Научная статья на тему 'Бизнес-класс как форма начального экономического образования'

Бизнес-класс как форма начального экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-класс как форма начального экономического образования»

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. ЛИСИЦЫН, директор Саранской средней школы № 38

БИЗНЕС-КЛАСС КАК ФОРМА НАЧАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБР^

из важнейших требований, предъявляемых к образованию (и в частности к средней школе) в условиях со-

9

циального и научно-технического прогресса, перехода страны на рыночную экономику, выступают сочетание высокой компетентности в избранной области деятельности с глубоким профессионализмом специалистов, воспитание новых поколений предпринимателей, овладение системой экономических знаний. Предпосылками формирования начальных экономических знаний у школьников служит закладываемая с детства привычка выполнять любую работу осмысленно и качественно, доводить начатое дело до конца, используя приобретенные знания, умения и навыки.

Как составная часть общего образования и всестороннего развития личности школьника начальное экономическое образование осуществляется на принципах политического воспитания, соединенного с производительным трудом.

Новые условия развития общества и образования поставили перед школой задачу освоения целого ряда новых предметов, обеспечивающих к учащихся системой экономических знаний и практических умений, в том числе по таким

специальностям, как менеджер, торговый агент, брокер, секретарь-референт и др.

Разумеется, учиться рыночной культуре нелегко, но школа не может стоять в стороне от подготовки высококвалифицированных кадров для экономических структур государства.

В школе № 38 г. Саранска уже с января 1992 г. открыт класс прикладной экономики и тем самым созданы предпосылки подготовки специалистов сред-ей квалификации для работы в условиях рыночных отношений. Для обсуждения данной проблемы и разработки учебного плана подготовки учащихся в классе прикладной экономики был создан совет в следующем составе: заместитель генерального директора по экономике ПО „Лайме“, кандидат экономических наук В. В. Фомин, председатель правления коммерческого банка „Поволжский" Н. Г. Волков, заместитель председателя правления коммерческого банка „Мор-довпромСтройбанк“ А. Н. Лаврентьев, заместитель генерального директора АО „Биохимик1* А. К. Ватолин, заместитель генерального директора акционерной страховой компании АСКУВЕР

A. Н. Денисов и начальник Саранского городского управления образования

B. М. Смирнов. С их помощью разработан учебный план бизнес-класса, определены этапы организации и проведения эксперимента, составлена смета расхо-

дов, намечены сроки выделения средств спонсорами. Была организована встреча с профессором МГУ имени М. В. Ломоносова академиком Ю. В. Рождественским и получена консультация по организации бизнес-класса в целом и преподаванию курса риторики. В соответствии с приказом министра образования Мордовии № 195 от 25.09.92 г. в школе был открыт экспериментальный класс прикладной экономики. Цели, задачи, система работы определялись соответствующим положением о бизнес-классе.

Для организации учебно-практиче-ской работы в нем были подготовлены два учителя иностранных языков, которые прошли обучение на курсах по методике интенсивного обучения английскому и немецкому языкам при МГУ имени М. В. Ломоносова, а также учителя русского языка и литературы, изучившие 5в том же университете курс „Общая риторика, деловое общение" и курс скорочтения в Московском центре обучения быстрому чтению. Один из учителей истории был перепрофилирован на школьного психолога и прошел 9-месячные курсы в Санкт-Петербургском университете. Были приобретены пособия по методике интенсивного обучения машинописи и стенографии, после овладения ими один из учителей школы стал проводить занятия по этим дисциплинам на высоком профессиональном уровне.

К моменту открытия бизнес-класса школой были приобретены новейшие учебно-методические материалы и обо-

рудование, в том числе: видеокомплект, кассетные магнитофоны, 22 пишущие ма-шинкй; полное обеспечение курса „Оксфордский английский" (10 наименований учебников по 24 комплекта с видео- и аудиокассетами); „Английский для экономиста" (три комплекта по 24 учебника с дискетами для ЭВМ и аудиокассетами); разговорный курс „Семейный альбом США" (в двух томах по 24 учебника с полным видео- и аудиокурсом); учебные программы по риторике; учебные пособия и контрольные работы по курсу „Введение в рыночную экономику"; развернутая программа „Основы предпринимательской деятельности", а также

24 комплекта практического пособия

„Что же делать с ваучером?"; отобран

комплект деловых игр (школьная фондовая биржа, рыночная экономика, автомобильные войны, фондовые операции, строительный бизнес, биржи и др.).

Особенно оживилась работа в бизнес-классе после заключения школой договора о научно-методическом сотрудничестве с экономическим факультетом и секцией экономического образования. Регионального учебного округа при Мордовском университете.

Профессорско-преподавательский коллектив названного факультета помог школе н составлении календарного плана обучения в бизнес-классе и обеспечил программами по каждому курсу. Заключение трехстороннего договора между школой, экономическим факультетом Мордовского университета и акционерной страховой компанией АСКУВЕР помогло решить задачу издания нужных учебных программ, а позднее — методических пособий и учебников по данному учебному курсу.

Комплектование бизнес-классов велось на основе тестов, разработанных психологами — членами научно-методической секции РУО „Психологическое обеспечение учебного процесса", возглавляемой доцентом К. М. Романовым. Тестирование проводилось в три этапа. Основными критериями отбора являлись: неординарность мышления, хорошая реакция, интеллектуальный уровень, наличие склонностей к предпринимательской

деятельности, осознанность выбора перспективы. Из 123 претендентов было отобрано 22 девятиклассника. Тестирование проводилось в три этапа с использованием ЭВМ и собеседования, которое осуществлялось в присутствии родителей, администрации школы, представителей спонсорских организаций и городского управления образования. Так был сформирован первый бизнес-класс в системе средних образовательных учреждений Мордовии.

Поскольку главное назначение бизнес-класса в школьной практике состоит в том, чтобы дать учащимся общее представление об экономической науке и сформировать у них навыки экономического мышления, логика обучения предусматривает первоначально освоение ими основных экономических категорий

и понятий, изучение конкретных экономических дисциплин, способствующих закреплению практических навыков по проведению экономических расчетов, раскрытие сущности менеджмента и маркетинга как современных концепций управления производством.

Все эти требования к подготовке учащихся нашли свое отражение в календарном плане обучения в бизнес-классе, включающем по годам обучения:

10-й класс — основы экономической теории (50 ч); экономические формы (30 ч); основы рыночной экономики и предпринимательства (30 ч); основы менеджмента (30 ч); летняя ознакомительная производственно-экономическая практика (140 ч); всего 280 ч.

11-й класс — теория бухучета

(30 ч); введение в маркетинг (30 ч); международный бизнес (20 ч); макроэкономика (20 ч); основы менеджмента (24 ч); всего 124 ч.

Занятия бизнес-класса проходят в университете по понедельникам. Формами их проведения являются лекции, семинары, практические занятия, деловые

игры. На зачетах подводятся итоги по блокам дисциплин. Завершается обучение проведением тестового контроля по всем дисциплинам. Отметки вносятся в индивидуальные зачетные книжки школьников.

Особое место в системе экономического образования учащихся бизнес-класса отводится производственной практике.

Объектами месячной практики определены: АО „Биохимик44 коммерческий банк „Поволжский44, акционерная страховая компания АСКУВЕР, инвестиционный фонд „Фора-Инвсст“ Учащиеся, разделенные на четыре группы, проходят поочередно все названные объекты практики, овладевая соответствующей систе-

мой знаний и умений в области экономической и финансовой жизни предприятий. В течение практики с помощью ответов на предлагаемые вопросы раскрываются структура и система управления предприятием; цели и задачи каждого из них; ассортимент продукции и услуг; основные экономические службы и их взаимосвязь; структура прибыли и себестоимости; работа коммерческого банка; порядок создания акционерного объединения и др. Руководителями практики назначаются наиболее опытные специалисты предприятий, представители экономического факультета и коммерческих структур.

Учащиеся, закончившие обучение в бизнес-классе в 1994/95 учебном году, показали хорошие и отличные знания. Из 22 выпускников 20 поступили для продолжения учебы на экономический факультет Мордовского университета.

Успехи первого выпуска окрылили учителей школы и преподавателей экономического факультета, В 1995/96 учебном году уже создано два класса

прикладной экономики (10-й и 11-й) и два подготовительных девятых класса, где изучаются специальные предметы, стенография и машинопись, риторика. В центре эстетического воспитания учащиеся занимаются по программе „Этика и

культура поведения"

Конечно, в практике работы наших бизнес-классов немало сложностей и проблем, но, как показывает практика, все они вполне преодолимы, если действовать в солидном сотрудничестве школы, вуза, коммерческих структур, под эгидой такого важного интеграционного центра республики, каким является Региональный учебный округ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.