Таким образом, исследовательская работа по экологии стала одной из наиболее массовых форм практической деятельности школьников, которая воздействует на них, повышает интерес к решению экологических проблем, особенно к изучению проблем своей местности. Хорошо организованная исследовательская деятельность по экологии способствует формированию у учащихся экологических знаний по общим, региональным и локальным проблемам; углубляет и закрепляет знания по обще-
теоретическим естественнонаучным предметам, увеличивает интерес к сохранению природы родного края.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1980. 24 с.
2. Экологическое образование школьников / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1983. 160 с.
РИСУНОК В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
DRAWING IN THE PREPARATION OF TEACHERS OF ART А. А. Голуб
В статье проводится анализ состояния проблемы формирования методического мышления студентов на основе рисунка. Рассматривается взаимосвязь педагогического рисунка и тематического рисования в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова: педагогический рисунок, методическое мышление, школьный рисунок, мотивация, педагогические условия, самостоятельная работа.
A. A. Golub
The article analyzes the problem of formimg the methodical thinking of students on the basis of drawing. The interrelation of pedagogical drawing and thematic drawing in secondary comprehensive school is also studied.
Keywords: pedagogical drawing, methodical thinking, school art, motivation, pedagogical condition, self-education.
Основными недостатками профессиональной подготовки учителя, как правило, являются размытость профессионально-педагогических установок, истоки которых опираются на рисунок. Слабо рисующий студент - это плохой учитель и в большинстве случаев неважный оратор, ибо рисунок - ведущая спецдисциплина на художественно-графическом факультете - организует как образное мышление студентов, так и их организаторские и художественно-творческие способности.
Рисунок является своего рода «математикой» художественного сознания учителя изобразительного искусства. Мысля категориями рисунка, студенты воспринимают окружающий мир системно, видят его через иерархическую структуру пластических ценностей и художественной красоты линии, тона, формы, что является одним из главных показателей профессионализма учителя изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.
Хотя в настоящее время профессионализм учителя, согласно общепедагогической трактовке, и определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса (В. П. Бес-палько, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов), однако без мастерского владения педагогическим и методическим рисунком говорить о профес-
сионализме учителя изобразительного искусства не приходится, так как весь учебный процесс в школе по ИЗО построен на рисунке: будь то рисование с натуры, декоративное рисование или тематическое рисование. Все эти виды изобразительной деятельности корнями своими уходят в грамотный и выразительный рисунок.
Рассмотрим примеры: к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г. ученикам было дано задание сделать эскизы на данную тему. Для активизации их воображения на доске были нарисованы отдельные сюжеты той эпохи: военный с пушкой; крестьяне, ведущие пленного француза; дворяне, вынужденные покинуть свой дом.
Надо отметить, что эффект большого рисунка оказывает большое активизирующее влияние на воображение школьников.
Рис. 1. Сюжеты эпохи Отечественной войны 1912 г. (А. А. Голуб)
Рис. 2. «Бородинское сражение»
В результате обработки эскизов школьников получились неожиданные результаты: 7-й класс сделал одну коллективную композицию со сложным композиционным построением, хорошим рисунком, но среднего уровня живописным исполнением (рис. 2).
5-й класс выполнил несколько композиций с разнообразными сюжетами, но в большинстве своем сделанных на среднем уровне, за исключением нескольких работ. Отличительные особенности этих работ в том, что рис. 3 выполнил одаренный, но нигде не занимающийся школьник, а рис. 4. сделала школьница, которая много рисует самостоятельно. Сразу видна разница в композиции.
В первом случае это фронтальная композиция, во втором - диагональная с четко обозначенными пространственными планами. На рис. 5 - композиция 6-го класса. Тоже коллективная, но выполненная методом приклеивания отдельных рисунков на большой лист бумаги, где отдельные рисунки, выполненные в целом на среднем уровне, образуют довольно неплохую композицию.
Таким образом, мы можем констатировать, что большой педагогический рисунок на классной доске вызвал неоднозначные художественно-смысловые реакции со стороны учащихся. Одни предпочли только срисовать, чтобы поучиться; другие срисовывали с небольшими пространственными изменениями; третьи рисовали свой сюжет и свое видение той далекой войны наших предков. Интересен такой момент: не всегда хорошо рисующие
Рис. 3. «Бравый гусар», Таранченко Андрей, 12 лет
учащиеся делали оригинальный и самостоятельный рисунок. Например, рис. 3 выполнил холерик-троечник. А рис. 4 - флегматичная, но интеллектуальная отличница.
Методическое мышление учителя изобразительного искусства основывается, в первую очередь, на практическом мышлении, которое, в свою очередь, опирается на рисунок. Если мышление теоретическое имеет своим предметом свойства объекта, не зависящие от субъекта, то мышление практическое - как раз те свойства, которые связаны с вмешательством субъекта, его действиями и преобразованиями объекта. В данном случае преобразование зрительных образов педагогического рисунка в самостоятельное видение художественного образа. Процесс этот не прост и без тактичного вмешательства учителя чаще всего заходит в тупик. А данное вмешательство имеет разносторонний характер - это и педагогический рисунок на доске, и методический рисунок в альбоме учащегося, и совместный рисунок вместе со школьниками -когда педагог начинает, а дети по очереди продолжают. Очень часто при таком подходе получаются неожиданные результаты и так далее. Формы и методы исполнения рисунка могут быть самыми разнообразными. И чем большая вариативность рисунка присутствует на уроке, тем более успешной будет деятельность учителя.
Методическое мышление учителя изобразительного искусства, опирающееся на рисунок, развертывается первоначально как процесс решения художественно-педагогических задач на уровне частного явления со все более глубоким проникновением в сущность решаемой художественно-творческой проблемы.
Его характеризуют такие компоненты, как: интеллектуальное и художественно-образное познание, эвристич-ность, мотивационность, рефлексивность, полифункциональность, результативность, процессуальность, эмоциональность, аксиологичность и эстетичность, а также психолого-педагогический компонент и компонент познавательных структур.
Связь познавательных процессов и деятельности -одно из фундаментальных положений психологии мышления. Оно отражает методологический принцип единства психики и деятельности. С. Л. Рубинштейном обозначена
Рис. 4. «Возвращение домой», Ивлева Настя, 12 лет
Рис. 5. «Отступление после Бородинского сражения»
Рис. 6. Фрагмент композиции «Отступление после Бородинского сражения»
генетическая связь мышления и практической деятельности: «С практикой связано в конечном счете всякое мышление; лишь характер этой связи может быть в различных ситуациях различным... У человека существует один интеллект... дифференцируются различные виды мыслительных операций и характер их протекания» [1, с. 337].
В настоящее время существует разные подходы к развитию методического мышления художника-педагога в зависимости от выбора в качестве основного того или иного структурного компонента:
1. Дидактический; формирование методического мышления на основе психолого-педагогического компонента и общедидактических подходов. Ведущую роль здесь играет педагогическая направленность методического мышления, которая заключается в тесном взаимодействии принципов дидактики с изобразительным мастерством.
2. Художественно-образный; сущность данного подхода заключается в направленности формирования методического мышления студентов на основе образной сущности изобразительного искусства. Ведущую роль при таком подходе состоит в опоре на философско-эстетический компонент структуры методического мышления.
3. Функционально-операциональный; сущность его состоит в том, что методическое мышление развивается на основе решения отдельных педагогических задач, выделенных в соответствии с основными структурными компонентами изобразительно-профессиональной и педагогической деятельности (гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, проектировочные).
4. Конструктивно-методический; будущие учителя решают конкретные методические проблемные ситуации, в ходе которых у них формируется методическое мышление на основе конструктивно-изобразительного подхода.
5. Проблемно-методический; студенты ищут ответ на типичные вопросы, возникающие в практике учебно-воспитательной работы, развивают свои способности творчески разрабатывать решения, опти-
мальные для конкретных условий изобразительной деятельности.
В предлагаемом проблемно-образном подходе у будущего учителя формируется целостная структура методического мышления с присущими ей качественными характеристиками.
В реальном процессе формирования методического мышления все эти структурные компоненты тесно взаимосвязаны и акцентирование при обучении студентов происходит по индивидуальному предпочтению преподавателя, что позволяет выстроить ту или иную методическую модель мыслительной деятельности будущего учителя изобразительного искусства.
При этом учитывается, что в изобразительной деятельности, как и в любой другой, единство структуры методического мышления создается соотношением больших задач, подчиняющих себе ряд более мелких, частных задач, входящих в них в качестве звеньев.
Основные задачи, решаемые педагогом-художником, - познавательные, художественно-образные, аксиологические, эстетические, психолого-педагогические вплетены в целостный воспитательный процесс.
Каждая из них состоит из более частных задач. Так, например, задача умственного развития включает формирование системы знаний, развитие познавательных процессов, мышления. Каждая из этих задач реализуется через более конкретные составляющие - формирование понятий, мыслительных действий и операций, потребностей и интересов.
В качестве показателей развития методического мышления можно использовать следующие характеристики: отношение количества правильно решенных экспериментальных педагогических задач к набору задач, входящих в нормативную модель мыслительной деятельности учителя изобразительного искусства, а также качественный анализ решения художественно-творческих и психолого-педагогических задач.
Таким образом, управление формированием мыслительной деятельности будущего учителя связано со знанием уровня развития структуры его методического мышления, что позволяет, опираясь на сильные компоненты методического мышления, развивать более слабые.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
2. Сластенин В. А. Педагогика. М.: Академия, 2008. 576 с.
3. Ильин Г. Л. Философия образования. М.: Вузовские книги, 2002. 224 с.
4. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки. М.: Академия, 2004. 232 с.: ил.
5. Ростовцев Н. Н, Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. 176 с.: ил.
6. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Барс, 1997. 392 с.
7. Эдвардс Б. Художник внутри вас / пер. с англ. Минск: Попурри, 2000. 256 с.: ил.
О ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ОТОБРАЖЕНИЕ ЕЕ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕТЕЙ
ON PERCEPTION OF REALITY AND ITS REFLECTION IN ART WORKS OF CHILDREN
Е. О. Соколова
Автор рассматривает организацию восприятия детей в изобразительной деятельности как одну из важных задач учебно-воспитательной работы в художественных учебных заведениях. Речь идет о том, чтобы направить внимание школьников на художественное восприятие окружающей действительности и развить у учащихся знания, умения и навыки художественно передавать ее в своих работах. Определены основные положения организации художественного восприятия учащихся в учебных заведениях с художественной направленностью.
Ключевые слова: восприятие, рисунок, художественное образование, окружающая действительность, наблюдение, познание, анализ, синтез.
E. O. Sokolova
The author considers organization of children'spercep-tion of their arts activities as one of the major tasks of teaching and educational work in art schools. The main idea of this article is to draw children's attention to the artistic perception of the environment and to develop their knowledge and skills in order to communicate their ideas by means of their artistic works. The major statements of organization of artistic perception of art students have been defined.
Keywords: perception, drawing, art education, reality, observation, cognition, analysis, synthesis.
Познание окружающего мира составляет необходимую основу наших представлений и понятий об объективной действительности. Особое место в познавательных процессах занимает готовность и способность к художественному восприятию. О значении организации восприятия художника для результативности его творческого процесса говорила в своей статье «Несколько слов о ремесле скульптора» известный скульптор А. С. Голубкина: «Многое мы не видим только потому, что не требуем от себя этой способности, не заставляем себя рассматривать и понимать, пожалуй, вернее сказать, не знаем, что можем видеть» [1, с. 12].
Проблема восприятия действительности всегда являлась центральной, фундаментальной в художественной педагогике. Этой проблеме посвятили свои труды многие известные ученые: С. А. Рубинштейн, Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Р. Арнхейм и другие. В своих работах они
утверждают, что непосредственное чувственное познание окружающего мира составляет необходимую основу наших представлений и понятий об объективной действительности. Приведем несколько примеров-цитат из работ этих ученых, раскрывающих психологическую природу восприятия действительности и ее изображение.
Рассматривая восприятие как познавательный процесс, Р. Арнхейм указывает на специфические особенности этого процесса, выделяет в нем активные, творческие начала: «Восприятие - это не простая механическая запись стимулов, поступающих от физического мира к рецепторам органов человека, а в высшей степени активное и творческое запечатлевание структурных образований» [2, с. 8] (курсив наш. - Е. С.).
Известный специалист в области методики преподавания изобразительного искусства и психоло-