УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ДИСКУРС СПЕЦИАЛИСТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ КАК ОСНОВНОМ МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
УДК 372.881.1
Татьяна Сергеевна Руженцева,
к.п.н., доцент кафедры «Лингвистика и межкультурная коммуникация», Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тел: 8-962-996-93-15, Эл. почта: [email protected]
Данная статья посвящена проблеме обучения студентов информационно-технологических специальностей английскому языку на базе новых информационных технологий с целью формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов. На основе предложенной концепции профессионального дискурса специалиста по информационным технологиям разработана теория учебно-профессионального дискурса как основного механизма передачи учебной информации профессионального характера.
Кпючевые слова: информационные технологии, профессионально-ориентированный, дискурс, системный подход, иностранный язык, студенты информационно-технологических специальностей, коммуникативная компетенция.
Tatyana S. Ruzhentseva,
PhD, Associate Professor, the Department of Linguistics and Intercultural Communication, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Те1.: 8-962-996-93-15, E-mail: [email protected]
LEARNING PROFESSIONAL AND PROFESSIONAL DISCOURSE AS BASIC MECHANISM OF TRANSMITTING INFORMATION
This article is dedicated to the problem of teaching English to IT-students on the basis of new information technologies to form the communicative competence of future specialists. The theory of discourse as the basic mechanism of transmitting learning information of professional character was worked out on the basis of suggested conception.
Keywords: information technologies, professionally oriented, discourse, system approach, foreign language, IT-students, communicative competence.
1. Дискурс. Понятие дискурса, его структура
В работах ведущих специалистов в различных областях лингвистики приводится ряд определений дискурса.
Дискурс (от французского discours - речь) - связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их создания (когнитивных процессах). Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты), выполняющее следующие основные функции, диктуемые структурой дискурса: ритмическую («автодирижирование»), референтную, связыващую слова с предметной областью приложения языка (дейктические жесты), семантическую (сравнивает мимику и жесты, сопутствующие некоторым значениям), эмоционально-оценочную, функцию воздейстия на собеседника, т.е. иллоккутивную силу (жесты побуждения, убеждения) /Лингвистический энциклопедический словарь 2000, 136 - 137/.
"Дискурс дает представление о предметах или людях, об их свойствах и отношениях, о событиях или действиях или об их сложном сплетении, т.е. о некотором фрагменте мира, который мы именуем ситуацией" /Ван Дейк 2000, 68 - 69/.
Разница между дискурсом и текстом заключается в том, что «дискурс» - это актуально произнесенный текст, а «текст» - это абстрактная грамматическая структура произнесенного /Попова 2003, 42/.
Рассматривая приведенные выше определения дискурса с позиций ИТ-наук, отметим, что данные определения не учитывают ИТ-базы коммуникативного процесса, а именно: не включают коммуникативный процесс системы искусственного интеллекта и технические средства телекоммуникации. Остаются неохваченными исследованиями тексты сообщений ИВС. Эти тексты имеют свои особенности (преобладают прецедентные тексты, агент неэмоционален, хотя мимика и присутствует), но компоновка текстов на уровне макроструктур вариативна. Сообщения интерпретируются в зависимости от контекста. Классические определения дискурса исключают вариант асинхронного общения. Вне коммуникативного пространства оказываются не только мертвые тексты, но и ряд режимов общения, реализованных в современных системах коммуникаций, например, таких, как электронная почта, в которой отправка сообщения и его актуализация адресатом могут быть разделены значительными промежутками времени. Подобные ограничения значительно снижают ценность понятия «дискурс» как инструмента исследования. Таким образом, мы приходим к необходимости уточнения определения дискурса с учетом технических и технологических аспектов коммуникативного процесса. Мы предлагаем следующее определение дискурса.
Дискурс - основной механизм (совокупность способов) передачи информации в определенном коммуникативном процессе, представляющий собой целенаправленную систему, включающую в себя цели коммуникации, тематику, прецедентные тексты, субъекты коммуникативного процесса, хронотоп, ценности, технические средства и информационные технологии, тексты, стратегии и технологии их генерирования, обработки и актуализации (операции), дискурсивные формулы, художественное оформление дискурса.
Данное определение является более широким. Оно позволяет исследовать не только лингвистические аспекты названного феномена, но и расширить как спектр научных инструментов его исследования, так и сферу практических приложений полученных результатов.
Рассматривая дискурс как систему, мы предполагаем, что названная система подвержена не только анализу, но и синтезу. К ее исследованию могут быть применены методы естественных наук, например - теории систем. Таким образом, дискурс можно как исследовать, так и создавать, в частности - проектировать, конструировать и управлять этим элементом коммуникативного процесса. Здесь
Рис. 1. Структурная схема дискурса как основного механизма коммуникации
мы учитываем точку зрения Н.Б. Бахтина, в соответствии с которой одно из направлений дискурсного анализа лежит в "направлении синтеза качественных методов лингвистики, позволяющих учесть такие особенности этой системы, как наличие невербальных компонент и новых количественных методов" /Бахтин 2004, 256/.
Обобщая результаты исследований ведущих прагмалингвистов и социолингвистов (Р.Белла, Дж.Серла, Д.Хаймса, В.Г.Гака, И.П.Сусова, и др.), известный отечественный ученый В.И.Карасик выделяет следующие компоненты структуры дискурса: 1) участники; 2) хронотоп; 3) цели; 4) ценности (в том числе, и ключевой концепт); 5) стратегии; 6) материал (тематика); 7) разновидности и жанры; 8) прецедентные (культурогенные) тексты; 9) дискурсивные формулы /Карасик, 1999/. В данном подходе, на наш взгляд, не вполне учтены принципы системности.
Перечисляя структурные элементы дискурса, указанный ученый не оговаривает принцип, в соответствии с которым он строит их последовательность. На наш взгляд, последовательность перечисления здесь важна, поскольку она в определенной степени отражает взаимосвязь элементов структуры, их иерархию. Мы предлагаем следующую структуру дискурса: 1) цели общения; 2) тематика; 3) прецедентные тексты; 4) субъекты (участники) процесса общения; 5) хронотоп; 6) ценности дискурса; 7) технические средства и информационные технологии; 8) стратегии дискурса; 9) дискурсивные формулы; 10) тексты; 11) художественное оформление дискурса. Данная иерархия позволяет установить определенную систему отношений между элементами дискурса. На рисунке № 1 приводим разработанную нами структурную схему дискурса как основного механизма передачи информации.
Рассмотрим ее основные компоненты.
Цель дискурса. В специальной литературе отсутствует определение понятия «цель дискурса». Согласно одному из общепринятых определений, «постановка цели включает в себя элемент планирования, предвидения способов выполнения действий. Цель - это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. В соответствии с этим подходом, относительно нашего материала, можно дать следующее оп-
ределение понятия «цель дискурса». Цель дискурса - это проект профессиональной коммуникации, определяющий характер и системную упорядоченность профессионального общения. Цели общения имеют определяющее значение для формирования структуры конкретного дискурса. Они определяют наличие и характер всех остальных его компонент.
Тематика дискурса вытекает из его целей; она в значительной степени определяет статусно-ролевую структуру множества субъектов, состав прецедентных текстов, может влиять на выбор хронотопа, стратегии, технологии и жанры. Специализированная тематика - это та, которая не входит в состав общих знаний всех говорящих на языке, и поэтому является предметом специально-
го изучения.
Прецедентные тексты, как один из классов множества объектов коммуникативного процесса, выбираются, исходя из целей и в соответствии с тематикой. Под прецедентными текстами Ю.Н-.Караулов понимает тексты, «значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношении, имеющие сверхличностный характер и обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности» /Караулов 1987, 216/.
Прецедентными текстами в процессах человеко-машинной коммуникации являются команды управления ИВС, сообщения ИВС и т. д. В настоящее время лингвистика активно исследует особенности текстов в информационных системах.
Экономика, Статистика и Информатика^^ 185 №2, 2012
ИГ~
Отметим также, что одной из особенностей прецедентных текстов такого рода является их практически абсолютная жесткость. Искажение любой управляющей команды неминуемо приведет к срыву (сбою) коммуникативного процесса вследствие отказа компьютера воспринять названную команду. Сообщения ИВС также абсолютно стандартны на уровне отдельных актов коммуникации. С другой стороны, коммуникативные процессы такого рода, составленные из жестких единиц, обладают определенной гибкостью на уровне макроструктур. Прецедентные микротексты интерпретируются в соответствии с контекстом процесса коммуникации.
Под субъектами дискурса понимаются все компоненты коммуникативного процесса, выполняющие различные операции с текстами. Состав участников дискурса определяется, исходя из целей, на основе выбранной тематики и с учетом их подготовленности в области прецедентных текстов. Для успешного осуществления коммуникативных процессов на базе современных программно-технических средств компьютерных и телекоммуникационных систем все участники этих процессов должны иметь определенный уровень подготовки. Принятые в лингвистике традиционные определения участников коммуникативного процесса подразумевают, что в их состав входят только люди (личности). Такие определения, на наш взгляд, не являются достаточно общими. Они не предполагают участия в коммуникативном процессе технических средств. Уже на современном этапе компьютерная техника и технологии достигли такого уровня развития и распространения, когда их можно считать в определенном смысле участниками коммуникативного процесса. Чтобы избежать справедливых замечаний, связанных с применением термина «участник» к неодушевленным, не обладающим собственной волей элементам, и, в тоже время, обеспечить возможность включения программно-технических средств в структуру дискурса, предлагаем использовать более общий термин - «субъект дискурса».
Определим субъект дискурса как любой элемент коммуникативного процесса, способный совершать некоторые операции с текстом.
Такое определение требует пояснений. С одной стороны, оно включает в себя традиционные лингвистические
определения одушевленных участников дискурса, которые порождают тексты, передают их, воспринимают, интерпретируют и пр. С другой стороны, вводя понятие «субъект», мы обобщаем понятие «участник» так, чтобы иметь возможность включить в их число программно-технические средства ИВС, которые также могут выполнять ряд перечисленных выше операций с текстами. Одной из отличительных черт этих элементов является способность выполнения ими специфических операций перекодирования текста, т.е. перевода его из алфавита «человеческого» в алфавит машинного языка.
Пользуясь введенным таким образом определением «субъект дискурса», мы можем исследовать их взаимосвязи и отношения с другими структурными элементами этой сложной системы. Теперь очевидно, что состав субъектов коммуникативного процесса определяется целями, темами и прецедентными текстами дискурса. И, в свою очередь, субъекты процесса коммуникации влияют на хронотоп, они могут определять ценности, стратегии, выбирать жанры и дискурсивные формулы, а также выполнять свои прямые функции - порождать, передавать, принимать, перекодировать, интерпретировать и совершать другие операции с текстами
Хронотоп дискурса выбирается участниками и обеспечивает максимальный эффект коммуникативного процесса. Хронотоп включает в себя пространственно-временные характеристики процесса коммуникации, т.е. время, место и обстановку, где реализуется коммуникативный процесс. Данный компонент дискурса во многом определяется целями, тематикой, прецедентными текстами и участниками коммуникативного процесса. Он также очень важен для успешной реализации коммуникативного процесса и достижения целей коммуникации. Хронотоп дискурсов различных типов во многом определяется базой ИТ- средств, используемых в процессе коммуникации. Учет названного компонента позволяет более полно изучить широкий спектр процессов коммуникации, выявить общие черты и обнаружить существенные отличия. Хронотоп дискурсов на базе современных ИТ обязательно включает в себя технические средства систем телекоммуникации, в том числе - компьютеры, каналы коммуникации, программное и математическое обеспечение и пр.
Ценности дискурса являются его важнейшей характеристикой. В коллективном сознании языковых личностей существует неписанный кодекс поведения, в котором при помощи специальных приемов изучения могут быть выделены ценностные доминанты соответствующей культуры как в этическом и утилитарном, так и эстетическом планах.
Например, ценности научного дискурса сконцентрированы в его ключевых концептах (истина, знание, исследование) и сводятся к признанию познаваемости мира, необходимости умножать знания и доказывать их объективность, уважению к фактам, беспристрастности в поисках истины, высокой оценке точности в формулировках и ясности мышления.
Ценности дискурса определяются целями, тематикой, участниками; в определенной мере на них влияет хронотоп.
Технические средства и технологии дискурса определяются в зависимости от всех вышеперечисленных элементов и, в свою очередь, влияют на стратегии, жанры и множество дискурсивных формул. Существенным недостатком приведенных в обзоре определений, на наш взгляд, является также и то, что они не учитывают технической и технологической базы коммуникативного процесса.
Таким образом, мы считаем очевидной необходимость специального выделения технических и технологических средств в самостоятельную группу структурных компонент (подсистему) дискурса. Указанная категория, на наш взгляд, является особенно эффективным инструментом дискурсивного анализа. Она также может быть успешно использована в проектировании, конструировании дискурса и в управлении дискурсивными системами.
Технические средства дискурса полностью определяются его целями, они зависят от тематики, участников, могут сами рассматриваться как субъекты коммуникативного процесса. В свою очередь, они влияют на выбор стратегии, жанров и на процессы формирования текстов.
Стратегии дискурса выбираются участниками в соответствии с целями, ценностями. При этом учитываются формы других компонент дискурсивной структуры. В ряде ситуаций стратегии могут оказывать влияние на ценности, хронотоп, технологии. Четкого
определения понятия «стратегия дискурса» в работах исследователей не приводится, однако оно является одним из ключевых. Рассматривая дискурс как целенаправленную систему, мы считаем возможным принять следующее определение стратегии дискурса.
Стратегией дискурса будем называть совокупность приемов актуализации информации, заключенной в текстовом элементе процесса коммуникации.
Стратегии конкретного вида дискурса определяются его частными целями.
Жанры текстов коммуникации определяются выбранной стратегией. Они влияют на множество используемых дискурсивных формул.
Под дискурсивными формулами традиционно понимаются своеобразные обороты речи, свойственные представителям той или иной социальной группы. Дискурсивные формулы конкретизируются в стереотипах и клише.
Особенность дискурсивных формул коммуникативного процесса на базе ИТ состоит в том, что они включают в себя большое число команд ИВС и сообщений ИВС. Причем эти тексты на уровне предложений или малых групп предложений являются абсолютно жесткими, они не могут произвольно изменяться. Отметим также, что среди дискурсивных формул ряда технических субъектов ИТ-дискурса имеется довольно большой объем элементов, общих для всех субъектов такого типа -основные команды и пр.
Предложенная иерархия элементов дискурса позволяет в дальнейшем исследовать основы методологии проектирования, конструирования и управления этой сложной структурой.
Текст, как явление языковой и экстралингвистической действительности, представляет собой сложный феномен, выполняющий самые разнообразные функции: это - и средство коммуникации, и способ хранения и передачи информации, и отражение психической жизни индивида, и продукт определенной исторической эпохи, и форма существования культуры, и отражение определенных социокультурных традиций.
Теперь на базе разрабатываемого нами определения дискурса определим такие его категории, как тип, вид, формат и т.д.
Типом дискурса называется совокупность конкретного коммуникативного процесса, определяемого некото-
рой конфигурацией его компонентов, и множества соответствующих текстовых жанров. Например - дискурс научный, педагогический, религиозный, профессиональный.
Виды и подвиды дискурса можно выделить на основе социо-лингвисти-ческого подхода - персональный/ бытовой/ бытийный/ институциональный /Карасик 1998, 23/.
Форматом дискурса будем называть определенную схему реализации данного коммуникативного процесса, включающую в себя такие элементы, как статусно-ролевые характеристики участников, коммуникативную дистанцию, степень самовыражения участников, регистр общения, жанр используемого текста и совокупность клишированных языковых средств. Например -лекция, семинар, инструктаж, проповедь, отчет, прогноз и т.д.
При таком подходе отпадает необходимость введения излишне большого, на наш взгляд, количества категорий дискурса, предлагаемых в работах В.И.-Карасика. Эти категории сохраняют свои традиционные место и роль по отношению к разнообразным текстам определенного дискурса. Такая иерархия облегчает как теоретические исследования, так и практическое применение полученных результатов. Используя изложенные соображения, перейдем к рассмотрению специфических типов дискурса - учебно-профессионального дискурса и профессионального дискурса специалиста по ИТ.
Художественное оформление дискурса является составной частью предложенной нами структуры дискурса. Оно включает режиссуру, драматургию, цвето-световое решение текстовых и экстралингвистических компонент, интонацию и т.п.
2. Учебно-профессиональный дискурс специалиста по информационным технологиям. Его характеристики
В настоящее время отсутствуют общепризнанные регламентации применения проектной методики в обучении ИЯ. Также практически отсутствуют теоретические работы, направленные на создание методологии названного вида преподавательской работы. В связи с этим вводим ряд новых базовых понятий, являющихся ключевыми в проектной методике преподавания английского языка студентам ИТ-специальностей: «учебно-профессиональный дискурс специалиста по ИТ» и «профессиональный дискурс специа-
листа по ИТ».
Высокий уровень профессиональной компетенции поступающих в вузы в области практических навыков применения ИТ позволяет перейти на качественно новый уровень преподавания и изучения английского языка. Доминантой ситуации является наличие у обучающихся современных технических и программных средств. Данные качественные отличия позволяют на практике реализовывать такие принципиально новые организационные формы проведения занятий, как применение новейших ИТ, программных средств, увеличение объема самостоятельной работы, асинхронизация учебного процесса, самостоятельное планирование занятий самими студентами, автоматизация учебного документооборота.
На наш взгляд, в настоящее время имеется уникальное сочетание всех необходимых предпосылок для решения поставленной задачи. С одной стороны - это назревшая необходимость разработки и применения новых методов и технических средств преподавания и изучения языка, с другой - наличие возможностей у адресата принять непосредственное участие в процессе общения. Включая задания по сбору, подготовке и оформлению учебных материалов в схему учебного процесса, можно не только планомерно решать задачи создания новых УМП, но и решить ряд других, в том числе, педагогических задач.
Под учебно-профессиональным дискурсом специалиста по информационным технологиям (УПД СИТ) в понимается совокупность процесса профессионального общения его участников во время учебного процесса и множества текстов, предназначенных для обеспечения названного учебного процесса. Охарактеризуем основные элементы названной структуры.
Целями УПД СИТ, на наш взгляд, являются: передача студентам необходимого количества общих и профессиональных знаний; формирование у студентов набора навыков и умений в сфере профессиональной деятельности; непрерывное повышение уровня подготовки преподавательского состава в профессиональной сфере и в области новых ИТ; организация поиска, отбора и оформления новых сведений для использования в учебном процессе; непрерывное совершенствование текстовой базы процесса учебно-професси-
ональнои коммуникации путем адаптации ее к новым знаниям, технологиям; расширение кругозора в сфере общечеловеческих ценностей и т.п.
Тематикой УПД СИТ, как правило, являются: общеобразовательные темы; тематика спецпредметов; тематика смежных дисциплин; компьютерная техника; ИТ.
Прецедентными текстами УПД СИТ в нашем случае являются: учебно-методические пособия для студентов соответствующих специальностеи; методические рекомендации; программы курса; сборники учебных задании; справочники ИВС; руководство пользователя; правила поведения студентов; многие известные тексты книг; сюжеты популярных фильмов; тексты песен, пословицы, поговорки; известные афоризмы на тему учебы, знаниИ, отношении между преподавателем и студентом.
Субъектами (участниками) УПД СИТ выступают студенты, преподаватели, сотрудники администрации, тех-ническиИ персонал, ИВС.
Отметим, что реализация УПД СИТ происходит в различных формах хронотопа, а именно: учебные плановые занятия в составе группы в аудитории без использования компьютера; аудиторные групповые занятия с использованием компьютера; аудиторные групповые занятия в компьютерном классе (в том числе, с сетью); аудиторные групповые занятия в компьютерном классе с выходом в INTERNET; факультативные занятия в составе группы в аудитории без использования компьютера; факультативные занятия в составе группы с использованием компьютера; факультативные групповые занятия в компьютерном классе (в том числе, с сетью); факультативные групповые занятия в компьютерном классе с выходом в INTERNET; самостоятельные занятия в аудитории, в библиотеке, в домашних условиях без использования компьютера; самостоятельные занятия с использованием компьютера; самостоятельные занятия с использованием компьютера с выходом в INTERNET.
Коммуникативный характер УПД СИТ на базе современных ИТ, актуализируя профессиональные навыки студентов ИТ-специальностеИ, существенно модифицирует характеристики хронотопа учебного процесса. В первую очередь, это связано с применением компьютерноИ техники на аудиторных занятиях по языку, что не только усили-
вает возможности преподавателя в реализации прямых задач учебного процесса, но и повышает его эффективность еще и за счет усиления контактного взаимопонимания со студентами при решении общих задач применения компьютерноИ техники в процессе каждого конкретного занятия в учебноИ лаборатории.
Безусловно, наличие собственной компьютерноИ техники у студентов позволяет выделить новую форму работы (в нашем случае, хронотопа УПД СИТ) - домашнее рабочее место обучающегося, одним из основных типов обстановки, в котороИ УПД СИТ реализуется наиболее эффективно. Благоприятная атмосфера, отсутствие «мешающих» факторов, возможность самостоятельного выбора режима выполнения заданиИ и прочие преимущества данноИ формы хронотопа позволяют говорить о его ведущеИ роли и явноИ предпочтительности среди других.
Немаловажным при этом является и тот факт, что, в отличие от аппаратно-программных средств вуза, компьютерные компоненты домашнего хронотопа, с точки зрения реализации УПД СИТ, имеют еще ряд бесспорных преимуществ. В том числе - возможность изменять настроИки, конфигурацию и комплектацию как аппаратноИ, так и программноИ части своего компьютера. Применяемые в учебных заведениях компьютерные средства по ряду причин (административных, организационных, кадровых, финансовых и пр.) не могут быть конфигурированы в соответствии с необходимым уровнем. Участвуя в решении задач, требующих применения ресурсов более высоких уров-неИ, обучающиИся может сам выбирать нужную ему конфигурацию. Здесь также обеспечивается актуализация профессионального аспекта методики.
В настоящее время администрация многих учебных заведениИ часто не имеет возможности предоставить INTERNET на аудиторных занятиях по языку. Фрагментарно INTERNET выделяется для факультативных занятиИ, но ограниченное время, неудобное расписание и чрезвычаИно низкие скоростные характеристики затрудняют его применение для регулярного решения плановых задач. Поэтому на настоящем этапе применение INTERNET в учебном процессе в стенах вуза носит, в основном, демонстрационный характер. В то же время у некоторой части сту-дентов-информатиков имеется не толь-
ко возможность выхода в сеть, но и наблюдается довольно высокиИ, практически профессиональныИ уровень INTERNET-аддикции. Подключение к INTERNET делает границы домашнего хронотопа очень широкими для образовательного процесса. На наш взгляд, это определяет ключевую особенность студентов-информатиков и отличает их от будущих специалистов других профессиИ: на этапе обучения они могут решать профессиональные задачи в своеИ профессиональноИ среде, что пока не представляется реальным для других студентов. Учет названноИ особенности домашнего хронотопа в раз-рабатываемоИ методике позволит поставить и решить задачи наиболее высокого уровня.
Не менее перспективным для раз-рабатываемоИ методики является понятие «индивидуальный хронотоп». Ма-териальноИ базоИ, обеспечивающеИ будущему специалисту возможность заниматься решением задач в любоИ обстановке, являются переносные и карманные компьютеры. Они также могут использоваться в условиях вуза при отсутствии у администрации возможности организовать занятия по изучению ИЯ в компьютерном классе для предъявления, обсуждения и передачи учебных материалов и постановки индивидуальных заданиИ, приема выполненных работ. Разрабатываемая нами методика учитывает и эту перспективу.
Можно предположить, что по мере увеличения насыщенности контингента обучаемых переносными и карманными компьютерами начнется и будет усиливаться процесс нивелирования различиИ между всеми типами хронотопа. Ключевым фактором, определяющим все основные характеристики обстановки, в котороИ реализуется УПД СИТ, становится наличие у его участников основного средства коммуникации - компьютера - и соответствующего программного обеспечения. Таким образом, в аспекте обсуждаемоИ проблематики представляется возможным введение понятия «виртуальныИ хронотоп УПД СИТ», отличительным признаком которого является использование в учебном процессе компьютерных средств.
Весьма эффективными формами работы также являются подготовка студентами публикациИ, участие в семинарах, выставках, конференциях. Достаточно часто студенты, которым предлагается принять участие в выполнении
несложных заданий на уровне отдельных упражнений, далее проявляют желание решать более серьезные задачи. В том числе, они часто сами инициируют и выполняют определенные объемы работ по освоению и применению специализированных программных средств для оформления результатов, которые ранее были представлены на ряде студенческих научно-практических конференций, выставках, и по ним были подготовлены публикации.
Представляется уместным отметить один, по-видимому, небезынтересный факт, актуализирующий введенную выше концепцию виртуального хронотопа УПД СИТ. По завершении работы над отдельными компонентами разрабатываемого в рамках проектной методики комплекса ЭУМП, последние были подготовлены и представлены на регистрацию в Отраслевой фонд алгоритмов и программ Министерства науки и образования РФ. Необходимые материалы готовились в электронной форме по специальным правилам и соблюдением стандартизованных форм электронного документооборота. Работа проводилась дистанционно на базе Калужского филиала Московской финансово-юридической академии. При этом студентами были освоены и использовались соответствующие программы и средства телекоммуникации. Также они получили определенную практику в области реального применения своих профессиональных навыков в сфере государственных ИС.
В соответствии с вышесказанным можно сделать вывод о том, что применение проектной методики значительно расширяет границы учебного пространства.
Перечислим ценности УПД СИТ, а именно: открытость всех подсистем УПД; перспективность решаемых в ходе учебного процесса задач; индивидуальность и уникальность каждого из участников коммуникативного процесса; равноправие всех участников в постановке образовательных и творческих задач и выборе путей их решения; коллегиальный подход к решению задач по достижению поставленных целей; настойчивость и упорство в их достижении; критическое и уважительное отношение к элементам системы; непрерывное последовательное развитие и совершенствование элементов системы; коллективное использование полученных достижений.
К техническим средствам УПД СИТ
мы относим персональные компьютеры; локальные компьютерные сети -классы; глобальную компьютерную сеть - INTERNET; компьютерные проекторы; алгоритмизацию и программирование; использование программ; компьютерную подготовку текстов; расчеты на компьютерах; поиск, организацию и хранение информации.
При реализации УПД СИТ может использоваться ряд основных коммуникативных стратегий дискурса: организующая, объясняющая, содействующая, контролирующая, оценивающая. Остановимся на их рассмотрении.
Организующая стратегия УПД СИТ заключается в совместных действиях участников общения, включая: 1) этикетные формы УПД СИТ (приветствия, обращения, знаки внимания); 2) директивные ходы («Включите компьютер», «Откройте папку/файл», «Скопируйте задание», «Введите команду»), а также трафаретные формулы, используемые при возникновении и разрешении конфликта; 3) тренировочные и игровые высказывания как на занятии, так и во время внеаудиторных мероприятий.
Объясняющая коммуникативная стратегия УПДСИТ представляет собой последовательность интенций, сориентированных на информирование обучающегося, сообщение ему знаний об элементах предметной области ИТ. Отдельно подчеркнем, что в УПД СИТ стратегия объяснения диалогична. Она направлена на совместный анализ новых сведений об объектах предметной области ИТ в обучении английскому языку студентов ИТ-специальностей, их обработку и применение в учебном процессе.
Как известно, содействующая стратегия дискурса состоит в поддержке и корректировке действий обучающегося. Данная стратегия имеет много общего с оценивающей стратегией, но различие заключается в том, что оценка направлена на установление объективного положения дел, а содействие -на создание оптимальных условий для формирования личности человека. Содействующая стратегия обычно выражается в виде положительного отношения к адресату как исходного постулата общения. Эта стратегия отражена в таких универсальных высказываниях, как: "Человеку свойственно ошибаться", "Не ошибается только тот, кто ничего не делает".
Контролирующая стратегия УПД СИТ представляет собой сложную ин-
тенцию, направленную на получение объективной информации об усвоении знаний, сформированности навыков и умений, осознании и принятии системы ценностей. Это - обратная связь, выражающаяся в проверке готовности к получению новой информации, контроле понимания во время объяснения и после предъявления нового материала. Использование компьютера здесь имеет первостепенное значение.
Оценивающая стратегия дискурса традиционно выражает общественную значимость преподавателя как представителя «норм общества» и реализуется в его праве давать оценку как событиям, обстоятельствам и персонажам, о которых идет речь при обучении, так и достижениям студента. В реализации оценочной стратегии УПД СИТ, в отличие от оценивающей стратегии дискурса, возможны некоторые нюансы: смещение акцентов с оценки личности на характеристику результатов в контексте перспективных объемов работы. Здесь также усилена роль обучаемых в оценке достигнутых результатов. В определенных ситуациях при этом допустима инверсия - смена ролей, когда обучающиеся могут открыто обсуждать и оценивать действия преподавателя как руководителя или участника определенного проекта.
Безусловно, важнейшей характеристикой оценки является наличие оценочной шкалы. Точки на этой шкале выделяются в соответствии с выбранными критериями. Основным критерием для градации является возможность фиксации «некоторого состояния» для объективного определения степени качества. В УПД СИТ оценка сопряжена с ее градуальным выражением, например, получить пятерку на экзамене по информатике. Одновременно здесь большое значение имеет наличие более мягкой шкалы - получилось/не получилось/выполнено полностью/частично и т.п.
Дискурсивными формулами в УПД СИТ служат высказывания, используемые для привлечения внимания, для побуждения к совершению действия, для прекращения действия, команды ИВС, сообщения ИВС.
В состав текстов УПД СИТ входят: письменные и устные упражнения; рефераты; команды (инструкции ИВС); программы; страницы сайтов INTERNET; электронные презентации; письма; статьи; фрагменты ЭУМП и тому подобные информационные про-
дукты.
Художественное оформление УПД СИТ имеют важное значение. Отличительной особенностью УПД СИТ ИТ-профиля является использование электронных мультимедийных информационных продуктов как учебного, так и общего назначения. Особое место необходимо отвести оформлению мультимедийных компонент электронных учебно-методических пособий (ЭУМП), разрабатываемых в процессе обучения.
Разработка ЭУМП позволяет обеспечить комплексный характер информационных продуктов такого рода. Хотя основной задачей, для решения которой предназначены ЭУМП, является наиболее эффективное обеспечение учебного процесса, их применение предполагает не только предъявление заданных объемов учебных материалов в форме текста, но и обеспечение гармоничного сочетания всех информационных элементов пособия.
Гармоническое сочетание элементов ЭУМП предполагает, что при его создании обеспечивается единство формы и содержания. Здесь особо хотелось бы подчеркнуть важность и необходимость художественного оформления ЭУМП и УПД в целом. Ведь совместная композиция звука, текста, графики, изображения и видео создает си-нергетический эффект - природную способность любой системы к самоорганизации. Такое изменение первичных и вторичных инструментальных компьютерных средств обучения (КСО) происходит за счет внутреннего потенциала их энергетического обмена. Из этого следует основное положение технологии создания ИС мультимедиа: только синтез единства формы и содержания всех элементов мультимедиа позволяет создать настоящий качественный продукт. Созданию звуковых файлов КСО должны предшествовать: разработка цели проекта, жанра, тематики содержания, стиля и манеры изложения, а также структуры сценария презентации. Организационную структуру сценария мультимедиа-систем принято описывать с помощью навигационных карт. Навигационная карта представляет собой блок-схему пользовательского интерфейса экрана (кадров), которая является методом перехода от одного кадра к другому или от одного блока информации к следующему. Затем созданный формат мультимедиа-приложения наполняется художественным
содержанием - вставляются рисунки, текст, звук, видео. При этом необходимо принять решение о составе и композиции звукового трека ЭУМП, которое может осуществляться на основе типовых моделей. Простейшая модель принятия решения при отборе музыки включает четыре этапа: сбор, анализ и преобразование данных; получение вариантов решений; разработка критериев оценки решений; выбор одного из вариантов на основе определенных критериев.
Подбор и обсуждение вариантов музыкального оформления мультимедиа-презентаций может производиться экспертной группой. Как правило, они осуществляются на принципах системного научного подхода. В системном комплексном подходе, при принятии того или иного решения, не существует мелочей, все взвешено и учтено. Оптимальный вариант звукового сопровождения может быть выбран следующим образом: голосование; метод проб и ошибок; поэтапное сравнение вариантов; метод игр; эксперимент; методы, основанные на использовании дерева решений; статистический метод; экспертный опрос; метод оптимизации; математическое программирование.
Творческий процесс является одним из главных факторов успеха в разработке и применении образовательных систем мультимедиа, т. к. как он связан с развитием художественного воображения и ассоциативных способностей не только авторов-создателей, но и реципиентов-адресатов мультимедийного образовательного процесса. При создании КСО одной из наиболее важных проблем является разработка сценария и общая режиссура информационного продукта. В настоящее время практически отсутствует формулировка понятия, принципы и методология режиссуры КСО.
Наряду с использованием традиционных приемов режиссуры, освоенных традиционными областями искусства -театром, литературой, кино, телевидением, новая форма представления и передачи информации должна применять специфические средства и решения, где необходимо сочетать цвето-све-товые, анимационные, звуковые и видео-эффекты, способствующие более глубокому усвоению учебного материала.
Одним из основных отличий КСО от традиционных учебно-методических пособий является большая информаци-
онная емкость. С учетом этого режиссура КСО должна включать в себя: многомерность пространства (среды передачи информации); универсальную глубину контакта (возможность задействовать все каналы передачи информации); индивидуализацию подхода к субъекту учебного процесса; ориентацию ассоциативного ряда на многоуровневую систему обучения.
Ключевой особенностью КСО является интерактивность таких пособий. Следовательно, перед режиссером-разработчиком стоит задача активного вовлечения обучаемого в процесс освоения информации. Здесь продуктивно использование таких форм, как игры, викторины, тесты, виртуальные персонажи и т.п. Индивидуальная форма использования продукта обеспечивает возможность изучения материала в режиме повторных и отдельных сеансов. Интерактивность также допускает включение в систему блоков тренинга с контролем и фиксацией затраченного времени и достигнутого уровня владения материалом, в том числе - путем подсчета накопленной суммы баллов тестирования.
Гибкость информационного продукта позволяет привлекать студентов к его доработке и усовершенствованию, например - в плане корректировки ориентации пособия с учетом профиля или специализации, или вносить изменения при смене действующих нормативов.
Приведенные выше особенности режиссуры КСО применялись нами при разработке ЭУМП по ряду курсов общеобразовательного и специальных циклов для студентов гуманитарных, экономических и других специальностей некоторых вузов Подмосковья. Полученные в процессе разработки и опытной эксплуатации результаты показали, что разработка проблематики режиссуры КСО является актуальной, востребованной и практически не исследованной сферой.
3. Профессиональный дискурс специалиста по информационныш технологиям. Его характеристики
Определим профессиональный дискурс специалиста по ИТ (ПД СИТ) как совокупность процесса профессионального общения ИТ-специалистов и множества текстов, предназначенных для обеспечения коммуникативного процесса. Структура ПД СИТ аналогична структуре УПД СИТ. Рассмотрим основные элементы ПД СИТ.
Целями ПД СИТ являются: обеспечение высокой эффективности процессов коммуникации в системах управления организационных структур и их подсистем; непрерывное формирование у специалиста по ИТ набора новых навыков и умений в сфере профессиональной деятельности; непрерывное повышение уровня профессиональной подготовки в сфере новых ИТ; непрерывное повышение уровня подготовки в сфере смежных специальностей; организация поиска, отбора и оформления новых сведений для использования в производственном процессе; непрерывное совершенствование текстовой базы процесса профессиональной коммуникации путем адаптации ее к новым знаниям, технологиям и т.п.
Тематика ПД СИТ - профессиональные темы; компьютерная техника; ИТ; смежные сферы профессиональной деятельности: бизнес, управление, право.
Отдельно подчеркнем, что в качестве материалов для профессиональной коммуникации (прецедентных текстов) здесь выступают: справочники по ИВС и ИТ; руководства пользователя ИВС; справки программных систем; научно-техническая литература; монографии; диссертации; типовые тексты сообщений ИВС; тексты интерфейсов программных систем..
В качестве субъектов коммуникативного процесса мы выделяем специалистов - коллег по профессии; специалистов смежных отделов; сотрудников администрации; ведущих ученых и специалистов профессиональной сферы; научного руководителя специалиста; технический персонал; ИВС. Особенностью предлагаемой модели является наличие двух каналов коммуникации специалиста по ИТ. Первый - канал прямого общения личностных субъектов коммуникативного процесса. Второй - канал взаимодействия посредством ИВС и систем телекоммуникации. На базе второго канала мы считаем необходимым выделить три типа коммуникации - автокоммуникацию, коммуникацию специалиста с ИВС и с системами управления глобальными информационными ресурсами типа INTERNET. Необходимость такого структурирования обусловлена тем, что в каждом из перечисленных видов коммуникации используется специфический спектр текстовых жанров, а также для каждого из них присущ особый набор операций с текстами, что в соот-
ветствии с основными принципами системного анализа позволяет выделить названные виды коммуникации в особые подсистемы. Отметим некоторые их особенности.
Под автокоммуникацией мы понимаем процессы обработки информации при помощи ИВС. Здесь технические субъекты ПД СИТ рассматриваются как активные инструменты, позволяющие многократно повысить эффективность интеллектуальной деятельности специалиста за счет высоких скоростей выполнения больших объемов «рутинных» работ по обработке информации. Основой дискурса при этом являются тексты сугубо профессионального характера. Практически вся работа осуществляется в письменной форме.
Коммуникация специалиста по ИТ с ИВС также осуществляется посредством компьютерных текстов и носит узкоспециальный характер. Как правило, это - тексты, создавать и актуализировать которые могут только специалисты. Вне профессиональной сферы общения они не находят широкого применения. Для текстов такого типа характерна жесткая привязка к деталям хронотопа, например - к моделям компьютеров, используемым языкам программирования и т.п.
Выделяя коммуникацию с глобальными ИС в особую подсистему, мы стремимся подчеркнуть необходимость разработки особых подходов для изучения коммуникативных процессов во «всемирной паутине». Этому бурно развивающемуся направлению в последнее время уделяется большое внимание. Особенностью спектра текстов данного формата ПД СИТ является сочетание общих и профессиональных жанров. Подчеркнем также, что в них одну из ведущих ролей играют экстралингвистические факторы, в том числе - художественное оформление. Разработчики сайтов уделяют особое внимание проектированию названных компонент профессиональной телекоммуникации, поскольку именно от этих элементов во многом зависит успех коммуникативного процесса, по крайней мере, на первых стадиях - привлечения внимания и др.
Как указывалось выше, хронотоп представляет собой характеристику места и времени реализации коммуникативного процесса. Можно сказать, что эта компонента дискурса позволяет выделить типовые единицы профес-
сионального общения специалиста по ИТ - производственные ситуации (эпизоды). Реализация ПД СИТ происходит, в основном, в двух формах хронотопа: служебные помещения; внеслужебная обстановка. Наличие этих двух форм отражает специфику профессиональной деятельности ИТ-специалиста. Уже сегодня значительные объемы работ выполняются не только в служебных помещениях, но и вне их пределов. Особую роль имеет домашняя форма хронотопа. Можно утверждать, что в домашней обстановке профессиональная деятельность имеет качественно иной характер, что влияет не только на объемы, но и на качество выполненной работы. Кроме этого, для ПД СИТ характерны дополнительные формы хронотопа, в том числе: библиотеки; пункты ШТЕКЫЕТ-коммуникации; конференции и ряд др. Общим для названных форм является наличие компьютерной техники и систем телекоммуникации
К основным ценностям ПД СИТ относятся: открытость всех подсистем ПД СИТ; актуальность и перспективность решаемых в ходе процесса профессиональной коммуникации задач; определенность статусно-ролевых характеристик участников в постановке производственных задач и выборе путей их решения; коллегиальный подход к решению задач по достижению целей профессиональной коммуникации; настойчивость и упорство в достижении поставленных целей.
Технические средства и ИТ. В состав данной подсистемы ПД СИТ следует включить персональные компьютеры; локальные компьютерные сети предприятия, организации, учреждения; глобальную компьютерную сеть Интернет; компьютерные проекторы; методы алгоритмизации и программирования; использование программ; расчеты на компьютерах; поиск, организацию и хранение информации; телеконференции и ряд др.
При реализации ПД СИТ может использоваться ряд основных коммуникативных стратегий: организующая; объясняющая; содействующая; контролирующая; оценивающая.
Можно выделить ряд дискурсивных формул ПД СИТ, в том числе - используемые для привлечения внимания; для побуждения к совершению действия; для прекращения действия; а также -команды ИВС, сообщения ИВС.
Отметим, что в состав специфических текстов ПД СИТ входят: команды
(инструкции ИВС); программы; саИты INTERNET; электронные презентации; служебные записки; письма; сводки; отчеты; статьи; диссертации; монографии и пр.
Художественное оформление ПД СИТ играет особую роль, отличающую данную профессиональную сферу от остальных. Успех коммуникативного процесса на базе электронных информационных продуктов во многом определяется их оформлением. Современные программные средства представляют широкие возможности для того, чтобы документы имели привлекатель-ныИ вид и их содержание воспринималось бы как можно легче. При этом важно, чтобы специалист грамотно использовал как достижения техники, так и гуманитарных наук, а также наук, рождающихся на стыке названных сфер, например, инженерноИ психологии.
ОсновоИ формирования всех типов компетенциИ - главным инструментом учебно-профессионального дискурса специалиста по информационным технологиям - является комплекс элект-
ронных учебно-методических пособий, реализуемый как динамичная, целенаправленная, управляемая, адаптивная подсистема, создание и развитие элементов которой предполагает выполнение обучающимися широкого спектра разнообразных упражнений и заданий, направленных на развитие коммуникативной компетенции обучающихся.
Литература
1. Ван Дейк Т.А. Эпизодические модели в обработке дискурса // Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. -Благовещенск, 2000а. - С. 68 - 108.
2. Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2004. - 336 с.
3. Карасик В.И. О категориях дискурса // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. - Волгоград - Саратов: Перемена, 1998. - С. 185 - 197.
4. Карасик В.И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лин-
гводидактики. - Волгоград, 1999а. С. 75 - 84.
5. Караулов Ю.Н. РусскиИ язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987.261 с.
References
1. Van Dyke T.A. Episodic models in discourse processing / / Van Dyke T. Language. Cognition. Communication. -Blagoveshchensk, 2000a. - S. 68 - 108.
2. Vahtin N.B., Golovko E.V. Sociolinguistics and the sociology of language. St. Petersburg. Univ European University at St. Petersburg, 2004. - 336.
3. Karasik V.I. On categories of discourse / / Linguistic personality: sociolinguistic and emotive aspects. -Volgograd - Saratov: Change, 1998. - S. 185 - 197.
4. Karasik V.I. Characteristics of pedagogical discourse / / Linguistic personality: aspects of linguistics and didactics. - Volgograd, 1999a. S. 75 - 84.
5. Karaulov Yu.N. Russian language and linguistic identity. - Moscow: Nauka, 1987. - 261.