22. Expert: The new law "About Education" becomes threat for national security of Russia//http://www.regnum.ru/news/1605902.
html
23. Avetisyan P. S. Education in a context of national security of the Russian Federation and the Republic of Armenia//the Messenger of the Russian-Armenian university (a series: humanitarian and social sciences). Yerevan. - 2008 . - No. 1 (6). - Page 104.
24. Kamashev S. V. Safety of formation of Russia in the conditions of integration into the European educational space//education Philosophy. 2011 . No. 3 (36). Page 93.
25. The report of the Government of the Russian Federation on results of activity for 2012//http://minobrnauki.rf/novosti/3306
26. Bobylo A.M. Modern reform of the Russian higher school in a context of strategy of strengthening of national security of the Russian Federation: aBTope^. yew. ... edging. it is watered. sciences: 23.00.02 / A.M.Bobylo. - Vladivostok, 2011. - Page 14.
УДК 37.013.46 О.И. ТОНКОДУБОВА
магистр психологических наук, зав. кафедрой психологии Волгоградского государственного университета Е-mail:AnAn69@yandex.ru
UDC 37.013.46
O.I. TONKODUBOVA
master of Psychological Science, the Head of the Department of Psychology, Volgograd state university Е- mail:AnAn69@yandex.ru
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ КОМПЛЕКС КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ METHODICAL COMPLEX AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION
Проблема качества образования является одной из центральных в современной образовательной политике и науке. Поиск решения данной проблемы приводит к необходимости показать роль УМК в повышении качества образования. Имеющиеся модели УМК не способствуют комплексному усвоению всех элементов содержания образования. Необходим УМК, который благодаря оптимальному строению и наличию выделенных нами свойств оказывал бы эффективное влияние на качество образования.
Ключевые слова: качество образования, свойства и структура УМК.
The problem of quality education is one of the central issues in contemporary educational policy and research. Finding the solution of this problem makes it necessary to show the role of teaching materials to improve the quality of education. The existing models of CMD is not conducive to the absorption of all elements of the integrated curriculum. CMO needs to through the optimal structure and the presence of our properties are allocated to effectively influence the quality of education.
Keywords: quality of education, the properties and structure of the methodical complex.
В числе ведущих характеристик современного российского образования, от которых зависит его развитие, является его качество, потому что оно связано с решением целого ряда задач, направленных на подготовку человека к жизни в быстро меняющемся мире, развитие личности с высокими морально-нравственными устремлениями и мотивами к высокопрофессиональному и созидательному труду.
Качество - существенная определенность явления, факта и т. д., благодаря которой он является именно этим, а не другим; свойства, специфика и состояние чего-либо; первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, без расчленения: горький, соленый, глубокий. Различают качества объективные (существующие сами по себе) и субъективные (зависящие от восприятия) [7, с.207]. Категория качества имеет отношение к внешним показателям, но проявляется через них только в силу того, что определяет их изну-
три, т.е. по преимуществу является характеристикой содержания.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой качество рассматривается как «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность; то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь» [8,с.398].
В социальной сфере понятие «качество» рассматривается как качество результата и как качество процесса и условий, в которых он осуществляется: качество подготовки кадров, качество технологий, качество финансовых и материальных условий, качество концептуального курса управления и др. [22].
Анализ различных толкований определения категории «качество» [1,12,17,23] позволяет выявить ее характерные свойства, которые необходимо учитывать
© О.И. Тонкодубова © O.I. Tonkodubova
при управлении качеством образовательного процесса.
1. Качество обладает свойством относительности, так как понимание категории «качество» во многом зависит от аспекта ее рассмотрения.
2. Качество обладает свойством целостности, так как выражает внутреннюю определенность предмета, характеризующую его в целом.
3. Качество обладает свойством измеряемости, так как взаимосвязь качества с категориями «количество» и «мера» определяет возможность его оценки.
4. Качество обладает свойством изменчивости, так как под влиянием определенных условий может улучшаться или ухудшаться.
5. Качество обладает свойством аксиологично-сти, так как качество создаваемых человеком объектов или процессов обуславливает их ценность, пригодность для определенных назначений, целей, условий или требований, выдвигаемых потребителем.
6. Качество обладает свойством внешне-внутренней обусловленности, так как проявляется в возможности удовлетворять определенным потребностям, выражающейся в единстве внешних (потенциальных) и внутренних (реальных) свойств.
7. Качество обладает свойством динамичности, так как качество процесса отражается на качестве результата.
8. Качество обладает свойством управляемости, так как изменения могут носить целенаправленный характер.
Анализ подходов к определению понятия «качество образования» (С.Е. Шишов, Е.В. Бондаревская, А.И. Субетто, Е.И. Сахарчук), позволяет утверждать, во-первых, что при всем многообразии в них содержится нечто общее - все они в некоторой степени связаны с пониманием качества образования как результата и как процесса образования, где основным параметром выступает способность удовлетворять запросы различных заинтересованных сторон, и во-вторых, проблема качества образования является одной из центральных в современной образовательной политике и науке. Поиск решения данной проблемы приводит к необходимости показать роль УМК в повышении качества профессионального образования.
Л. Сохащик и Т. Фридман видят в УМК «создателя» необходимых условий, в которых обучающий и обучающиеся могли бы свободно развиваться и да-ет следующее определение УМК - это комплекс средств обучения позволяющий преподавателю в рамках своего учебного курса комфортно, квалифицированно вести занятия[15]. И.П. Хорошева определяет достоинства использование УМК в учебном процессе следующим образом:
- практическая направленность;
- комплексное обеспечение учебного процесса;
- экономия времени учителя;
- создание условий для применения новых педагогических технологий [21].
По мнению Б.В. Пальчевского, УМК - это набор структурных элементов, которые отличаются от стан-
дартных учебных пособий углубленным содержанием дидактических и методических компонентов, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности [9].
Значительный вклад в развитие теории УМК в условиях XXI века вносят исследования проблем проектирования УМК с использованием новых образовательных технологий [18], подготовки преподавателей к созданию и использованию мультимедиа УМК [19], УМК профильного курса как средства реализации непрерывного образования в системе «Школа-вуз» [11], создания междисциплинарного сетевого учебно-методического комплекса как средства повышения эффективности обучения в вузе [4] и др. Г.Н. Паневина определяет УМК нового поколения как целостную многоуровневую систему (инвариантное ядро и вариативные оболочки вспомогательных и дополнительных ресурсов) учебно-методического обеспечения образовательного процесса, которая основана на инновационных формах учебных занятий, методах и средствах обучения учащихся работе с разными видами информации в условиях информационно-образовательной среды региона и тем самым способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов общего образования [10].
Для того чтобы УМК стал важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм, необходимо выявить систему идей, которые послужат ориентирами в определении его структуры и содержания. Данные идеи можно почерпнуть из различных подходов к образованию в современной отечественной педагогике.
Рассмотрев наиболее актуальные и разработанные подходы к образованию (знаниевый, деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный и культурологический) и сопоставив их в педагогическом плане с рядом позиций, характеризующих качество образования (степень соответствия образовательной системы установленным требованиям к качеству предоставляемых учебным заведением образовательных услуг, результативность образовательного процесса, отвечающая запросам социальных заказчиков не только в плане усвоения учащимися определенного объема знаний, но и развития его личностных качеств, познавательных и творческих способностей и др.), мы выделили заложенные в них стратегические идеи.
К ним можно отнести следующие:
- обучающие процедуры должны позволять надежно воспроизводить и применять материал в разнообразных ситуациях деятельности, осваивать знаниевый компонент содержания образования;
- возможность выбора действий, творческого использования приобретенных знаний в меняющихся условиях профессиональной деятельности, практикоо-риентированности образования;
- усиление практического аспекта подготовки специалистов за счет открытости и свободы выбора действий;
- построения индивидуализированного для каждого в отдельности обучения с составлением собственного образовательного маршрута;
- интеграция знаний по дисциплинам.
Рассмотрев имеющиеся модели УМК [2,5,14,20]
через призму выделенных нами стратегических идей, отметим, что они в той или иной мере способствуют овладению знаниями, умениями и навыками, получению опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, профессионально значимых свойств личности, но ни одна из них не способствует комплексному усвоению всех элементов содержания образования.
Таким образом, необходимо смоделировать такой УМК, который благодаря оптимальному строению оказывал бы максимально эффективное влияние на качество образования и обладал бы следующими свойствами: интерактивность в процессе обучения; модульность построения; индивидуализация (адаптивность) в зависимости от стартового уровня знаний обучающегося; единое методологическое, методическое и дидактическое пространство; максимальный учет психофизических особенностей данного возраста и личностных особенностей каждого ученика; практи-коориентированность материала; учет этапности и закономерности освоения образовательных инноваций; направленность на развитие.
Мы предлагаем структурировать УМК по четырем комплектам: учебный, учебно-практический, учебно-методический и контрольный. Каждый из них включает в себя комплект блочного распределения материала.
Каждый из сегментов УМК может иметь инвариантный и вариативные разделы. Инвариантный раздел обязателен для использования в обучении и отражает минимальное содержание стандарта по предмету, обеспечивая формирование требований к студенту.
Вариативные разделы делятся на обязательный по выбору преподавателя/студента (некоторый обязатель-
ный набор задач, заданий, лабораторных или практических работ, демонстраций). Второй раздел представляет спектр разнообразных материалов, дополняющих/расширяющих возможности преподавателя/студента в обучении предмету с помощью всех имеющихся на сегодня средств обучения.
Основу учебного комплекта составляет учебник базового и расширенного уровней. Учебно-практический включает в себя учебное пособие, практикум (минимальный, базовый и расширенный уровни), тренинги, тесты по курсу, рабочую тетрадь (минимальный, базовый и расширенный уровни). Учебно-методический комплект состоит из методического пособия для преподавателя и терминологического справочника по предмету. Контрольный - учебник базового и расширенного уровней, учебное пособие, практикум (минимальный, базовый и расширенный уровни), тренинги, тесты по курсу, рабочую тетрадь (минимальный, базовый и расширенный уровни).
Вариативная составляющая учебного и учебно-практического комплектов представлена дидактическим материалом, разноуровневыми задачами, сборником заданий и упражнений, видеоматериалов, комплектами плакатов и раздаточных материалов. Контрольный комплект вариативно включает тематику контрольных работ, комплект разноуровневых задач и вопросов для самоконтроля, перечень литературы. Учебно-методический - средства интенсификации учебного процесса (плакаты, шаблоны), систему средств демонстрации информации, алгоритмы проведения занятий различного типа.
В дальнейшем нами планируется провести апробацию модели УМК в реальной педагогической практике и разработать рекомендации для руководителей образовательных учреждений и педагогов по ее использованию в ходе учебного процесса и принятия управленческих решений.
Библиографический список
1. Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Пятый симпозиум. М., 1996. 198с.
2. Алтайцев А.М., Наумов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1-3 марта 2001 г) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Мн.: Пропилеи, 2002. 288 с.
3. Бондаревская Е.В. Онтология и методология воспитания в вузе. Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы XVI Международной научно-методической конференции, 28 октября 2011 г. СПб: СПбГУП, 2011. С.10-15.
4. Вишнякова Е.Г. Междисциплинарный сетевой учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности обучения в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 2007. 162 с.
5. Колмагоров Л.С. Опыт создания электронных УМК по психологии для студентов. // Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования. Барнаул, 1999. С.36-38.
6. КоломиецБ.К. Категория «качество образования». Восьмой симпозиум: квалиметрия человека и образования. М., 1999. С. 170-174
7. Краткая философская энциклопедия. М., Издательская группа «Энциклопедия», 1994. 576с.
8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
9. Пальчевский Б.В. Учебно-методический комплекс средств обучения // Советская педагогика. 1991. №6. С. 26-32.
10. Паневина Г.Н. Принципы разработки регионального учебно-методического комплекса в условиях открытой
информационно-образовательной среды: Дис. ..канд. пед. наук. Хабаровск, 2011.172с.
11. Плисецкий Е.Л. Учебно-методический комплекс по коммерческой географии как средство реализации непрерывного географического образования в системе «школа-вуз»: Дис....д-ра пед. наук. СПб., 2005. 340с.
12. Прудковский Б., Качалов, В. По поводу оценки качества. Высшее образование в России. 1999. №2. С.54-58.
13. СахарчукЕ.И. Организационный механизм управления качеством подготовки специалистов в педвузе. // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 3(31). С. 63-67.
14. Солянкина Л.Е. Учебно-методический комплекс как средство профессионального саморазвития студента: Дис.... канд. пед. наук. Волгоград, 1999. 217 с.
15. Сохащи Л., Фридман Т. Контейнер с сюрпризами//Мир образования. 1996. № 3. С. 64-65.
16. Субетто А. И. Введение в квалиметрию высшей школы: в 4 кн. М.: Исслед. центр пробл. качества подготовки специалистов, 1991. 169с.
17. Тихомиров В., Рубин Ю., Самойлов В., Шевченко К. Качество обучения в виртуальной среде. // Высшее образование в России. 1999. №6. С.21-25.
18. ТрайневВ.А., ТеплышевВ.Ю., ТрайневИ.В. Новые инфомационно-коммуникационные технологии в образовании. - М.: Дашков и К, 2009. 156с.
19. Тумалев A.B. Подготовка преподавателя к созданию и использованию мультимедиа учебно-методического комплекса в образовательном процессе: Дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2003. 200с.
20. Хижнякова Л.С. Проблемы конструирования содержания учебно-методического комплекта по физике. // Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования. Барнаул, 1999. С.40-43.
21. Хорошева И.П. Практическое освоение информационных технологий обязательная составляющая современного образования // Общество Знание России. М., 1998. 68с.
22. ЧандраМ.Ю. Эффективное управление качеством образовательного процесса как педагогическая категория //Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 10 (29): в 2-х ч. Ч. I. C. 131-133.
23. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования // Педагогическое общество России. М., 2000, С.15.
References
1. Avetisov A.A. About systemological approach to the assessment and management of the quality of education / A.A.Avetisov // Qualimetry rights and education: methodology and practice. National system for estimating the quality of education in Russia. Fifth Symposium. - M., 1996. - 198 p.
2. Altaytsev A.M. Vladimir Naumov Training complex as a model for the organization of training materials and distance learning tools. In the book.: University education: from effective teaching to effective teaching (Minsk, March 1-3, 2001) / Belarusian State University. Center for Development of Education. -Mn.: Propylaea, 2002. - 288 p.
3. Bondarevskaya E.V. Ontology and methodology of education in high school. - Problems of quality management education in the liberal arts college: Proceedings of the XVI International Scientific Conference, October 28, 2011 St. Petersburg: SPbGUP 2011., pp.10-15.
4. VishnyakovaE.G. Interdisciplinary network training complex as a means of increasing the efficiency of learning in high school: Dis. ... cand. ped. sciences. -Volgograd, 2007. - 162 p.
5. Kolmagorov L.S. Experience of Electronic EMC in psychology for students // Organizational and managerial innovations in teacher education. , Barnaul, 1999. , pp.36-38.
6. Kolomiets B.K. Category of «quality of education». Eighth Symposium qualimetry rights and education. - M., 1999. - pp. 170-174.
7. Kratkaya Encyclopedia of Philosophy. - M. Publishing Group «Encyclopedia», 1994. - 576 p.
8. Ozhegov S.I., Shvedova N. Y. Russian explanatory dictionary: 80,000 words and phraseological expressions / Russian Academy of Sciences. Russian Language Institute. VV Vinogradov. - 4th ed. Supplemented. - M.: Azbukovnik, 1999. - 944 p.
9. PalchevskyB.V. Methodical complex learning tools // Soviet pedagogika.-1991. - № 6. - p p. 26-32.
10. Panevina G.N. Principles for the development of regional educational complex in an open educational environment: Dis. .. PhD. ped. Sciences. -Khabarovsk, 2011.-172 p.
11. Plisetsky E.L. Teaching Materials for commercial geography as a means of realizing continuous geographic education in the «school-university»: Dis .... Dr. ped. sciences. - SPb., 2005.- 340 p.
12. Prudkovsky B., Katchalov V. Regarding quality assessment/ B.Prudkovsky, V.Kachalov // Higher Education in Russia. - 1999. - № 2. - pp.54-58.
13. Saharchuk E.I. Organizational mechanism of quality management training in Technicalities / EI Sakharchuk // University Management: Practice and Analysis. - 2004. - № 3 (31). - pp. 63-67.
14. Solyankina L. E. Training complex as a means of professional self-development of the student: Dis .... kand. ped. sciences. -Volgograd, 1999.- 217p.
15. SohaschikL., Friedman T. Container with surprises // World of Education. - 1996. - № 3. - pp. 64-65.
16. Subetto A.I .Qualimetry Introduction to Graduate School : 4 Vol. M. : Explore . Centre probl . quality of training , 1991 . - 169 p .
17. Tihomirov B., Rubin J., Samoilov V. Shevchenko K. The quality of education in a virtual environment / Tikhomirov , J. Rubin , V. Samoilov, K. Shevchenko // Higher Education in Russia. - 1999 . - № 6. - pp .21 -25 .
18. Traynev V.A., Teplyshev V.Y, TraynevI.V. The Informational new communication technologies in education . - M.: Dashkov i K , 2009 . - 156 p.
19. Tumalev A.B. Preparation of teachers for the creation and use of multimedia teaching materials in the educational process : Dis . ... cand. ped. sciences . - St. Petersburg , 2003 . 200 p.
20. Hizhnyakova L.S. Problems of designing the content of teaching kit on physics // Organizational and managerial innovations in
teacher education. , Barnaul, 1999. pp. 40-43.
21. Horosheva I.P. Mastering Information Technology mandatory component of modern education // Knowledge Society Russia. M., 1998 68p.
22. Chandra M. Effective quality management of educational process as a pedagogical category // Almanac of modern science and obrazovaniya.-Tambov: Diploma, 2009. Number 10 (29): in 2 parts Part I. pp. 131-133.
23. Shishov S.E., Kal'nei V.A. School: education quality monitoring // Pedagogical Society of Russia, Moscow, 2000, p.15.
УДК 376.23 И.М. ТУРЕВСКИЙ
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого E-mail: turima@gmail.com H.A. БАБУШКИНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого E-mail:babushkina_n@list.ru
UDC 376.23 I.M. TUREVSKY
doctor of pedagogical sciences, professor Deportment of Theory and Methods Physical Education and sport, Tula Statepedagogiсal university named after L.N.Tolstoy E-mail: turima@gmail.com N.A. BABUSHKINA candidate of pedagogical sciences, associate professor Department of Special psychologists, Tula State pedagogwal university named after L.N.Tolstoy E-maihbabushkma_n@list.ru
ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ НУЖДАМИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ КОРРЕКЦИОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
DEPENDENCE OF THE EFFICIENCY HEALTH SAVING CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS OF THE USE OF DESIGN IN THE MANAGEMENT OF CORRECTIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
В статье рассмотрена опытно-экспериментальная работа по внедрению проекта «Здоровьесберегающая среда коррекционного образовательного учреждения» и перевод управления коррекционным образовательным учреждением на новый, более высокий уровень. Использование проектирования в управлении коррекционным образовательным учреждением позволяет повысить эффективность здоровьесбережения детей со специальными нуждами. Проект обеспечивает приоритет здоровья учащихся и позволяет функционировать и развиваться как субъекту, так и объекту коррекционного образовательного учреждения.
Ключевые слова: проектирование как функция управления, здоровьесберегающая среда коррекционного образовательного учреждения.
The article describes experimental work on implementation of the project «School health education environment correctional institutions» and the transfer of control correctional educational institution to a new, higher level. The use of design in the management of correctional educational institution can improve the effectiveness of health saving children with special needs. The project gives priority to the health of students and allows to function and develop as a subject and object of correctional educational institution.
Keywords: design as a function of management, health saving environment correctional educational institution.
Решаемые специальным образованием задачи требуют качественно нового подхода к управлению кор-рекционным образовательным учреждением (КОУ) при создании здоровьесберегающей среды (ЗСС) обучения и воспитания. Координация деятельности всех его служб обусловливает необходимость появления в процессе управления КОУ функции проектирования наряду с диагностикой, анализом, целеполаганием, планированием,
© И.М. Туревский, Н.А. Бабушкина © !.М. Turevsky, N.A. Babushkina
организацией и контролем. Проектирование, как функция управления, обеспечивает перевод внутришкольно-го управления на новую парадигму, в основе которой лежит «мотивационно-системный подход к личностно-ориентированной цели по его осуществлению» [1,2].
Постоянно усложняющиеся требования к учебно-воспитательному процессу с позиций здоровьесбере-жения, отсутствие научно-методического обеспечения