Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В БЕЛАРУСИ'

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / КОДЕКС ОБ ОБРАЗОВАНИИ РБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова И.М., Нипарко Н.С., Кемеш О.Н.

Целью публикации является описание некоторых форм профориентационной работы в Республике Беларусь, которые прошли апробацию и закреплены на законодательном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В БЕЛАРУСИ»

Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists, May 6, Kerch, 267.

9. Shmeleva E.A. (2012). Innovation Potential of Acmeological Approach to Teaching Staff Training Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 9, 1235-1245

10.Theory of Inventive Problem Solving 40 (2020). URL: http://www.triz40.com/TRIZ_GB.php

© Михайлова А.Г., Кокодей Т.А., 2022

УДК 378

Морозова И.М.

канд. физ.-мат. наук, доцент БГАТУ,

г. Минск, РБ Нипарко Н.С. канд. физ.-мат. наук, доцент БГАТУ,

г. Минск, РБ Кемеш О.Н. канд. физ.-мат. наук, доцент БГАТУ,

г. Минск, РБ

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В БЕЛАРУСИ

Аннотация

Целью публикации является описание некоторых форм профориентационной работы в Республике Беларусь, которые прошли апробацию и закреплены на законодательном уровне.

Ключевые слова:

Профильное обучение, профориентационная работа, целевая подготовка специалиста,

Кодекс об образовании РБ.

Профильное обучение на III ступени общего среднего образования, которое введено в Республике Беларусь с 2015/2016 учебного года, уже доказало, что занимает свое значимое место в системе образования страны. Подтверждением этому служит включение в Концепцию развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, вопроса профильного обучения. Так на I этапе (20212025 годы) реализации Концепции в разрезе общего среднего образования на ряду с такими задачами, как разработка отраслевой научно-технической программы «Функциональная грамотность», реализация проекта Всемирного банка «Модернизация системы образования Республики Беларусь», поставлена задача увеличения количества классов педагогической, аграрной, спортивно-педагогической, военно-патриотической направленности и создание классов иной направленности в соответствии с востребованностью профессий на рынке труда [1].

Основной целью профилизации обучения является оказание помощи обучающимся в формировании необходимого ресурса для осуществления профессионального выбора, продуманного заранее. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в РБ, утвержденная 31.03.2014, среди особенностей профориентации на всех этапах профессионального и личностного становления молодежи, отмечает, что общими актуальными направлениями профориентационной работы в

учреждениях общего среднего образования является реализация идей разноуровневого обучения, факультативных занятий и занятий в объединениях по интересам [2].

Профориентация как комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, в итоге призвана решить задачу трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах [3].

Все этапы профориентационных мероприятий направлены на активизацию и формирование у молодежи стремления к самостоятельному выбору жизненного пути с учетом полученных знаний о профессиях (рис. 1).

1 - учреждения дошкольного образования;

2 - учреждения общего среднего образования;

3 - учреждения специального образования;

4 - учреждения профессионально-технического и среднего специального образования;

5 - учреждения высшего образования;

6 - органы по труду, занятости и социальной защите

Рисунок 1 - Этапы профессионального и личностного становления молодежи

Основные формы профессиональной ориентации молодежи, которые прописаны в [2] представлены на схеме (рис. 2):

(•^"""^рофадаптация

^^^Профотбор

Эффективной формой профориентации является организация профильного обучения, упомянутого выше, и дальнейшее обучение профессии в рамках целевой подготовкой специалиста. Данная форма подготовки специалиста действует в РБ более 10 лет и принесла определённые результаты в дело подготовки кадров для различных областей народного хозяйства. Так в новой редакции Кодекса РБ об образовании (статья 210) законодательно закреплена целевая форма подготовки специалистов различных уровней профессионального образования. На рис.3 показана схема взаимодействия заказчика специалиста и учреждения образования.

Учреждение образования

j

Прохождения пр оизБодственной практики г Трудоустройство

7

4 +

Договор о взаимодействии

ь t 1 5

Организация-заказчик кадров

Рисунок 3 - Схема целевой подготовки специалиста

Целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих - подготовка специалистов с высшим, средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием, рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования в целях удовлетворения кадровых потребностей организаций Республики Беларусь за счет персонального привлечения лиц из числа граждан Республики Беларусь, проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, являющихся выпускниками учреждений образования Республики Беларусь, осуществляемая в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием [4].

В Беларуси ежегодно совершенствуется порядок приема в вузы на условиях целевой подготовки. В 2022 году по целевому набору увеличены цифры: на 6 % по специальностям здравоохранения, в сфере педагогики - на 11,7 %, на технические специальности на 5 %, в целях пополнения востребованных в нашей стране специальностей.

И если результатом профильного обучения является формирование у обучающегося навыков самоопределения в выборе будущей профессии, то результатом целевой подготовки является получение конкретного места практической подготовки в процессе обучения и в конечном итоге определенного места работы. Знать в дальнейшем свою востребованность как квалифицированного работника в условиях конкуренции на рынке труда - это важный психологический и мотивационным фактор для обучающихся. Опыт внедрения целевой формы подготовки специалистов в РБ показывает, что уменьшается текучесть кадров, увеличивается закрепляемость специалистов на рабочих местах.

В целях совершенствования форм профориентационной работы, может быть, интересен опыт организации данной работы в других странах. В зарубежных системах профессиональной ориентации прослеживается непрерывность в организации профессионального обучения. В таблице (см. табл. 1) представлены некоторые виды моделей профессиональной ориентации в ряде стран мира [5].

Таблица 1

Профориентационные модели в различных странах

Страна Ответственные за профориентацию Формы профориентационные работы

Беларусь - Министерство труда и социальной защиты; - Министерство образования; - Министерство экономики Тестирование, проведение в учебных заведениях «Дней открытых дверей», волонтерская деятельность, веб-сервисы, профориентационные проекты («Юридическая клиника-ваш консультант в профессиональном выборе»)

Страна Ответственные за профориентацию Формы профориентационные работы

Россия - Министерство образования РФ; -Министерство труда и социального защиты РФ; - Областные Центры профессионального образования Тесты, центры профориентации, специальные программы(«Билет в будущее»), квесты («Школа профессий»), нацпроект «Образование»

Япония - Министерство образования Теория С. Фукуямы и его диагностический метод в школе, тест <^икиата», подготовительные курсы

Германия - Федеральный институт занятости Ведение рабочей тетради, тесты, опросы, консультации

Франция - Министерство образования; - Министерство труда и здравоохранения; - Национальное бюро информации по образованию и профессии Собеседования, новый предмет в школах «Знакомство с профессиями», специализированные центры профориентации, которые интегрированы в своей работе с биржами труда, профсоюзами

Швеция - Министерство труда Специальные программы («Куда шагать по жизненной лестнице»), профориентацией в школе занимается учитель-предметник

Индия - Национальный совет исследований в области образования и подготовки кадров; - Национальный институт развития молодежи; - Индийская ассоциация по развитию карьеры В школах курсы «Ознакомление с профессиями» в течение 2 лет, работа с учащимися, которые демонстрируют в учебе высокие достижения

Великобритания - Служба занятости молодежи; - Агентства профессиональной ориентации Консультации, психологические тренинги, школьные спецкурсы по выбору профессии

Канада - Центры содействия найму; - Центры выбора Предоставления сведений о вакансиях на рынке труда, диагностика, консультации, временное трудоустройство молодежи (каникулы), презентации университетов и колледжей

Израиль - Министерство образования; - Министерство труда Профессионально-специализированные школы, спецкурсы, выбор школы, является выбором будущей профессии

Внедрение в систему профориентационных мероприятий новых форм работы как с обучающимися, так и с заинтересованными в подготовке специалиста заказчиками, позволяет обеспечить социальные гарантии выбора профессии, содействует профессиональному росту личности. А в конечном итоге, создаются условия для реализации личностного потенциала, формированию достойного образа жизни.

Список использованной литературы:

1. Концепция развития системы образования РБ до 2030 года/ Google.[сайт].-https://edu.gov.by/by-be/kontseptsiya-do-2030 (дата обращения 25.05.2022).

2. Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в РБ/Google.[сайт].-https://normativka.by/lib/document/85674 (дата обращения 20.05.2022).

3. Сардушкина Ю.А. Сущность понятия профессиональной ориентации с позиции определения её цели // Психология и педагогика: методика и проблемы Актуальные исследования. 2013. №2(5). С.42-45.

4. Кодекс Республики Беларусь об образовании/ Google.[сайт].- kodeksy.by>kodeks-ob-obrazovanii (дата обращения 20.05.2022).

5. Толстогузов С.Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и науки. 2015. №1 С.151-161.

© Морозова И.М., Нипарко Н.С., Кемеш О.Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.