также заполнение медицинской документации. Поэтому на занятия часто привлекаются статисты, изображающие пациентов. Обычно статистами выступают студенты из предыдущего потока или старшего курса. В кабинете имитируется работа поликлиники, открываются необходимые структурные подразделения: регистратура, отделение профилактики, терапевтическое отделение, прививочный кабинет. Работа может быть организована разным образом: либо организуется поток пациентов (привлечение нескольких статистов), которых необходимо правильно идентифицировать, отправить в нужный кабинет в зависимости от вида диспансеризации, заполнить документацию. Такой подход актуален на первых практических занятиях. А далее работа организуется более детально, приглашается один статист и ему проводятся мероприятия по диспансеризации в полном объеме, исходя из заполненного на него маршрутного листа для прохождения диспансеризации определенных групп взрослого населения или различных видов профилактических осмотров. В данном случае возможна отработка большого количества медицинских услуг (аргентометрия, анкетирование, оценка сердечнососудистого риска и тд), которые проводятся относительно здоровым пациентам, поэтому в роли статиста может быть любой человек старше 18 лет. Услуги отрабатываются в полном объеме, студенты получают опыт работы в команде, наглядно демонстрируют проведение профилактических мероприятий. В отличии от простого проигрывания ситуаций в своей группе, когда все данные заранее известны, в данном случае работа проводится в условиях, максимально приближенных к реальным, и студентам неизвестно, какой пациент к ним придет: все расчеты, консультирования проводятся в режиме реального времени без подготовки.
Таким образом, практические занятия с применением симуляционных технологий позволяют студентам получить первоначальный практический опыт без страха за неправильное выполнение и без риска для пациентов. В ходе данной работы у студентов формируются практические умения, происходит понимания области применения теоретических знаний в медицинской практике, а также происходит развитие навыков командой работы и формирование профессиональных компетенций.
Список использованной литературы:
1. Возможности симуляционных технологий в профессиональном образовании / О.И. Ваганова, Л.А. Хохленкова, И.Р. Воронина, А.В. Гущин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 3(32). - С. 56-60.
2. Обучение в медицинских вузах с помощью симуляционных технологий / И.А. Пикало, А.С. Анкудинов, Н.В. Акудович [и др.] // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2016. - № 5. - С. 150-152.
© Куфтерина М.С., Куфтерина Т.Р., 2023
УДК 378
Морозова И.М.
канд. физ.-мат. наук, доцент ВА РБ, г. Минск, РБ
Кемеш О.Н.
канд. физ.-мат. наук, доцент БГАТУ, г. Минск, РБ
Нипарко Н.С.
канд. физ.-мат. наук, доцент БГАТУ, г. Минск, РБ УЧЕБНОЕ ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ КОГНИТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается методика обучения учащихся при получении высшего образования с помощью учебного портфолио и ее место, функции в рамках когнитивной системы обучения
Ключевые слова:
Виды обучения, когнитивная система обучения, учебное портфолио
Цифровая трансформация образования, как одна из тенденций современного общества, ставит перед педагогической наукой задачи, требующие совместного взаимодействия специалистов различных областей знаний. Система когнитивного обучения, которая в настоящее время широко используется в образовании, и является механизмом связи биологии, психологии, философии и педагогики.
Для качественного образования нужно научиться учить с умом, учитывая все особенности и характеристики мозга студента. Важно начинать применять новые способы и методы обучения уже на первом курсе, чтобы максимально развить способности обучающихся, которые позволят им стать разносторонней развитой личностью, целеустремленным человеком, способным творчески мыслить, правильно оценивать ситуацию и брать на себя ответственность.
В своей работе мы остановимся на методике реализации когнитивной системы обучения с применением учебного портфолио в формате рабочей тетради, которая получила распространение при изучении математических дисциплин.
Когнитивное обучение - это обучение, опирающееся на принципы сознательности и активности обучения и состоящее в развитии мыслительных способностей, интеллекта обучающихся [1].
Специалистами в области педагогики когнитивное обучение рассматривается как динамически развивающаяся система методов и приёмов обучения на основе модели индивидуальной психофизиологической особенности обучаемого. Исследования, проводимые по проблемам изучения психофизиологических закономерностей восприятия новой информации обучающимися и путях развития мыслительной деятельности в процессе обучения математических дисциплин, показали, что система когнитивного обучения способна оказывать влияние на различные каналы памяти и тем самым способствовать эффективному обучению [2].
В рамках когнитивной системы обучения метод учебного портфолио занимает определенное место и выполняет задачи обучения дисциплине и мониторинга уровня усвоения новых знаний. Портфолио студента - это «нечто большее, чем просто папка работ студента, это спланированная заранее подборка достижений. Благодаря портфолио можно будет судить об учебных, творческих, коммутативных способностях студента» [3].
Задачи, виды, формы и функции портфолио, а также его место в педагогическом процессе и в процессе формирования самооценки обучающегося, были рассмотрены в работе [4].
Связь между видами обучения в когнитивной системе и использование их в методике портфолио представлена на рис.1.
кооперативное и коллаборативное Рисунок 1 - Виды обучения
Характеристика, указанных видов обучения, дана в [5].
Реализация указанных выше видов обучения осуществляется посредствам выполнения следующих основных функций портфолио
Функции портфолио
Рисунок 2 - Схема функций портфолио
На рисунке 2 представлены основные функции портфолио как методической системы, обеспечивающей и контролирующей обучение, воспитание и способствующей саморазвитию личности.
Эффективным видом портфолио, способным развивать когнитивные качества обучающихся, является портфолио-рабочая тетрадь. Содержание такого портфолио соответствует тематике учебной программы по конкретной дисциплине. На рисунке 3 представлено содержание одного из разделов портфолио.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ПОРТФОЛИО
Вопросы учебной программы для составления опорного конспекта
Рисунок 3 - Содержание раздела портфолио
Предлагаемое содержание может дополняться материалами индивидуальных заданий, реферативных работ, докладами и другими творческими работами, выполняемыми обучающимися. Работая в заданном формате и аккумулируя результаты своей деятельности в тетради-папке, обучающийся формирует самооценку своей деятельности, мотивируя себя в образовательном процессе. Как показывает опыт, внедряя в образовательный процесс элементы когнитивной системы обучения в
совокупности с современными методами преподавания, удается достигать результативности в решении важной задачи - повышении качества образования. Список использованной литературы:
1. Ахметова Л.В. Когнитивная сфера личности-психологическая основа обучения // Вестник ТГПУ, 2009, выпуск 9(87), С.108-115.
2. Морозова И.М., Лобанок Л.В., Кемеш О.Н. Формирование предметного тезауруса с учетом различных способов переработки, хранения и применения информации при обучении математике студентов технических специальностей // «Весшк Моплеускага дзяржаунага ушверсггэта iмя А.А. Куляшова» навукова-метадычны часошс, №1(61), 2023, С.53-61.
3. Бабонова Е.Н. Проектирование методической системы подготовки педагогических кадров к использованию ИКТ в обучении в условиях становления компетентностного подхода// Вестник Омского государственного педагогического университета, 2007. [Электронный ресурс] Режим доступа 10.09.2023.
4. Морозова И.М., Кемеш О.Н., Лобанок Л.В. Электронное портфолио как инструмент управления качеством обучения // Материалы I Международной научно-методической конференции «Обеспечение качества образования: состояние, проблемы и перспективы», г. Минск, 2.02.2023, C.445-449.
5. Когнитивное обучение: виды обучения, гид по образованию / Google. [сайт]. https://dzen.ru/media/cognifit/kognitivnoe-obuchenie-vidy-obucheniia-gid-po-obrazovaniiu-5aa8f17b48c85ec771be1366 (дата обращения 01.10.2023 г.)
© Морозова И.М., Кемеш О.Н., Нипарко Н.С., 2023
УДК 37
Мыратдурдыева Н.Н.,
Старший преподаватель Джумаев Р.М., Студент Аманов А.М.,
Студент
Туркменский государственный институт финансов BASICS OF TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF Keywords:
pedagogical experts, scientific research, process
Training of teacher specialists is an urgent problem of the education modernization system. Modern national education is characterized by ensuring the harmonious integration of each Turkmen into the international educational space, achieving educational standards and the formation of a single market for it. The main principles of the Bologna process, used in most countries of the world, determine the direction of professional education, the outcome of the student in the form of basic skills acquired after the bachelor's or master's degree. Vocational training is considered as the main field of vocational training. The content of professional training is to form important skills for teachers who are skilled in their work, who know their profession well, who are able to work effectively in their field, to master the world standards aimed at their continuous professional development, and to have free access to cultural contacts in their profession.