ш
По результатам нашей совместной работы со средними учебными заве* дениями республики можно заключить, что подобная интеграция в вопросах экономического образования дает ощутимые результаты. Об этом свидетельствует» в частности, то, что выпускники бизнес-класса успешно продолжают учебу на' экономическом факультете по индивидуальным планам, а в РУО
университета поступают все новые и новые предложения о сотрудничестве в обеспечении экономической подготовки школьников и учащихся профессионально-технических училищ и техникумов республики. Все это воодушевляет нас на более углубленную творческую работу в решении данной нелегкой задачи.
М* М. ГОЛУБЧИК, руководитель научно-методической секции географического образования РУО, профессор
ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА
Важность и необходимость развития интеграции высшего и среднего географического образования, тесного и эффективного сотрудничества в системе “вуз — средняя школа — вуз” определяются целым рядом причин, и прежде всего: а) происходящей в последние годы перестройкой структуры и содержания географических дисциплин, внедрением в учебный процесс как в средних, так и в высших учебных заведениях базовых стандартов (компонентов) образования, принципиально новых учебных программ и учебников; б) стремлением к совершенствованию преемственности среднего и высшего образования (включая и повышение квалификации учителей географии); в) развивающимися в российской системе образования прогрессивными процессами
* > ♦и
гуманизации и гуманитаризации.
Вместе с тем необходимость перестройки содержания географического образования (на всех его ступенях и во всех формах) обусловлена глобальными изменениями в экономическом, социально-политическом, демографическом и экологическом развитии человечества, глубокими преобразованиями во всех сферах жизни современной Российской Федерации, новейшими достижениями и проблемами мировой и отечественной географической науки, повышением требований к качеству подготовки (и переподготовки) специалистов с высшим образованием.
Все это определило основные направления- и формы интеграции географического образования в системе Регионального учебного округа Мордовского университета, вде главными “действующими лицами” выступают преподаватели и сотрудники вуза (в данном случае ■— географического факультета университета) и учителя
географии средних школ, Ь особенности гимназий и лицеев, являющихся субъектами
РУО.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В первую очередь следует обратить внимание на непосредственное участие пре*
подавателей вуза в проведении занятий по различным географическим дисциплинам в средних учебных заведениях, что сопровождается привнесением качественно новых
форм географического образования учащихся и наполнением этих форм более глубокими и разносторонними знаниями. Примерами могут служить малая школьная академия, классы интенсивной подготовки, специальные факультативные курсы, собеседования с учащимися выпускных классов и т. п. Эта работа включает и использование системой среднего образования подготовленных преподавателями географического факультета учебных пособий и научно-популярных изданий. К таким изданиям, в частности, относятся получившие широкое применение как в Мордовии,
так и за ее пределами научно-популярные географические книги “Россия в современном мире”, “Самый, самая, самое в природе земного шара”, учебные пособия “Введение в экономическую и социальную географию”, удостоенное Почетного диплома Русского географического общества, “География мирового хозяйства”, “Антропогенное воздействие на географическую оболочку” и др. При содействии Министерства образования Мордовии издается пособие по социально-экономической географии республики. Подготовлены рукописи новых книг по социально-экономической и политической географии Российской Федерации, использованию природных
ресурсов и охране природы, географии населения и другим отраслям географической науки, которые, несомненно, будут активно использоваться в учебных заведениях округа. К подготовке такой литературы стали привлекаться и учителя географии.
Проводится “традиционная” профориентационная работа со старшеклассниками — будущими абитуриентами; они приобщаются к некоторым формам обучения в вузе.
Такое звено в интеграционном процессе “вуз — школа — вуз” имеет и обратную связь, выражающуюся не только в отборе абитуриентов для факультета, но прежде всего в совершенствовании преемственности между средним и высшим географическим образованием, в изучении преподавателями вуза современной системы среднего образования, что имеет большое значение для повышения качества подготовки географов с педагогической специализацией.
Важным направлением интеграции географического образования в РУО остается активное участие преподавателей университета в организации и проведении семинаров и курсов для учителей географии, индивидуальных и групповых консультаций, аттестация учителей и другая аналогичная работа, имеющая актуальное значение особенно в связи с внедрением в средние учебные заведения новых программ и учебников по курсам экономической и социальной географии. "В то же время все большее внимание уделяется развитию творческой инициативы учителей, проведению научно-экспериментальной работы как непременного условия развития отечественной школы.
Примером такой деятельности может служить разработка программ и постановка автором настоящей статьи и учителем-методистом средней школы № 5 г. Саранска Л. В. Голубчик экспериментальных интегральных учебных курсов “История человечества и природа Земли” (в 6-м и 7-м классах) и “Наше Отечество — Россия: историко-географические особенности и проблемы развития (от древнейших времен до конца XVIII в.)” (в 8-м классе) в 1992 — 1995 гг.
Разработка первого из названных курсов напрямую связана с проблемой гуманизации среднего образования, основу которой составляет интеграционный культурологический подход в преподавании гуманитарных дисциплин. Суть подхода заключается в понимании (и изучении) истории человечества как истории его духовного, нравственного и культурного становления. Интеграция гуманитарных знаний в рамках данного курса созвучна основным идеям нашего замечательного ученого
и мыслителя М. М. Бахтина. Введенное им понятие “хронотоп” (“время-простран-ство”) очень емко отражает неразрывность этих двух категорий: именно в хронотопе происходит подлинный синтез» воссоединение знаний исторических, географических,
экологических, литературных и других, что позволяет воспроизводить сложную, многогранную, контрастную картину окружающего мира в его единстве и целостности.
Углублению идеи интеграции знаний в этом экспериментальном учебном курсе способствовали также работы другого выдающегося ученого — Ю. М. Лотмана, утверждавшего иллюзорность представления о том, что материальные условия жизни первичны, а культура вторична, доказывавшего, что в мире тесно переплетаются духовное и материальное, составляющие вместе человеческую жизнь, которая и
должна быть предметом изучения школьных учебных дисциплин.
Проведенный эксперимент по постановке интегрального курса (на основе действующих программ и учебников по истории и географии) убедительно доказал, что инновационная деятельность учителя — залог успешного развития, подлинного обновления российской средней школы, что интеграционный историко-географический культурологический подход пробивает себе дорогу — и не только в средней школе. Так, на географическом факультете Мордовского университета введен спецкурс “География культуры” (доц. Н. А. Кильдишова), в значительной степени отражающий вышеназванные идеи.
Что же касается второго интегрального курса для средней школы, то его разработка н реализация были обусловлены тем, что современные программы и учебники по истории и географии для 8-го класса предоставляют благоприятную возможность для органичного соединения ряда основных тем этих курсов. Такая интеграция создает условия для глубокого и осмысленного усвоения учащимися фактически
единого пространственно-временного (историко-географического и историко-культурного) процесса формирования территории и населения (в особенности его этнического состава) Российского государства, географического исследования этой территории, ее заселения и хозяйственного освоения, политического, экономического, этнокультурного и экологического развития страны в постоянно изменяющихся границах государства. В центре изучения находится человек как биологическое и социальное существо, элемент этноса, носитель культуры на огромных просторах чрезвычайно контрастной в географическом отношении России. Очевидно, что необходим анализ многообразия и значения среды обитания и жизнедеятельности человека, населения России, его взаимоотношений с окружающей природной средой на разных этапах исторического развития.
Результаты реализации двух экспериментальных учебных курсов получили одобрение учителей школ Саранска, были доложены на трех всероссийских научно-практических конференциях, проведенных Российской академией образования (в 1993 и 1994 гг.), где данный эксперимент привлек внимание ученых и педагогов-практиков.
Не останавливаясь специально на таких формах работы в рамках РУО, как использование средних учебных заведений — субъектов РУО для осуществления педагогической практики студентов-географов, предоставление музеев, лабораторий, учебных кабинетов Мордовского университета для проведения экскурсий и учебных занятий учащихся средних школ (что является уже устоявшейся формой сотрудничества вуза и школ), следует подчеркнуть важность существования и постоянного совершенствования организационно-правовой базы интеграции систем образования в учебном округе. Это проявляется в заключении и реализации двусторонних договоров о сотрудничестве (“факультет — средняя школа”), в деятельности научно-методического совета РУО, в развивающемся взаимодействии университета с органами образования республики.