Научная статья на тему 'Art students doing their teaching practice in the middle school, forms 5-7'

Art students doing their teaching practice in the middle school, forms 5-7 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHING PRACTICE / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / METHODOLOGICAL PREPARATION / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / INDIVIDUAL STYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Golub A.A.

The article is dedicated to the questions of improvement of practical and methodological training of art students during their teaching practice by comparing individual styles of teaching fine arts at school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Art students doing their teaching practice in the middle school, forms 5-7»

нить первоначальный уровень их знаний, прежде чем пытаться двигаться дальше. Такие мероприятия позволяют студентам обрести уверенность в собственных силах, увидеть уровень преподавателя, с точки зрения профессионального искусства глубоко ощутить смысл художественного творчества, того или иного вида изобразительной деятельности.

Во-вторых, мы можем проводить в рамках классных занятий обсуждения произведений искусства, чтобы выбирать наиболее выдающиеся примеры, иллюстрирующие те или иные понятия изобразительной грамоты. Произведения выдающихся авторов позволяют проанализировать их опыт и способствуют дальнейшему укреплению навыков изобразительной деятельности у учащихся, углублению уровня понимания предмета.

4. Расширение кругозора в свободное время, развитие навыков видения учениками особенностей натуры.

В рамках обучения изобразительному искусству в средней школе большое значение имеет рисование с натуры. Это здание является основой обучения как в классе, так и в рамках домашнего задания, особенно в младшей школе, в которой учащиеся только постигают азы изобразительной грамоты и изучают основные изобразительные техники. Именно рисование с натуры позволяет развивать у учащихся такие качества, как наблюдательность, умение анализировать форму, ощущать пространство и различные условия освещения.

Например, при обучении технике гравюры в классе следует обращать внимание учащихся на малейшие детали в произведениях, чтобы развивать их творческий потенциал и воображение. Так, например, обычный мел, который учащиеся часто видят на занятиях, может послужить источником вдохновения. Если понять и проанализировать форму и цвет мела, можно сделать интересное произведение декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, учащемуся вовсе не обязательно ждать, когда он будет обладать довольно серьезными на-

выками работы, чтобы начать делать сравнительно сложные вещи. Возможно создание произведений очень простых, но дающих возможность достичь хороших результатов. При выполнении таких работ учащиеся не только приобретают опыт реализации собственных идей, но и развивают целенаправленное профессиональное мышление.

Для этого необходимо уметь наблюдать и анализировать натуру с точки зрения ее визуальных характеристик. Это умение позволяется вычленить в облике отличительные черты предмета, которые в дальнейшем могут лечь в основу художественного образа. Эта способность видеть, анализировать и обобщать основные визуальные характеристики способствует развитию профессиональных навыков мышления, отвечающих за опыт в определенном виде деятельности, в данному случае изобразительном.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что обучение искусству в школе должно быть инновационным как с точки зрения средств обучения, так и методов. Обучение изобразительному искусству дает возможность развивать у студентов способность к креативному мышлению, что давно признано специалистами в области педагогики во всем мире. Поэтому мы должны не терять времени и не жалеть терпения в процессе модернизации системы обучения изобразительному искусству. Когда учащиеся в процессе творчества ощущают радость от проделанной работы, получают опыт успеха, это позволяет формировать целостную личность и открыть ей перспективы для реализации в современном мире.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е Сяомин. Обзор живописи. Образование, 2008.

2. У. Тинюй, Ху Лин. Образование искусства рисование. Пекин: Народное, 2011.

3. Го Шенцзянь. Рассуждение о художественном образовании. Шанхайское образование, 1999.

УДК 378.147.88 ББК 74.480.276.4

СТУДЕНТЫ-ХУДОЖНИКИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В 5-7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ART STUDENTS DOING THEIR TEACHING PRACTICE IN THE MIDDLE SCHOOL, FORMS 5-7

А. А. Голуб

В статье рассматриваются вопросы совершенствования практической и методической подготовки студентов-художников во время прохождения педагогической практики на основе сравнения индивидуального стиля преподавания изобразительного искусства в школе.

Ключевые слова: педагогическая практика, методическая подготовка, индивидуальный стиль.

A. A. Golub

The article is dedicated to the questions of improvement of practical and methodological training of art students during their teaching practice by comparing individual styles of teaching fine arts at school.

Keywords: teaching practice, methodological preparation, individual style.

Практика - критерии истины» - гласит народная мудрость. И действительно, как бы мы горячо ни обсуждали в аудиториях проблемы современного художественного образования детей, какие бы порой идеальные схемы ни выстраивали, порой они рушатся в одно мгновение, как только студент переступает порог класса - чаще всего далекого от идеала, особенно если это 5-7-й классы средней общеобразовательной школы.

Студенты-художники, как правило, неохотно идут в эти классы - в большинстве своем они не любят этот возраст - возраст начала полового созревания, конфликтный, постоянного выяснения внутригрупповых и личных отношений, резкого обозначения своего «Я». Современных школьников данного возраста, перенасыщенных мультимедийной информацией, порой бывает нелегко заинтересовать проблемами изобразительного искусства, особенно если они лежат далеко за пределами их жизненных интересов.

Однако не надо забывать, что дети есть дети и их надо учить. И здесь встают вечные вопросы: «КАК учить?» и «ЧЕМУ учить?» Вопросы далеко не праздные, учитывая то обстоятельство, что современное художественное творчество очень сильно отличается от классического академического. И как перекинуть мостик от вечных проблем школьного изобразительного языка к вечным проблемам искусства или хотя бы сиюминутного творческого самовыражения, учитывая тот факт, что художество развивает в первую очередь ассоциативное правое полушарие человеческого мозга, в котором каждый нейрон связан при помощи синапсов с 10 000 других нейро-

Рис. 1, 2. Урок «Чудо-дерево» (линии

Рис. 3. Ученики 6-го класса гимназии № 1538 на уроке ИЗО

нов, в отличие от левого полушария, где эта связь носит линейный характер.

Этот факт нередко находит свое выражение в непредсказуемом характере как изображения, так и поведения школьника. Нередко изображение захватывает все психические функции школьника, и он начинает играть роль персонажа своего рисунка, порой далеко не положительного. И из этого состояния его бывает не просто порой бесконфликтно вывести. С другой стороны, часто наводят тоску шаблоны сладеньких, мелодраматических красавиц и чудо-богатырей. За этими работами нередко скрывается фальшивая установка - рисуя, не самовыражаться, а подстраиваться. Что лучше? Вот в чем вопрос: фальшиво, но красивенько или некрасиво, но правдиво? Давая детям ложные ценностные установки, мы требуем от них правдивых художественных ответов. В результате возникает конфликт между миром ценностей в душе ребенка и миром ценностей внешней данности, и школьник отказывается выполнять задание, мотивируя это тем, что он не собирается быть художником.

Все эти факты так или иначе постоянно всплывают при работе со школьниками 6-7-х классов, отпугивая большинство студентов-художников от работы со школьниками данного возраста. Однако встречаются студенты, которые, наоборот, предпочитают конфликтный возраст и чувствуют себя в работе с детьми данного возраста, как рыба в воде. Хотелось бы отметить общую черту, присущую данным студентам: это ярко выраженные лидерские качества и творческая индивидуальность.

На педагогическую практику в гимназию № 1538 г. Москвы пришло 10 студентов-художников 5-го курса ХГФ МПГУ. Все они были распределены среди учащихся 5-7-х классов. Из них 2 человека исчезли после первых уроков, и больше их никто не видел. Остальные остались и создали свой прочный студенческий художественно-педагоги-че ский коллектив.

Акимова Ангелина - труженица, из семьи потомственных педагогов, несмотря на наличие годова-графики) лого сына, вместо 12 уроков по

плану провела 35 уроков в двух школах с 1-го по 6-й класс.

Взяв за основу методического подхода принцип сравнения, на основе графической деятельности школьников разных возрастов она получила интересные данные: оказалось, что самые творческие рисунки делают учащиеся со спонтанным поведением, не сильно «заинтересованные» в учебе, а самые грамотные учащиеся не всегда справляются с поставленной целью изобразительного искусства по созданию художественного образа. По всей видимости, сказывается фактор более развитого ассоциативного правого полушария по сравнению с логическим левым полушарием мозга школьника.

Вывод: творчество и художественная грамотность не всегда совпадают друг с другом. Интересно, что, по на-

блюдениям студентки, линейное изображение более активно стимулирует развитие воображения у большинства школьников средних классов. Линия как знак, вероятно, генетически заложена в голове школьников с рождения и помогает им легче выразить свои мысли и чувства в рисунке, по сравнению с тональным изображением, так как с помощью линии и своего воображения ученики добивались более интересных рисунков. Но также нельзя не заметить: когда ребята увлекались работой, то непроизвольно добавляли к линии пятно. Там, где они не могли решить линейный рисунок, всегда помогало пятно.

Широкой уверенной походкой вошел в 7-й класс студент 5-го курса Д. Яковлев и громовым го-

ла и уверенным поведением. Влюбленная в граттаж, она сумела передать эту любовь детям и получила отличные рисунки.

Энергичная, уверенная, всегда со вкусом одетая и очень красивая К. Амельченко сразу привлекла внимание подростков-семиклассников. Очень раскованная и лидер по натуре, она сразу перешла на индивидуальный стиль общения и стала выяснять у школьников, кто чем живет и кто в кого влюблен. Пораженные такой «бесцеремонностью», подростки смущенно притихли и начали усиленно реали-зовывать свои чувства в творческих работах.

И. Тарасова - молодая мама, прирожденный преподаватель по

Рис. 4. «Чудо-дерево». 5-й класс

Рис. 5. «Небо и Облака». 5-й класс

лосом объявил тему урока. У школьников округлились глаза и они, пораженные «нахальством» молодого педагога, заворожённо слушали об Александре Македонском о его походах и победах и о том, как надо рисовать слонов, лошадей, обезьян и сражающихся воинов. И ребята стали рисовать увлеченно и с настроением на больших листах. Совершился акт эстетического прозрения у заросшего бытом педагогически запущенного класса.

Тонкая, худенькая, как тростиночка, А. Муратова, словно гвоздик, уверенно вбила свои каблуки посреди шестиклассников. Почти не отличаясь по внешнему виду от подростка, она привлекла внимание школьников своей интеллектуальной внешностью, четкой логикой изложения учебного материа-

Рис. 6. Работы учеников 5-го класса гимназии № 1538

Рис. 7. «Александр Македонский в Азии». Работа 7-го класса

натуре, сумела даже к самым ленивым подросткам найти индивидуальный подход и увлечь их проблемой декорации к постановкам «Мэри Поппинс», «Золушки», «Снежной Королевы», «Гарри Поттера», «Гулливера». Несмотря на тихий голос, ребята внимательно ловили каждое ее слово, работали спокойно и увлеченно. В конечном итоге сделали разнообразные творческие работы.

Подводя итоги и делая выводы, хотелось бы отметить, что одаренные студенты-художники на педагогической практике по-разному подходят к ведению урока. У одних врожденный педагогический талант, они на ходу импровизируют и переводят разнообразные педагогические ситуации в плоскость эстетического воспитания и художественного образования; другие используют свой творческий потенциал и покоряют подростков умением на ходу не только придумывать сюжеты, но и иллюстрировать их; третьи как рыба в воде чувствуют себя в общении с подростками, используя свои коммуникативные способности для активизации художественно-творческого потенциала школьников; четвертые имеют четкую логику изложения и демонстрируют блестящую

подготовку к уроку. Талантливые студенты всегда имеют

свои отличительные индивидуальные подходы и хорошее чувство детского коллектива.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988. 80 с.

2. Изобразительное искусство. М.: Агар, 2009. 224 с.

3. Козлов В. И., Васильев А. И. Педагогическая практика: Программа и метод. рекомендации для худож.-граф. фак. по спец. 030800 «Изобразительное искусство». М.: Прометей МПГУ, 2002. 70 с.

4. Моносзон Э. И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. М.: Знание, 1988. 80 с.

5. Ростовцев Н. Н. О педагогической деятельности и методах преподавания. Омск, 2002. 248 с.

6. Яковлев Е. Г. Проблемы художественного творчества. М.: Высш. шк., 1972. 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.