ООООООООООООООЪОООООООООООООО
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СЕКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО , ОБРАЗОВАНИЯ
Н. Н. МЕЛЬКИНА, руководитель секции экономического образования
Секция экономическош образования сформировалась осенью 1992 г., когда мы впервые приступили к обучению основам экономических знаний учащихся школы № 36. Тогда трудно было предположить, что совсем скоро эта работа станет большим и серьезным делом, требующим много времени, энергии, самоотдачи и в некотором смысле — благотворительности.
Начали мы с разработки тематических планов, рабочих программ, с поиска оптимальных форм обучения, адаптированных к возрасту и психологии школьников старших классов. Активное участие в этой работе приняли декан экономического факультета профессор Н. Д. Гуськова, и. о. заведующего кафедрой управления доцент Е. А. Неретина, а также доценты кафедры экономики и организации производства Н. Н. Мелькина и кафедры экономической теории Л. А. Кормиш-кина.
В настоящее время мы работаем с четырьмя школами Саранска: № 9, № 16, № 36, № 38, причем в 16-й и 38-й школах занятия ведутся параллельно в двух классах. Обучение проходит по трем программам: по программе бизнес-класса (школа № 38), которая рассчитана на два года; по программе "Экономика и предпринимательство" (школы № 16 и № 36), рассчитанной как на один, так и на два года; по программе "Менеджер" (школа № 9), рассчитанной на один год. Занятия проводятся со школьниками 8 — 9-х (школа № 16) и 10 — 11-х классов (школы № 9, 36, 38).
Следует отметить, что школы № 9 и № 16 занимаются на основе факультативной формы, в 36-й и 38-й эти занятия входят в учебный план, и один день в неделю высвобождается для за-
нятия в университете. Особо серьезно в этом плане работает школа № 38, в которой из детей старших классов комплектуется бизнес-класс с помощью специального тестирования. Результаты тщательного отбора проявляются сразу. По сравнению с другими школами в бизнес-класс школы № 38 попадают наиболее способные дети, хорошо владеющие математическими знаниями и обладающие способностью к экономическому мышлению.
Следует отметить, что учебные планы для школьников разработаны с учетом новой экономической политики и рыночной модели хозяйствования. Они преследуют цель дать ребятам представление об экономической теории, затем рассматриваются основные законы и категории экономики применительно к хозяйственной практике, раскрывается сущность предпринимательства, менеджмента и маркетинга как современных концепций управления производством, прививаются навыки ведения счетоводства в курсе основ бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности. Учащиеся закрепляют полученные знания с помощью персональных компьютеров, овладевают искусством риторики, получают необходимый минимум правовых знаний.
Важным этапом в процессе экономической подготовки учащихся является производственная практика, проведенная в период летних каникул для учащихся бизнес-класса школы № 38 на пяти ведущих предприятиях г. Саранска разных форм собственности: АО "Биохимик", в страховой компании "Аскувер", в одном из коммерческих банков, в инвестиционном фонде и в малом предприятии. Ребята ознакомились с документооборотом этих предприятий и получили реальное пред-
ставление о выполняемых ими задачах и функциях.
Интересен опыт заключения трехсторонних договоров о сотрудничестве, который мы практикуем со школой N9 38. В нем наряду с экономическим факультетом университета и школой участвует акционерная страховая компания "Уверенность" Смысл такого сотрудничеста в том, что третья сторона выступает спонсором программы бизнес-класса, факультет же обязуется направлять своих выпускников на работу в спонсорскую организацию. Выгоды такого сотрудничества налицо. С одной стороны, это финансовая поддержка школе, с другой — обеспечение социальной защиты молодым специалистам — выпускникам факультета в виде представления им гарантированного места работы.
Есть в нашей деятельности нереализованные задачи и проблемы. Важной задачей, над решением которой в настоящее время работает наша секция, является издание учебно-методи-ческой литературы. Мы задумали выпуск фундаментального учебного пособия из шести частей и планируем, что к лету 1994 г. будет выпущена 1-я его часть — 44Предпринимательство" (авторы Н. П. Макаркин, Н. Д. Гуськова, Е. А. Неретина).
Требует решения проблема оптимизации оплаты труда преподавателей, так как она не соответствует тем затратам, которые необходимы для подготовки и проведения занятий и их адаптации к уровню восприятия школьниками. Немаловажной проблемой является дальнейшая судьба наи- 1 более одаренных и подготовленных школьников, окончивших бизнес-класс. Дело в том, что они, безусловно, лучше других абитуриентов разбираются в экономических категориях и экономической практике. Они в течение двух лет проверяют правильность своего выбора — стать либо менеджером, либо бухгалтером, либо банковским служащим. Однако им предстоит сдавать вступительные экзамены на общем основании. На наш взгляд, здесь должны быть предусмотрены соответствующие льготы.
Преподаватели экономического факультета и члены секции экономического образования считают, что им удалось найти формы сотрудничества со школой, соответствующие лучшим стандартам. Особую активность в развитии такого сотрудничества проявляют директор школы № 38 В. В. Лисицын и завуч школы № 36 А. А. Абрадина.
хххххххххххххххххххххххххххххххххх РАЗВИВАЯ ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
М- М. ГОЛУБЧИК, руководитель секции географического
образования
Формирование состава научно-ме-тодической секции географического образования Учебного округа и основных направлений в ее деятельности определялось многолетним сотрудничеством коллектива географического факультета Мордовского университета с органами народного образования, учительством Мордовии, и прежде всего учителями географии, в большинстве своем выпускниками факультета.
Развиваются традиционные направления деятельности преподавателей и сотрудников географического факультета в системе "вуз — школе"
1. Активная и разнообразная работа на курсах учителей, организуемых Мордовским РИПКРО, в семинаре учителей географии школ г. Саранска; индивидуальные консультации учителей и учащихся школ, постоянные контакты с выпускниками факультета и т. п.