Научная статья на тему 'Религиозные верования мордвы сквозь призму взаимодействия общества и окружающей среды (Рец. На кн. : Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. — Саранск: Морд. Кн. Изд-во, 1998)'

Религиозные верования мордвы сквозь призму взаимодействия общества и окружающей среды (Рец. На кн. : Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. — Саранск: Морд. Кн. Изд-во, 1998) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
507
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозные верования мордвы сквозь призму взаимодействия общества и окружающей среды (Рец. На кн. : Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. — Саранск: Морд. Кн. Изд-во, 1998)»

кин акцентирует внимание на земельной собственности. По мнению автора, общество в лице государства, допуская частную собственность, обязано контролировать право владения, распоряжения и использования земли, не вмешиваясь в предпринимательскую деятельность сельскохозяйственных производителей.

Социально-экономическое положение региона во многом определяется обеспеченностью трудовыми ресурсами, миграцией трудоспособного населения, занятостью. Анализу воспроизводства трудовых ресурсов в регионе посвятил свои материалы кандидат экономических наук И. Ф. Виканов. Главным стратегическим направлением развития общества, по мнению автора, является

создание оптимальных условий для проявления творческой инициативы каждого субъекта производства.

В короткой рецензии невозможно дать характеристику всем публикациям. Однако следует отметить, что авторы представленных материалов проделали большую работу и внесли ценный вклад в развитие науки о регионе.

Первые Макаркинские научные чтения — несомненная удача коллектива Мордовского гуманитарного института, проявившего незаурядный творческий потенциал. Хотелось бы надеяться, что это позитивное начало найдет продолжение, а организация и проведение Макаркинских научных чтений станет доброй традицией.

Г. К. ЛУКИН, кандидат экономических наук

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ МОРДВЫ

СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА

И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(РЕЦ. НА КН.: МОКШИН Н. Ф. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ МОРДВЫ. — САРАНСК: МОРД. КН. ИЗД-ВО, 1998)

Новая книга действительного члена Русского географического общества и Академии социальных наук, члена-корреспондента Международного общества фольклористов при Академии наук Финляндии Николая Федоровича Мок-шина „Религиозные верования мордвы" затрагивает целый комплекс проблем, которые неизбежно встают при исследовании в историческом аспекте форм взаимодействия общества и окружающей среды. Точно так же, как невозможно изучать, скажем, географию Японии, не взглянув на ее ландшафты глазами величайших графиков-пейзажистов — Хиросиге и Хокусая, как невозможно строить топографию Парижа первой половины XIX столетия, не

привлекая сведений, сконцентрированных в „Человеческой комедии" Бальзака, так и реконструкция существовавших связей человека с природой требует привлечения всех дошедших до нашего времени реликтов древнего миросозерцания. А среди последних традиционная мифология и религиозные верования занимают одно из самых

значимых мест.

Работа Н. Ф. Мокшина основывается главным образом на полевых материалах, собранных автором во время этнографических экспедиций по мордовским селам начиная с 1960-х годов. Полевые исследования проводились не только на территории Мордовии, но и в Марий Эл, Чувашии, Коми-Пермяц-

ком автономном округе и других регионах. Осуществлены глубокие исследования материалов Центрального государственного архива Республики Мордовия.

Во введении излагаются представления автора об особенностях развития мордовского этноса и характеризуются основные источники исследования. В разделе „Дохристианские религиозные верования и обряды мордвы" с большой научной глубиной описываются верования и обряды, связанные с лесом, землей, водой, ветром, огнем, животным миром, жилищем, небесными телами и явлениями, а также особенности возникновения веры в верховного бога. Таким образом, в этом разделе раскрываются сложные связи мордовского народа с окружающим ландшафтом.

Особенности функционирования мордовского этноса характеризуются в разделах „Магические колдовские обряды" , „Дохристианские религиозные праздники (озкс) мордвы", Значительный интерес для читателя представляет сравнительный анализ религиозных верований и обрядов мордвы и других финно-угорских народов Поволжья (марийцев, удмуртов).

Глубокий исторический анализ большого объема фактического матери-

ала, проведенный Н. Ф. Мокшиным, раскрывает процессы христианизации мордвы, свободомыслие в мордовском фольклоре, особенности функционирования религии в советское время и эт-ноконфессиональные ситуации у мордвы на современном этапе.

Нам представляется важным подчеркнуть один из выводов, изложенный Н. Ф. Мокшиным в заключении: „Осознавая, что мордовское язычество — во многом пройденный этап истории народа и возврат к нему был бы равнозначен возврату к сельской общине как его основной социальной базе, тем не менее было бы недальновидным искусственное торможение инициатив по использованию некоторых сторон в практике обрядовой жизни народа, особенно тех сторон, которые нацелены на воспитание рационального отношения к экологии, чувства коллективизма, этнической солидарности, толерантности, добрососедства, упрочение общественных и семейных традиций, устоев народной жизни...", Исследованные процессы и явления — важнейшие компоненты современного культурного ландшафта Мордовии.

А. А. ЯМАШКИН, доктор географических наук

В ПОМОЩЬ АБИТУРИЕНТАМ

(РЕЦ. НА КН.: ЛОГИНОВА Н. Н., ПРЕСНЯКОВ В. Н., СОТОВА Л. В. ГЕОГРАФИЯ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАК. ДОВУЗ. ПОДГОТОВКИ. — САРАНСК: ИЗД-ВО МОРДОВ. УН-ТА, 2000)

Создание разветвленной системы подготовительных курсов и других форм довузовской подготовки школьников довольно остро поставило вопрос о необходимости учебной литературы для слушателей. К тому же если раньше программы вступительных испытаний

были стандартными, едиными, то в последние годы вузы получили право их модифицировать с учетом своей специфики. Естественно, что средняя школа не может учесть требований всех вузов, в которые собираются поступать ее выпускники. Да и сами средние об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.