РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ
УДК 372.881.1
Татьяна Сергеевна Руженцева,
к.п.н., доц. каф. «Лингвистика и межкультурная коммуникация», Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел: 8-962-996-93-15, E-mail: [email protected]
Данная статья посвящена проблеме обучения студентов информационно-технологических специальностей английскому языку на базе новых информационных технологий с целью формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов. Для создания и развития комплекса электронных пособий предложено использовать проектную методику. В статье описаны и проанализированы основные принципы, структура и результаты разработки компонент комплекса электронных учебно-методических пособий.
Ключевые слова: информационные технологии, профессионально-ориентированный, проектная методика, электронные учебно-методические пособия, системный подход, иностранный язык, студенты информационно-технологических специальностей, коммуникативная компетенция.
Tatyana S. Ruzhentseva,
PhD, Associate Professor of the Department of Linguistics and Intercultural Communication, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
ELABORATION OF COMPLEX OF ELECTRONIC EDUCATIONAL MATERIALS IN ENGLISH FOR IT-STUDENTS
This article is dedicated to the problem of teaching English to ^-students on the basis of new information technologies to form the communicative competence of future specialists. It was suggested that the project methodology for creating and developing the complex of electronic educational materials should be used. The basic principles, structure and elaboration results of components of the electronic textbooks complex were described and analyzed in the investigation.
Keywords: information technologies, professionally oriented, project methodology, electronic educational materials, system approach, foreign language, ^-students, communicative competence.
1. Введение
В настоящее время на рынке профессионально-образовательной продукции в области информационных технологий (ИТ) имеются отдельные профессионально-ориентированные учебно-методические пособия, предназначенные, в первую очередь, для факультативного изучения отдельных разделов английского языка для специальных целей в области компьютерной техники и технологий. Нам известны только традиционные формы таких изданий. Электронных форм, предназначенных для студентов ИТ-специальностей, практически нет. В имеющихся пособиях языковой материал представлен, как правило, фрагментарно, отсутствует комплексный подход к его формированию. В основном, целью данных пособий является лишь изучение определенного объема языковых единиц на уровне лексики и грамматики, т.е. полностью отсутствует системный подход к решению основной целевой задачи в области обучения иностранного языка (ИЯ) специалистов - формирования необходимого уровня профессиональной коммуникативной компетенции, которая определена требованиями новых стандартов в области преподавания ИЯ. Данные пособия также не предполагают использования студентами профессиональных знаний, умений и навыков при изучении английского языка для специальных целей [ 1].
В данной статье описываются индивидуальные проекты по подготовке комплекса электронных учебно-методических пособий (ЭУМП) по английскому языку для студентов информационно-технологических специальностей, которые выполнялись студентами кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. Данный комплекс рассматривается нами в качестве модели процесса профессиональной деятельности специалиста,
Для управления подобной системой применялись специальные методы сетевого планирования и управления. Участники проекта применяли профессиональные знания, полученные при изучении специальных курсов по организации и управлению предприятием, программированию, ИВС и др.
При выборе программно-технических средств проекта мы руководствовались такими принципами, как доступность, распространенность, функциональность, технологичность информационно-технологических средств (программ). Особое внимание участников проектов обращалось на адекватность выбора программного средства жанру текстовых компонент моделируемой ситуации; исполнители должны были выбрать наиболее эффективную электронную форму представления своих результатов - команду ИВС, программу машины, электронный текстовый документ, таблицу, базу данных, презентацию, информационный сайт и пр. В текстовой компоненте процесса профессиональной коммуникации была заложена такая важная категория профессионального текста, как интертекстуальность. В разрабатываемых ЭУМП названная категория реализуется на базе аппарата гиперссылок. Создаваемый информационный продукт расценивается всеми участниками проекта как гипертекст, как составная часть общего коллективного труда.
Связи между компонентами ЭУМК на базе гиперссылок позволили обеспечить высокую гибкость его структуры. При разработке отдельных компонент применялись принципы блочно-модульного и объектно-ориентированного программирования.
2. Структура ЭУМК
В структуру профессионально-ориентированного комплекса ЭУМП входят учебно-методические пособия для проведения аудиторных занятий; учебно-методические пособия для самостоятельных занятий; средства контроля и самоконтроля уровня подготовки; словарь общей лексики; словарь специальных терминов по информационным технологиям и компьютерной технике; вспомогательные учебные материалы; средства навигации по комплексу; списки адресов доменов Internet, содержащих используемые или рекомендуемые материалы; вспомогательные
программные средства - электронные переводчики-спеллеры и пр.
Поскольку стандартом предусмотрены две линии изучения языка - общего курса английского языка и английского языка для специальных целей - то в определенной степени можно считать, что их освоение идет параллельно. Следовательно, возможно создание независимых блоков УМК по каждому направлению. Понятно, что существование двух полностью независимых параллельных направлений в преподавании языка было бы методически ошибочным. Эти линии должны пересекаться. Такую возможность обеспечивает применение в электронном УМК OLE-технологий (Object Linking and Embedding - связывание и вставка объектов). Они позволяют организовать связи между элементами комплекса для эффективной навигации в его среде. Названные технологии также дают возможность применить блочно-модуль-ный принцип построения УМК, дополняя его новыми компонентами по мере их изготовления. Структура электронного учебника для общего курса английского языка и английского языка для специальных целей приведена в таблице J№1.
Рассматривая комплекс ЭУМП как сложную многоуровневую систему, мы приходим к необходимости выделить ряд уровней данной системы. Системный уровень является по существу вершиной «дерева целей» и отражает основные требования к специалисту по ИТ в области общей коммуникативной и профессиональной коммуникативной компетенции. Следующим уровнем целеполагания является предметный. Он предполагает формулирование целей разработки ЭУМП для изучения конкретной учебной дисциплины (в нашем случае - английского языка для специальных целей). Цели, задаваемые на этом уровне, не могут быть использованы для проведения конкретных учебных занятий, т. к. их формулировки носят слишком общий характер. Разрешение данного противоречия возможно на более низком уровне детализации целей обучения - на уровне модуля.
Модулем предметного обучения принято считать тему (раздел) учебной дисциплины, вписывающуюся в общую структуру учебного плана. Учебный модуль может рассматриваться не только как раздел учебной программы, но и как основа выбранной дидактичес-
Экономика, Статистика и Информатика^ИТвЭ №5, 2011
Таблица №1. Структура электронного учебника по английскому языку
для студентов ИТ-специальностей
№ Общий курс английского языка Английский язык для специальных целей
1 Grammar: The Noun. The Article. Plural Forms of Nouns. The Genetive case Т1. Will our children read books?
2 Grammar: Personal and Posseessive Pronouns. To be in the Present, Past, Future Simple. Topic: About myself and my family VL1. My computer
3 Grammar: To have in the Present, Past and Future Simple. Construction there + to be T2. Completely electronic device
4 Topic: In the computer room VL2. Keyboard. Structure
5 Grammar: Pronouns some, any, no T3. Hardware and software
6 Topic: In the computer room. Grammar: The Imperative Mood. VL3. Keyboard. Typewriter area
7 Grammar: Numerals. Many, much, (a) few, (a) little T4 Microcomputer hardware
8 Topic: Our University VL 4. Keyboard. Numeric keypad
9 Grammar: Present Simple T5Why not buy a computer?
10 Topic: Computers in Everyday life VL 5. Keyboard. Special keys.
11 Grammar: The degrees of Comparison of Adjectives and Adverbs T6.Warped keyboard makes for easier use
12 Test 1
13 Topic: Computers in Education VL 6. Peripheral devices Input devices
14 Grammar: Modal verbs T7 Portable computers
15 Grammar: Impersonal Sentences VL 7. Peripheral devices Output devices
16 Grammar: The Simple Tenses T8 Alpha
17 Topic: On the History of Computer Development VL 8. Data input and edit
18 Topic: On the History of Computer Development. T9 Motorola high performance series
19 Topic: On the History of Computer Development VL 9. DOS. Structure
20 Topic: The Concept of the Computer T10. Pentium
21 Grammar: The Continuous Tenses VL 10. DOS. Commands input and edit
22 Grammar: The Perfect Tenses T11 Power PC
23 Test 2
24 Topic: Peripherals VL 11. DOS. Disc management commands
25 Topic: C omputer Revolution T12. Microcomputers. Operating systems
26 Grammar: The Passive Voice VL 12. DOS. Catalogue structure
27 Topic: Programming T13 Working with word processing
28 Topic: Programming VL 13. DOS. File management commands
29 Topic: Alternative Options T14. Working with spreadsheets
30 Topic: Additional Intel Platform Products VL 14. DOS. Task management commands
31 T15. Working with databases
32 VL 15. Screen control commands
33 T16 Working with communications
34 Test 3
кой системы (методики), основное место в которой занимает взаимодействие различных приемов и способов учебной деятельности, обеспечивающих вхождение данного модуля в целостную систему предметного и общего обучения.
При таком подходе создание модуля становится одной из важнейших задач проектирования. Основная роль преподавателя состоит, с одной стороны, в развитии и применении комплекса ЭУМП, а с другой - в переводе целе-полагания на уровень конкретного занятия (проекта). Важно обеспечить задание цели проекта применительно к смысловой части учебной дисциплины, охватывающей содержание определенной темы, поскольку именно тема является наиболее характерной смысловой частью практически любой вузовской дисциплины. Для конструирования ЭУМП важно понятие, введенное В. П. Беспалько - «учебные элементы» - объекты, явления и методы деятельности, отобранные из науки и внесенные в программу учебного предме-та[2]. Данное понятие допускает прямую связь смысловой единицы учебной программы с базовым элементом комплекса - его «фрагментом» (ком -понентом). Учебные элементы можно считать нижним уровнем целеполага-ния проекта.
3. Основные принципы разработки комплекса электронных учебно-методических пособий по английскому языку для студентов информационно-технологических специальностей.
Главным принципом разработки комплекса ЭУМП мы считаем системный подход. На настоящем этапе развития высшей школы системный подход охватывает все основные стороны разработки систем обучения: постановку целей, конструирование учебного процесса, проверку эффективности работы новых учебных систем, их апробирования и распространения. В соответствии с этим мы считаем необходимым рассматривать комплекс ЭУМП как систему. Как и в любой системе, в комплексе можно выделить системные качества, которые отсутствуют у отдельных элементов, но рождаются за счет их взаимосвязи, состав (компоненты, подсистемы, части, элементы), структуру (особый характер связи частей в целое), а также функции, связи со средой, историю, характер функционирования и развития, соотношение естественных изменений и сознательного
управления.
Комплекс может рассматриваться и как множество разнообразных элементов (электронных информационных продуктов), обладающее структурой и организацией. Под структурой комплекса мы будем понимать, во-первых, совокупность устойчивых связей его компонент, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе; во-вторых, относительно устойчивый способ (закон) связи элементов комплекса.
Можно выделить ряд признаков, посредством которых комплекс как система может быть описан как целостное образование: наличие системных качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих комплекс; наличие составных элементов, компонентов, частей ЭУМП, из которых образуется комплекс; структуры, т. е. определенных связей и отношений между компонентами; функциональных характеристик комплекса в целом и отдельных его компонентов; коммуникативных свойств комплекса, проявляемых в двух формах: в форме взаимодействия со средой и взаимодействия его как системы с суб- и суперсистемами, т. е. системами более низкого или высокого порядка, по отношению к которым он выступает как часть (подсистема) или как целое; историчность, преемственность или связь прошлого, настоящего и будущего в комплексе как системе и его компонентах. При этом следует указать, что только наличие совокупности всех перечисленных признаков свидетельствует о возможности рассматривать комплекс ЭУМП как целостное образование.
Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует преподавателя на раскрытие целостности изучаемого объекта и изучение обеспечивающих ее механизмов, выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в одну теоретическую картину. Таким образом, системный подход предполагает рассмотрение объекта изучения как системы, выявление определенного множества ее элементов (все их выявить и учесть невозможно, да и не требуется), установление, классификацию и упорядочение связей между этими элементами, выделение из множества связей системообразующих, обеспечивающих соединение разных элементов в единую систему [3].
Системный подход позволяет пре-
подавателю при изучении комплекса ЭУМП выявить структуру (выражающую относительную жизненность) и организацию (количественную характеристику и направленность) данной системы, основные принципы управления ею. К числу основных требований системного подхода относятся следующие: выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе комплекса с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; анализ того, насколько поведение комплекса как системы обусловлено особенностями его отдельных элементов и свойствами его структуры; исследование механизма взаимозависимости, взаимодействия комплекса и среды; изучение характера иерархичности, присущего данной системе; обеспечение множественности описаний с целью многоаспектного охвата системы; рассмотрение динамизма комплекса как системы, представление его как развивающейся целостности. Развитие комплекса основано на принципе саморазвития проектируемых систем, процессов и ситуаций, который означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям (перестройке, усложнениям или упрощениям).
Решить задачу разработки ЭУМП на базе современных ИТ в условиях дефицита ресурсов силами преподавателей и студентов вуза можно, используя один из методов системного подхода -классический методы декомпозиции. Разделяя задачу проектирования комплекса ЭУМП на совокупность ряда уровней, можно довести детализацию проекта до такой степени, когда решение отдельной частной задачи предлагается студентам в качестве учебного задания.
Например, задачи поиска материалов для ЭУМП могут формулироваться в аспекте применения программно-технических средств преобразования текстов на бумажных носителях в электронную форму, поиска готовых электронных форм, в том числе, с применением сетевых технологий - поиска в INTERNET. Задачей преподавателя при этом является ориентация студента, кон -сультация и участие в окончательном отборе найденных первоисточников.
Отобранная информация систематизируется и оформляется в виде соответствующих «фрагментов» - компо -нентов ЭУМП. На этом этапе студенту
представляется наибольшая свобода в выборе программных средств. Проводится совместная разработка инженерно-психологического решения режимов и форм предъявления учебного материала. Особое внимание при этом уделяется совместной проработке вопросов контроля полученных знаний, умений и навыков. Участвуя в разработке контрольных заданий, студент не только глубже проникает в языковую среду, но и приобретает навыки методической работы.
Задачу объединения результатов частных проектов в компоненты комплекса ЭУМП возможно решать непрерывно, используя блочно-модульный принцип построения информационного продукта. В решении названной задачи могут участвовать студенты старших курсов в рамках учебной практики; также привлекаться преподаватели дисциплин ИТ- профиля.
4. Проектная методика как основа создания комплекса ЭУМП
Отличительной особенностью проектной методики является возможность реализации на ее базе прогрессивного процесса непрерывного создания и совершенствования комплекса ЭУМП. Моделью данного процесса служит восходящая расширяющаяся спираль. Витки спирали соответствуют циклам прохождения курса английского языка студентами новых наборов. Движение по вертикали в пространстве общей и профессиональной коммуникативной компетенций обеспечивается целеполага-ющими установками со стороны преподавателя, организующего работу по созданию комплекса.
Существуют различные теории относительно этапов работы над проектом, но, в конечном счете, все авторы выделяют следующие общие компоненты:
1) определение темы проекта, его конечной цели;
2) выбор видов речевой деятельности при презентации темы проектов;
3) сбор информации;
4) организация и демонстрация материала;
5) оценка представленных материалов и их соответствие поставленным целям.
Как известно, одной из самых главных черт проектной методики является так называемая автономия студента. Она может варьироваться от минимального участия преподавателя в принятии решений до самоличного выбо-
ра им тем и соответствующих результатов.
Первым этапом в планировании проекта выступает определение целей, которые могут различаться: на их основе строятся как проекты сроком на один семестр, так и на одну тему или раздел материала.
Отдельно подчеркнем, что в список целей проекта входит создание конечного продукта: будь то альманах, атлас, сборник научных статей или методическое пособие. Продуктов может быть несколько, но нужно, чтобы они соответствовали следующим критериям: для создания продукта студенты должны четко понимать, синтезировать и уметь применять на практике результаты проекта. Хороший итоговый продукт требует показания глубины пройденного материала, его центральных понятий, принципов и тенденций; результаты проекта должны отражать реальные ситуации. Этого можно достигнуть путем отбора мероприятий, которые представляют собой жизненные ситуации и в то же время связаны с темой проекта; создаваемый продукт должен быть актуальным и интересным для студента.
При этом необходимо более детально остановиться на определении специфических знаний, которые обучающиеся должны приобрести по окончании проекта.
На втором, основном этапе, студенты работают с материалами по теме исследования.
На третьем, заключительном этапе, подводятся итоги выполнения проекта, оценивается соответствие результатов целям проекта, оформляются отчетные материалы и публикации. Здесь также определяются перспективы дальнейшего развития работ в данном направлении [4].
Рассмотрим некоторые функции участников проекта. Особо следует сказать о роли преподавателя и студента в проектной методике, т. к. этот новый вид работы предполагает пересмотр функций, используемых в других стратегиях и педагогических технологиях.
В проектной методике студент сам: в значительной мере регулирует процесс познания, планирует и направляет свой собственный проект, самостоятельно определяет задачи и работает над их решением; применяет в своем исследовании новые ИТ, позволяющие выйти за рамки стандартной программы; выступает в качестве первооткрывателя, синтезатора и представителя
идей, приобретает новые навыки и использует имеющиеся; проявляет такие качества, как коммуникабельность, ответственность, трудоспособность, сотрудничает с другими студентами; выявляет междисциплинарные связи и использует их в своем проекте; использует ресурсы из реальной жизни, в том числе - ресурсы глобальной ИС INTERNET; использует навыки, кото -рые пригодятся в последствии в профессиональной деятельности.
Роль преподавателя в проектной методике значительно отличается от роли преподавателя при традиционной классно-урочной системе: он постоянно присутствует и консультирует студентов, но при этом старается держаться в стороне от выполняемого студентами проекта, чтобы не нарушать заведенного ими порядка. Тем не менее, стоит перечислить и ряд отличительных функций, выполняемых преподавателем в проекте: предоставляет определенную свободу действий студентам; является коллегой и наставником для студентов; процесс познания направлен от преподавателя к студенту таким образом, что последний может сам отвечать за свои знания; постоянно следит за ходом выполнения проекта, отмечая, какие методы управления сработали, какие - нет.
Важную роль в проектной методике играет оценка деятельности студентов. При этом учитываются следующие аспекты: оценка основывается на по лученных результатах; оценка производится путем проведения обсуждения результатов выполнения проектов или их этапов в различных аудиториях; использование самооценки: студенты сами оценивают свои навыки и умения (может использоваться анкетирование).
Поскольку все проекты различны, то и оценка должна варьироваться в зависимости от ситуации, однако, на наш взгляд, необходимо вести учет всех промежуточных результатов и достижений.
5. Сетевые методы управления проектами
Одним из направлений деятельности вуза является интеграция результатов изучения общеобразовательных и специальных дисциплин в аспекте их практического применения для создания электронных текстовых продуктов. В качестве примера комплексного подхода к разработке ЭУМП по английскому языку, включающего в себя применение специальных знаний, умений и навыков, полученных при изучении спе-
Экономика, Статистика и Информатика
№5, 2011
циальных предметов, рассмотрим подход к организации разработки ЭУМП с применением специальных сетевых методов управления проектами[2].
Методы сетевого планирования и управления на базе электронно-вычислительной техники были разработаны отечественными и зарубежными учеными во второй половине ХХ столетия в связи с началом использования ЭВМ для управления сложными социально-экономическими системами. Наиболее известными являются зарубежные системы CPM (Controling Planning and Management - методы контроля, планирования и управления), PERT (Plan Estimating Revising and Testing - система оценки, пересмотра и тестирования плана) и отечественная СПУ (сетевое планирование и управление) taxa. Эти методы позволяют организовать согласованное во времени взаимодействие ряда исполнителей, работающих над различными частями проекта. В настоящее время системы такого рода широко используются не только на уровне масштабных проектов, но и на уровне небольших предприятий. Студенты ИТ-специальностей изучают методы СПУ и их применение для управления проектами на старших курсах. Они осваивают теорию методов и технологию расчетов их параметров на персональных компьютерах.
При использовании метода проектов в изучении английского языка одной из форм индивидуальной работы студентов является их участие в разработке комплекса ЭУМП. В совокупности ЭУМП образуют комплекс, включающий в себя ряд информационных продуктов. В их число входят как довольно простые: программа курса и т.п., так и те, которые имеют большой объем и состоят из множества частей: электронные учебники, словари. Составные части данных ЭУМП могут быть унифицированы по структуре и форме, но содержание их различно. Как правило, каждую из таких частей выполняет один исполнитель или микроколлектив из нескольких человек. Действия исполнителей необходимо координировать, т.е. в процессе разработки комплекса ЭУМП требуется организация управления проектом, в том числе - планирование работ. Одной из форм планирования является разработка сетевых графиков. При разработке ЭУМП по английскому языку коллектив исполнителей сталкивается с большим числом задач, для реализации которых понадо-
бится большой срок времени. Целью метода сетевого планирования является экономия, т.е. уменьшение времени на разработку и реализацию ЭУМП. Особенностью метода сетевого планирования в управлении проектом по разработке ЭУМП является распределение задач между участниками проекта и их параллельное выполнение.
Особую эффективность сетевого планирования возможно обеспечить за счет применения компьютерных моделей подобных сложных комплексов работ. В настоящее время отсутствует методическая литература по разработке таких моделей. Стандартные программные средства (MS Project - фирмы Microsoft) не позволяют глубоко изучить особенности алгоритмов, используемых в расчетах. Участниками проекта была разработана компьютерная модель сетевого графика проекта ЭУМП по английскому языку для студентов специальности 351400 «Прикладная информатика в экономике» [5].
Традиционная методика расчета характеристик элементов сетевого графика (работ и событий) ориентирована на один из наиболее распространенных способов представления исходных данных в виде списков. Подобная форма имеет определенное преимущество с точки зрения компактности размещения данных. Однако ее использование связано с определенными сложностями. Она не допускает автоматизации в программировании расчетов. Вычисление характеристик каждого элемента программируется отдельно. При этом используются сложные связи между данными. При необходимости модификации структуры сетевого графика все расчеты необходимо программировать
заново. Следовательно, данная методика требует улучшений.
Более эффективным является использование схемы размещения исходных данных и результатов расчетов, основанной на применении одного из элементов математического аппарата теории множеств - бинарных отношений. В рамках указанного подхода облегчается представление и актуализация последовательности работ, связей событий, нагляднее выявляется значение числовых характеристик элементов графика. Основным достоинством матричной формы размещения исходных данных выступает то, что она позволяет эффективно автоматизировать программирование расчетов ранних и поздних сроков наступления событий, начала и окончания работ, длины критического пути и т.д.
Исходные данные вносятся в таблицы, представляющие собой компьютерную реализацию отношений между событиями графика. К примеру, Таблица №3 - «Характеристики событий сетевого графика» - содержит расчеты раннего и позднего сроков свершения и резервов событий. Затем определяется ранний срок начала работ, ранний срок их завершения, поздний срок начала и окончания работ, полный резерв, свободный резерв, частные резервы первого и второго рода и коэффициенты напряженности.
Сводные результаты расчетов представлены в таблице №2 4.
Предлагаемый подход, основанный на использовании отношений в структуре исходных данных и представления результатов расчетов, требует довольно больших ресурсов памяти, но этот недостаток компенсируется повышен-
Таблица № 2. Структура сетевого графа
R 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 1 1 1
2 1 1 1
3 1 1
4 1
5 1 1
6 1
7 1 1
8 1
9 1 1 1 1
10 1
11 1 1
12 1
13
Таблица № 3. Характеристики событий сетевого графика
Элемент сети, Наименование параметра Условное
характеризуемый обозначение
параметром параметра
Событие 1 Ранний срок свершения события Tp(i)
Поздний срок свершения события Tn(i)
Резерв времени события R(i)
Работа (1, ^ Продолжительность работы T(i, j)
Ранний срок начала работы TрнС,j)
Ранний срок окончания работы TроС,j)
Поздний срок начала работы T пн(^ j)
Поздний срок окончания работы T m(i, j)
Полный резерв времени работы R7i, j)
Частный резерв времени работы Ri(i, j)
первого вида
Частный резерв времени работы
второго вида или свободный Rc(i, j)
резерв времени работы
Независимый резерв времени R(i, j)
работы
Путь Ь Продолжительность пути T(L)
Продолжительность критического T L кр
пути
Резерв времени пути R(L)
ной алгоритмичностью и унификацией всех этапов обработки данных. Названный метод отличается простотой, наглядностью и иллюстративностью. С его помощью не только упрощается верификация программных настроек, но и облегчается освоение сложных алгоритмов программирования задач сетевого планирования и управления. Его можно применить и для решения других сетевых задач.
Методика расчета характеристик элементов сетевого графика проекта разработки ЭУМП по английскому языку на основе матриц отношений событий комплекса операций и созданная на ее основе компьютерная модель комплекса работ была использована нами для организации и управления работами по созданию электронного учебника по английскому языку для студентов ИТ-специальностей. Значительный объем работ, проводимых в короткие сроки, обусловил необходимость выделения большого количества частных заданий для группы исполнителей, состоявшей из 10 человек. Задания включали поиск информации, в том числе, с применением сети INTERNET, ее оформление, согласование используемых программных средств и ИТ. Координация действий исполнителей с применением компьютерной модели позволи-
ла организовать эффективное управление проектом.
Необходимо отметить, что основной объем работ по созданию компьютерной модели выполнили (под руководством преподавателя) студенты старших курсов, участвовавшие в проекте. Они разработали математическую модель,
запрограммировали расчеты, получили результаты; участвовали в распределении работ между исполнителям и осуществляли контроль за выполнением частных заданий. Таким образом, студенты, принимавшие участие в проекте, получили определенный опыт в применении профессиональных навыков на
Номер работы Работа (i,,j) Продолжительность работ T(i, j) Сроки начала и окончания работ Резервы времени работ
трна,о Tpo (I,j) Trn (I,j) T^d,]) RH(I,j) R1(I,j) Rc(I,j) Rn(I,j)
1 (1.2) 7 0 7 23 23 23 23 0 0
2 (1.3) 7 0 7 28 28 28 28 0 0
3 (1.4) 10 0 10 0 0 0 0 0 0
4 (2.5) 10 7 17 48 48 41 18 0 -23
5 (2.6) 10 7 17 30 30 23 0 23 0
6 (2.9) 30 7 37 45 45 38 15 13 -10
7 (3.5) 10 7 17 48 48 41 13 0 -28
8 (3.7) 30 7 37 35 35 28 0 0 -28
9 (4.6) 30 10 40 10 10 0 0 0 0
10 (4.8) 10 10 20 60 60 50 50 50 50
11 (5.7) 7 17 24 58 58 41 0 13 -28
12 (5.9) 7 17 24 68 68 51 10 26 -15
13 (6.8) 30 40 70 40 40 0 0 0 0
14 (6.9) 10 40 50 65 65 25 25 0 0
15 (7.10) 20 37 57 65 65 28 0 3 -25
16 (8.11) 10 70 80 70 70 0 0 0 0
17 (9.10) 10 50 60 75 75 25 0 0 -25
18 (9.11) 5 50 55 75 75 25 0 25 0
19 (9.12) 15 50 65 80 80 30 5 30 5
20 .10 12. 10 60 70 85 85 25 0 25 0
21 (11.12) 15 80 95 80 80 0 0 0 0
22 (11.13) 15 80 95 110 110 30 30 30 30
23 (12.13) 30 95 125 95 95 0 0 0 0
Экономика, Статистика и Информатика^И 173 №5, 2011
Таблица №4. Характеристики работ сетевого графика разработки комплекса ЭУМП по английскому языку
практике и приобрели определенные навыки организационной работы.
6. Заключение
Результаты опытного обучения показали, что предложенная модель обучения иностранным языкам в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности, основанная на принципах деятельного, творческого подхода к изучению языка профессиональной сферы, использующая современные компьютер -ные средства, системы телекоммуникации и информационные технологии, в том числе, мультимедийные, не только обеспечивают эффективное усвоение учебного материала, но и позволяют решить целый комплекс образовательных и воспитательных задач, подготавливающих студентов к профессиональной деятельности и способствующих значительному повышению уровня владения иностранным языком и формированию устойчивых навыков его применения в различных сферах общения.
Литература
1. Руженцева Т.С., Матухин П.Г. Структура и методические аспекты применения профессионально-ориентированных электронных УМП по английскому языку // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранный языки и методика их преподавания, 2004. - № 1(2). - С. 136 - 145.
2. Беспалько В.П. Программированное обучение: Дидактический аспект. -М.: Педагогика, 1970. - 300 с.
3. Башмако А.И., Башмако И. А. Раз-работк компьютерных учебнико обуча-ющи систем. - М.: Филин, 2003. - 616 с.
4. Мельников Д.В., Матух П.Г., Руженцева Т. С. Матричня модель проект сетевого план разработки электронног УМК по английском языку. - М., 2005. -22. - Деп. во ВНТИЦ, 07.07.2005, -№ 50200501079.
5. Полат Е.С. Новые педагогические информационные технологии систме образования: учебно пособи. /Е.С. Полат. -М: Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
References
1. Ruzhentseva T.S., Matukhin P.G. The structure and methodological aspects of vocational-oriented electronic MFA in English // Bulletin of Peoples' Friendship University. Series: Russian and foreign languages and their teaching methodology, 2004. - № 1 (2). - P. 136 -145.
2. Bespalko V.P. Programmed instruction: didactic aspect. - Moscow: Pedagogy, 1970. - 300 P.
3. Bashmakov A.I., Bashmakov I.A. The development of computer training and tutoring systems. - Moscow: Filin, 2003. - 616 P.
4. Melnikov D.V., Matukhin P.G., Ruzhentseva T.S. The matrix model of the project plan to develop an electronic network of CMD in English. - M., 2005. -22. - Dep. in VNTIC, 07.07.2005, -№ 50200501079.
5. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in education: a training manual. / E.S. Polat. M: Publishing center "Academy", 1999. - 224 P.