Научная статья на тему 'Учебно-познавательная мотивация курсантов вуза МЧС России к изучению социально-гуманитарных дисциплин'

Учебно-познавательная мотивация курсантов вуза МЧС России к изучению социально-гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-познавательная мотивация курсантов вуза МЧС России к изучению социально-гуманитарных дисциплин»

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ ВУЗА МЧС РОССИИ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Т.В. Кашко, старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Актуальную проблему в ведомственных вузах представляет учебно-познавательная мотивация отдельно взятым предметам. Общеизвестно, например, что социально-гуманитарные дисциплины в вузах МЧС России не являются профильными предметами. В связи с чем, остро встает вопрос о мотивации овладения ими со стороны курсантов.

Некоторые специфические особенности сущности социально-гуманитарных дисциплин определяют и обусловливают специфику образовательной деятельности в процессе усвоения их содержания. Отметим характерные особенности данной деятельности по В.В Серикову и В.М. Разину.

1) Ценностное отношение к объекту, изучаемому в ходе занятий (персонажу, образу, манере, событию, стилю), складывается зачастую вне изучаемого предмета и самого познавательного опыта, и основывается на взаимоотношениях с окружающими, собственном жизненном опыте, иррациональных личностных пристрастиях и т.д.;

2) Развитие личностного, ценностного отношения, осуществляющегося по более замысловатым законам, нежели просто расширение, накопление, конкретизация, как происходит это в процессе усвоения знаний. Здесь происходит рефлексия, разрешение коллизий, селекция аргументов и фактов, стабилизирующих это отношение, или, напротив, его разрушающих;

3) Постоянное соотнесение какой-либо грани человеческого бытия, т.е. изучаемого объекта с самим собой; мысленное проигрывание ролей и ситуаций, рефлексия собственно приобретенного жизненного статуса; через переживание происходит познание;

4) Знание и объект о художественном образе четко друг от друга не отделены. К примеру, при анализе художественного произведения учащийся вступает с автором в отношения сотворчества;

5) Имеет место абсолютно иная новая логика познания, которая не укладывается в рамки традиционных логических конструкций: от объективного отношения-понимания к «предвзятому», уже во многом личностному рассмотрению частей изучаемого объекта;

6) Познание гуманитарного предмета сливается с выработкой своего собственного отношения, со смыслообразованием [1, с. 155; 2, с. 10].

При всех имеющихся у социально-гуманитарных дисциплин преимуществах, все же, существует ряд вопросов относительно степени заинтересованности овладения ими учащихся негуманитарных специальностей. К данным категориям относятся курсанты вузов МЧС России.

С целью изучения учебной мотивации курсантов социально-гуманитарным дисциплинам нами было проведено исследование по методике «Составление учебного плана», которая была представлена в работе А.Г. Бугрименко [3, 4].

Данная методика позволяет «измерить общий мотивационный фон, определить степень самостоятельности в целеполагании, изучить предпочтения учащегося, а также его мотивировки выбора того или иного предмета» [3, с. 6].

В рамках исследования было опрошено 153 курсанта 3 и 4 курсов. Испытуемым предлагался перечень предметов, входящих в годовой учебный план по их специальности, и ряд дополнительных. Напротив дисциплин, которые предлагались к изучению в текущем учебном году в соответствии с учебным планом, указывалось количество часов, которые были отведены на них. Каждого курсанта, принимающего участие в эксперименте, просили внимательно ознакомиться со списком дисциплин и составить проект такого плана на текущий учебный год, который подходил бы конкретно ему. Для этого было необходимо отметить те предметы, которые стоит проходить в этом году, а при необходимости добавить в учебный план дисциплины по желанию самого курсанта. Также следовало отметить, сколько часов необходимо отвести на эти предметы. Выбор каждой дисциплины курсанты должны были обосновать.

Исходя из полученных данных, курсанты, принимавшие участие в опросе, могут быть условно разделены на 2 группы. Рассмотрим особенности составления учебных планов курсантами первой и второй групп.

Группа I (курсанты с выраженной внешней мотивацией). Данная группа характеризуется тенденцией составления учебного плана максимально приближенным к официально утвержденному плану для специальности «Пожарная безопасность». Большинство курсантов (92,3 %) сохраняли учебный план практически в исходном виде, вычеркнув лишь отдельные учебные предметы и сократив время, отведенное на изучение некоторых дисциплин. Тенденция проявлять минимум активности и следовать нормам, «спущенным сверху» может свидетельствовать о нескольких факторах. Во-первых, для ведомственного вуза характерны преимущественно уставные отношения и жесткая субординация, что может минимизировать творческий подход личности к решению поставленных задач. Во-вторых, прохождение службы в ведомственном вузе характеризуется необходимостью четкого следования приказам и отсутствием возможности их оспорить, что негативно сказывается на проявлениях творческой и познавательной активности. В этой ситуации мы имеем дело с «исполнителями», не умеющими самостоятельно определить направление своих действий, рефлексировать основания своего выбора. Подобный подход можно назвать мотивацией заданного учения, что соответствует представлению Е.Ю. Патяевой [5].

Отличительная особенность первой группы курсантов заключается в негативном отношении к гуманитарным предметам. Тенденция к сокращению учебного плана характерна в первую очередь для социально-гуманитарных дисциплин: курсанты чаще вычеркивают из учебных планов предметы, не относящиеся непосредственно к их будущим профессиональным обязанностями. Например, один из курсантов отмечает, что необходимо увеличить количество часов по специальным предметам за счет уменьшения количества социально-гуманитарных («Организация работы со СМИ», «Культурология», «Профессиональная этика сотрудника МЧС России» и др.). Тенденция замены

гуманитарных дисциплин узкоспециальными свидетельствует о недостаточной сформированности учебно-познавательных мотивов, что ведет к ограниченности кругозора специалиста МЧС России.

Курсанты первой группы характеризуются определенной спецификой мотивов выбора того или иного предмета. В качестве основного мотива чаще всего указывалась польза для будущей профессии. При всем имеющемся воспитательном и духовнообразующем потенциале социально-гуманитарных дисциплин у курсантов возникают вопросы о целесообразности их изучения, ведь при несении службы им не придется сталкиваться с необходимостью применения гуманитарных знаний на практике.

Группа II (курсанты с выраженной внутренней мотивацией). Данная группа при составлении учебных планов допускала большие отклонения от официально утвержденных. Так, для испытуемых этой группы (7,7 % опрошенных) было характерно либо увеличивать, либо значительно уменьшать время, отводящееся на предметы, которые были предложены. В данном случае, по мнению Е.Ю. Патяевой, мы сталкиваемся с мотивацией самоопределяемой учебной деятельности [5, с. 289]. Курсанты II группы распределяли время между специальными и социально-гуманитарными дисциплинами равномерно. При этом в комментариях учащихся не было явного разделения предметов на гуманитарные и специальные, нужные или ненужные. Испытуемые данной группы также давали более полные, развернутые объяснения своего выбора предмета, времени, отводимого на его изучение, более содержательные комментарии, в большей степени относящиеся к существу вопроса, изучаемого данной наукой. Например: «Считаю нужным изучение культурологии, т.к. это помогает развитию личности, учит чтить культурное наследие народов мира, прививает толерантность».

I и II группы практически не уделяли внимания вопросу последовательности прохождения учебных дисциплин. Лишь меньшинство опрошенных курсантов (1,7 %) уточнили предпочтительную для них последовательность. К примеру, чтобы в начале года давались более сложные, в конце - более простые предметы и т. д.

Существенную проблему представляет нежелание изучать дисциплины социально-гуманитарного профиля. Подавляющее большинство курсантов (71 %) ответили на вопрос о необходимости изучения подобных дисциплин отрицательно, аргументировав это тем, что введение данных дисциплин ограничивает количество академических часов на технические и специализированные предметы, которые будут полезны в их будущей трудовой деятельности.

Исходя из полученных данных, у большинства курсантов на момент начала курса дисциплин «Культурология», «Организация работы со СМИ» и «Профессиональная этика сотрудника МЧС России» было отрицательное отношение к данным учебным предметам, что может означать недостаточный уровень мотивации к их дальнейшему изучению. Поэтому задача преподавателя сводится к тому, чтобы не только предоставлять знания, но также бороться с предвзято негативным отношением со стороны учащихся к этим предметам, вывести курсантов с низкого уровня развития учебно-познавательной мотивации

к среднему или высокому.

Мотивация учащихся к изучению отдельно взятого предмета является одной из главных проблем современного образования. На основе того, что уровень мотивации к изучению гуманитарных предметов является очень низким, то одной из важных задач, стоящих перед преподавателем ведомственного вуза, является повышение уровня мотивации учащихся-пожарных к изучению социально-гуманитарных дисциплин с целью активизации учебно-познавательной мотивации у курсантов, поскольку именно социально-гуманитарные дисциплины формируют у учащегося широкие познавательные мотивы, т.е. стремление к знанию ради знания. Учителю необходимо создать такую атмосферу на занятии, чтобы курсант почувствовал себя уверенным в возможности усвоения знаний по предмету, понял полезность данных дисциплин, имел возможность открыто выражать собственное мнение, не опасаясь негативных последствий своих действий, мог работать в команде, беспрепятственно осуществляя рефлексию полученных знаний и навыков.

Список использованной литературы

1. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В.В. Сериков. - Волгоград: В-пресс, 1994. - 218 с.

2. Разин В.М. Научные интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественнонаучной к гуманитарной) // Психол. журнал. - 1991. - Т. 12. - №2. - С. 10-14.

3. Бугрименко А.Г. Соотношение образа «Я» и внутренней учебной мотивации студентов: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / Бугрименко Анна Георгиевна. - Москва, 2007. - 24 с.

4. Бугрименко А.Г. Как измерить желание учиться? / А.Г. Бугрименко // Школьный психолог. - 2006. - № 4. - С. 28-31.

5. Патяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 346 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.