Научная статья на тему 'Интерактивное обучение и творчество в художественной педагогике'

Интерактивное обучение и творчество в художественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE WORK / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE LEARNING / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TYPES AND METHODS OF ART CREATION / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗНОСТЬ / ARTISTIC IMAGERY / ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / PRACTICAL THINKING / ART TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голуб А.А.

В статье рассматривается проблема совершенствования содержания методической подготовки будущих учителей изобразительного искусства на основе интерактивного обучения и активизации их научно-исследовательского, художественно-творческого и психолого-педагогического потенциалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of improving the content of future art teachers professional training on the basis of interactive learning and more active involvement of their research, creative, psychological and pedagogic potential

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение и творчество в художественной педагогике»

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

А. А. Голуб

Аннотация. В статье рассматривается проблема совершенствования содержания методической подготовки будущих учителей изобразительного искусства на основе интерактивного обучения и активизации их научно-исследовательского, художественно-творческого и психолого-педагогического потенциалов.

Ключевые слова: творчество, интерактивное обучение, формы и методы изобразительной деятельности, изобразительно-методическая деятельность, художественная образность, практическое мышление.

Summary. The article examines the problem of improving the content of future art teachers professional training on the basis of interactive learning and more active involvement of their research, creative, psychological and pedagogic potential.

Keywords: creative work, interactive learning, types and methods of art creation, art teaching, artistic imagery, practical thinking.

120

Идея интерактивности обучения тесно связана с идеей гуманизации и распространением общечеловеческих ценностей в нашем обществе. Именно они определяют лицо современного общества в условиях активного внедрения интерактивных компьютерных технологий и распространения идей глобализации. Можно спорить, хорошо это или плохо, но остановить этот процесс невозможно.

Основываясь на приоритете общечеловеческих ценностях, сегодняшние программы по изобразительным дисциплинам определили в общем виде обязательный минимум содержания художественного образования для учащихся средней школы. Хорошо известен и перечень основных изобразительных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик.

Поэтому у молодого учителя постепенно складывается представление о том, что делать на уроках изобразительного искусства, какие знания давать школьникам и какие формировать у них ценности. Однако по-прежнему многих преподавателей изобразительного искусства и методистов волнует вопрос о наиболее эффективных способах объединения духовно-нравственного компонента образования с основами изобразительной грамоты. Как соединить художественную культуру с практическими занятиями, как самому учить и чему учиться?

Современные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения изобразительному искусству. Понятие «интерактив» в переводе с английского язы-

Образование и художественное творчество

ка означает взаимодействие (inter -взаимный, act - действовать). Другими словами, интерактивное обучение -это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие с компьютером или учителем. Всем хорошо известно понятие интерактивная доска. Часто общение с ней и называют интерактивным обучением.

Однако это только одна сторона медали. Интерактивное обучение -это еще и специфическая форма организации познавательной изобразительной деятельности, направленная на достижение определенных целей. Одна из них - создание условий, при которых ученик чувствует свою художественно-творческую успешность, свою личностно-духовную и эмоциональную ценность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. И подлинная суть интерактивного обучения, на наш взгляд, состоит именно в этом, а не в его технической стороне, технических возможностях, предоставляемых современными мультимедийными средствами.

Вспомним исторический пример. 1919 год, Германия в разрухе, полное поражение в первой мировой войне, чудовищная гиперинфляция и мрак безнадежности у большинства населения от сознания безысходности своего существования. И вот в этой клоаке общественного существования, словно слабый луч светлой надежды на будущее, возникает школа нового типа, Вальдорфская школа, где учат не уличной культуре, основанной на культе силы и жестокости, а общечеловеческим ценностям, основанным на идеях добра и гуманизма. Сегодня Германия - великая

процветающая страна, где идеи Р. Штейнера стали общенациональным духовным достоянием. А ведь все начиналось с идеи приоритета общечеловеческих ценностей в отдельно взятой школе [1, s. 11-21].

По-видимому, это тот пример, на который и должен ориентироваться педагог, и помочь ему в этом могут современные компьютерные технологии. Ведь, повторимся, суть интерактивного обучения состоит не в самой мультимедийной насыщенности, а в такой организации учебного процесса, при котором учащиеся имеют возможность развивать свои способности, приобщаться к общечеловеческим ценностям, думать над тем, чему и с какой целью они учатся.

На первый взгляд, в такой постановке нет ничего нового. В. А. Сухомлин-ский, А. С. Макаренко да и много других педагогов ратовали за претворение в жизнь именно этих целей и за такой стиль общения учителя с учениками и учениками. Тогда в чем разница? А в том, что современная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства все более и более протекает при активном использовании новых информационных технологий, которые вносит свои коррективы в многовековой стиль общения учитель-ученик, ставя учителя в положение вечно обучающего ученика, то есть обучающего и учащегося одновременно, в том числе и у своих учеников. При проведении педагогической практики не раз приходилось наблюдать на уроках изобразительного искусства, даже в начальных классах, как продвинутые в компьютерных технологиях ученики помогали учителю, что значительно повышало их статус и меняло весь процесс обучения. Чаще всего такое обучение происходит

121

2 / 2011

Преподаватель XXI

в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и активно развивать саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокие ступени обучения и сотрудничества.

Это приводит к появлению другого эффекта интерактивного обучения - воспитательный процесс резко сдвигается с позиции «семья-школа-улица» в позицию «семья-компьютер-школа». Другими словами, воспитательный процесс из реальной сферы все более переходит в виртуальную, что влечет за собой, в том числе и в области художественной педагогики, пересмотр всей воспитательной доктрины: от идеи воспитания человека в культуре родной страны к идеи воспитания в глобальной культуре интерактивных технологий. Но это внешняя видимая сторона дела. Внутренняя сущность этого процесса заключается в отчуждении школьников от реальных взаимоотношений, где они чаще всего испытывают психологическую неудовлетворенность от своей несо-I22 стоятельности, к виртуальному образованию, где они - герои-победители.

К сожалению, сегодня это внутренняя необходимость в самореализации находит себя чаще всего в игровых технологиях, которые далеки от реального образования, но не приходиться сомневаться, что задача создания новых образовательных технологий на основе компьютерных игр будет решена в ближайшее будущее, в том числе и в области изобразительного искусства. Поэтому чем быстрее мы осознаем эту проблему, тем скорее завоюем этот пока еще непочатый рынок образовательных услуг в сфере изобразительного искусства.

Интерактивное обучение в сфере художественного образования одновременно решает несколько задач:

- развивает художественно-творческие умения и навыки;

- решает проблему художественно-образного познания, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реа-лизовывать совместную деятельность;

- развивает мышление, восприятие, воображение, то есть обеспечивает решение обучающих, развивающих и воспитывающих задач;

- решает коммуникативно-информационную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению;

- помогает установлению эмоционально-эстетических контактов между учащимися.

Интерактивное обучение изобразительному искусству отчасти помогает решать еще одну существенную задачу. Речь идет об арттерапии или релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. Так что же представляют собой формы интерактивного обучения?

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм интерактивного проведения учебной работы в художественной педагогике. В целом, все они имеют одну направленность - противопоставление активных форм занятий информационно-сообщающему типу занятий, когда учитель говорит, а ученики слушают. Этот тип занятий дает постоянные сбои, особенно на уроках изобразительного искусства. Поэтому педагоги-художники с момента принятия в 1912 г. общероссийской программы преподавания рисования

Образование и художественное творчество

в школе занимались разработкой наиболее эффективных и интенсивных методов обучения, которые стимулируют познавательную деятельность и развивают художественно-творческие способности. Как писал Ю. К. Ба-банский, «В задачах развития личности акцент должен быть сделан на формировании нового типа мышления - диалектического, творческого, новаторского...» [2, с. 19]. Все это в полной мере относится и к урокам изобразительного искусства.

И. П. Подласов, анализируя типы занятий, выделил 36 активных форм обучения [3, с. 625]. Наиболее известные из них - «урок погружения», «деловые игры», «КВН», «мозговой штурм», «творчества», «аукциона», «игры», «фантазии». Однако эти формы занятий не всегда эффективны на уроках изобразительного искусства, поскольку возникает проблема двойного творчества, и ученик нередко выдыхается, дойдя до практического осуществления теоретических задумок.

По нашим наблюдениям, творческая энергия не безгранична. Нужен этап ее накопления, поэтому требование от учащихся постоянно проявлять «творческость» нередко приводит к опустошению и психологической усталости, поэтому зачастую ученики, интуитивно чувствуя свою энергонедостаточность и внутреннюю уязвимость, избегают творчества, экономя свою энергию. На практике это выражается в стремлении не столько выражать самого себя, сколько срисовывать. Этот эффект отсроченного творчества замечен и среди 17-20 % студентов ХГФ.

Таких учащихся тяжело расшевелить, они редко проявляют познавательную активность, да и то лишь на вторичном уровне, когда обсужда-

ется или реализуется какая-либо привнесенная проблема в целом, о которой у таких школьников имеются первоначальные представления, но никак не своя, «выстраданная». Кроме того, реализуемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно также, чтобы уровень художественной проблематики позволял перейти от узких вопросов к широкой постановке проблемы. Она должна быть актуальной, интересной и значимой для учащихся и давала возможность школьникам увидеть творческое начало своих сверстников со стороны, то есть увидеть:

- выражение творческой самобытности на уроках ИЗО;

- проявление индивидуальности при общении;

- выражение творческого начало в других сферах деятельности.

Все это позволяет как школьнику, так и студенту индефицировать свою творческую потенцию с креативным началом своих товарищей и многократно повышает потенциал самовыражения.

Как осуществлять интерактивное обучение на практике? Перечислим некоторые правила, которые, на наш взгляд, полезно учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках изобразительного искусства.

Правило первое. В изобразительную деятельность должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики, с целью чего должны быть использованы соответствующие педагогические технологии. С другой стороны, освоение учителями активных методов обучения просто невозможно без непосредственного включения учителей в те или иные практические формы

123

2 / 2011

Преподаватель XXI

ф

124

художественно-творческой деятельности, так как можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно, только попробовав их непосредственно, только путем личного участия в изобразительной деятельности, игровых формах обучения, мозговом штурме или дискуссии.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к «непосредственному включению» в те или иные творческие формы работы. Сказывается известная за-крепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление ученику возможности для самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более десяти человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа. Ведь важно, чтобы каждый был увиден, чтобы каждому была предоставлена возможность самовыразиться.

Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу самовыражения и творчества.

Правило шестое. При делении участников интерактивного обучения на группы лучше сформировать их по принципу добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора. Все это позволяет резко активизировать творческую активность школьников и студентов, так как выглядеть недостаточно активной и несамодостаточной творческой личностью перед преподавателем - это одно дело, а перед своими товарищами - совсем другое.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Waldorfschule heute. Einführung in die Lebensformen einer Pädagogik. - Stuttgart, 1993. - 384 s.

2. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987. -80 с.

3. Большая современная энциклопедия. Педагогика / Сост. Рацапович. - Мн.: «Современное Слово», 2005. - 720 с.

4. Ильин Г. Л. Философия образования. - М.: «Вузовская книга», 2002. - 224 с.

5. Инновационные процессы в школе: организация и управление. - Владимир, 1995. -69 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.