дисциплин должен владеть знаниями не только своего предмета, но иметь навыки поиска, отбора и передачи учебной информации в различных формах, умения строить математические модели и использовать. Построение информационно-образовательного пространства обеспечивает выполнение этих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION-EDUCATIONAL SPACE AS THE NECESSARY CONDITION OF THE MATHEMATICAL TRAINING

The modern teacher of natural-science disciplines should own knowledge not only the subject matter, but have skills of search, selection and transfers of the educational information in various forms, skills to build mathematical models and to use the computer technologies. Construction of information-educational space provides performance of these problems.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательное пространство как необходимое условие обучения математике»

3) общее редактирование [2, 17].

Суть первого этапа состоит в уточнении коммуникативной ситуации (кем, для кого, когда, в каких условиях, с какой целью создан оригинал), а также в определении тематики текста, его основного содержания, структуры, стилистического своеобразия.

Содержание второго этапа составляет последовательный ряд операций по переводу отдельных небольших отрезков оригинала. Обычно таким отрезком оказывается 1 фраза - простое или сложное предложение умеренной длины.

На третьем этапе перевода устраняются погрешности, выявляющиеся при прочтении всего текста: неэкономность формулировок, громоздкость конструкций, повторы и т. д.

Виноградов В. С. отмечает, что в практике перевода выделяются два этапа работы. Один из них связан с осмыслением текста на иностранном языке, а другой с воспроизведением его на родной язык.

Первый этап (цикл), который назван восприятием (рецепцией) текста, представляет собою чрезвычайно сложный сенсорномыслительный процесс, основанный на разнообразных видах и формах аналитической и синтезирующей работы органов чувств и мозга. На этом этапе переводчик стремится как можно полнее понять оригинальный текст и осознать его эстетическую ценность. Для переводчика как рецептора очень важно достичь такого уровня знаний и эстетической восприимчивости, который позволял бы воспринимать весь объем объективно содержащегося в тексте смыслового содержания [3, 32].

У каждого типа и вида перевода этап восприятия имеет свои особенности и характеристики, и он распадается на две фазы: допереводное восприятие, т. е. восприятие произведения в первом (иногда втором и более) чтении, когда переводчик старается глубоко осмыслить, «прочувствовать» произведение, осознать его информативную ценность и определить его стилистическое своеобразие, и собственно переводное восприятие, т. е. непосредственное восприятие конкретных слов, предложений, фраз, абзацев и т. д. в момент перевода.

Во второй фазе восприятия, когда происходит пофразная рецепция иностранного текста перед его воссозданием на другом языке, переводчик оперирует анализом и синтезом, воспринимая смысл отдельных элементов (слов, словосочетаний, предложений) текста.

Второй этап процесса перевода - этап воссоздания на языке перевода воспринятой информации оригинала. и снова в сознании переводчика осуществляются сложные процессы анализа и синтеза, связанные с передачей из сферы мышления смысла уже в иной материальной словесной форме. Второй цикл тоже состоит, по меньшей мере, из двух фаз: перевыражения и идентификации.

Восприняв семантическую и когнитивную информацию, заключенной в подлежащем переводу тексте, переводчик воссоздает эту информацию в материальных единицах переводного языка, стремясь сохранить ее полный объем. Не подыскивает, как иногда принято думать, соответствия каждому слову и словосочетанию исходной фразы, а «перевыражает» ее смысл [3, 34].

Таким образом, письменный перевод, являясь особым видом речевой деятельности, имеет свои особенности, однако, при широчайшем разнообразии письменных текстов, имеет всегда одну и ту же схему и предполагает обычно следующую последовательность действий: сначала переводчик знакомится с текстом оригинала; затем произведя предварительный предпереводческий анализ, т. е. выявив тип текста, жанровые и стилистические признаки, тему и область знаний, с которыми связан текст, он приступает к созданию текста перевода.

Литература

1. Алексеева И. С. Введение в переводоведение: учеб. пособие для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 347 с.

2. Бирюкова Л. В. Учитесь переводить с немецкого языка на русский: учеб. пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. - 44 с.

3. Виноградов В. С. Перевод: общие и лексические вопросы: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: КДУ, 2004. - 240 с.

4. Казакова Т. А. Аспекты теории письменного перевода. Свердловск, 1988. - 49 с.

5. Попова Т. В. Методика обучения студентов неязыковых вузов письменному переводу научных текстов (на материале немецкого языка): Дис. .. .канд. пед. наук. - СПб., 2008. - 253 с.

Калитина В.В.1, Пушкарева Т.П. 2

'Старший преподаватель, 2кандидат физико-математических наук, доцент, 'Красноярский государственный аграрный

университет, 2Сибирский федеральный университет

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ

МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

Современный учитель естественнонаучных дисциплин должен владеть знаниями не только своего предмета, но иметь навыки поиска, отбора и передачи учебной информации в различных формах, умения строить математические модели и использовать. Построение информационно-образовательного пространства обеспечивает выполнение этих задач.

Ключевые слова: математическая подготовка, информационно-образовательное пространство.

KalitinaV.V.1, Pushkaryeva T.P.2

Senior teacher, 2PhD in Physics and mathematics, assosiate professor, 1Agrarian Krasnoyarsk State University, 2Sibirian Federal

University

THE INFORMATION-EDUCATIONAL SPACE AS THE NECESSARY CONDITION OF THE MATHEMATICAL TRAINING

Abstract

The modern teacher of natural-science disciplines should own knowledge not only the subject matter, but have skills of search, selection and transfers of the educational information in various forms, skills to build mathematical models and to use the computer technologies. Construction of information-educational space provides performance of these problems.

Keywords: the mathematical preparation, the information-educational space.

В современных условиях важность качественного обучения математике, начиная со школьной скамьи, определяется, прежде всего, тем, что изучение этой дисциплины активизирует процессы развития когнитивных способностей и некоторых личностных характеристик обучаемых.

Сегодня решения проблемы слабой математической подготовки учащихся в школе нельзя требовать только от учителей математики. В ней должны участвовать учителя-предметники, обладающие достаточным багажом математических знаний в своей предметной области. В связи с этим значительный интерес представляют вопросы математической подготовки будущих учителей нематематических направлений в педагогических вузах.

Учитывая актуальность современных проблем экологии, топливно-энергетических ресурсов, нефтегазовой отрасли, химии следует особо выделить вопрос обучения математике будущих учителей естественнонаучных дисциплин.

Решение поставленных задач возможно в условиях информационно-образовательного пространства (ИОП) обучения математике.

42

Под информационно-образовательным пространством мы понимаем совокупность (систему) взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом информационных сред различных направлений, чутко реагирующую на информационные изменения внешней среды и обеспечивающую обучение, развитие и воспитание личности.

Одним из важных свойств ИОП обучения математике является его открытость, которая проявляется через внутреннюю динамику ее элементов и связей между ними.

Для организации процесса обучения математике в соответствии со структурно-логической моделью математической подготовки будущих учителей естествознания в качестве основных функций ИОП выделим:

- создание условий для открытого доступа к информации, в том числе с помощью сетевых технологий и обеспечения информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса;

- формирование потребности в информации (научной, профессиональной, учебно-методической, учебной) и информационной культуры обучаемых;

- осуществление координации информационной деятельностью обучаемых;

- развитие интеллекта и когнитивных способностей студентов;

- реализация преемственности обучения математике в системе «школа-педвуз»;

- осуществление профессиональной направленности обучения математике;

- реализация междисциплинарных связей математики с профильными дисциплинами.

Все вышесказанное обусловило выделение в ИОП математической подготовки студентов информационно-научной среды (ИНС), информационно-профессиональной среды (ИПС), информационно-дидактической среды (ИДС) и информационнообразовательной предметной среды (ИОПС) по математике (рис. 1).

Рис. 1. Структура ИОП непрерывного обучения математике

ИНС - это комплекс поисковых и экспертных систем, а также электронных версий и ссылок на наиболее значимые научные документальные источники: библиографические описания научных работ, посвященных проблемам естествознания, список основных источников информации по научно-методическим проблемам естественнонаучного направления (авторефератов диссертаций, монографий, журналов, учебников и учебных пособий). Формирование информационно-научной среды позволяет ликвидировать процесс отставания образования от науки и обеспечит выполнение одного из важных дидактического принципа обучения - принципа научности обучения математике.

ИПС представляет собой репозиторий, на котором хранятся государственные образовательные документы среднего и высшего профессионального образования, тексты и ссылки на педагогическую, психологическую, учебно-методическую литературу.

ИДС включает в себя классические и информационные дидактические принципы обучения математике студентов ЕНН в системе «школа-педвуз» в условиях информатизации общества.

ИОПС представляет собой основной компонент ИОП, обеспечивающий формирование выделенных компонентов математической подготовки будущих учителей естествознания.

На рис.2 представлен фрагмент ИОП математической подготовки будущих учителей естествознания, размещенного на образовательном портале КГПУ им. В.П.Астафьева.

Рис.2. Фрагмент ИОП математической подготовки будущих учителей естествознания

Под информационно-образовательной предметной средой по математике понимается совокупность педагогических, информационно-коммуникационных и материально-технических условий, необходимых для организации учебного информационного взаимодействия обучаемых, преподавателей и ИКТ.

В соответствии с определением в ИОПС обучения математике студентов естественнонаучного профиля (ЕНП) педагогического вуза выделены целевой, содержательный, информационно-коммуникационный, ресурсный, технологический и результативный компоненты (рис. 3).

Основная задача ИОПС нацелена на повышение уровня математической подготовки.

43

Рис. 3. Информационно-образовательная предметная среда по математике в системе «школа - педвуз»

Необходимым условием обучения математике будущих учителей естествознания в условиях ИОП и ИОПС является наличие компьютерного класса для занятий по математике с доступом к сетевым технологиям.

Все средства обучения математике бакалавров ЕНП педагогического вуза размещены на образовательном портале КГПУ им. В.П. Астафьева (рис.4).

Рис. 4. Фрагмент ИОПС

Проведенное тестирование показало, что обучение математике будущих учителей естествознания в условиях ИОП:

- повышает посещаемость лекций и семинаров;

- существенно увеличивает объем выполненной внеаудиторной самостоятельной работы;

- повышает мотивацию изучения математики;

- формирует навыки кодирования математической информации;

- снижает эмоциональное напряжение на занятиях;

- повышает активность на занятиях;

- способствует развитию навыков исследовательской деятельности;

- активизирует реферативную работу, участие в конкурсах, конференциях и др.;

- повышает уровень знаний по математике и профильным дисциплинам.

Литература

1. Пушкарева Т.П., Калитина В.В. Повышение качества математического образования // В мире научных открытий.-2010.- № 2(12). - С. 159-162.

2. Пушкарева Т.П. Научно-методические основы обучения математике будущих учителей естествознания с позиций информационного подхода: монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2013. - 265 с.

Сафонова В.Ю.1, Суздалева А.М.2, Воробьев М.Ю.3

'Профессор, доктор биологических наук, 2 старший преподаватель, 3студент, Оренбургский государственный педагогический

университет

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрено - формирование информационной компетенции у учащихся общеобразовательной школы в курсе основ безопасности жизнедеятельности в рамках сиситемно - деятельностного подхода. Определены критерии, показатели сформированности информационной компетентности учащихся с учетом безопасного взаимодействия учащегося с информационным пространством.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, информационная компетенция, безопасное информационное

пространство.

Safonova V.Y.1,Suzdaleva A.M.2, Vorobyev M. Y.

1 doctor of biological Sciences, Professor, 2 Senior lecturer, 3 student, the Orenburg state pedagogical University

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.