Научная статья на тему 'Организация научноисследовательской практики студентов, обучающихся в магистратуре по направлению Юриспруденция'

Организация научноисследовательской практики студентов, обучающихся в магистратуре по направлению Юриспруденция Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА / МАГИСТРАТУРА / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / RESEARCH PRACTICE / LAW / MASTERS COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина И. Р., Марковичева Е. В.

Статья раскрывает некоторые проблемы организации научно-исследовательской практики студентов- юристов в магистратуре. В статье анализируются цели и задачи научно-исследовательской практики сту- дентов. Акцентируется внимание на условиях, повышающих эффективность ее прохождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF RESEARCH STUDY PRACTICE OF STUDENTS OF MASTERS COURSES IN DIRECTION JURISPRUDENCE

The article reveals some of the problems of the organization of research practice of students-lawyers in the magistracy. This article analyzes the goals and objectives of the research practices of students. Attention is focused on the conditions of its enhancing the effectiveness of its passage.

Текст научной работы на тему «Организация научноисследовательской практики студентов, обучающихся в магистратуре по направлению Юриспруденция»

УДК 340 И.Р. ЛЕВИНА

доцент кафедры истории государства и права Орловского государственного университета E-mail: [email protected] Е.В. МАРКОВИЧЕВА

профессор кафедры уголовного права и уголовного процесса Орловского государственного университета

UDC 340 I.R. LEVIN A

associate professor,chair "History of state and law", Orel

state university E-mail: [email protected] E.V. MARKOVICHEVA

professorchair, "Criminal law and criminal trial"

Orel state university

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

ORGANIZATION OF RESEARCH STUDY PRACTICE OF STUDENTS OF MASTER'S COURSES

IN DIRECTION «JURISPRUDENCE»

Статья раскрывает некоторые проблемы организации научно-исследовательской практики студентов-юристов в магистратуре. В статье анализируются цели и задачи научно-исследовательской практики студентов. Акцентируется внимание на условиях, повышающих эффективность ее прохождения.

Ключевые слова: научно-исследовательская практика, магистратура, юриспруденция.

The article reveals some of the problems of the organization of research practice of students-lawyers in the magistracy. This article analyzes the goals and objectives of the research practices of students. Attention is focused on the conditions of its enhancing the effectiveness of its passage.

Keywords: research practice, masters courses, law.

Система современного юридического образования базируется на принципах двухуровневой подготовки, что нашло свое отражение в определении целевых компонентов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция». Если цель подготовки бакалавра-юриста, преимущественно, сводится к подготовке выпускника к различным видам юридической практической деятельности, то подготовка магистров юриспруденции преследует несколько иные цели.

Следует отметить, что ФГОС ВПО по направлению 030900.68 - «Юриспруденция» [1] предполагает, что одной из профессиональных областей выпускника будет деятельность, связанная с проведением научных исследований. В частности, пункт 4.3. данного стандарта указывает, что выпускник должен быть готов кроме прочего и к осуществлению научно-исследовательской деятельности, что предполагает подготовку магистров к проведению научных исследований как по общим правовым проблемам, так и по частным проблемам в рамках отдельного юридического профиля.

К сожалению, на уровне бакалавриата задачи, связанные с подготовкой выпускника к научно-исследовательской деятельности, не ставятся. Даже выполнение выпускной квалификационной работы является не обязательным, а факультативным элементом итоговой государственной аттестации выпускника-бакалавра. На наш взгляд, такой подход законодателя вряд ли можно признать обоснованным. В сложившей-

ся ситуации выпускник уровня бакалавриата может поступить в магистратуру, а значит, что он должен быть готов к обучению в магистратуре. Именно поэтому вполне логично предположить, что среди формируемых на уровне бакалавриата компетенций должны быть и те, которые позволят полноценно освоить программу обучения на уровне магистратуры. Это значит, что поступающий на уровень магистратуры должен иметь элементарные умения и навыки, связанные с организацией и выполнением научно-исследовательской работы. Одним из путей решения данной проблемы видится закрепление на уровне разрабатываемого сейчас Федерального образовательного стандарта бакалавра по направлению «Юриспруденция» четвертого поколения обязательности выполнения студентами выпускной квалификационной работы. Приведем в этой связи высказывание ректора Московского государственного юридического университета (МГЮА) В.В. Блажеева, подчеркнувшего в одном из своих интервью, «что фундаментальная теоретическая подготовка обязательно нужна, потому что мы готовим специалистов с высшим профессиональным образованием, а не ремесленников, которых можно натаскать на определенный навык, и всё. Есть известный парадокс: выпускники должны быть практико-ориентируемые, но в то же время должны иметь фундаментальную подготовку» [2].

Однако пока формирование соответствующих научно ориентированных компетенций у студентов-бакалавров по направлению «Юриспруденция» лежит в области de lega ferenda, тогда как в порядке de lega

© И.Р. Левина, Е.В. Марковичева © I.R. Levim, E.V. Markovicheva

Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (55), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 55. 2013

lata студент первого курса магистратуры по данному направлению не имеет практически никаких навыков научно-исследовательской работы. Именно поэтому одной из важнейших задач в магистратуре является формирование у студентов компетенций, связанных с выполнением правовых научных исследований.

Одной из эффективных форм по формированию таких компетенций следует считать научно-исследовательскую практику, которая нацелена на формирование навыков индивидуальной и коллективной научно-исследовательской работы и формирование умений, необходимых для написания и защиты магистерской диссертации.

Научно-исследовательская практика в магистратуре позволяет решить целый ряд задач, среди которых:

- получение знаний об основных этапах правового научного исследования;

- формирование умений, связанных с выбором и использованием методов правового научного исследования;

- формирование навыков индивидуальной и коллективной научной работы;

- выработка умений обобщать, анализировать, синтезировать и представлять в определенной форме результаты научно-исследовательской работы.

Важным условием, позволяющим решить вышеперечисленные задачи, является грамотное определение места научно-исследовательской практики в структуре учебного плана. С этой точки зрения целесообразно, чтобы такая практика носила характер преддипломной, то есть завершающей обучение и позволяющей студенту завершить работу над магистерской диссертацией. Этого, на наш взгляд, требует логика обучения в магистратуре, когда теоретическое обучение дополняется практикой, позволяющей студентам применить полученные знания при выполнении различных видов научно-исследовательской работы. Следует отметить, что практика является не единственным средством формирования компетенций, связанных с выполнением правового научного исследования. Задачи, направленные на формирование навыков и умений научно-исследовательской работы, могут формироваться, например, через систему научно-исследовательских семинаров. На таких семинарах магистранты получают навыки информационно-аналитической работы, знакомятся с особенностями проведения академического исследования, учатся вести научную дискуссию. Однако более глубокое изучение методов ведения научного исследования, умение применять их к узкой правовой

проблематике при выполнении магистерской диссертации в большей степени обеспечивается посредством научно-исследовательской практики. Таким образом, формирование компетенций, связанных с выполнением научного исследования возможно как через теоретическое обучение, например, через курс «Методология юридических исследований» и специально организованные научно-исследовательские семинары, так и через завершающую обучение научно-исследовательскую практику. Такая система позволит выпускнику осмыслить критерии научности в системе юридических наук, овладеть умениями использовать теоретические и эмпирические методы исследования, разрабатывать программу конкретного юридического исследования [3, 13].

Одним из условий оптимальной организации научно-исследовательской практики в магистратуре требуется определение места ее проведения. Очевидно, что наибольшей степени решению задач данной практики будет отвечать ее организация на выпускающей по профилю кафедре или соответствующем научно-исследовательском подразделении вуза (исследовательской группе, научно-исследовательском институте и т.д.). Возможно прохождение практики и на базе временно созданного творческого коллектива. При таком подходе обеспечивается совместное руководство данной практикой со стороны собственно руководителя практики и со стороны научного руководителя магистранта.

Несомненно, что качество прохождения научно-исследовательской практики магистрантов требует организации их самостоятельной работы в рамках определенной научной проблемы. Стержнем такой работы может стать серия разработанных индивидуальных заданий, предлагаемых магистранту его научным руководителем при выполнении магистерской диссертации. Подобные задания могут быть связаны с формулированием актуальной научной проблематики в рамках юридической науки, с освоением современных методик проведения научного исследования, с реферированием и рецензированием научных работ, с выполнением обзора основных научных школ по теме магистерской диссертации. Одним из таких заданий может стать и задание по проведению в рамках отчета по практике анализа собственной научно-исследовательской работы.

Итогом успешного прохождения научно-исследовательской практики является обоснование теоретической концепции магистерской диссертации и разработка практической части научного исследования.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденный приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2010 г. № 17632 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 14.

2. «Главное - быстрая адаптация выпускника к практике». Интервью В.В. Блажеева для портала ZAKON.RU - [Электронный ресурс]. - Сайт Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафьина (МГЮА). - Режим доступа: http://msal.ru/generaVacademy/publications/electronic_media/index.php?id_5=253 (дата обращения: 31.08.2013).

3. Честное И.Л. Методология и методика юридического исследования. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ин-та Генпрокуратуры РФ, 2004. 128 с.

References

1. Federal state educational standards of highest professional education on the direction of preparing 030900 "Jurisprudence (qualification (degree) "master"), approved by the order of the Russian Ministry of December 14, 2010 number 17632 // Bulletin of normative acts of federal executive bodies. 2011 . № 14.

2. "The main thing is to quickly adapt graduate to practice." Interview of V. Blazheev for the portal ZAKON.RU - [electronic resource]. - The site of the Moscow State Law University. Of O.E. Kutafin (MSLA). - Mode of access: http://msal.ru/general/academy/ publications/electronic_media/index.php?id_5=253 ( date accessed : 31.08.2013 ) .

3. Chestnov I.L. Methodology and methods of legal study. St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg Institute of the General Prosecutor of the Russian Federation, 2004. 128р.

УДК 378:378.663 (470.319)

UDC 378:378.663 (470.319)

С.В. МАКЕЕВА

старший преподаватель кафедры философии и истории Орловского государственного аграрного университета

E-mail: [email protected]

S.V. MAKEEVA

senior teacher of the chair "Philosophy and history", Orel

state agrarian university E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОМ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА TO THE QUESTION OF FORMATION OF STUDENTS SOCIAL COMPETENCE IN AGRICULTURAL UNIVERSITIES

Социальная безопасность представляет собой совокупность социальных способностей, качеств, знаний, умений и мотивов, которые определяют необходимые социально-значимые роли современного общества. Формирование и развитие социальной компетентности в аграрном образовании позволяетрешить своевременную задачу обеспечения современными, универсальными знаниями, которые необходимы в сегодняшней системе высшего профессионального образования, для воспитания конкурентоспособного специалиста-агрария.

Ключевые слова: социальная компетенция, социальная безопасность, компетентностный подход, модель профессионала, личностная модель профессионала, государственный стандарт, социальный аспект и подход к изучению аграрной науки.

The term "social security" is urgent in competence-based approach to studying social and humanitarian subjects. Building and developing social competences in the educational process at an agriculture higher education institution allows to solve the problem of ensuring up-to-date and versatile attainments.

Keywords: social competence, social security, competente approach, a professionals model, a model of professionals personality, state standards, agricultural education, the social aspect of education.

Социально-экономические и политические преобразования России начала XXI века определяют новые парадигмы в развитии социальной жизни общества и отдельного человека. Происходит смена традиций, стилей общения, ментальных качеств, внутренних установок и т.д., которые ставят перед образованием очень высокую задачу - формирование высокоразвитой личности, профессионально развитой и ориентирующейся в окружающей социальной действительности. В связи с этим реформирование образования становится приоритетной задачей современного российского общества, где на первый план выдвигается проблема регулирования в сфере образования общественных отношений через совершенствование законодательных основ в Российской Федерации. Именно, постепенная модернизация и реформирование российской образовательной системы послужили толчком для обновления законо-

дательной базы с целью повышения ее эффективности правового регулирования образовательного процесса.

В современном профессиональном образовании важнейшую роль играет компетентностный подход, который стал необходимой составляющей после присоединения России к Болонскому соглашению. Российские исследователи-педагоги. изучая данную проблему, характеризуют компетентностный подход как своевременный, многогранный, результативный, включающий в себя многолетний опыт западных и отечественных специалистов. Именно необходимость разрабатывать всеобъемлющие структуры квалификаций для всего пространства европейского высшего образования подтолкнула Россию на этот серьезный шаг. Принимая западную структуру высшего образования, Россия фактически признает систему «бакалавриата - магистратуры - докторантуры», базовые результаты обучения

© С.В. Макеева © S.V. Makeeva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.