ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
И.И. Молчанова
Российский университет дружбы народов ул. Орджоникидзе, 3, Москва, Россия, 115419
В статье говорится о применении электронного учебно-методического пособия на занятиях по английскому языку у студентов инженерных специальностей. Анализируются структура и результаты разработанного электронного учебно-методического пособия, основой которого является работа с проектами. Доказана эффективность использования электронного учебно-методического пособия на занятиях.
Ключевые слова: электронное учебно-методическое пособие, метод проектов, коммуникативная компетенция, студенты инженерных специальностей, английский язык.
Современное образование представляет собой непрерывный процесс, так как информация быстро устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления. Активное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного студента. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углубленного образования, в том числе языкового.
Сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий является необходимым условием качественного современного образования, целью которого является развитие активной, ответственной, сознательной, конструктивной личности. Применение электронных учебно-методических пособий (ЭУМП) на занятиях по английскому языку позволяет поднять учебный процесс на новый уровень, студент сам становится главной действующей фигурой и открывает путь к усвоению знаний. Преподаватель же выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция — организация и стимулирование учебного процесса.
В настоящее время студенты прекрасно осознают необходимость применения компьютера в процессе обучения и в своей будущей профессиональной деятельности. Формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций происходит быстрее в том случае, если учебные задачи, решаемые в рамках информационных технологий обучения, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной работе.
Однако в настоящее время наблюдается дефицит электронных учебно-методических пособий, разработанных для изучения английского языка для студентов инженерных специальностей.
С целью формирования коммуникативных умений, активизации самостоятельной работы студентов, развития их творческих сил и способностей нами было разработано и внедрено в учебный процесс ЭУМП «Разработай свой проект. Enjoy your projects!», которое проходило экспериментальную проверку на кафедре иностранных языков инженерного факультета Российского университета дружбы народов в течение нескольких лет. Опытное обучение проводилось в рамках одногодичного модуля в Российском университете дружбы народов в 2006—2011 гг., а также в рамках программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в 2012—2013 гг. В эксперименте участвовали студенты, имевшие различный уровень языковой подготовки, учащиеся выполняли коллективные проекты.
Электронный текст пособия представляет собой линейную структуру логически и методически организованного текста, которая соответствует структуре «классического» печатного учебного пособия. Студенты могут работать с ЭУМП в следующих режимах: «Раздел», «Подраздел», «Приложение», «Грамматические тесты», «Лексические тесты», «Ключи», «Список литературы». Навигация в левой части экрана позволяет выбирать необходимый режим. Режим «Раздел» предназначен для полного ознакомления с тем или иным разделом. Студент может выбрать режим «Подраздел» в зависимости от своего выбора заданий. После ознакомления со II подразделом рекомендуются варианты ссылок на блоки упражнений, тестовый контроль или переход к III подразделу для разработки своих собственных проектов. Режим «Приложение» ориентирован на проведение практических занятий для разработки проектов. «Литература» представляет собой список основной и дополнительной литературы, рекомендованной к изучению по данному разделу или теме. Обратная связь в пособии реализуется через режим «Грамматические тесты» и «Лексические тесты», позволяющий осуществить контроль полученных знаний. Студентам предлагается пройти тест по текущей теме, существует также возможность выбора другого теста по любой теме курса. Доступность и простота в освоении и использовании пособия при обучении не требует специальной подготовки пользователя. Структура учебника, удобная система быстрой навигации позволяют свободно перемещаться по изучаемому материалу [5. С. 10].
Нами были поставлены задачи формирования коммуникативных умений и повышения мотивации к изучению английского языка в учебных группах на инженерном факультете посредством работы с использованием проектной методики.
При организации процесса обучения студентов-инженеров иноязычному общению с использованием ЭУМП основой которого является использование метода проектов, мы руководствовались системой упражнений, направленных на введение и усвоение лексики; системой заданий на формирование умений вести диалог; использованием активных форм и видов защиты проектов (дискуссий, оппонирования, ролевых игр и т.д.) с учетом речевого и поведенческого этикета.
Опыт работы показал, что применение данного пособия дает огромные преимущества перед традиционными методами преподавания английского языка. Прежде всего повышается интерес к изучаемому языку, студенты с удовольствием работают самостоятельно, с интересом разрабатывают проекты, изучают теорети-
Молчанова И.И. Эффективность использования электронного учебно-методического пособия...
ческий материал, выполняют грамматические и лексические тесты, применяя при этом интерактивные технологии получения знаний — компьютерные технологии.
Основное отличие и преимущество ЭУМП «Разработай свой проект. Enjoy your projects!» — в его интерактивности, в способности активизировать мышление студента в разработке проекта без особых усилий, а также заинтересованностью процессом самостоятельного добывания знаний, способностью создать на занятиях творческую атмосферу.
Особый интерес вызывают у студентов приложение с краткой дополнительной информацией по каждому проекту. Все это: и интерес к темам проекта, и желание работать самостоятельно, и просьбы студентов, бывших школьников, «разработать еще больше проектов» — легко объяснимо: за одиннадцать лет учебы в школе им настолько надоели «традиционные» методы преподавания, что они, получив право выбора, возможность думать, самостоятельно принимать решение и т.д., проявляют удивительное трудолюбие и добиваются результатов обученно-сти, о которых в школе они и не мечтали.
При организации работы студентов на занятиях по английскому языку с применением ЭУМП не возникало особых затруднений. Студенты свободно оперировали соответствующими лексическими единицами; осуществляли выбор языковых единиц (ЯЕ) в соответствии с контекстом высказывания; правильно употребляли их в зависимости от характера общения и того впечатления, которое может быть оказано на собеседника; вели диалог, полилог, высказывали свою точку зрения с учетом профессионального компонента, а также выслушивали мнения оппонентов, реагируя на их реплики и высказывания; логично строили свое выступление, спокойно изучали новый и повторяли старый грамматический материал, с удовольствием решали кроссворды, направленные на пройденную лексику и т.п. Однако, чтобы на занятии данный метод работы был эффективным, необходима определенная быстрота работы. Предложенные в пособии таблицы значительно облегчали и ускоряли работу над проектом. Особый интерес у студентов вызвала презентация проекта.
Анализ применения данного пособия с использованием метода проектов свидетельствует о повышении интереса к освоению нового материала, активизации внимания, абстрактного мышления, росту эффективности освоения учебной информации.
Эксперимент показал, что работа с данным ЭУМП дает особенно хорошие результаты. Учащимися было отмечено удобство того, что каждый мог в своем режиме просматривать весь процесс, а при возникновении затруднений вернуться назад и повторить фрагмент заново.
Подводя итоги, мы доказываем, что использование ЭУМП позволяет нам сделать занятие по английскому языку современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности преподавателя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
Опираясь на практические результаты использования электронного учебно-методического пособия с применением метода проектов, можно отметить, что ме-
тод проектов является дидактическим средством повышения мотивациии в обучении иностранным языкам, хорошей формой развития коммуникативных умений (при этом за отправную точку дискуссии принимался текст) [6. С. 127]. Проектная методика позволяет сформировать эффективную внешнюю и внутреннюю мотивацию к изучению английского языка для специальных целей, которая определяется осмыслением задач учебной деятельности в условиях учебно-профессионального дискурса будущего инженера, а также формированием основных навыков, необходимых специалисту для успешной профессиональной деятельности. Работа с предложенными ситуациями в ходе разработки проектов доказала, что при этом происходит совершенствование умений профессиональной коммуникации, повышение уровня общей и профессиональной коммуникативной компетенции будущих инженеров.
Практические результаты подтверждают, что те учащиеся, которые систематически работают с ЭУМП и занимаются проектной деятельностью, повышают качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в различных конкурсах и показывают хорошие результаты.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Вохрышева Е.В., Стрельников В.Н. Обучение диалогическому взаимодействию на английском языке с помощью новых компьютерных технологий / Самар. гос. акад. культуры и искусств // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: Электрон. на-уч.-практ. конф. — Самара, 2001. — С. 124—130.
[2] Галиулина Т.Н. Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий // Материалы региональной научно-практической конференции «Английский язык в системе «Школа — Вуз». — Новосибирск, 2003.
[3] Иванова Л.И. Сетевой англоязычный инженерный дискурс. — VI Степановские чтения. Язык и культура. На материале романо-германских и восточных языков: Материалы докладов и сообщений Международной конференции. — М.: РУДН, 2007. — С. 91—93.
[4] Кобыльская И.И. Разработай свой проект. Enjoy your projects!: Учебно-методическое пособие. — М.: РУДН, 2007.
[5] Кобыльская И.И. Проектная методика обучения английскому языку студентов инженерных специальностей на базе электронного учебно-методического пособия: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — М.: РУДН, 2008.
[6] Михеева Н.Ф. О роли коммуникативных информационных технологий в современном мире // Методы современной коммуникации: проблемы теории и социальной практики: Материалы I Межд. науч. конф. — М.: МГЛУ, 2002. — C. 14—20.
LITERATURA
[1] Vohrysheva E. V., Strelnikov V.N. Obuchenie dialogicheskomy vzaimodejstviu na anglijskom yazyke s pomoshju novyh kompjuternyh tehnologij // Vuz kultury i iskusstv v obrazovatelnoj sisteme regiona: materialy electronnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. — Samara: Samar-skaya gosudarstvennaya akademiya kultury i iskusstv, 2001. — S. 124—130.
[2] Galiulina T.N. Obuchenie inostrannomu yazyku s pomoshju novyh informatsyonnyh tehnologij // Anglijskij yazyk v sisteme «Shkola — Vuz»: Materialy regionalnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. — Novosibirsk: Arta, 2003. — S. 15—18.
Молчанова И.И. Эффективность использования электронного учебно-методического пособия.
[3] Ivanova L.I. Setevoj angloyazychnyj inzhenernyj diskurs // VI Stepanovskie chteniya. Yazyk i kultura. Na materiale Romano-Germanskih i vostochnyh yazykov: Materialy dokladov i soob-shenij Mezhdunarodnoj konferentsii. — M.: RUDN, 2007. — S. 91—93.
[4] Kobylskaya I.I. Razrabotaj svoj proekt. Enjoy your projects!: Uchebno-metodicheskoe poso-bie. — M.: RUDN, 2007.
[5] Kobylskaya I.I. Proektnaya metodika obucheniya anglijskomu yazyku studentov inzhenernyh spetsialnostej na baze electronnogo uchebno-metodicheskogo posobija: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. — M.: RUDN, 2008.
[6] Mikheeva N.F. O roli kommunikativnyh informatsionnyh tehnologij v sovremennom mire // Metody sovremennoj kommunikatsii: problemy teorii i sotsialnoj praktiki: Materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. — M.: MGLU, 2002. — S. 14—20.
EFFICIENCY OF USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL MATERIAL FOR STUDENTS OF ENGINEERING SPECIALTIES
I.I. Molchanova
Peoples' Friendship University of Russia Ordzhonikidze str., 3, Moscow, Russia, 115419
The article says about the use of electronic educational material during English lessons for students of engineering specialties. The structure and the results of the electronic educational material, which basis is elaboration projects, were analysed. The efficiency of use of electronic educational material was proved.
Key words: electronic educational material, project method, communicative competence, students of engineering specialties, English language.