Научная статья на тему 'Коллективная деятельность на занятиях изобразительным искусством как средство развития творческой активности подростков'

Коллективная деятельность на занятиях изобразительным искусством как средство развития творческой активности подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1178
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ВООБРАЖЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COLLECTIVE ACTIVITY / ACTIVITY / CREATIVE ACTIVITY / METHODS / FINE ARTS / IMAGINATION / STUDENTS / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титов Антон Алексеевич

В статье идет речь о развитии творческой активности подростков в условиях коллективной деятельности на занятиях изобразительным искусством. Приведены методы, которые помогут дать устойчивый результат в развитии творческой активности подростков в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTIVE ACTIVITY DURING CLASSES OF FINE ARTS AS MEANS OF DEVELOPMENT OF TEENAGERS' CREATIVE ACTIVITY

In the given the development of the creative activity of teenagers in the conditions of collective activity at the lessons of fine arts is considered. The methods which will help to give a steady result in the development of creative activity of teenagers in the system of additional education are presented.

Текст научной работы на тему «Коллективная деятельность на занятиях изобразительным искусством как средство развития творческой активности подростков»

КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Коллективная деятельность, активность, творческая деятельность, методы, изобразительное искусство, воображение, учащиеся, художественное образование.

Основная цель учреждений дополнительного образования — развитие у обучающихся активности к познанию и творчеству. Поэтому особо остро поднимается проблема поиска наиболее эффективных приемов, средств, педагогических технологий, способных активизировать творческую деятельность подростков в условиях дополнительного образования.

Каждый творчески работающий учитель, руководствуясь научными методами и приемами, способен создать собственную систему деятельности, сделать преподавание своего предмета увлекательным и интересным, богатым и глубоким, а формы деятельности учащихся разнообразными, творческими и практически убедительными. Главной задачей такого учителя является формирование творчески активной личности. Этого можно добиться различными методами, формами и средствами. Рассмотрим их на примере коллективной деятельности как особой формы творческой деятельности на занятиях изобразительным искусством. Занятия изобразительным искусством являются важным средством, активизирующим развитие творческого потенциала детей.

Коллективная деятельность на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования является важной составляющей образовательного и воспитательного процесса.

О пользе коллективной творческой деятельности писали многие педагоги еще на рубеже XIX—XX вв. и придавали ей большое значение в воспитании детей средствами изобразительного искусства. Одной из эффективных форм активизации к творчеству, была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости листа. Особое значение методам коллективного творчества на уроках изобразительного искусства с их приоритетами в развитии социальной активности школьников в период советского государства придавали такие выдающиеся педагоги, как А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Г.В. Лабунская, В.Ф. Шехтель и другие. Этот метод возник из практики работы педагогов, когда потребовалось не только активизировать творческую деятельность личности, но и приучить видеть и ценить работу другого человека, уметь находить с ним общий язык. Совместные групповые занятия несут в себе огромный потенциал в проблеме самовыражения творческой деятельности подростков. Потребность в самовыражении является одной из основных для человека [Маслоу, 2007]. Особо сензитивным к овладению средствами самовыражения считается подростковый возраст. У подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним потребность в поддержке и принятии этой индивидуальности со стороны коллектива, для чего она должна быть донесена до других людей: возникает интерес, с одной стороны, к своему внутреннему миру, а с другой - к средствам его выражения [Райс, 2000].

Коллективные занятия тематическим рисованием пользуются популярностью среди учителей, так как вызывают огромный неподдельный интерес к художественному творчеству у учащихся. Обучающиеся на таких видах занятий способны проявить свой творческий потенциал, знания и умения гораздо более ярко, с пониманием, чем, если бы они это делали самостоятельно.

Коллективная творческая деятельность направлена на поиск особого способа решений. Она несёт в себе задачи исследования, анализа творчества самого себя и всего коллектива подростков в целом.

Идея коллективных занятий в процессе обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования базируется на том, что ребята согласуют между собой сюжет будущей композиции, сами ее планируют, чем неосознанно усиливают творческую активность, которая проявляется в их живом обсуждении заданной общей темы. Но следует помнить, что реализация планов обучающихся должна проходить при деятельном участии учителя, который умело управляет ходом занятия. Коллективное занятие успешно лишь тогда, когда все ученики работают в команде и у каждого находится дело по душе. Активизация творческой деятельности всегда осуществляется посредством совместных усилий учеников и учителя.

Коллективная форма проведения занятий - это такая организация творческого процесса, при котором у каждого учащегося есть своя роль, своя задача, которая вдохновляющая на поиск совместной деятельности. Каждый ученик самостоятельно, а также совместно с другими проходит определенную последовательность стадий и действий, направленных на активизацию своих творческих возможностей [Иванов, 1989]. На основании этого можно выделить несколько стадий, характерных для каждого участника коллектива:

— поиск идей совместной композиции;

— отбор выразительных художественных и композиционных средств;

— защита и обсуждение своих и чужих предложений по реализации намеченной идеи композиции;

— подготовка и свершение рисунка с использованием всех своих художественных навыков, знаний и умений, направленных на полное раскрытие идеи композиции;

— анализ совместных действий.

Активизация творческой деятельности подростков на занятиях представляет собой набор педагогических методов, непрерывный поиск лучших решений поставленных задач и основывается на том, что ученики не только выполняют, но и организуют сообща свою художественно-творческую деятельность. Ребята в такой деятельности несоизмеримо чаще активизируют своё композиционное мышление. Они задумываются и планируют, оценивают, формируют интересные творческие решения, выраженные в нестандартных художественных образах.

В отличие от индивидуальной деятельности, коллективное творчество является ценным в процессе реализации вопросов активизации творческой деятельности на занятиях изобразительным искусством и воплощает совместное создание картины, адаптирует к социальной среде и носит воспитательный характер, развивает высокую личностную мотивацию у подростков.

Коллективная творческая деятельность на занятиях тематической композицией направлена на решение сразу нескольких функций в становлении гармонично активной позиции личности. Коллективные занятия влияют на развитие творческих и интеллектуальных способностей, коммуникационных потребностей. Такие занятия приучают детей к правилам и формам совместной работы.

Из опыта работы

Коллективные занятия создают благоприятные условия для общения подростков, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. В процессе совместной художественно-творческой деятельности на занятиях изобразительным искусством ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения, коллективного творчества, понимания места и роли искусства в жизни.

Активность творческой деятельности во многом зависит от наличия у подростка мотивации к данному виду деятельности. «В художественном образовании творческая деятельность осуществляется наиболее продуктивно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, порождающие желание действовать активно. Для их активизации следует использовать методы эмоционального стимулирования и познавательного интереса» [Смирнов, 1998, с. 188].

Основными мотивами обучающегося в данном случае выступают:

— потребность к коммуникации;

— желание выиграть, дух соревнования;

— интерес в реализации своих способностей — творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных;

— осознание социальной роли (необходимости данной творческой работы для других).

Основной акцент при работе следует делать на интересе в реализации своих

способностей, так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

Можно выделить основные принципы проведения коллективных занятий изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования. К таким можно отнести принципы совместной развивающей деятельности и принципы смены ролей и деятельности для каждого подростка, что ведет к развитию его умений, характера, способностей.

Мы в своей практике работы с подростками используем совместно взаимодействующую форму творческой деятельности, которая предоставляет возможность вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов процесса. Несомненно, эта форма коллективной деятельности наиболее сложна, в отличие от совместно-индивидуальной и совмес-тно-последовательной, но и наиболее интересна. Такая форма совместной работы наиболее применима в условиях обучения живописи и композиции у подростков на занятиях тематического рисования. Специфика такого вида художеств енн о-творческой деятельности предполагает выполнение живописной композиционной работы на одной плоскости, когда каждый участник выполняет свою часть композиции, разрабатывая смысловой и художественный образ и согласовывая его с тем, что делают другие, имея представление об общем результате.

При работе с младшими подростками над тематической композицией к конкурсу на тему «200 лет Отечественной войне 1812 года» была выбрана именно эта форма коллективной деятельности. Ребятам был предложен один лист формата А1. Подготовка практической части работы велась с использованием современных информационных технологий. Технические средства обучения и условия позволяют не только прочесть историческую справку, но и показать на большом экране с проектора познавательные, развивающие интерактивные фильмы для подростков, а также прослушать музыкальные композиции, соответствующие теме занятий, показать фотографии исторических реконструкций и репродукций картин с мельчайшими подробностями. Все это вызывает у учащихся активизацию их собственного воображения и фантазии, направляет их творческую деятельность на обду-

мывание и решение композиционных задач, на раскрытие и составление собственного художественного видения, вносит динамику в ход занятия.

На стадии поиска идей совместной композиции было предложено найти сюжет картины, после чего разделить лист на количество частей, соответствующих количеству участников. Каждый ученик должен составить на маленьком листочке эскиз к будущему фрагменту картины, то есть разработать, придумать мини-композицию, которая сможет логически согласовываться с частями композиции других обучающихся и с основным замыслом в целом. К примеру, ребята выбрали основной темой «Бородинское сражение», придумали общую сюжетную концепцию. Поделили лист на части, одним досталась французская армия, другим русская, третьим — пейзажная часть. На своих маленьких эскизах учащиеся разработали группы людей, 2-3 солдата, офицера в разных позициях, которые согласовывались и соединялись с их «соседями по композиции». В процессе разработки композиции все ученики работали слаженно, в команде, обсуждая, принимая и отстаивая свои и чужие предложения и находки.

Во время работы с красками ребята прописывали фрагменты рисунка своей работы, помогали другим, делились своим художественным опытом, рассказывали о своих знаниях по данной теме, анализировали совместную деятельность, уточняли первоначальную композицию, вводили в изображение новые детали и подробности.

С точки зрения коммуникационного климата на занятиях изобразительным искусством в детской художественной студии такая совместная деятельность положительно повлияла на каждого ученика. Ведь многие подростки, занимаясь индивидуальной творческой деятельностью, очень мало общались друг с другом, хотя и были знакомы, так как подавляющее большинство учеников учатся в одной общеобразовательной школе в 5—6 параллельных классах. В процессе совместной деятельности над композицией все подростки невольно начали лучше узнавать друг друга. Многие стали общаться и вне занятий в студии. Исходя из этого, можно отметить положительный результат в мотивации подростков на занятиях изобразительным искусством. Ко всему вышесказанному можно добавить, что коллективная творческая деятельность — один из эффективных способов формирования и развития коллектива. Ведь обучения без увлечения не бывает.

По завершении коллективных занятий социометрический статус и самооценка некоторых подростков изменились в сторону улучшения. Произошла перестройка отношений, и многие дети перестали быть «отверженными», взаимоотношения в группах улучшились, дети чувствуют себя комфортно, уверенно, удовлетворены общением, в группах положительный эмоциональный фон. В связи с этим сделаем вывод: коллективные занятия помогут активизировать развитие их творческого потенциала и композиционного мышления, помогут сформировать и усовершенствовать навыки совместной работы, разовьют потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительному искусству. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции подростков.

Библиографический список

1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 122 с.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. пособие: пер. с англ.

8-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2000. 624 с.

4. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие.

М.: Академия, 1998. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.