Научная статья на тему 'Отбор и оформление содержательного компонента электронного учебно-методического пособия для интегрированного обучения английскому и казахскому языку студентов экономических специальностей'

Отбор и оформление содержательного компонента электронного учебно-методического пособия для интегрированного обучения английскому и казахскому языку студентов экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молдахметова Гульнара Зейнилкабиденовна

В статье автор рассматривает отбор и оформление содержательного компонента электронного учебно-методического пособия для интегрированного обучения английскому и казахскому языку студентов экономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отбор и оформление содержательного компонента электронного учебно-методического пособия для интегрированного обучения английскому и казахскому языку студентов экономических специальностей»

УДК 372.881.1:371.68

Молдахметова Гульнара Зейнилкабиденовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Директор Департамента Международного Сотрудничества Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова gulnaramold@mail.ru, Казахстан, Павлодар

ОТБОР И ОФОРМЛЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ И КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Moldakhmetova Gulnara Zeinilkabidenovna

The candidate ofpedagogical sciences, docent, Director of International Affairs Department of Pavlodar State University named after S. Toraygirov, gulnaramold@mail.ru, Kazakhstan, Pavlodar

SELECTION AND REGISTRATION OF A SUBSTANTIAL COMPONENT OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL GRANT FOR INTEGRATED TEACHING OF THE ENGLISH AND KAZAKH LANGUAGES TO THE STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

Для представления содержательной учебной информации в ЭУМП «Десять проектов экономического английского и казахского языков» использовалась гипертекстовая технология, позволившая в структурированном и логическом виде осуществлять просмотр информации ЭУМП с помощью программной системы.

Для выявления педагогической потребности применения ЭУМП «Десять проектов экономического английского и казахского языков» нами проводился анализ содержания учебной дисциплины, и решалось, какая его часть должна быть включена в ЭУМП; каким образом наиболее целесообразно представить теоретический, иллюстративный, справочный глоссарий и практический материал и как их увязать с общим педагогическим процессом. При решении этих вопросов подобраны следующие темы: АП about money; Your career and income; Marketing; Protecting what you have; Financial industries; Borrowing money; Principles of Management; Business correspondence; Financial World; Starting up your own business; и практический материал в соответствии с программой учебной дисциплины, видами занятий, формой самостоятельной работы студентов и её контролем, типом и конфигурацией информационных и коммуникационных технологий. Кроме того, устанавливается время, необходимое для изучения вышеуказанных тем, места использования коммуникационных и информационных технологий в системе занятия и в системе интегрированного обучения.

Известно, что в каждой учебной дисциплине есть материал, который должен быть усвоен студентом на уровне умений и навыков с тем, чтобы в дальнейшем на этой основе можно было бы сформировать специфическое для данной предметной области мышление. Именно такого вида материал и подлежит программированию в целостном компьютеризированном курсе. Кроме того, в курс необходимо включать такую содержательную учебную информацию, которую невозможно изучить с использованием других технических средств.

Основными функциями учебно-методического обеспечения целостного компьютеризированного курса являются: предъявление ЭУМП в удобной для восприятия студентов форме; предоставление возможности развития личности студента; осуществление оперативного контроля знаний студентов; создание эмоционально-мотивационной сферы и комфортно-требова-тельных условий учебно-практической деятельности студентов; управление этой деятельностью; показ студентам набора целевых установок в виде задач различной сложности и предоставление возможности их выбора для решения (в соответствии с возрастом и индивидуальной подготовкой); предоставление студентам ориентировочной основы деятельности в виде справочной информации о конкретной задаче и практических рекомендаций по её решению; тренинг при формировании умений и навыков; обеспечение непосредственного доступа к вычислительным, информационно-справочным, игровым и другим ресурсам ЭУМП; предоставление студентам возможности получения помощи или консультации (в виде примера решения подобной задачи, алгоритма решения всей задачи или отдельной её части); создание условий для формирования у студентов интеллектуальных умений путем решения задач различного уровня сложности; формирование потребности саморазвития и самосовершенствования; осуществление непрерывного педагогического мониторинга за ходом образовательного процесса; повышение информационной культуры участников образовательного процесса [3].

Содержательный компонент ЭУМП строится с учетом удобства и возможности алгоритмизации дидактического материала для использования его в компьютерных программах, осуществления управления движением обучающихся в логике СУИ, перехода от одного вида учебного материала к другому.

Проведенные исследования позволяют выделить следующие общие требования к содержательному компоненту ЭУМП:

1) соответствовать современному состоянию научного знания по данному учебному предмету;

2) соответствовать целям и задачам, которые будут решаться в ходе обучения с помощью ЭУМП по данной учебной дисциплине или циклу дисциплин;

3) объем информации должен быть необходимым и достаточным по содержанию и усваиваться в отведенное время;

4) содержание должно предъявляться в форме, позволяющей раскрыть наиболее важные связи и отношения объекта;

5) учитывать приобретенные ранее студентом знания, умения и навыки;

6) способы усвоения учебного материала, предусмотренные ЭУМП, должны соответствовать современным научным методам познания (методу системного анализа, методу моделирования, в том числе математического и т. п.);

7) в содержании учебной дисциплины должны выделяться структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представить этот дидактический материал в целостной форме;

8) при отборе, систематизации и построении материала, выборе методики его усвоения, а также развитии мотивационной сферы, необходимо учитывать исходный уровень подготовки студентов, их индивидуальнотипологические и психофизиологические особенности;

9) соответствовать усваиваемым знаниям. Например, если алгоритм нацелен на формирование у студентов умений и навыков, то организацию деятельности следует вести по готовому алгоритму, заданному разработчиком компьютерной программы, и наоборот, если предполагается формирование умения решать эвристические задачи, то студенту предоставляется возможность самостоятельной разработки алгоритма;

10) обеспечивать наиболее эффективное усвоение программы курса любой учебной дисциплины с помощью ЭУМП.

При оценке педагогической полезности ЭУМП для интегрированного обучения определяющими параметрами являются: стоимость; продолжительность курса; отсутствие языкового барьера; профессиональная компетентность педагогов; имидж вуза; качество информационной базы; педагогическая полезность ЭУМП; отсутствие культурологических барьеров; качественный маркетинг курса.

Составной частью ЭУМП является разного вида отобранная и структурированная содержательная учебная информация. Её проектирование означает конструирование средств организации учебной деятельности студентов в различных условиях, в том числе и при интегрированном обучении. Исследования показали, что одними из условий эффективного использования целостных компьютерных курсов при интегрированном обучении является качественная разработка учебной информации (отбор, структуризация, представление, носители и др.). Необходимость четкого структурирования учебного материала диктуется следующими причинами:

- организационной - разбивка учебной информации на блоки не только облегчает студентам её изучение в отсутствие преподавателя, но и позволяет регламентировать порядок интеллектуального взаимодействия студента и преподавателя. Эта причина актуальна и при создании различных печатных средств для системы интегрированного обучения;

- функциональный - реализация гипертекстовых переходов при разработке ЭУМП должна предполагать обособленность смысловых фрагментов

тем. Если ЭУМП используется в качестве компьютерной поддержки к традиционному печатному материалу (учебник, учебное пособие и др.), то при конструировании отдельных компьютерных программ, входящих в структуру курса, должно быть сохранено соответствие между ними.

Процесс представления содержательной учебной информации следует планировать и осуществлять на следующих этапах:

1. Конкретизация целей и задач содержательной учебной информации;

2. Отбор содержания по схеме: основные научные понятия, закономерности, факты, основные положения теории, законы, следствия;

3. Определение логической последовательности представления учебной информации в процессе обучения;

4. Разработка структуры учебной информации - членение учебного материала на главы, параграфы, пункты и выбор наиболее эффективной формы представления учебной информации с помощью средств информатизации;

5. Проектирование способов усвоения содержательной учебной информации студентами (моделирование учебно-познавательной деятельности).

Внедрение содержательной учебной информации в систему интегрированного обучения предполагает учет ряда факторов: соблюдение определенной динамики изучения учебного материала; определение целей обучения по данной учебной дисциплине с учетом междисциплинарных связей; крупноблочное изучение учебного материала; технология построения курса и его реализация. Он должен предполагать активную самостоятельную интеллектуальную работу студентов за компьютером в основном в отсутствие преподавателя; обеспечение непрерывной системы контроля, включая промежуточную и заключительную аттестации.

Большое значение имеют также способы структурирования содержательной учебной информации с целью перераспределения информации между текстом, иллюстрациями, которые в одинаковой мере способны передать содержание учебной дисциплины, а также дидактическое оформление текста.

Решение этой проблемы осуществляется иллюстративными средствами: системой смысловых акцентировок - цветовое выделение, шрифтовые и др.; композиционными решениями, организующими процесс усвоения информации; чтением, поиском и анализом содержательной учебной информации.

Наш опыт показал, что при отборе и структуризации содержательной учебной информации актуальным является вопрос выбора критериев, оказывающих влияние на содержание образования. В качестве исходной может быть принята точка зрения Б. С. Гершунского, согласно которой содержание обучения должно соответствовать следующим критериям: оно должно быть ориентированным на профессиональную модель специалиста, отражая, таким образом, требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, их мировоззрению, творческому потенциалу; оно должно быть рассчитано на реализацию в ближайшей перспективе [2].

При отборе и структуризации содержательной учебной информации необходимо четко определить: исходной базой каких учебных дсциплин является данный курс, какой объем материала и на каком уровне его необходимо усвоить. Это позволит преподавателю избежать повторения некоторых разделов и тем в других курсах.

С учетом рекомендаций В. П. Беспалько целесообразно разграничить уровни усвоения знаний таким образом:

1-й уровень - уровень знакомства (деятельность по узнаванию). Характеризуется способностью узнавать, познавать, различать объекты изучения в ряду подобных;

2-й уровень -уровень репродукций. Характеризуется возможностью воспроизведения содержательной учебной информации об изучаемом объекте и его свойствах;

3-й уровень - уровень умений (деятельность эвристического типа). Обучающийся в состоянии применить усвоенную им содержательную учебную информацию, на практике решает задачи по образцу;

4-й уровень - уровень трансформаций (творчество). Характеризуется способностью студентов решать разные классы задач на основе полученных знаний [1].

Данная классификация может быть использована разработчиком ЭУМП при выборе последовательных процедур, которые могут оптимально привести студента к конечной цели. Такие процедуры принято называть шагами. Шаг представляет собой единство учебной информации и умственных действий. Как компонент компьютерной программы шаг обеспечивает студента информацией, достаточной для реализации трех педагогических фаз: создания проекта предстоящего действия; реализации этого проекта; оценки результатов учебно-практической деятельности. По своему назначению шаги могут быть ознакомительными, тренировочными и комбинированными. В структуру каждого шага входит несколько экранов:

Инструктивный экран. Информирует о теме и цели занятия, дает указание по работе с данной компьютерной программой;

Информационный экран. Предъявляет элемент учебного материала (текста, параграфа учебника, справочную информацию и т. п.);

Операционный экран. Выдает задачи (упражнения) на выполнение определенных учебных действий, в результате которых студент либо приобретает новые знания, либо закрепляет имеющиеся;

Контрольный экран. Предлагает студентам ввести в компьютер ответ (выборочный, альтернативный, свободноконструируемый и др.);

Экран обратной связи. Сообщает студентам о результатах его учебного действия, а преподавателю - о ходе процесса обучения в целом;

Управляющий экран. Содержит информацию, с помощью которой осуществляется коррекция учебно-практической деятельности студентов. Она выполняется за счет создания системы регуляции (например, показа возможных ошибок, способов их исправления и т. д.);

Экран-справка. Выдается по запросу студента и содержит сведения справочно-информационного характера, знание которых не определено целями обучения как обязательное.

Общая структура экрана определяет особенности предъявления на экране дисплея студенту усваиваемой содержательной учебной информации; особенности учебных действий, выполняемых студентом в процессе усвоения данного материала; особенности обратных связей, используемых для оценки и коррекции результатов усвоения.

Последовательность предъявления экранов определенной структуры в шаге зависит от успехов учебно-практической деятельности студентов с целостным компьютеризированным курсом и дидактических функций, выполняемых им в ходе процесса обучения.

При разработке банка учебных заданий (тестов) к ним предъявляется комплекс требований. Задания должны: охватывать весь изучаемый учебный материал; соответствовать используемой технологии обучения; составляться в соответствии с целями и задачами обучения студентов, а также с учетом уровня их подготовленности; быть ни слишком простыми, ни чрезмерно трудными. Сложность их должна соответствовать дидактическому принципу обучения на высоком уровне трудности; иметь предельно ясную и четкую формулировку и не допускать других толкований, кроме предусмотренной целью задачи.

В структуру банка учебных заданий обычно включается четыре вида задач, направленных на: а) воспроизведение усвоенной содержательной учебной информации (факты, понятия и т. д.); б) практическое применение усвоенных знаний по готовому образцу (алгоритму); в) использование знаний в измененной ситуации, предполагающей перенос знаний на другую ситуацию, а также наличие умений анализировать, систематизировать и обобщать информацию из разных предметных областей знаний; г) творческое применение знаний в новой ситуации.

Опыт использования ЭУМП в реальном педагогическом процессе и в условиях интегрированного обучения показал, что вышеперечисленная система заданий формирует у студентов целостные знания и рефлексивное мышление.

При выборе задач для ЭУМП необходимо исходить из того, что трудность их является функцией двух переменных: вероятности правильного решения задачи данным контингентом студентов и времени, затраченного на решение задачи. К первой переменной можно отнести: степень сформированное™ соответствующего способа учебного действия, уровень подготовленности студентов и т. д.; ко второй - сложность задач, обилие технической работы (громоздкость решения) и т. д.

При разработке контрольных заданий используются следующие педагогические приемы: установление недостающего в данной дефиниции слова (термина); вставка в определение вместо многоточий недостающего слова; составление дефиниции из приведенных ключевых слов; подчеркивание

правильных ответов; зачеркивание неправильных ответов; выбор правильного ответа из предложенных; подчеркивание в определениях терминов основных родовых понятий; возможность самостоятельного выбора утверждений; составление в конце темы или группы тем структурно-логической схемы; конструирование правильного ответа; указание исходного слова (этимона), от которого происходит данный термин; раскрытие научного смысла изучаемого термина и др.

Подготавливая практические задания, педагог должен предусмотреть несколько вариантов правильного ответа в наиболее полном объеме различных форм его записи (перестановка слагаемых или сомножителей, слова-синонимы и др.).

После отбора и структуризации учебный материал разбивается на фрагменты. В компьютерной программе они располагаются в определенной последовательности. Размер фрагмента подбирается таким образом, чтобы он помещался на одном экране дисплея. В зависимости от поставленных целей и задач обучения в ЭУМП используется информация в текстовой, графической, звуковой и других формах.

Текст, выдаваемый на экран дисплея, усваивается иначе, чем написанный на бумаге. При этом оказывает влияние размер букв, яркость их свечения, неустойчивость изображения. Поэтому текст должен быть тщательно отобранным, ясным, конкретным, лаконичным. Предъявление учебного материала может осуществляться в любом временном режиме с любой интенсивностью: быстро, медленно, циклически. Это зависит как от исходных знаний студентов, так и от требуемого уровня их подготовки. Значительно улучшают реализацию информационной функции алгоритма компьютерной программы дидактические средства выделения информации (подчеркивания, мерцания, звонки, переход к негативному изображению, мультипликация и т. д.). С точки зрения усвоения студентами учебного материала не рекомендуется делать большие абзацы, для разделения тем (разделов) лучше оставить свободную строку. Это облегчает зрительное восприятие содержательной учебной информации и снижает уровень утомляемости студентов. Для усиления наглядности в текст экрана рекомендуется вводить таблицы, схемы, диаграммы, мультипликации и т. д. Психологические исследования показывают, что для нормального восприятия информации заполнение экрана компьютера не должно превышать двух третей его площади.

Большим преимуществом компьютеризированного обучения является оказание своевременной методической помощи обучающимся в овладении ими учебным материалом. Психолого-педагогические требования к ней заключаются в следующем: а) она должна быть адекватна тем затруднениям, которые испытывает студент; б) мера помощи должна соответствовать возможностям студента; в) помощь должна быть мотивированной; г) студенту должна быть предоставлена возможность запросить помощь в любое время. Методически организация помощи в компьютерной программе основывается на дидактических принципах, контроле и оперативной обратной

связи. Особенно это имеет значение при организации и осуществлении интегрированного обучения.

После подготовки текстов теоретического материала необходимо определить, какие из них являются наиболее существенными, обязательными для изучения, а какие необходимы для подробного изучения только слабоуспевающими обучающимися. Если в тексте недостает каких-то типов фрагментов либо не предусмотрено более подробное описание, либо не хватает текста более сложного уровня, то такие тексты необходимо включить дополнительно.

Источником отбора содержания являются учебники, учебные пособия, методические пособия и рекомендации, научно-популярная литература, энциклопедии, справочники и т. п.

При организации контроля выполнения заданий (тестов) необходимо учитывать следующие требования [3]:

- содержательная валидность - соответствие содержанию обучения;

- простота - в одном тесте задача должна быть представлена одного уровня усвоения;

- однозначность - относится к конструированию эталона ответа (содержательное, полное и правильное решение, ответ или варианты решения задач при разных условиях);

- надежность - обеспечивается батареей вопросов (тестов, заданий) для исключения угадывания.

Последовательность изучения учебного материала может задаваться преподавателем в зависимости от результатов обучения или выбираться самими студентами.

Использование современных средств интерактивной видеотехники увеличивает дидактические возможности ЭУМП в предъявлении различной содержательной учебной информации (графической, звуковой, динамической и др.), позволяет сделать обучение наглядным и доходчивым.

Библиографический список

1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст]/ В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций)[Текст]/ Б. С. Гершунский. -М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.

3. Скибицкий, Э. Г. Комплексный подход к проектированию, созданию и применению целостных компьютеризированных курсов в общеобразовательной школе[Текст]: монография./Э. Г. Скибицкий-Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1996.- 194 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.