УДК 372.8 ББК 74.26
Синева Ольга Владимировна
преподаватель г.Мелеуз Соколова Людмила Борисовна доктор педагогических наук, профессор г.Оренбург Sineova Olga Vladimirovna Lecturer Meleuz
Sokolova Lyudmila Borisovna
Doctor of Pedagogics,
Professor
Orenburg
Учебно - познавательная деятельность студента при выполнении лабораторного практикума
Students’ Educational Activity While Carrying out Laboratory Course
В данной статье рассматривается компетентностно- деятельностный подход к формированию учебно - познавательной компетентности студента в образовательном процессе вуза.
The article considers the competent - activity approach, which allows to intensify the practical direction of professional education, to analyze phenomena, to develop students’ intellectual activity and practical skills.
Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, модульное построение и проведение лабораторного практикума.
Key words: educational activity, modulus construction and carrying out laboratory course.
Социокультурные и социально-экономические условия внесли существенные изменения в профессиональную деятельность. Будущая деятельность инженера предполагает использование ресурсов естественных, технических, социальных, гуманитарных, в том числе психолого-педагогических наук и выполнения: проектировочной, конструктивной, организационной, коммуникативной, управленческой функций. Компетентностно-деятельностный подход усиливает практическую направленность профессионального образования, требует анализа явлений, мыслительной деятельности, выработки практических навыков студента, в применении знаний. При компетентностно-деятельностном подходе увеличивается доля самостоятельной работы, поисковой, исследовательской и экспериментальной деятельности студента.
Предметом нашего исследования является организация самостоятельной работы студента в контексте компетентностно-деятельностного подхода. Основными направлениями в разработке проблемы обозначились следующие:
- разработка методик организации коллективной и индивидуальной самостоятельной работы;
- определение деятельностной сущности самостоятельной работы;
- определение типов самостоятельных работ студента, их конкретных видов в рамках отдельных дисциплин.
Назовем общие условия организации самостоятельной работы студента:
- организационные: обеспечение учебной и научной литературой, наглядными пособиями;
- методические: планирование всех видов самостоятельных работ; овладение методами работы с литературой; знакомство с рациональными приемами организации учебной деятельности; способами контроля.
Современные исследования в области педагогики и психологии (И.А.Зимняя, Э.Ф. Зеер, А. В. Хуторской), позволяют сделать вывод, что организация самостоятельной работы студента требует формирования умений учебно - познавательной деятельности.
Пассивность в самостоятельной работе наших студентов, как показал эксперимент, объясняется следующими причинами:
- нечеткостью сформулированных целей обучения на отдельных этапах;
- недостаточным уровнем обеспечения требуемого объема знаний к рассматриваемому моменту процесса обучения;
- отсутствием адекватных внешних и внутренних стимулов, повышающих активность студента.
Разрешить данные противоречия в рамках отдельных дисциплин возможно только в том случае, если весь процесс обучения будет рассматриваться как сквозной цикл формирования специалиста с необходимым уровнем сформиро-ванности профессиональной компетентности. Физика является одной из базовых дисциплин технологического вуза, и изучение лежащих в основе техниче-
ских устройств физических явлений стало неотъемлемой частью высшего образования. Изучение физики способствует развитию логического мышления студента и формированию его научного мировоззрения. В последнее время резко возросла доля самостоятельной работы студентов по данной дисциплине. Физическое образование в высшей школе включает систему фундаментальных научных понятий, физических знаний, физические законы и теории, основные методы экспериментального и теоретического познания. Система физических знаний обеспечивает возможность успешного выполнения профессиональной деятельности будущих инженеров. Экспериментальные умения и навыки необходимы в решении практических задач. Формирование экспериментальных умений у студента невозможно без правильной и своевременной организации самостоятельной работы.
Физический лабораторный практикум как форма обучения представляет широкие возможности для реализации компетентностно - деятельностного подхода. Выполнение лабораторных работ требует большой самостоятельной работы от студента, которая практически невозможна в других видах деятельности. В то же время преподаватель, ведущий занятия, может легко и просто изменять условия деятельности, осуществлять индивидуальный подход к студенту. Формирование у студентов тех или иных конкретных ключевых компетентностей при изучении дисциплины является важнейшим в процессе их самостоятельной работы. Базовая компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности - это умение решать учебные и самообразовательные проблемы. Умение выступать на семинарах, излагать идеи реферата, анализировать результаты учебной деятельности; планировать, проектировать, моделировать; изготовлять несложные приборы; усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации (из книг, журналов, энциклопедий, словарей, справочников, Интернет, телепередач). Компетентность - это не только сумма знаний, умений, а также способность принимать собственные решения в учебной деятельности, она должна стать неотъемлемым качеством личности студента.
Эксперимент показал, при организации самостоятельной работы требуется соблюдение модульного принципа построения курсов. Современные педагогические технологии обучения в вузе позволяют, объединить частные методы, алгоритмы, процедуры, дифференцированные по отраслям промышленности. К такому роду универсальным педагогическим технологиям можно отнести модульные, проблемные, контекстное обучение. Наиболее примечательным в развитии методики преподавания физики является переход к модульному принципу построения курсов. Под модульным обучением подразумевается - технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство. Содержание последнего строится с учетом принципов целеполагания студента, обеспечения гибкости, приспособления к индивидуальным потребностям личности уровню ее базовой подготовки. Следуя выводам Н.В.Борисовой, Г.В. Лаврентьевой, А.В.Морозова, Д.В.Чернилевского, мы рассматриваем модуль как раздел курса, в котором разбирается одно основное фундаментальное понятие дисциплины (явление, закон, структурный тип) или группа родственных взаимосвязанных понятий.
Результаты нашего эксперимента подтвердили выводы Р.С.Бекирова, Н.В.Борисовой, М.А.Чошанова о том, что технология модульного обучения позволяет: а) логично и компактно группировать материал; б) выделять группы основных фундаментальных понятий; в) избегать повторений внутри одного курса и в смежных курсах; г) осуществлять самостоятельный выбор студентом того или иного варианта модульной программы в зависимости от уровня обученности и обеспечивать ему индивидуальный темп усвоения программы;
д) осуществлять в дидактическом единстве интеграцию и дифференциацию содержания обучения путем группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку в полном, сокращенном и углубленном вариантах, что помогает решить проблему уровневой и профильной дифференциации в процессе обучения; е) переносить акцент в работе преподавателя в
сторону консультативно-координирующих функций управления познавательной деятельности студентов.
В эксперименте, проведенном в филиале МГУТУ в г. Мелеузе, мы выделили ряд методических приемов, которые дают более высокую результативность проведения лабораторного практикума по физике:
1) студенты объединяются в группы для выполнения лабораторного практикума по своему желанию. Это позволяет создать группы с приблизительно равным уровнем теоретических знаний и примерно одинаковыми умениями необходимыми при выполнении лабораторных работ;
2) лабораторные работы содержат набор заданий различной степени сложности; лабораторный практикум составляется так, что студенты могут осуществлять выбор заданий соответствующий уровню их знаний, положительных мотивов учебной деятельности;
3) описание лабораторных работ и их успешное выполнение ориентировано на серьёзную самостоятельную деятельность, изучение учебной и научной литературы, освоение технических приемов работы с приборами и устройствами, проведение компьютерных экспериментов и расчетов;
4) тогда самостоятельная работа при выполнении лабораторного практикума по физике развивает у студента потребность в углублении знаний, познавательную активность.
Методика модульного построения и проведения лабораторного практикума по физике опирается на следующие положения:
а) физический практикум представляет целостную систему лабораторных работ, которые удовлетворяют определенным критериям;
б) тема и содержание работ должны соответствовать учебной программе по данной инженерной специальности;
в) лабораторная работа является необходимым звеном в цепочке «лекция ^ практическое занятие (семинар) ^ лабораторная работа»;
г) основой лабораторной работы является исследование физической природы явлений;
д) в лабораторных работах используются современные измерительные приборы и ПК;
е) методика лабораторного занятия соответствует основным дидактическим принципам.
При соблюдении этих требований студентом, лабораторная работа способствует:
- овладению исследовательскими умениями на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно - научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способствует формированию естественно - научной картины мира и научного мировоззрения;
- обеспечивает овладение научными методами познания природы.
Библиографический список
1. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования [Текст] /Э.Ф.Зеер. - Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 258 с.
2. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образо-вания/Э.Ф.Зеер. // Высшее образование в России. - 2005. - № 4 - 23-30 с.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов/И.А.Зимняя. -М.:Логос. - 2004. -384 с.
4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь/ Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.:Издательский центр «Академия», 2001. - 134 с.
5. Морозов, А.В., Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология/ А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский,-М.,Академический проект, 2004. - 560 с.
6. Соколова, Л.Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности: мо-нография/Л.Б.Соколова.- Оренбург: ОГПУ, 2007.-157с.
7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования/А.В.Хуторской.// Народное образование. - 2003. -№ 2. -58-64 с.
Bibliography
1. Khutorskoy, А.У. Key Competences as a Component of Person Oriented Paradigm of Education/А.У. Khutorskoy.// National Education. - 2003. - № 2. - P. 58-64.
2. Kodzhaspirova, G.M., Kodzhaspirov, А.У^ Pedagogical Dictionary/ G.M. Kodzhaspi-rova, А.У^ Kodzhaspirov. - M.: «Academy» Publishing Centre, 2001. - 134 p.
3. Morozov, А.У., Chernilevsky, D.V. Creative Pedagogics and Psychology / А.У. Morozov, D.V. Chernilevsky,-^: Academic Project, 2004. - 560 p.
4. Sokolova, L.B. Cultural Contents of Pedagogical Activity: Monograph / L.B.Sokolova.-Orenburg: OSPU, 2007. - 157 p.
5. Zeer, E.F. Psychology of Person Oriented Professional Education [Text] / E.F. Zeer. -Ekaterinburg: Publishing Centre of Ural State Professional Pedagogical University, 2000. - 258 p.
6. Zeer, E.F. Competent Approach to Modernization of Professional Education/ E.F. Zeer// Higher Education in Russia. - 2005. - № 4 - P. 23-30.
7. Zimnyaya, I. A. Pedagogical Ssychology: Textbook for Higher Educational Institutions /1.А. Zimnyaya. -М.: Logos. - 2004. - 384 p.