/
Г.М. Юришан
0-^сй
1—^0
Фшгл
Учебно-творческая мастерская вуза §"-§■ как педагогическая модель становления художника-педагога
Статья представляет собой анализ исторически сложившегося процесса обучения в учебно-творческой ювелирной мастерской вуза. По мнению автора, учебно-творческую ювелирную мастерскую вуза можно считать современной и востребованной педагогической моделью обучения будущего художника-педагога. Выделены виды деятельности в учебно-творческой среде ювелирной мастерской. Результатом синергии художественно-педагогической и технической сторон данной педагогической модели является создание образовательного пространства, где формируются междисциплинарные, межпрофессиональные и межпредметные связи, определяющие формирование специальных качеств будущих художников-педагогов.
Ключевые слова: художественное образование, учебно-творческая мастерская, художник-педагог, специальные качества будущего художника-педагога.
Учебно-творческие мастерские известны со времен перехода человечества от присваивающего хозяйства к производящему, появлению основных орудий труда. Далее произошло разделение труда, появились профессии. В Древней Греции основу художественно-образовательной деятельности составляли творческие мастерские. Ярким примером наследия греческих творческих мастерских можно считать художественные мастерские эпохи Возрождения, например, мастерскую Бен-венуто Челлини, художника, скульптора, ювелира. Мастерские периода Ренессанса отличались от средневековых, где мастерство передавалось из поколения в поколение: всех подмастерьев набирал сам мастер, по критериям квалификации в той или иной специальности.
Принципы устройства мастерских, появившиеся в эпоху Возрождения, и основы, заложенные церковными университетами, послужили появлению первых художественных академий, где были разработаны и описаны методы ведения занятий при подготовке художников. Это говорит о том, что образовательная схема «Я + Я» (передача знаний от мастера ученику, где все образование зависело от мотивации мастера и его конечных целей, что в принципе не определяло создание из подмастерья будущего мастера, а профессионально ориентировало на специализацию) была преобразована в схему «Я + Мы» (работа
мастера с группой обучающихся, направленная на становления обуча- | ющегося как мастера, где ремесло и искусство превращалось в науку, § где для каждого положения требовалось теоретическое обоснова- 5 ние). Предшественниками и вдохновителями художественных академий | были Ченнино Ченнини, Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, 2 Микеланджело Буонарроти, математик Лука Пачоли, архитектор Дона-то Браманте. Отличным примером художественной академии служит академия братьев Карраччи, основанная между 1585 и 1588 гг. Ранее разрозненные творческие мастерские по различным видам искусств появлялись в одном месте, объединенные одним учебным процессом и достижениями науки и техники того времени. Академии систематизировали весь опыт мастерских, переняв из них все лучшее в профессиональном плане, положив это на педагогические методики, определив инструменты, создав образовательный процесс. Это были первые «кузницы» профессиональных художественно-педагогических кадров для всей Европы и не только. Далее открылись художественные академии во Франции, Испании, Германии, а затем и в России.
В России в художественных мастерских до XVI в. естественным считалось отношение к ученику как к подмастерью, которому приходилось пройти весть путь освоения ремесла от самых низов до мастера. Обучение сводилось к точности выполнения работы. Ситуация изменилась при появлении Оружейной палате, в которой работали и проходили обучение оружейники, чеканщики, кузнецы, золотописцы, иконописцы, ювелиры, плотники, каменных, золотых, серебряных дел мастера, художники-прикладники и многие другие. В 1683 г. в Оружейной палате появляется мастерская живописи под руководством Ивана Артемьева, и отношение к подмастерью меняется: в нем начинают видеть будущего художника. За каждым учителем закреплялось от одного до десяти учеников. За образовательной деятельностью устанавливался контроль, и педагог теперь был обязан обучать будущего художника как ученика, а не подмастерье. Применялась методика выполнения определенных учебных заданий от простого к сложному, что позволяло определить усвоение учебного материала учеником.
В 1757 г. под руководством И.И. Шувалова была основана Академия трех знатнейших художеств. В ней присутствовало четыре отделения: живописное, скульптурное, архитектурное и гравировальное, а первыми преподавателями были иностранцы. В результате реформы 1893-1894 гг. в Академии вместо классов были введены персональные мастерские под непосредственным руководством именитых педагогов [6, с. 154-155]. «Впервые ученики академии, освободившись от узких рамок специализации в классах исторической, портретной, жанровой, батальной и пейзажной живописи, получили возможность учиться
¡± о
го
ч: ю
ш о
л
го о ^
I о I искусству в мастерских под руководством известных мастеров, где они ¡2 ^ о смогли почувствовать вкус к свободе творчества» [2, с. 9]. 5 о а. Педагогической моделью художественного образования в Акаде-^ 5 'о мии художеств выступала среда мастерской, созданная возглавлявшим ее профессором. Мастерская имела определенную образовательную ^ с! программу, обучение в ней велось по одному конкретному предмету. В конце XIX - начале ХХ вв. учебно-творческая мастерская предполагала, что обучающийся, после прохождения основного образовательного курса, мог выбрать любую мастерскую для дальнейшей учебы и по своему желанию мог переходить из одной мастерской в другую. Эта модель подвижного художественного обучения определялась как необходимая для творческого развития обучающихся и их активной самореализации.
В период революционных изменений в 1918-20-е гг. Академия художеств и все российские художественные училища были реорганизованы в свободные государственные художественные мастерские. Само название говорит о модели художественного образования, имевшей место быть в этот период. В дальнейшем Первые и Вторые свободные государственные художественные мастерские, образованные на базе Сури-ковского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, были преобразованы во Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), а в 1926 г. -в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), который состоял уже из восьми факультетов: живописного, полиграфического, скульптурного, архитектурного, металлообрабатывающего, керамического, деревоотделочного, текстильного. В учебный процесс были введены дисциплины, ранее не выделявшиеся в предметы досконального изучения: объем, цвет, пространство, графика. Производился научный анализ средств и приемов художественной выразительности. В эмоциональную и эстетическую составляющую академической школы вводился научно-логический инструментарий. Не все новые дисциплины смогли успешно существовать в академическом образовании, но свои плоды они принесли, как в авторском исполнении, так и в педагогических методиках. Одно то, что при ВХУТЕМАС был создан педагогический факультет, на котором изучалась не только педагогика, но и психология, о многом говорит. Подготавливали художников-педагогов «нового времени» А.В. Бакушинский, К.Н. Истомин, П.П. Кончаловский, П.Я. Павлинов, В.А. Фаворский, И.И. Машков, Д.Н. Кардовский и другие.
В дальнейшей истории художественного образования и до сегодняшних дней уровень подготовки художников-педагогов зачастую определяется наличием большого количества различных учебно-творческих художественных мастерских, в том числе и ювелирных. Технологии обработки металла предполагают создание специальных, технически
оборудованных, учебно-творческих мастерских. В результате образовательного процесса в учебно-творческой ювелирной мастерской методика обучения художественной обработке металла становится средством педагогического воздействия. Понимание данного контекста позволяет педагогу-ювелиру ставить учебные задачи с «ювелирной точностью», что играет важную роль в формировании профессиональных качеств художника-педагога. Именно ювелирная учебно-творческая мастерская, основывающаяся на методике художественной обработки металла, была, есть и должна оставаться неотъемлемой частью подготовки художников-педагогов.
В настоящее время творческая мастерская - это среда как профессиональная, так и учебная, что говорит в первую очередь о ее педагогической универсальности, например: мастерская-кружок, мастерская-факультатив, мастерская - творческое объединение, мастерская-студия и т.п. Но главным здесь остается ее образовательное пространство. При желании ученика учиться и желании преподавателя передать знания учебно-творческая мастерская являлась и будет являться тем сакральным местом, где происходит превращение подростка во взрослого -профессионально ориентированного и востребованного члена общества.
Основу учебно-творческой ювелирной мастерской вуза определяют педагогические задачи ее руководителя: содержание учебных занятий, выработка авторской методики, выбор форм и средств обучения для развития и формирования профессиональных качеств будущего художника-педагога. В учебно-творческой ювелирной мастерской педагог предполагается как субъект, определяющий содержание образовательного процесса, выступающий проводником знаний, умений и навыков через призму своего собственного восприятия, понимания целей и задач, опирающегося на научность, методичность, деятельность, культуру и эстетику. Индивидуальная учебно-творческая деятельность студента требует создания таких условий, при которых должны учитываться психологические нюансы сразу всех и каждого в отдельности.
Т.И. Бербаш определяет учебно-творческую мастерскую как модель образовательного процесса, задаваемого педагогом, где субъективно задается множество отношений и связей для осуществления специальной художественной деятельности, направленной на формирование творческой личности ученика [1]. Модель взаимоотношений между обучающимся и педагогом в учебно-творческой ювелирной мастерской вуза происходит по схеме «Я + Я», в рамках общепринятой образовательной концепции «Я + Мы».
Опираясь на анализ научной литературы, мы определили следующее: - учебно-творческие мастерские - это вид исторически сложившегося
направления развития творческой личности в условиях социальных
о §
¡± о
го
Ч О
Ф О
4 I го О ^ т
к ^ о
Ш го т
5 л го О О.
го О ^
с5 1 отношений в обществе (межпредметное взаимодействие в узком формате профессиональных отношений для достижения общих целей саморазвития);
се у о - условия в учебно-творческой мастерской способствуют появлению о-е- знаний, умений и навыков, влияющих на скорость движения от незна-^ ний к знаниям, т.е. формирования профессиональных качеств будущего художника-педагога (деятельность в учебно-творческой мастерской определяется постоянной сменой положения обучаемого как субъекта либо объекта образовательного процесса) [1; 3-5]. Учебно-творческая ювелирная мастерская педагогического вуза определяется нами как место профессиональной подготовки обучающихся и как место со специально созданными педагогическими условиями образовательной среды - местом субъект-субъектного процесса взаимодействия преподавателя и студента. Такая учебно-творческая ювелирная мастерская становится средой, где обучающийся, изучая профессиональную грамоту, постигает психологические, педагогические, социальные, нравственные, эстетические и духовные связи. Здесь учебная познавательная деятельность последовательно перетекает в профессионально-творческую и в профессионально-педагогическую деятельность. Работа педагога творческой мастерской состоит в проектировании содержания учебной деятельности, создании такого образовательного пространства, где формируются междисциплинарные, межпрофессиональные и межпредметные связи, определяющие формирование специальных качеств будущих художников-педагогов.
В среде учебно-творческой ювелирной мастерской существуют такие виды деятельности, как культурно-просветительская (популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических, искусствоведческих, технических и технологических исследований, формирует потребность в знаниях и желание использовать их); познавательная (знания, умения и навыки в изучении техник и технологий обработки ювелирного металла, эргономическая, правовая и экономическая сферы деятельности художника-ювелира); научно-методическая (сочетание в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний, а практика - в умении применять эти знания, как в техническом, так и в педагогическом процессе); ценностно-ориентированная (одна из сильнейших мотивационных составляющих учебного процесса, позволяющая обучаемому понимать, какие ценностные ориентиры будут ему доступны в течение всей его профессиональной деятельности, определять стремления и личностные достижения); преобразующая (текстовое и презентационное
описание учебно-творческой и методико-педагогической работы); ком- Е муникативная (понимание своей роли в жизни общества, посещение мастерских профессиональных художников, музеев, выста- 5 ° вок, групповые учебно-творческие работы, работа с младшими курсами | 1 и абитуриентами, создание учебно-творческого коммуникативного про- | 2 странства в мастерской и коммуникативных сообществ в сети Интер- о § нет); воспитательная (целенаправленное управление воспитательным чю процессом в соответствии с традиционными эстетическими и культур- с ными ценностями как федерального, так и регионального уровней); управляющая (планирование, организация, обеспечение выполнения плана учебных занятий, побуждение педагогом себя и обучающихся к работе по достижению поставленной цели, работе по контролю и самоконтролю).
Основополагающим принципом педагогической деятельности в учебно-творческой ювелирной мастерской, направленной на формирование специальных качеств будущего художника-педагога, является принцип авторитетности, при реализации которого проявляется авторитет педагога, его эрудированность, профессионализм, увлеченность своим художественным направлением, интерес к будущему своему и студентов, доброжелательность, требовательность и т.п. При этом преподаватель создает благоприятную среду для решения поставленных учебно-творческих задач, являясь субъектом смоделированного и реализованного им самим содержания образовательного процесса.
Синергетические закономерности, прослеживающиеся в межпрофессиональных и межпредметных связях, реализующиеся в формировании специальных качеств будущего художника-педагога, напрямую зависят от социальной и культурной среды учебно-творческой мастерской вуза, в которой происходит раскрытие творческого потенциала личности обучающегося. Мы считаем, что главным диалектико-педа-гогическим принципом развития профессиональной направленности будущего художника-педагога является принцип синергии профессий, закономерно проявляющийся в специальных качествах обучающегося, обладающего двумя профессиями и более. Это ориентировано на профессиональное становление обучающегося как художника-педагога. В результате возникновения межпредметных и междисциплинарных связей группа, занимающаяся в учебно-творческой ювелирной мастерской, по количеству и качеству решаемых педагогических задач в научной, культурной, образовательной и просветительской сферах превосходит стандартную группу художников-педагогов факультета.
За время организации экспериментальных групп, начиная с 2012 г. и по настоящее время, были получены данные, подтверждающие нашу
О ^ ш
к ^ о
Ф го т
5 л го
^ О О.
го о к
о I гипотезу. Художники-педагоги, прошедшие обучение в учебно-творческой ювелирной мастерской вуза, отличаются изобретательностью, энергичностью, стремлением к лидерству и индивидуальным творче-^ о ским стилем. Данные качества выделяли прошедших эксперимент среди о-е- общей массы выпускников художественно-педагогической специально-
Ш о -
— ^ сти, что позволяло им без всяких сложностей трудоустроиться и занять
достойное место в обществе.
На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод:
- определяющей педагогической моделью становления будущего художника-педагога, направленной на формирование специальных качеств, является учебно-творческая ювелирная мастерская вуза;
- учебно-творческая ювелирная мастерская вуза во взаимосвязи с дисциплинами и предметами курса выступает средством педагогической деятельности в образовательном и воспитательном пространстве учебного процесса;
- формирование специальных качеств художника-педагога определяется симбиозом полученных знаний в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и технических знаний, а также возможности практически претворять свои учебно-творческие идеи в жизнь;
- в учебно-творческой ювелирной мастерской вуза создаются благоприятные условия для повышения самореализации личности и выражения учащихся в выбранной профессии, активизации творческой деятельности студентов.
Библиографический список
1. Бербаш Т.И. Формирование и развитие самостоятельности студентов в учебно-творческой мастерской художественно-графического факультета педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 2005.
2. Бобров Ю.Г. Последние из могикан: персональная мастерская Владимира Симоновича Песикова // Мастерская Владимира Песикова. СПб., 2014. С. 7-9.
3. Григорьева Н.В. Совершенствование методики обучения студентов художественно-графического факультета граверно-медальерному искусству и изящной торевтике: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2008.
4. Дронов Д.С. Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
5. Докучаева Е.Е. Проблема взаимосвязи выразительности и технологии в прикладном искусстве: Некоторые аспекты из истории художественного металла: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2000.
6. Лисовский В.Г. Академия художеств. СПб., 1997.
7. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М., 1991.