НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ
| А. А. Голуб
Аннотация. Обсуждается проблема совершенствования содержания методической подготовки будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе педагогического вуза на основе методического мышления и активизации научно-исследовательского, художественно-творческого и психолого-педагогического потенциала будущих педагогов.
Ключевые слова: художественное творчество, методическое мышление, методическая подготовка педагогов-художников.
Summary. The article examines the issue of improving the content of future art teachers' methodological training in their studies in a pedagogical university based on methodological thinking and activating future teachers' research, creative, psychological and pedagogical potential.
Keywords: artistic creative work, methodological thinking, art teachers' methodological training.
Методическое мышление будущих педагогов-художников, специали-96 стов в области детского творчества - это сложное интегральное образование, состоящее, на наш взгляд, из пяти основных и взаимосвязанных компонентов: мировоззренческого, психолого-педагогического, изобразительного, индивидуально-личностного, без которых вообще нет человека, и художественно-образного, которое дополняет первые четыре и вместе с ними образует художественно-педагогический процесс познавательный поиска, обнаружения и разрешения методических проблем, возникающих в процессе педагогической и методической деятельности.
В первую очередь, хотелось бы отметить, что определенную сложность
ЕК
представляет эффективное сочетание этих компонентов в процессе педагогической деятельности будущего учителя изобразительного искусства. Без художественно-творческого компонента бессмысленна сама постановка вопроса о художественном образовании. Без психолого-педагогического снимается проблема развития подрастающего поколения. Если мы не будем учитывать мировоззренческий аспект методического мышления, то нет смысла говорить о воспитании. Естественно, что без технологического компонента нет смысла обсуждать изобразительные достоинства детского художественного творчества.
Методическое мышление педагогов-художников в условиях средней
школы существует как феномен, позволяющий решать художественно-творческие, методические и психолого-педагогические задачи. Педагогам, работающим в условиях современной модернизации системы образования, необходимо постоянно творчески осмыслять содержание учебно-воспитательного материала, отыскивать более эффективные пути, формы и методы художественно-эстетического и нравственного воспитания учащихся средствами изобразительного искусства. Поэтому методическое мышление характеризуют полифункциональность, иерархизированность, проблем-ность, эвристичность поисковых структур, многокомпонентность.
Особенности формирования методического мышления будущих учителей изобразительного искусства состоят в том, что студентам предлагаются для решения отдельные методические задачи, выделенные в соответствии с основными структурными компонентами будущей профессионально-педагогической деятельности (рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование, беседы об изобразительном искусстве).
Каждый из видов изобразительной деятельности развивает определенные познавательные процессы методического мышления будущих учителей изобразительного искусства: «рисование с натуры» - это развитие в первую очередь эстетического восприятия, «тематическое рисование» - развитие воображения, «декоративное рисование» - развитие умения стилизовать, «беседы об изобразительном искусстве» развивают широту и глубину методического мышления.
Все эти компоненты методического мышления тесно взаимосвязаны
между собой в процессе того или иного вида изобразительной деятельности и, поочередно меняясь ролью ведущего и ведомого параметров методического мышления, в конечном итоге приводят к тому, что студент, отталкиваясь от отдельных методов обучения, которые «навязывают» ему свыше, приходит к идее полифонического их использования на основе определенных установок.
Кроме этого будущие учителя на занятиях по методике изобразительного искусства выполняют, организаторские, коммуникативные, проектировочные задания, моделируют педагогические ситуации, которые наиболее часто возникают в процессе педагогической практики решения конструктивных задач, проводят педагогические игры. Все это оказывает свое влияние на формирование методического мышления. Кроме того, будущие учителя решают конкретные методические проблемные ситуации, которые могут возникнуть на уроках изобразительного искусства, ищут ответы на типичные вопросы, возникающие в практике учебно-воспитательной и изобразительной работы, развивают свои прогностические способности разрабатывать решения, оптимальные для конкретных условий практической деятельности.
Проблема подготовки учителя изобразительного искусства к педагогической деятельности в условиях начальной и средней общеобразовательной школ как к творческому процессу на основе методического мышления приобретает в настоящее время особую значимость и остроту еще и в связи с тем, что современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и, прежде всего, перед системой высшего обра-
37
зования задачу подготовки специалистов, которые в будущем будут готовы вести разнообразную педагогическую и профессиональную работу, обучаясь практически всю жизнь. Для этого студенты должны уметь:
1. Быстро адаптироваться в меняющихся педагогических ситуациях и педагогических технологиях, так как смена информации происходит каждые десять-двенадцать лет.
2. Регулярно и самостоятельно приобретать новые знания, чтобы уметь профессионально применять их на практике для решения разнообразных методических и художественно-творческих проблем.
3. Уметь творчески мыслить на проблемно-исследовательском уровне. Это способствует развитию также ориента-ционной способности видеть возникающие в реальной педагогической действительности методические задачи и проблемы и искать пути их решения, используя современные инновационные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в педа-
38 гогической деятельности; быть способными генерировать новые художественно-эстетические и методические идеи, творчески их осмыслять и применять их на уроках изобразительного искусства практике в школе.
4. Грамотно работать с изобразительной информацией. Студенты должны уметь собирать необходимые для решения определенной художественно-эстетической идеи или психолого-педагогической задачи изобразительные факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать
статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем.
5. Быть коммуникабельными, общительными и контактными с различными возрастными группами учащихся, уметь творчески работать с каждой возрастной группой индивидуально и коллективно в различных областях художественно-эстетического творчества.
Методическое мышление будущего учителя изобразительного искусства характеризуется также своими творческими и педагогическими особенностями. Ключевая из них заключается в формировании творческого педагогического мышления. Система педагогических проблемных ситуаций, творческих задач, специальных упражнений развития дивергентного мышления способствует формированию методического мышления, постоянно нацеленного на новизну восприятия инновационных технологий.
Методическое мышление - это также и одна из форм профессионально-педагогического мышления. Любой вид методического мышления является частным случаем мышления вообще. Невозможно изучать методическое мышление без учета общих закономерностей и общей теории мышления, разработанной в отечественной психологии в трудах Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюш-кина, Я. Л. Пономарева, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна М. Г. Ярошевского.
Подчеркнем, что теория методического мышления, на наш взгляд, есть в определенной степени отражение современного видения проблемы практического, но не эмпирического мышления. В этой связи об-
ратимся к проверенному классическому наследию.
В практическом мышлении присутствуют два вида знаний - общее и частное. Художественно-методическая деятельность учителя изобразительного искусства в условиях школы максимально приближена к практической деятельности, потому что учащимся необходимо наглядно показывать решения той или иной изобразительной задачи. На первый взгляд - частная проблема, но в ней перед человеческим интеллектом ставится особая задача: применения знания всеобщего к частным случаям. Например, рисунок яблока, вроде бы, совершенно частная практическая задача, но за этим частным рисунком мы можем увидеть и более общие задачи: это и эстетическое решение, и решение определенных аксиологических задач (проблема возраста, любви и т.д.).
Методическое мышление так же, как и практическое, не может удовлетвориться решением «в принципе». Оно требует найти наилучшее решение во всех отношениях, то есть охватить весь круг всевозможных сиюминутных тактических и стратегических методических проблем и вопросов. Практическое методическое мышление отличается от теоретического методического мышления характером обобщения; так как частное в практической методической деятельности изменчиво, подвижно, художественное познание здесь может идти от абстрактного мышления к практике.
Жесткие временные условия - одна из самых характерных особенностей методики преподавания изобразительного искусства в школе, учитывая, что программный материал необходимо изучать в течение 1-2 часов в неделю.
Анализируя изобразительную деятельность школьников и студентов, можно выделить такие особенности методического мышления как:
1) направленность на изобразительную деятельность: студент с самого начала думает о художественно-образном воплощении той или иной психолого-педагогической или проблемно-исследовательской задачи;
2) неразрывная связь методического мышления с эстетическим «оцениванием» изображения;
3) знание всей взаимодействующей системы, в которую входят объект, субъект, их художественно-творческое взаимодействие и система знаний, умений и навыков владения технологией изобразительного языка;
4) индивидуальная ориентация изобразительных знаний, умений и навыков в художественно-творческом и методическом мышлении;
5) развитие деятельностной природы методического мышления будущих учителей изобразительного искусства, для которых художественное решение должно стать насущной проблемой получения «нового», измененного объекта, постепенное приближение к художественно-творческому (даже в условиях детской изобразительной деятельности) результату;
6) активная творческая позиция будущих учителей изобразительного искусства как субъектов методического мышления, которая требует максимального учета основных и частных условий педагогических задач.
Общий подход к анализу методического мышления состоит в том, что интеллект у человека один и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны зада-
99
100
чи, стоящие в том или другом случае перед разумом человека. Иными словами, методическое мышление подчиняется единым закономерностям и осуществляется едиными психологическими механизмами, однако методическое мышление, рассматриваемое в контексте будущей художественно-педагогической деятельности студента, с точки зрения решения специфических для данной профессии проблем и задач, характеризуется и своим специфическим предметным содержанием, своим понятийным аппаратом, своими средствами и приемами.
В работах современных дидактов, исследователей профессионально-педагогического и художественно-образного мышления указывается на то, что педагогическая деятельность - это своего рода «мета-деятельность», то есть деятельность по управлению другой деятельностью. В качестве субъекта труда учителя выступает ученик со своими мотивами и потребностями.
В. С. Кузин и Н. Н. Ростовцев определяют мышление учителя как «способность» использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях деятельности, умение «видеть» в конкретном явлении его общую педагогическую суть. Методическое мышление, по их мнению, необходимо на всех уровнях и этапах деятельности учителя: при осмыслении целей, анализе проблемной ситуации, решении задач.
Подводя итог всем выше перечисленным особенностям методического мышления учителя, следует обобщить и выделить важнейшие характеристики данного типа педагогического мышления.
Методическое мышление будущего учителя изобразительного искусства, на наш взгляд, есть совокупность ряда
свойств, важнейшими из которых являются художественная образность, проблемность, рефлексивность, комплексность, конкретность, конструктивность, самостоятельность, критичность, профессионально-педагогическая компетентность, индивидуальная ориентированность педагога.
Объект познания будущего учителя изобразительного искусства - это, прежде всего, растущий ребенок со своими проблемами художественно-творческой и учебной деятельности, которые включают в себя его, как личность, и коллектив класса, а также содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса, педагогические ситуации, конфликты и явления.
Более глубокое осмысление специфических свойств методического мышления будущего учителя изобразительного искусства должно опираться на рассмотрение более общего в дидактическом плане профессионального педагогического мышления.
На основании вышесказанного нами выделены следующие наиболее характерные особенности методического мышления будущих учителей:
1) нацеленность будущего учителя изобразительного искусства на художественно-образное решение, простота и ясность самого образа;
2) соотнесение художественно-образного решения с имеющимися у учителя изобразительными средствами, с условиями и возможностями достижения творческих целей, а также опора на знания, умения, навыки, силы и возможности учащихся;
3) тесная взаимосвязь направленности, выполнимости изобразительных заданий с творческим потенциалом как самих учащихся, так и будущих учителей изобразительного искусства.
Мышление - вершина познавательной деятельности человека. И только в том случае, когда методическое мышление становится еще и высшей ступенью духовно-творческой деятельности педагога, средством постоянного научно-исследовательского познания, оно становится успешной предпосылкой постоянного профессионального роста, что в конечном итоге является и предпосылкой для становления полноценной личности художника-педагога. Поэтому система профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства в вузе должна быть нацелена не на натаскивание на решение конкретных художественно-творческих и психолого-педагогических задач, а на формирование научно-исследовательского подхода к теории науки и практике как к первоисточнику нашего бытия. В процессе познания этого жизненного первоисточника способность
решать разнообразные задачи творческого и педагогического характера возрастает на почве развитого методического мышления, подкрепленного художественной культурой и личностными качествами учителя.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузин В. С. Психология: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997. -304 с., илл.
2. Ильин Г. Д. Философия образования. - М., 2002. - 224 с.
3. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества. - М., 2006.
- 490 с.
4. Психология мышления / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова и др. - М.: Астрель, 2008. - 672 с.
5. Сластенин В. А. Педагогика. - М., 2008.
- 256 с.
6. Тихомиров О. К. Психология мышления.
- М., 1984. - 272 с. Ц
101