Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс по географическому краеведению'

Учебно-методический комплекс по географическому краеведению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кильдишова Н. А., Пресняков В. Н.

В статье приводится обоснование необходимости создания учебно-методического комплекса по географическому краеведению и географии Мордовии, в частности такой его части, как хрестоматия. Предлагается проект программы подобного издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's Resource Pack for Geographical Regional Study

The article proves the necessity to workout teacher's resource pack for geographical regional study and geography in Mordovia, and to be more precise such part of the complex as a course-reader. It offers the pilot project of such a book.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс по географическому краеведению»

Предложенная модель — обобщенный вариант группового занятия. Она может быть положена в основу системы музыкально-психотерапевтической работы как с детьми, так и со взрослыми.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека j,K. Роджерс ; пер. с англ. М. Vi, Исениной ; общ. ред. и предисл, Е, И. Исе-ниной. М., 1994.

2 См.: Kramer Е. Art Therapy With Children f E. Kramer. N. Y„ 1977.

Поступила 07.11.05.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

II. А. Килъдишова, декан географического факультета Мордовского государственного университета, профессор,

В, Н. Пресняков, доцент кафедры экономической и социальной географии Мордовского государственного университета

В статье приводится обоснование необходимости создания учебно-методического комплекса по географическому краеведению и географии Мордовии, в частности такой его части, как хрестоматия. Предлагается проект программы подобного издания.

Создавая учебно-методический комплекс по географическому краеведению и географии, нельзя обойти вниманием такой его элемент, как книга для чтения по предмету, т. е. хрестоматия. Такого рода учебное пособие, при правильном его использовании, может способствовать и развитию познавательного интереса учащихся к школьному предмету, и патриотическому воспитанию. Книга, где основной материал значительно расширяет содержание соответствующего школьного учебника, будет полезна учащимся, заинтересованным в изучении географии, а у остальных поможет пробудить внимание к данному школьному предмету. В Мордовии последнее издание подобного учебного пособия — «География моей республики»1 — состоялось в 1990 г. Изменившиеся социально-экономические условия вызывают необходимость подготовки нового издания. Некоторыми рассуждениями на этот счет, которые, надеемся, будут полезны, хотелось бы поделиться.

В качестве материалов для хрестоматии целесообразно использовать фрагменты художественной, научно-популярной литературы, периодики, адапти-

рованной к возможностям школьников определенного возраста. Книга должна быть хорошо иллюстрирована, обеспечена картографическими материалами, которые по различным причинам не вошли в географические тексты других учебных и учебно-методических пособий. Желательно, чтобы она содержала те же разделы, что предусмотрены программой: природа, население,хозяйство.

К сожалению, определенная часть учащихся, не проживающих в крупных городах, воспринимают свой край как нечто периферийное. Учебному пособию по краеведению отводится очень важная роль в показе развития конкретного региона как субъекта Российской Федерации, в пропаганде его достижений и перспектив на примерах наиболее интересных свершений, изменений в культурной жизни края, условиях жизни населения и т. п. Все это будет содействовать воспитанию гордости за свою малую родину, ее народ, что представляет собой немаловажное условие формирования гармонично развитого человека. Привлечение материала по истории, биологии, литературе, математике и т. п. поднимет качество содержания учебного пособия.

«М» А. Кильдишова, В. Н. Пресняков, 2007

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрим примерное содержание основных разделов книги для чтения по географии Мордовии.

Вводная часть. Здесь должно говориться о главных особенностях Мордовии как субъекта Российской Федерации, как части европейской территории страны, как одного из центров финно-угор-ской культуры. Еще совсем недавно республику считали российской глубинкой, практически ничем не интересной центру. Сегодня же рост ее промышленного производства опережает аналогичный среднероссийский показатель. Все успехи региона связаны прежде всего с его народом. И этот союз неразделим, что подтверждают стихотворные строки мордовского поэта Никуда Эркая:

Родимый край! Тобою я живу!

Я — в каждом колосе, в былинке каждой.

Где б ни был я — с неутолимой жаждой,

Родимый край, тобою я живу!

Природа. В этом разделе могут быть помещены материалы по геологической истории территории республики, сведения о палеогеографических находках, подтверждающих догадки ученых. Должна найти свое место и характеристика как наиболее неблагоприятных факторов природной среды, сдерживающих развитие отраслей хозяйства, так и условий, которые могут способствовать развитию и совершенствованию новых его направлений, например таких, какие приведены в статье С. Е. Хлевиной2. Однако познакомиться с этим материалом, помещенным в журнале «Вестник Мордовского университета», может далеко не каждый учитель.

Первое описание почв территории современной Мордовии связано с именем В. В. Докучаева, который в отчете Вольному экономическому обществу писал: «К востоку от Саранска идет... пологий склон с более или менее типичными черноземами. На возвышенности... выделяется пыльный темно-серый чернозем до 30—45 см толщиной. На более пологих меловых плато, встречаемых

нами к северу от Саранска, чернозем располагается на сильно мергелистых глинах»3. Этот текст служит прекрасной иллюстрацией к рассказу учителя на уроке о почвах Мордовии. А сколько интересного может узнать ученик из описания уникальных представителей растительного и животного мира, которыми знамениты наши леса, реки, охраняемые территории! Один из них— редкое растение, занесенное в Красную книгу и России и Мордовии, — венерин башмачок, или башмачок Киприды. Вот как о нем пишет известный биолог И. С. Те-решкин: «Жизнь этой орхидеи очень сложна. Произрастает она в хвойных и смешанных лесах, по окраинам болот, в нагорных дубравах и березняках на местах с близким залеганием карбонатов. Развитие ее продолжается около 15 лет, хотя наземная часть отмирает ежегодно. Только через 15—20 лет она способна воспроизводить себе подобное!»4

Население. Без данного раздела любое географическое описание территории будет неполным. Новые, интересные для ребят факты позволят расширить их знания о различных сторонах, характеризующих географию населения. Специальной литературы, отдельных статей на эту тему в различных источниках имеется немало, но собрать новый материал учителю бывает достаточно сложно, так как тиражи книг часто ограничены. Например, в 2005 г. вышла монография Н. Н. Логиновой и других авторов о сельской местности Мордовии, в которой приведен богатый современный материал о различных сторонах географии населения республики5, но малый тираж книги делает ее практически недоступной для учителя географии, особенно сельского.

В хрестоматии обязательно должен быть представлен материал о людях, живших и живущих на территории современной Республики Мордовия, принесших ей славу и известность. Среди таких людей — действительный член Российской академии наук В. О. Ключевский, давший русской науке одну из яр-

ких концепций исторического прошлого страны. Он заставил современников думать о множестве вопросов, нарисовал живые картины и образы людей минувших веков, которые запоминаются на всю жизнь, и при этом всегда помнил о своих мордовских корнях. Своим слушателям Ключевский любил повторять: «Мы с патриархом Никоном земляки, оба мордвины по происхождению»6.

Экономика. Путешествие по экономической карте расширит кругозор учеников. Они смогут получить возможность ближе познакомиться с наиболее крупными промышленными предприятиями республики, особенностями современного развития сельского хозяйства, агропромышленного комплекса. Например, интересная история становления одного из крупнейших предприятий республики ОАО «Электровыпрямитель» помещена в книге «„Электровыпрямитель“: годы и люди», вышедшей в год 50-летия завода7, в юбилейном альбоме, посвященном его 60-летию8. О современных успехах и проблемах завода можно узнать из публикации в журнале «Российская Федерация»9. Собрать все эти материалы воедино и представить в виде, наиболее удобном для использования на уроке географии, и позволит книга для чтения по географии Мордовии.

Наиболее полное представление о перспективах развития хозяйства республики учителю и ученикам могут дать данные целевой программы10.

В том же разделе, на наш взгляд, будут уместны описания некоторых наиболее колоритных промыслов, существовавших на территории края относительно недавно или в достаточно далеком прошлом, и т. п.

Знакомя учащихся с краеведческой характеристикой территории, учитель достаточно часто сталкивается с необходимостью описания городов республики. Публикаций на данную тему существует достаточно много, но собрать их вместе учителю не всегда представляется возможным. Поэтому считаем це-

лесообразным включение в книгу для чтения раздела Города Мордовии.

Кроме того, хорошим дополнением к текстам должны быть разнообразные, интересные, яркие, короткие факты как по вышеназванным темам, так и выходящие за их рамки. Это поможет учителю подобрать материал для активизации внимания учащихся при изучении учебного материала, для составления вопросов различных олимпиад, конкурсов, викторин. Здесь же могут быть помещены разработанные планы изучения и описания объектов природы, почв, хозяйственных объектов; материалы по методике организации туристических походов, определения объектов для их проведения и многое другое, что так необходимо учителю, особенно молодому, в его практической деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Голубчик М. М. География моей республики : кн. для чтения по географии Мордов. АССР 1: М. М. Голубчик, В. П. Нарежный:,

B. Н. Пресняков. Саранск, 1990.

2 См.: Хл евин а С. Е. Опасные гидрометеорологические явления на территории Мордовии в условиях современного глобального потепления/

C, Е. Хлевина // Вестн. Мордов. ун-та. 2005. № 1/2. С. 136—138.

3 Докучаев В. В. Русский чернозем : отчет Вольному экономическому обществу / В. В. Докучаев. М., 1952.

4 Терешкин Й. С. У себя дома : из записок биолога/й. С. Терешкин. Саранск, 1985, С. 138—145.

5 См.: Логинова Н. Н. Сельская местность Мордовии: социально-географические аспекты развития / Н. Н. Логинова, В. Н, Пресняков, Л. В. Сотова. Саранск, 2005.

8 Цйт. по: Абрамов В. К. По следу времени : (очерки об извест. ист. деятелях) / В. К. Абрамов. Саранск, 1991.

7 См.: Диалектов В. Становление / В. Диалектов // «Электровыпрямитель»: годы и люди. Саранск, 1991. С, 4—32.

8 См.: ОАО «Электровыпрямитель» — 60: (1941—2001) / авт.-сост. Т. С. Баргова. Саранск, 2001.

9 См.: Чибиркин В. В. ОАО «Электровыпрямитель» / В. В. Чибиркин // Российская Федерация сегодня. 2005. № 4. С. 50.

10 См.: Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2001—2005 годы / науч. ред. д-р экон. наук проф. Н. П. Ма-каркин. Саранск, 2002.

Поступила 20.12.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.