Научная статья на тему 'Развивая творческое сотрудничество'

Развивая творческое сотрудничество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивая творческое сотрудничество»

ставление о выполняемых ими задачах и функциях.

Интересен опыт заключения трехсторонних договоров о сотрудничестве, который мы практикуем со школой N9 38. В нем наряду с экономическим факультетом университета и школой участвует акционерная страховая компания "Уверенность" Смысл такого сотрудничеста в том, что третья сторона выступает спонсором программы бизнес-класса, факультет же обязуется направлять своих выпускников на работу в спонсорскую организацию. Выгоды такого сотрудничества налицо. С одной стороны, это финансовая поддержка школе, с другой — обеспечение социальной защиты молодым специалистам — выпускникам факультета в виде представления им гарантированного места работы.

Есть в нашей деятельности нереализованные задачи и проблемы. Важной задачей, над решением которой в настоящее время работает наша секция, является издание учебно-методи-ческой литературы. Мы задумали выпуск фундаментального учебного пособия из шести частей и планируем, что к лету 1994 г. будет выпущена 1-я его часть — 44Предпринимательство" (авторы Н. П. Макаркин, Н. Д. Гуськова, Е. А. Неретина).

Требует решения проблема оптимизации оплаты труда преподавателей, так как она не соответствует тем затратам, которые необходимы для подготовки и проведения занятий и их адаптации к уровню восприятия школьниками. Немаловажной проблемой является дальнейшая судьба наи- 1 более одаренных и подготовленных школьников, окончивших бизнес-класс. Дело в том, что они, безусловно, лучше других абитуриентов разбираются в экономических категориях и экономической практике. Они в течение двух лет проверяют правильность своего выбора — стать либо менеджером, либо бухгалтером, либо банковским служащим. Однако им предстоит сдавать вступительные экзамены на общем основании. На наш взгляд, здесь должны быть предусмотрены соответствующие льготы.

Преподаватели экономического факультета и члены секции экономического образования считают, что им удалось найти формы сотрудничества со школой, соответствующие лучшим стандартам. Особую активность в развитии такого сотрудничества проявляют директор школы № 38 В. В. Лисицын и завуч школы № 36 А. А. Абрадина.

хххххххххххххххххххххххххххххххххх РАЗВИВАЯ ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

М- М. ГОЛУБЧИК, руководитель секции географического

образования

Формирование состава научно-ме-тодической секции географического образования Учебного округа и основных направлений в ее деятельности определялось многолетним сотрудничеством коллектива географического факультета Мордовского университета с органами народного образования, учительством Мордовии, и прежде всего учителями географии, в большинстве своем выпускниками факультета.

Развиваются традиционные направления деятельности преподавателей и сотрудников географического факультета в системе "вуз — школе"

1. Активная и разнообразная работа на курсах учителей, организуемых Мордовским РИПКРО, в семинаре учителей географии школ г. Саранска; индивидуальные консультации учителей и учащихся школ, постоянные контакты с выпускниками факультета и т. п.

Значение этого направления определяется прежде всего динамичностью содержания среднего географического образования, обусловленной глубокими преобразованиями в мировом политическом и социально-экономическом развитии, в особенности в жизни быв-его Советского Союза и современной Российской Федерации.

2. Собственно преподавательская работа ученых факультета в школах Саранска (включая гимназии и лицеи), ведение программных учебных предметов по географии, факультативов, работа в классах интенсивного обучения, малой школьной академии, консультации для выпускников школ и т. д. Так, по состоянию на начало 1994 г., в школах столицы Мордовии работали В. Н. Пресняков (гимназия № .12 и школа № 25), Н. А. Кильди-

ова (гимназия № 12), М. М. Голубчик (школы № 5 и 36), А. М. Носонов (школа № 14 — национальная гимназия), В, П. Ковшов (школа № 7 с экологическим уклоном) и другие преподаватели. Именно эта форма работы дает возможность работникам у ни вер* ситета по-настоящему окунуться в актуальные проблемы школьной географии и получить от своих учеников в школах то, что называется "обратной

, чрезвычайно необходимой для совершенствования университетского географического образования.

3. Организационно-методическая работа членов секции и их коллег, заключающаяся в подготовке методических материалов, документов для аттестации учителей географии, профориентационная работа в школах

связью

республики, гогических

в работе педа-

кол

м *

у\ я

участие

конференций, педсоветов средних учебных заведений, совещаниях директоров и завучей и т. д. Представляется очень важным

ение преподавателей вузов, учителей школ, работников органов образования к богатейшему педагогическому опыту, замечательным творческим достижениям, которые концентрируются в ведущих институтах Российской Академии образования и педагогических вузах Москвы и Санкт-

Петербурга. В качестве примера хочется привести участие учителя географии школы № 5 г. Саранска Л. В. Голубчик и профессора Мордовского университета М. М. Голубчика в работе Общероссийской научно-прак-тической конференции " Обновление школы и проблемы повышения квалификации педагогов" (Санкт-Петербург, октябрь 1993 г.), что позволило им не только изучить огромный опыт инновационной деятельности учителей России, но и использовать его в постановке собственного интеграционного учебного курса ( на основе авторской программы) и передать этот опыт другим учителям путем участия в заседаниях педсоветов, в совещании завучей кол Саранска и т. п.

4. Подготовка учебных изданий и научно-популярной литературы для учителей и учащихся. Так, в Мордовском книжном издательстве были изданы и нашли широкое применение в школьной практике "География Мордовской АССР: учебное пособие для учащихся 7 — 8 классов" (1986 г.; авторы: М. М. Голубчик, В. П. На-режный, А. И. Салищев) и "География моей республики: книга для чтения по географии Мордовской ССР (для 7 — 8 кл.)" (1990 г.; авторы-составители: М. М. Голубчик, В. Н. Пресняков, В. П. Нарежный). Внедрение этих книг в практику изучения географии республики в школах Мордовии подкреплено использованием подготовленных В. Н. Пресняковым контурных карт и заданий для самостоятельной работы по географии Мордовии и набора черно-белых карт, раскрывающих основные черты физической и экономической географии нашей республики (при отсутствии соответствующего школьно-краеведческого атласа). Повышению научно-педагогической квалификации учителей способствует также использование учебных пособий, изданных в Мордовском университете для студентов географических специальностей.

Однако большой творческий потенциал ученых-географов и их коллег в учительской среде используется явно

недостаточно, и главная причина — обостряющиеся трудности с финансированием издательской деятельности. Примеров здесь, к сожалению, немало. Так, из-за отсутствия предоплаты со стороны библиотечного коллектора не пущена в производство весьма полезная для учителей и учащихся старших классов научно-популярная книга "Самый, самая, самое в природе земного шара**. Что же касается, казалось бы, наиболее заинтересованного в таких изданиях заказчика — Министерства образования Мордовии, то его отношение к этой важной работе более чем

прохладное.

Рассматривая перспективы деятельности секции географического образования в ближайшие годы, следует отметить необходимость совершенствования вышеназванных направлений работы. Вместе с тем секция намерена решать следующие задачи:

— реализовать договоры о долгосрочном сотрудничестве географического факультета с саранскими школами № 25 и 36;

— приступить к глубокому изучению передового опыта преподавания географии в школах республики, его анализу, обобщению и пропаганде (в том числе в виде научно-методических публикаций);

— провести согласование содержания учебных дисциплин педагогического отделения географического факультета Мордовского университета с со-

держанием стандарта географического образования в средней школе, а также содержания программ выпускных экзаменов по географии в школах Мордовии (прежде всего в школах — субъектах Учебного округа) и вступительных экзаменов в вузы республики (в особенности на географические и экономические специальности университета);

— провести на базе университета конференцию (семинар) преподавателей университета и учителей географии, посвященную проблемам совершенствования преподавания географии в средней школе.

Кроме тою, в планах секции — организация консультативной службы для абитуриентов университета, экскурсий учащихся средних учебных заведений в музеи и лаборатории географического факультета, активное участие в подготовке и проведении географической олимпиады школьников г. Саранска и республики, подготовка к изданию специальных пособий для гимназий, лицеев и колледжей и целый ряд других дел, нацеленных на действительно эффективное функционирование системы "вуз — школа — органы образования — повышение квалификации педагогических кадров" Необходимо подчеркнуть, что успешное решение этих задач невозможно без серьезного внимания и всемерной поддержки со стороны правительства Мордовии и руководства вуз с».

ХРОНИКА, РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ

ЗАВАРЮХИН Н. В. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ МОРДОВСКОГО КРАЯ ПЕРИОДА ФЕОДАЛИЗМА / НАУЧ. РЕД. Н. Ф. МОКШИН. — САРАНСК: ИЗД-ВО МОРДОВ. УН-ТА, 1993. — 296 С.

Монография Н. В. Заварюхина посвящена изучению социально-экономического и политического развития мордовского региона периода феода-

лизма. Хронологические рамки труда очень велики и охватывают время с начала II тысячелетия н. э. до конца XVIII века, что позволило автору он-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.