Научная статья на тему 'Учебно-творческая мастерская вуза как педагогическая модель становления художника-педагога'

Учебно-творческая мастерская вуза как педагогическая модель становления художника-педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА / ART EDUCATION / CREATIVE LEARNING WORKSHOP / ARTIST-TEACHER / SPECIAL QUALITIES OF THE FUTURE ARTISTS-TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юришан Георгий Миркович

Статья представляет собой анализ исторически сложившегося процесса обучения в учебно-творческой ювелирной мастерской вуза. По мнению автора, учебно-творческую ювелирную мастерскую вуза можно считать современной и востребованной педагогической моделью обучения будущего художника-педагога. Выделены виды деятельности в учебно-творческой среде ювелирной мастерской. Результатом синергии художественно-педагогической и технической сторон данной педагогической модели является создание образовательного пространства, где формируются междисциплинарные, межпрофессиональные и межпредметные связи, определяющие формирование специальных качеств будущих художников-педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents analysis of the historical process of creative learning in a jewelry workshop of the University. According to the author the educational and creative jewelry workshop of the University can be considered a modern and popular pedagogical model of education of the future artist-teacher. The author defines types of activities within the educational jewelry workshop. The synergy of pedagogical and technical aspects of this pedagogical model is the creation of learning educational environment with multidisciplinary and interdisciplinary focus on the formation of special qualities of the future artists-teachers.

Текст научной работы на тему «Учебно-творческая мастерская вуза как педагогическая модель становления художника-педагога»

/

Г.М. Юришан

0-^сй

1—^0

Фшгл

Учебно-творческая мастерская вуза §"-§■ как педагогическая модель становления художника-педагога

Статья представляет собой анализ исторически сложившегося процесса обучения в учебно-творческой ювелирной мастерской вуза. По мнению автора, учебно-творческую ювелирную мастерскую вуза можно считать современной и востребованной педагогической моделью обучения будущего художника-педагога. Выделены виды деятельности в учебно-творческой среде ювелирной мастерской. Результатом синергии художественно-педагогической и технической сторон данной педагогической модели является создание образовательного пространства, где формируются междисциплинарные, межпрофессиональные и межпредметные связи, определяющие формирование специальных качеств будущих художников-педагогов.

Ключевые слова: художественное образование, учебно-творческая мастерская, художник-педагог, специальные качества будущего художника-педагога.

Учебно-творческие мастерские известны со времен перехода человечества от присваивающего хозяйства к производящему, появлению основных орудий труда. Далее произошло разделение труда, появились профессии. В Древней Греции основу художественно-образовательной деятельности составляли творческие мастерские. Ярким примером наследия греческих творческих мастерских можно считать художественные мастерские эпохи Возрождения, например, мастерскую Бен-венуто Челлини, художника, скульптора, ювелира. Мастерские периода Ренессанса отличались от средневековых, где мастерство передавалось из поколения в поколение: всех подмастерьев набирал сам мастер, по критериям квалификации в той или иной специальности.

Принципы устройства мастерских, появившиеся в эпоху Возрождения, и основы, заложенные церковными университетами, послужили появлению первых художественных академий, где были разработаны и описаны методы ведения занятий при подготовке художников. Это говорит о том, что образовательная схема «Я + Я» (передача знаний от мастера ученику, где все образование зависело от мотивации мастера и его конечных целей, что в принципе не определяло создание из подмастерья будущего мастера, а профессионально ориентировало на специализацию) была преобразована в схему «Я + Мы» (работа

мастера с группой обучающихся, направленная на становления обуча- | ющегося как мастера, где ремесло и искусство превращалось в науку, § где для каждого положения требовалось теоретическое обоснова- 5 ние). Предшественниками и вдохновителями художественных академий | были Ченнино Ченнини, Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, 2 Микеланджело Буонарроти, математик Лука Пачоли, архитектор Дона-то Браманте. Отличным примером художественной академии служит академия братьев Карраччи, основанная между 1585 и 1588 гг. Ранее разрозненные творческие мастерские по различным видам искусств появлялись в одном месте, объединенные одним учебным процессом и достижениями науки и техники того времени. Академии систематизировали весь опыт мастерских, переняв из них все лучшее в профессиональном плане, положив это на педагогические методики, определив инструменты, создав образовательный процесс. Это были первые «кузницы» профессиональных художественно-педагогических кадров для всей Европы и не только. Далее открылись художественные академии во Франции, Испании, Германии, а затем и в России.

В России в художественных мастерских до XVI в. естественным считалось отношение к ученику как к подмастерью, которому приходилось пройти весть путь освоения ремесла от самых низов до мастера. Обучение сводилось к точности выполнения работы. Ситуация изменилась при появлении Оружейной палате, в которой работали и проходили обучение оружейники, чеканщики, кузнецы, золотописцы, иконописцы, ювелиры, плотники, каменных, золотых, серебряных дел мастера, художники-прикладники и многие другие. В 1683 г. в Оружейной палате появляется мастерская живописи под руководством Ивана Артемьева, и отношение к подмастерью меняется: в нем начинают видеть будущего художника. За каждым учителем закреплялось от одного до десяти учеников. За образовательной деятельностью устанавливался контроль, и педагог теперь был обязан обучать будущего художника как ученика, а не подмастерье. Применялась методика выполнения определенных учебных заданий от простого к сложному, что позволяло определить усвоение учебного материала учеником.

В 1757 г. под руководством И.И. Шувалова была основана Академия трех знатнейших художеств. В ней присутствовало четыре отделения: живописное, скульптурное, архитектурное и гравировальное, а первыми преподавателями были иностранцы. В результате реформы 1893-1894 гг. в Академии вместо классов были введены персональные мастерские под непосредственным руководством именитых педагогов [6, с. 154-155]. «Впервые ученики академии, освободившись от узких рамок специализации в классах исторической, портретной, жанровой, батальной и пейзажной живописи, получили возможность учиться

¡± о

го

ч: ю

ш о

л

го о ^

I о I искусству в мастерских под руководством известных мастеров, где они ¡2 ^ о смогли почувствовать вкус к свободе творчества» [2, с. 9]. 5 о а. Педагогической моделью художественного образования в Акаде-^ 5 'о мии художеств выступала среда мастерской, созданная возглавлявшим ее профессором. Мастерская имела определенную образовательную ^ с! программу, обучение в ней велось по одному конкретному предмету. В конце XIX - начале ХХ вв. учебно-творческая мастерская предполагала, что обучающийся, после прохождения основного образовательного курса, мог выбрать любую мастерскую для дальнейшей учебы и по своему желанию мог переходить из одной мастерской в другую. Эта модель подвижного художественного обучения определялась как необходимая для творческого развития обучающихся и их активной самореализации.

В период революционных изменений в 1918-20-е гг. Академия художеств и все российские художественные училища были реорганизованы в свободные государственные художественные мастерские. Само название говорит о модели художественного образования, имевшей место быть в этот период. В дальнейшем Первые и Вторые свободные государственные художественные мастерские, образованные на базе Сури-ковского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, были преобразованы во Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), а в 1926 г. -в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), который состоял уже из восьми факультетов: живописного, полиграфического, скульптурного, архитектурного, металлообрабатывающего, керамического, деревоотделочного, текстильного. В учебный процесс были введены дисциплины, ранее не выделявшиеся в предметы досконального изучения: объем, цвет, пространство, графика. Производился научный анализ средств и приемов художественной выразительности. В эмоциональную и эстетическую составляющую академической школы вводился научно-логический инструментарий. Не все новые дисциплины смогли успешно существовать в академическом образовании, но свои плоды они принесли, как в авторском исполнении, так и в педагогических методиках. Одно то, что при ВХУТЕМАС был создан педагогический факультет, на котором изучалась не только педагогика, но и психология, о многом говорит. Подготавливали художников-педагогов «нового времени» А.В. Бакушинский, К.Н. Истомин, П.П. Кончаловский, П.Я. Павлинов, В.А. Фаворский, И.И. Машков, Д.Н. Кардовский и другие.

В дальнейшей истории художественного образования и до сегодняшних дней уровень подготовки художников-педагогов зачастую определяется наличием большого количества различных учебно-творческих художественных мастерских, в том числе и ювелирных. Технологии обработки металла предполагают создание специальных, технически

оборудованных, учебно-творческих мастерских. В результате образовательного процесса в учебно-творческой ювелирной мастерской методика обучения художественной обработке металла становится средством педагогического воздействия. Понимание данного контекста позволяет педагогу-ювелиру ставить учебные задачи с «ювелирной точностью», что играет важную роль в формировании профессиональных качеств художника-педагога. Именно ювелирная учебно-творческая мастерская, основывающаяся на методике художественной обработки металла, была, есть и должна оставаться неотъемлемой частью подготовки художников-педагогов.

В настоящее время творческая мастерская - это среда как профессиональная, так и учебная, что говорит в первую очередь о ее педагогической универсальности, например: мастерская-кружок, мастерская-факультатив, мастерская - творческое объединение, мастерская-студия и т.п. Но главным здесь остается ее образовательное пространство. При желании ученика учиться и желании преподавателя передать знания учебно-творческая мастерская являлась и будет являться тем сакральным местом, где происходит превращение подростка во взрослого -профессионально ориентированного и востребованного члена общества.

Основу учебно-творческой ювелирной мастерской вуза определяют педагогические задачи ее руководителя: содержание учебных занятий, выработка авторской методики, выбор форм и средств обучения для развития и формирования профессиональных качеств будущего художника-педагога. В учебно-творческой ювелирной мастерской педагог предполагается как субъект, определяющий содержание образовательного процесса, выступающий проводником знаний, умений и навыков через призму своего собственного восприятия, понимания целей и задач, опирающегося на научность, методичность, деятельность, культуру и эстетику. Индивидуальная учебно-творческая деятельность студента требует создания таких условий, при которых должны учитываться психологические нюансы сразу всех и каждого в отдельности.

Т.И. Бербаш определяет учебно-творческую мастерскую как модель образовательного процесса, задаваемого педагогом, где субъективно задается множество отношений и связей для осуществления специальной художественной деятельности, направленной на формирование творческой личности ученика [1]. Модель взаимоотношений между обучающимся и педагогом в учебно-творческой ювелирной мастерской вуза происходит по схеме «Я + Я», в рамках общепринятой образовательной концепции «Я + Мы».

Опираясь на анализ научной литературы, мы определили следующее: - учебно-творческие мастерские - это вид исторически сложившегося

направления развития творческой личности в условиях социальных

о §

¡± о

го

Ч О

Ф О

4 I го О ^ т

к ^ о

Ш го т

5 л го О О.

го О ^

с5 1 отношений в обществе (межпредметное взаимодействие в узком формате профессиональных отношений для достижения общих целей саморазвития);

се у о - условия в учебно-творческой мастерской способствуют появлению о-е- знаний, умений и навыков, влияющих на скорость движения от незна-^ ний к знаниям, т.е. формирования профессиональных качеств будущего художника-педагога (деятельность в учебно-творческой мастерской определяется постоянной сменой положения обучаемого как субъекта либо объекта образовательного процесса) [1; 3-5]. Учебно-творческая ювелирная мастерская педагогического вуза определяется нами как место профессиональной подготовки обучающихся и как место со специально созданными педагогическими условиями образовательной среды - местом субъект-субъектного процесса взаимодействия преподавателя и студента. Такая учебно-творческая ювелирная мастерская становится средой, где обучающийся, изучая профессиональную грамоту, постигает психологические, педагогические, социальные, нравственные, эстетические и духовные связи. Здесь учебная познавательная деятельность последовательно перетекает в профессионально-творческую и в профессионально-педагогическую деятельность. Работа педагога творческой мастерской состоит в проектировании содержания учебной деятельности, создании такого образовательного пространства, где формируются междисциплинарные, межпрофессиональные и межпредметные связи, определяющие формирование специальных качеств будущих художников-педагогов.

В среде учебно-творческой ювелирной мастерской существуют такие виды деятельности, как культурно-просветительская (популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических, искусствоведческих, технических и технологических исследований, формирует потребность в знаниях и желание использовать их); познавательная (знания, умения и навыки в изучении техник и технологий обработки ювелирного металла, эргономическая, правовая и экономическая сферы деятельности художника-ювелира); научно-методическая (сочетание в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний, а практика - в умении применять эти знания, как в техническом, так и в педагогическом процессе); ценностно-ориентированная (одна из сильнейших мотивационных составляющих учебного процесса, позволяющая обучаемому понимать, какие ценностные ориентиры будут ему доступны в течение всей его профессиональной деятельности, определять стремления и личностные достижения); преобразующая (текстовое и презентационное

описание учебно-творческой и методико-педагогической работы); ком- Е муникативная (понимание своей роли в жизни общества, посещение мастерских профессиональных художников, музеев, выста- 5 ° вок, групповые учебно-творческие работы, работа с младшими курсами | 1 и абитуриентами, создание учебно-творческого коммуникативного про- | 2 странства в мастерской и коммуникативных сообществ в сети Интер- о § нет); воспитательная (целенаправленное управление воспитательным чю процессом в соответствии с традиционными эстетическими и культур- с ными ценностями как федерального, так и регионального уровней); управляющая (планирование, организация, обеспечение выполнения плана учебных занятий, побуждение педагогом себя и обучающихся к работе по достижению поставленной цели, работе по контролю и самоконтролю).

Основополагающим принципом педагогической деятельности в учебно-творческой ювелирной мастерской, направленной на формирование специальных качеств будущего художника-педагога, является принцип авторитетности, при реализации которого проявляется авторитет педагога, его эрудированность, профессионализм, увлеченность своим художественным направлением, интерес к будущему своему и студентов, доброжелательность, требовательность и т.п. При этом преподаватель создает благоприятную среду для решения поставленных учебно-творческих задач, являясь субъектом смоделированного и реализованного им самим содержания образовательного процесса.

Синергетические закономерности, прослеживающиеся в межпрофессиональных и межпредметных связях, реализующиеся в формировании специальных качеств будущего художника-педагога, напрямую зависят от социальной и культурной среды учебно-творческой мастерской вуза, в которой происходит раскрытие творческого потенциала личности обучающегося. Мы считаем, что главным диалектико-педа-гогическим принципом развития профессиональной направленности будущего художника-педагога является принцип синергии профессий, закономерно проявляющийся в специальных качествах обучающегося, обладающего двумя профессиями и более. Это ориентировано на профессиональное становление обучающегося как художника-педагога. В результате возникновения межпредметных и междисциплинарных связей группа, занимающаяся в учебно-творческой ювелирной мастерской, по количеству и качеству решаемых педагогических задач в научной, культурной, образовательной и просветительской сферах превосходит стандартную группу художников-педагогов факультета.

За время организации экспериментальных групп, начиная с 2012 г. и по настоящее время, были получены данные, подтверждающие нашу

О ^ ш

к ^ о

Ф го т

5 л го

^ О О.

го о к

о I гипотезу. Художники-педагоги, прошедшие обучение в учебно-творческой ювелирной мастерской вуза, отличаются изобретательностью, энергичностью, стремлением к лидерству и индивидуальным творче-^ о ским стилем. Данные качества выделяли прошедших эксперимент среди о-е- общей массы выпускников художественно-педагогической специально-

Ш о -

— ^ сти, что позволяло им без всяких сложностей трудоустроиться и занять

достойное место в обществе.

На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод:

- определяющей педагогической моделью становления будущего художника-педагога, направленной на формирование специальных качеств, является учебно-творческая ювелирная мастерская вуза;

- учебно-творческая ювелирная мастерская вуза во взаимосвязи с дисциплинами и предметами курса выступает средством педагогической деятельности в образовательном и воспитательном пространстве учебного процесса;

- формирование специальных качеств художника-педагога определяется симбиозом полученных знаний в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и технических знаний, а также возможности практически претворять свои учебно-творческие идеи в жизнь;

- в учебно-творческой ювелирной мастерской вуза создаются благоприятные условия для повышения самореализации личности и выражения учащихся в выбранной профессии, активизации творческой деятельности студентов.

Библиографический список

1. Бербаш Т.И. Формирование и развитие самостоятельности студентов в учебно-творческой мастерской художественно-графического факультета педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 2005.

2. Бобров Ю.Г. Последние из могикан: персональная мастерская Владимира Симоновича Песикова // Мастерская Владимира Песикова. СПб., 2014. С. 7-9.

3. Григорьева Н.В. Совершенствование методики обучения студентов художественно-графического факультета граверно-медальерному искусству и изящной торевтике: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2008.

4. Дронов Д.С. Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

5. Докучаева Е.Е. Проблема взаимосвязи выразительности и технологии в прикладном искусстве: Некоторые аспекты из истории художественного металла: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2000.

6. Лисовский В.Г. Академия художеств. СПб., 1997.

7. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.