Г.А. Казарцева
G. Kazarlseva
№2(3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
УДК 378
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ
В статье раскрываются формы научно-исследовательской деятельности студентов, содержание учебных и производственных практик магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 030900 Юриспруденция. Автор рассматривает научно-исследовательскую компетентность как действенный фактор роста профессиональной компетентности и повышения эффективности профессиональной деятельности юристов.
Ключевые слова: магистратура, юриспруденция, научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская практика, педагогическая практика, производственная практика.
EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES AS A MEANS OF DEVELOPMENT RESEARCH COMPETENCIES STUDENTS
The article reveals the forms of the students' research activity, the content of educational and practical training of candidates for a master's degree studying in Inw 030900. The author considers the scientific research competence as an effective factor in the growth of professional competence and efficiency of the lawyers' professional activity.
Keywords: magistracy, law, research activities, scientific research practice, pedagogical practice, practical training.
В условиях современных социально-экономических и государственно-правовых преобразований исследовательские компетенции выпускников становятся неотъемлемой характеристикой качественного выполнения ими профессиональных функций. Значительные возможности для развития исследовательской компетентности создаются в магистратуре, нацеленной на углубленную фундаментальную профессиональную подготовку, приобретение обучающимися опыта научно-исследовательской работы в условиях целенаправленно создаваемой интеллектуальной среды для подготовки высококвалифицированных кадров. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом магистрату ры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»). Юрист должен нс только иметь фундаментальную и специальну ю подготовку в области юриспру денции, но и обладать целостным мировоззрением, высокой общественной активностью, творческим подходом к выбору средств и методов реализации профессиональных задач, профессиональной мобильностью. В связи с этим нау чно-методологическое образование будущих юристов в ву зах, развитие способности самостоятельно проводить нау чные исследования в области
права следует рассматривать как действенный фактор роста профессиональной компетентности и повышения эффективности профессиональной деятельности юристов.
В содержании основной образовательной программы магистров юриспруденции научно-исследовательская деятельность занимает доминирующее место, высту пая у словием становления исследовательской компетентности обучающихся. В настоящее время «научно-исследовательская деятельность выступает, прежде всего, как содержательное психологическое, технологическое, прагматическое и социально-этическое обеспечение социального прогресса с целью повышения эффективности всех видов деятельности и одновременно как фактор индивидуального самосовершенствования субъектов, реализующих данную исследовательскую деятельность» [2, с. 71].
Формы научно-исследовательской деятельности магистрантов разнообразны. Они включают выполнение учебных заданий исследовательского характера в процессе изу чения дисциплин общенаучного и профессионального циклов, подготовку нау чных сообщений, высту пления с докладами на конференциях, подготовку обзоров по материалам специальной литературы по профилю магистерской программы, работу в рамках научно-исследовательского семинара как организационной формы НИР, определенной
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014
47
ФГОС ВПО и учебным планом, подготовку выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), выполнение исследовательских заданий в процессе практики и др. Перечисленные формы учебно-профессиональной деятельности [I, с. 240], где студент-магистрант выполняет реальные исследовательские или практические функции, обладают значительным потенциалом в формировании профессиональных компетенций специалистов, повышении качества их подготовки, обеспечивают органичное вхождение молодого специалиста в профессию.
Современное магистерское образование направлено на создание условий для эффективной самореализации выпускников в сфере научных исследований в выбранной предметной области. Рассматривая научно-исследовательскую работу магистрантов с позиций компетент-ностного подхода, следует особо выделить научно-исследовательскую практику как обязательный раздел ООП магистратуры. Нау чно-исследовательская практика - форма организации у чебного процесса, направленная на систематизацию, расширение и закрепление знаний, полученных в процессе обу чения, приобретение и совершенствование навыков ведения самостоятельной нау чной работы по профилю избранной магистерской программы. Целью практики выступает формирование у обу чающихся способности вести самостоятельный научный поиск; овладение методами нау чного исследования в предметной области, определяемой темой магистерской диссертации. К задачам учебной (нау чно-исследовательской) практики можно отнести: сбор и обобщение информации для написания магистерской диссертации; закрепление теоретических знаний и апробацию исходных положений, гипотез, методики исследования, его промежуточных результатов; приобретение опыта применения теоретических и эмпирических методов исследования; приобретение навыков работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной работы.
Программа нау чно-исследовательской практики разрабатывается в соответствии со спецификой реализуемой магистерской программы. Научно-исследовательская практика магистрантов факу льтета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, обучающихся по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (профиль магистерской программы - «Правовое обеспечение управленческой деятельности в правоохранительной сфере»), осуществляется в форме индивидуальной самостоятельной работы
под ру ководством нау чного ру ководителя с прикреплением к конкретной кафедре ву за или организации (ее стру ктурному подразделению) любой организационно-правовой формы по профилю магистерской программы и соответствующей выбранному направлению исследовательской работы магистранта. Научно-исследовательская практика включает изучение особенностей организационной структуры и осуществления управленческой деятельности организации - места прохождения практики; изу чение информационных, справочных и реферативных изданий по проблеме исследования; анализ, систематизацию информации и представление результатов в форме реферативного обзора или рецензии; проведение эмпирического исследования в рамках поставленных задач; научное обобщение и подготовку научной статьи с выводами по результатам теоретического и эмпирического исследования; консультации с научным руководителем по программе нау чного исследования.
В процессе практики осу ществляется комплексное формирование системы знаний, у мений и навыков. Теоретические знания, приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин, таких как философия права, история политических и правовых у чений, история и методология юридической науки, сравнительное правоведение, теория и методология социального управления, использу ются в новых у словиях, для решения прикладных исследовательских задач.
Обозначенное содержание научно-исследовательской практики направлено на развитие следу ющих исследовательских умений магистрантов: формулировать научную проблематику в сфере у правленческой деятельности правоохранительных органов;
форму лировать и решать задачи, возникающие в ходе нау чно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
обосновывать выбранное научное направление, адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании;
вести работу с доку ментальными источниками информации, информационно-библиографическими ресурсами;
реферировать и рецензировать научные публикации;
вести научные диску ссии, нс нару шая законов логики и правил аргу ментирования:
проводить эмпирическое исследование; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существу ющие и разрабатывать
48
№2(3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
новые методы, исходя из задач конкретного исследования:
обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом данных, имеющихся в научной литературе:
делать обоснованные заключения по результатам проводимых исследований.
На эмпирическом этапе практики магистранты изучают методы сбора и анализа эмпирических данных, осваивают методику социологических исследований, связанных с темой магистерской диссертации, разрабатывают инструментарий исследования (анкета, бланк интервью, экспертного опроса и т. п), овладевают способами обработки, анализа, обобщения получаемых эмпирических данных и их интерпретации, методами презентации научных результатов. На этапе научного обобщения практиканты представляют итоги проделанной работы, полученные в результате прохождения практики, в виде реферативно-аналитических документов (реферативные обзоры на основе анализа публикаций отечественных и зарубежных исследователей по теме магистерской диссертации; рецензии на научную статью, раздел монографии или научного издания по тематике ВКР), научных статей по материалам проведенного эмпирического исследования, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
По своим целям, содержанию, технологиям и формам научно-исследовательская практика, оставаясь учебной, создаст условия для подготовки обучающихся к решению исследовательских задач в профессиональной деятельности, формирования профессиональных компетенций: способности воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; способности квалифицированно проводить научные исследования в области права.
Выступая неотъемлемой частью профессиональной подготовки магистрантов, исследовательские компетенции магистрантов совершенствуются и процессе производственной (педагогической) практики. Исследованиями Н.В. Кузьминой, Ю Н. Кулюткина, А.К. Марковой и других установлено, что исследовательский компонент присутствует в структуре профессиональной деятельности псдагога-мастсра: «...достижение вершин профессионально-педагогической деятельности происходит посредством выработки трех групп продуктивных психолого-педагогических технологий: технологий исследования;
технологий констру ирования: технологий взаимодействия» [3, с. 69].
Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен быть подготовлен к педагогической деятельности как одному из видов профессиональной деятельности. В процессе освоения программы производственной (педагогической) практики магистранты овладевают научно-исследовательской педагогической деятельностью наряду с другими основными видами педагогической деятельности: образовательной, воспитательной, учебно-методической, социально-педагогической. Практика предусматривает ознакомление с содержанием, оснащением, особенностями организации образовательного процесса в высших у чебных заведениях; открытое наблюдение целостного педагогического процесса; посещение занятий преподавателей юридических дисциплин и других сту дентов, мероприятий внеучебной работы, их анализ и оценку педагогических действий; планирование собственной педагогической и научно-исследовательской деятельности; проведение научно-педагогического исследования: самостоятельную деятельность магистрантов по организации и проведению учебных занятий и воспитательных мероприятий; взаимодействие с профессорско-преподавательским составом у чебных подразделений вуза по вопросам организации целостного педагогического процесса: самоанализ резу льтатов производственной (педагогической) практики.
Содержание научно-исследовательского этапа педагогической практики включает составление программы нау чно-педагогического исследования; проведение научно-педагогического исследования по избранной индивидуальной теме (открытое наблюдение целостного педагогического процесса и фиксация резу льтатов по установленной программе; обобщение педагогического опыта, проведение опроса и т. п.) и оформление его резу льтатов. В процессе педагогической практики совершенствуются умения магистрантов проводить эмпирическое исследование, корректно применять исследовательские методы (наблюдение, эксперимент, метод беседы, метод изу чения проду ктов деятельности, анкетирование, интервьюирование и др ), исходя из задач научно-педагогического исследования: обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их. Такой подход к содержанию педагогической практики позволяет создать у словия для формирования установленных федеральным государственным стандартом по направлению подготовки 030900 Юриспруденция
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014
49
компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи в педагогической деятельности: способности организовывать и проводить педагогические исследования; способности преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне; управлять самостоятельной работой обучающихся; эффективно осуществлять правовое воспитание.
Производственная практика завершает цикл подготовки магистров юриспруденции предполагает систематизацию, закрепление, углубление и обогащение профессиональных знаний магистрантов, приобретенных ими в период обучения. Важной задачей практики выступает сбор, систематизация и обобщение материалов, необходимых для написания выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) как полноценного научного исследования. Исследо-
вательские компетенции, освоенные магистрантами в процессе прохождения научно-исследовательской и педагогической практик, позволят им вырабатывать собственные модели профессиональной деятельности.
Таким образом, система учебных и производственных практик магистров, обучающихся по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, предусматривающая развитие исследовательских компетенций, в полной мерс отвечает запросам современного общества, предъявляющего повышенные требования к личности специалиста, способного к проведению научных исследований по профилю своей профессиональной деятельности, владеющего методами научного анализа сложных социальных явлений, осуществлению новаций, научно обоснованному решению профессиональных задач.
X
Примечания
1. Вербицкий А. А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике : моногр. -М. : Логос, 2010. -300 с.
2. Комарова Ю. А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 68. - С. 69-77.
3. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. - М. : Высшая школа. 1989. - 167 с.
КАЗАРЦЕВА Галина Андреевна, доцент кафедры Социальных дисциплин и управления, факультет Подготовки сотрудников правоохранительных органов, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет. E-mail: gagagala<7,yandex.ru
KAZARTSEVA Galina, Associate Professor, Chair of Social Subjects and Administration, Faculty of Law Enforcement Officers' Training, Candidate of Pedagogy, South Ural State University (NRU). E-mail: gagagala^}andcx.ru