Научная статья на тему 'Интеграция школы и вуза в сфере географического образования (на примере Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева)'

Интеграция школы и вуза в сфере географического образования (на примере Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ВУЗ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / INTEGRATION / GEOGRAPHICAL EDUCATION / SECONDARY SCHOOL / HEI / REGIONAL ACADEMIC OKRUG

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масляев Валерий Николаевич

Раскрываются основные пути интеграции общеобразовательной школы и вуза в сфере географического образования. Анализируется опыт, накопленный Региональным учебным округом МГУ им. Н. П. Огарева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of High School with HEI in the Area of Geographical Education (in respect to Regional Academic Okrug of N. P. Ogarev Mordovian State University)

The article examines basic ways of integration of high school with HEI in the area of geographical education and presents the experience accumulated by the Regional Academic Okrug of N. P. Ogarev Mordovian State University.

Текст научной работы на тему «Интеграция школы и вуза в сфере географического образования (на примере Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева)»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.4(470.345):37.043.2-055.1/.2

ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА В СФЕРЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева)

В. Н. Масляев (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Раскрываются основные пути интеграции общеобразовательной школы и вуза в сфере географического образования. Анализируется опыт, накопленный Региональным учебным округом МГУ им. Н. П. Огарева.

Ключевыге слова: интеграция; географическое образование; общеобразовательная школа; вуз; Региональный учебный округ.

Одна из древнейших наук — география — сейчас переживает второе рождение. Географические знания активно используются в решении проблем охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, при размещении производительных сил и для оптимизации системы расселения населения, для предупреждения природных и техногенных катастроф. Именно поэтому не вызывает сомнения, что роль географии как фундаментальной науки и географического образования будет и впредь возрастать, а географические знания будут востребованы в практической деятельности.

Цель статьи — показать возможные пути интеграции среднего и высшего географического образования. Необходимость интеграции разных уровней географического образования в рамках отдельных регионов в настоящее время определяется рядом причин: 1) происходящим изменением содержания географического образования, обусловленным современными изменениями в политическом, социально-экономическом, демографическом и экологическом развитии общества как во всем мире, так и в России, ее отдельных регионах; 2) повышением требований к качеству подготовки обучающихся в образовательных учреждениях всех уровней; 3) внедрением в учебный процесс новых базовых государственных образовательных стандартов; 4) созданием принципиально новых учебных программ, учебников и учеб-

ных пособий; 5) внедрением в учебный процесс качественно новых форм, методов и методик обучения.

В систему образования России географию ввел Петр I — основатель На-вигацкой школы. С момента возникновения Московского университета (1755 г.) изучение географии предусматривалось его учебными планами [3, с. 103]. В число школьных предметов география вошла еще до Октябрьской революции. Затем был длительный период ее отсутствия в учебных планах. 16 мая 1934 г. было опубликовано Постановление СНК и ЦК ВКП(б) «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР», а 14 июля 1934 г. — Постановление Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР «О преподавании экономической географии в вузах и втузах». В соответствии с этими постановлениями география вновь стала одним из школьных предметов.

Вузовская география в Мордовии появилась в середине 1930-х гг. на естественно-географическом отделении Мордовского государственного педагогического института, впоследствии преобразованного в Мордовский государственный университет. В 1939 г. отделение было переформировано в естественно-географический, а затем в естественный факультет, просуществовавший до 1953 г. Обучение студентов велось по специальности «Естествознание и география», утвержденной Комитетом по делам высшей школы при СНК

© Масляев В. Н., 2012

№ 1, 2012

СССР. Выпускникам присваивалась квалификация «Преподаватель географии и естествознания неполной средней школы». Потребность на тот момент в таких учителях была в республике значительной, особенно в сельской местности.

В середине 1960-х гг. в Мордовском университете появилась специальность «География». С этого времени в республике планомерно и непрерывно ведется подготовка учителей географии для средней школы. Логическим результатом развития географического образования стало создание в университете 5 августа 1982 г. географического факультета.

В 2005 г. для студентов специальности «География» (на дневном отделении) была введена дополнительная квалификация «Преподаватель», а выпускникам заочного отделения той же специальности стали присваивать квалификацию «Учитель географии».

Важнейшую роль в ходе совершенствования системы географического образования в Республике Мордовия играет секция географического образования Регионального учебного округа (РУО) при МГУ им. Н. П. Огарева, созданная в 1993 г. У истоков ее становления стоял профессор М. М. Голубчик (1934— 2001). Его обширная и плодотворная деятельность способствовала появлению новых направлений и форм интеграции географического образования в системе РУО [2, с. 13].

Основными задачами работы секции географического образования РУО являются: 1) обсуждение проблем стратегии и тактики развития географического образования; 2) интеграция интеллектуального потенциала преподавателей географии, работающих в субъектах РУО, с целью повышения качества подготовки обучающихся; 3) ознакомление с новыми достижениями как в географической науке, так и в методике ее преподавания; 4) изучение и внедрение в практику новых учебных планов, программ, дидактических материалов, учебников и учебных пособий; 5) разработка содержания

учебных курсов и факультативов, содержащих национально-региональный компонент, для использования в учебных заведениях различного типа; 6) создание учебников, учебных пособий, методических указаний, посвященных географии Мордовии; 7) передача и распространение педагогического опыта практической деятельности учителей школ и преподавателей вузов; 8) организация углубленного изучения географии в общеобразовательных учебных заведениях; 9) пропаганда географических знаний и проведение профориентационной работы; 10) создание электронных учебников и учебных пособий для дистанционного обучения.

Структура региональной системы географического образования представлена вузами, колледжами, гимназиями, лицеями, общеобразовательными школами, профессионально-техническими училищами, Мордовским республиканским институтом образования. Центральным звеном этой системы является географический факультет МГУ им. Н. П. Огарева. Университет — единственный вуз в Мордовии, ведущий подготовку специалистов с высшим образованием вышеназванной квалификации. Важную роль в повышении квалификации учителей географии всей республики выполняет кабинет географии Мордовского республиканского института образования.

В связи с отсутствием географии как учебной дисциплины в учебных планах колледжей сложившаяся структура географического образования требует дальнейшего совершенствования.

Несмотря на небольшой срок существования, секцией географического образования РУО накоплен достаточно богатый опыт практической деятельности.

Введение дополнительной квалификации «Преподаватель» по специальности

020401.65 «География» (на дневном отделении), а также специальности

050103.65 «География» с квалификацией «Учитель географии» (на заочном отделении) в МГУ им. Н. П. Огарева потребовало корректировки учебных планов. В них дополнительно были включены

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

такие дисциплины, как «Практикум по географии», «Методика преподавания географии и экологии», «Научные основы школьного курса географии», «Организация и содержание внеклассной работы». В 2011/12 учебном году начался переход на новые учебные планы третьего поколения, в связи с чем вузом прием студентов осуществлялся по направлениям 021000.62 «География» (на дневное отделение) и 050100.62 «Педагогическое образование» по профилю «География» (на заочное отделение). Возникла необходимость корректировки старых и подготовки новых рабочих программ. Студенты IV и V курсов ежегодно проходят педагогическую практику в общеобразовательных школах Саранска и республики.

В настоящее время практически во всех общеобразовательных школах Саранска и во многих сельских школах Мордовии учителями географии работают выпускники университета. Однако пока явно недостаточно изучаются и обобщаются передовой педагогический опыт и новаторские достижения лучших из них. Очевидна необходимость шире пропагандировать накопленный опыт на семинарах и педагогических конференциях. Воздействие учителей на учебный процесс вуза, к сожалению, ограничивается работой со студентами во время педагогической практики в школах [1].

В рамках НИИ экологии МГУ им. Н. П. Огарева приоритетным направлением научных исследований является тема «Методологические и методические национально-региональные проблемы интеграции дошкольного, школьного, вузовского и послезузовского образования и воспитания». Основные результаты исследований по методико-педагоги-ческой направленности преподавателями, аспирантами и студентами ежегодно докладываются на Огаревских чтениях, Февральских педагогических чтениях, международных и всероссийских научно-практических конференциях. В последние годы активное участие в работе секции «Актуальные проблемы методики преподавания географии» прини-

мают учителя общеобразовательных школ Саранска и районов республики.

Преподаватели университета принимают участие в подготовке учебников, учебных пособий, методических указаний и научно-популярных изданий по географии, используемых как в вузах, так и в общеобразовательных школах. За время работы секции географического образования вышли в свет десятки научно-популярных и справочных изданий, учебников и учебных пособий, и среди них — «Мордовский национальный парк „Смольный“» (авторы — А. А. Ямаш-кин, В. Н. Масляев, Ю. К. Стульцев), «Экскурсии в геологическое прошлое Мордовии» (С. И. Рунков), «Антропогенное воздействие на географическую оболочку» (П. И. Меркулов, В. Н. Масляев, А. А. Ямашкин), «Социально-экономическая география Республики Мордовия» (В. Н. Пресняков, Н. Н. Логинова), «Физико-географические условия и ландшафты Мордовии» (А. А. Ямашкин), «Водные ресурсы Мордовии и геоэкологические проблемы их освоения» (А. А. Ямашкин и др.). Таким образом, среднее географическое образование постоянно пополняется новыми материалами, содержащими национально-региональный компонент. В то же время учителя, особенно сельских школ, все еще испытывают дефицит учебных пособий по географии, им жизненно необходимы географический атлас, контурные карты, современная хрестоматия по географии Мордовии.

Введение дополнительной квалификации «Преподаватель» в последние годы резко увеличило количество дипломных работ, посвященных современным научно-методическим проблемам преподавания географии в общеобразовательных заведениях. Возросло и их качество. Вместе с тем продолжается процесс совершенствования тематики, структуры и содержания дипломных работ. Такие темы, как «Анализ межпредметных связей в разных курсах школьной географии», «Нетрадиционные типы уроков географии», «Проблемное обучение в курсе географии», «Использование новых ин-

111!111Й1И1!Ш № 1,

формационных технологий на уроках географии», «Внеклассная работа по географии», привлекают особое внимание. Через Мордовский республиканский институт образования материалы внедряются в учебный процесс общеобразовательных школ, способствуют повышению качества методических дисциплин на географическом факультете. Ключевую роль в этом процессе играет профессор Н. А. Кильдишова — инициатор создания методического центра географического образования в университете.

На факультете довузовской подготовки университета уже давно ведется работа по подготовке выпускников общеобразовательных заведений к вступительным испытаниям в вузах. Существуют месячные, 6- и 9-месячные курсы по географии. Подготовку абитуриентов ведут опытные преподаватели. Для успешного прохождения ими вступительных испытаний в вузе в последние годы выпущены учебные пособия по географии.

Ряд преподавателей географического факультета работали и продолжают работать в общеобразовательных школах Саранска, обучая географии школьников.

Особое внимание уделяется внедрению научного эксперимента в средней школе. Примером такой деятельности является разработка и проведение занятий по экспериментальному учебному курсу «История человечества и природа Земли» в школе № 5 г. Саранска, «Са-рансковедение» в школе № 30 и др.

В рамках подготовки к сдаче ЕГЭ по географии преподаватели географического факультета организуют семинары и консультации для учителей географии Саранска и республики.

Членами секции географического образования РУО со школьниками ведется профориентационная работа. Важная роль в этом аспекте принадлежит минералогическому музею, имеющему статус народного, лаборатории метеорологии и гидрологии, лаборатории геохимии ландшафта, НПЦ экологических исследований. Преподавателями географического

факультета периодически организуются и проводятся со школьниками и студентами экскурсии на природу и промышленные объекты.

Традиционным стало участие членов секции в организации и проведении научных семинаров и курсов повышения квалификации для учителей географии школ Саранска и районов республики, различных консультаций, районных и городских географических олимпиад, аттестации учителей, в разработке тестовых контрольных заданий.

Уже несколько лет члены секции участвуют в проведении конкурса исследовательских проектов учащихся школ Республики Мордовия по географии в рамках республиканской научно-практической конференции школьников «Интеллектуальное будущее Мордовии», республиканской научно-профориентационной конференции школьников «Многоликая Мордовия: потенциал устойчивого развития», городской научно-практической конференции «Школьники города — науке XXI в.».

Еще одной формой работы преподавателей вуза со школьниками выступает олимпиада по географии. В подготовке и проведении республиканского тура олимпиады задействованы более 10 преподавателей вуза. Они же осущесвляют консультирование учащихся перед всероссийским туром.

В ноябре 2010 г. совместно с региональным отделением Русского географического общества по Республике Мордовия преподавателями МГУ им. Н. П. Огарева была проведена I Интернет-олимпиада по географии. Участие в ней приняли более 300 школьников, в том числе из соседних с Мордовией регионов.

Наиболее опытные преподаватели вуза являются экспертами ЕГЭ по географии и входят в состав Государственной экзаменационной комиссии Министерства образования Республики Мордовия.

В настоящее время в средней и высшей школе большое внимание уделяется дистанционному обучению. На кафед-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ре геоэкологии и ландшафтного планирования создан сайт «Многоликая Мордовия». Размещенные там материалы доступны для широких слоев населения, интересующихся географией своей республики. На сайте Мордовского университета представлен иллюстрированный электронный учебник «География Мордовии» для учащихся средней школы (автор — А. А. Ямашкин).

Анализ многолетнего опыта работы секции географического образования РУО при МГУ им. Н. П. Огарева показал, что в республике существует и постоянно совершенствуется система непрерывного географического образования. Это позволяет надеяться на то, что все уже сделанное обязательно найдет применение в учебном процессе, будут определены и внедрены в практику наиболее оптимальные учебные программы, формы и методы обучения.

К сожалению, по многим объективным причинам география до сих пор не относится к ведущим предметам в общеобразовательной школе. Современ-

ные реформы, проходящие в области образования, не учитывают главную особенность географии — единственного школьного предмета, формирующего у учащихся комплексное, системное, целостное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный школьный предмет, знакомящий школьника с территориальным и региональным научными подходами как особыми методами научного познания мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кильдишова, Н. А. Организация педагогической практики студентов университета/ Н. А. Кильдишова, И. В. Харитонова // Интеграция образования. — 1998. — № 3/4 . — С. 39—43.

2. Масляев, В. Н. М. М. Голубчик и Региональный учебный округ при Мордовском университете / В. Н. Масляев // Марк Михайлович Голубчик. — Саранск, 2004. — С. 13—15.

3. Федотов, В. И. География. Опыт взаимодействия вуза и школы / В. И. Федотов, А. И. Нестеров // Вестн. Воронеж. ун-та. Сер. География и геоэкология.— 2005.— № 1. — С. 103—105.

Поступила 19.04.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.