Научная статья на тему 'Научные основы проектирования учебно-методического комплекса дисциплин психолого-педагогического цикла'

Научные основы проектирования учебно-методического комплекса дисциплин психолого-педагогического цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ / АКТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ УМК / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УМК / CRITERION BASIS / APPROACHES TO THE EDUCATION / ACTUAL POSITIONS OF VARIOUS MODELS OF EMC / EMC DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тонкодубова Оксана Ивановна

Для выявления состава УМК по дисциплине важно выявить систему идей, которые послужат ориентирами в определении структуры и содержания УМК. Рассмотрев наиболее популярные подходы к образованию и сопоставив их в педагогическом плане с рядом позиций, характеризующих качество образования, мы выделили заложенные в них стратегические линии, способствующие результативности образовательного процесса, отвечающие запросам социальных заказчиков не только в плане усвоения учащимися определенного объема знаний, но и развитием его личности, познавательных и творческих способностей. Исходя из собственного педагогического опыта и анализа отечественных наработок, с учетом выделенных критериальных идей выбраны актуальные позиции из различных моделей УМК, которые легли в основу нашего собственного проектирования УМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC BASES OF THE EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX DESIGN FOR DISCIPLINES OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CYCLE

In order to identify a structure of the educational and methodical complex (EMC) for a discipline it is important to reveal a system of ideas which will serve as reference points in definition of structure and the content of EMC. Having considered the most popular approaches to education and having compared them in the pedagogical plan to a number of the positions characterizing the quality of education, we allocated the strategic lines put in them promoting productivity of the educational process, answering inquiries of social customers not only in respect of assimilation of a certain volume of knowledge by pupils, but also in development of the personality, his informative and creative abilities. Proceeding from personal pedagogical experience and the analysis of domestic works, taking into account the allocated criterion ideas, actual positions are chosen from the various models of EMC which served a basis for our own design of EMC.

Текст научной работы на тему «Научные основы проектирования учебно-методического комплекса дисциплин психолого-педагогического цикла»

УДК 37.013.2 ББК 74.202.11 Т 57

О.И. Тонкодубова

Магистр психологии, заведующая кафедрой психологии Волгоградского социально-педагогического колледжа; E-mail: anan69@yandex.ru

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

(Рецензирована)

Аннотация. Для выявления состава УМК по дисциплине важно выявить систему идей, которые послужат ориентирами в определении структуры и содержания УМК. Рассмотрев наиболее популярные подходы к образованию и сопоставив их в педагогическом плане с рядом позиций, характеризующих качество образования, мы выделили заложенные в них стратегические линии, способствующие результативности образовательного процесса, отвечающие запросам социальных заказчиков не только в плане усвоения учащимися определенного объема знаний, но и развитием его личности, познавательных и творческих способностей. Исходя из собственного педагогического опыта и анализа отечественных наработок, с учетом выделенных критериальных идей выбраны актуальные позиции из различных моделей УМК, которые легли в основу нашего собственного проектирования УМК.

Ключевые слова: критериальная база, подходы к образованию, актуальные позиции различных моделей УМК, проектирование УМК.

O.I. Toncodubova

Master ofPsychology, Head of Psychology Department, Volgograd Social Pedagogical College; Email: anan69@yandex.ru

SCIENTIFIC BASES OF THE EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX DESIGN FOR DISCIPLINES OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL

CYCLE

Abstract. In order to identify a structure of the educational and methodical complex (EMC) for a discipline it is important to reveal a system of ideas which will serve as reference points in definition of structure and the content of EMC. Having considered the most popular approaches to education and having compared them in the pedagogical plan to a number of the positions characterizing the quality of education, we allocated the strategic lines put in them promoting productivity of the educational process, answering inquiries of social customers not only in respect of assimilation of a certain volume of knowledge by pupils, but also in development of the personality, his informative and creative abilities. Proceeding from personal pedagogical experience and the analysis of domestic works, taking into account the allocated criterion ideas, actual positions are chosen from the various models of EMC which served a basis for our own design of EMC.

Keywords: criterion basis, approaches to the education, actual positions of various models of EMC, EMC design.

Для выявления состава УМК по дисциплине важно выявить систему идей, которые послужат ориентирами в определении структуры и содержания УМК. В современной отечественной педагогике известно довольно большое количество различных подходов к образованию. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся, так и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно. Их общие и частные позитивные положения мы используем как критериальную базу для оценки преемственных идей, существующих моделей проектирования УМК в нашем исследовании.

Долгие годы в отечественной педагогической теории и практике доминировал

знаниевый подход. Основная стратегия данного подхода состоит в строгом отборе предметного материала, дающего возможность учащимся овладеть соответствующими знаниями основ наук, а также умениями и навыками. При таком подходе в центре внимания находятся знания, как духовное богатство человечества, накопленное в процессе поисков и накопления исторического опыта [1]. Проведя анализ знаниевого подхода в образовании, нами были отмечены его положительные моменты: обучающие процедуры, которые способствуют надежному запоминанию материала, в следствии чего обучающиеся имеют возможность самостоятельно воспроизводить и применять изученный материал в разнообразных типовых или аналогичных внутрипредметных ситуациях. Это первая идея, которую мы используем в оценке существующих оснований для моделирования УМК.

Характерной особенностью современного образовательного процесса является деятельностный подход, который основывается на положениях концепции, раскрывающий основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков [2]. Ориентация на деятельностный подход предполагает смещение акцентов в формах занятий в образовательном процессе с репродуктивно-воспроизводящего на проблемный характер обучения, то есть предполагает переход студента из позиции обучаемого (объекта деятельности педагога) в позицию обучающегося (субъекта собственной деятельности) [3]. Используемые деятельностным подходом образовательные процедуры позволяют приобрести студенту такие необходимые элементы содержания образования, как возможность выбора действий, творческого использования приобретенных знаний в меняющихся условиях профессиональной деятельности, практикоориентированности образования. В этом будет состоять наша вторая критериальная идея.

Перспективным направлением в повышении качества образования является компетентностный подход, который предполагает образовательный процесс, в ходе которого происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности [4]. В его основе заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата». Ключевым принципом компетентностного подхода к образованию является ориентация на результаты, значимые для сферы труда [5]. Подход предполагает открытость и свободу выбора своих действий, формирование рефлексивной позиции к себе как к субъекту деятельности [6;7]. Усиление с позиции компетентностного подхода практического аспекта подготовки специалистов за счет открытости и свободы выбора действий приводит к выбору третьей идеи.

Педагогический процесс в соответствии с требованиями времени требует

переориентации позиции педагога в обучении на личностно-ориентированный подход. При наличии соответствующих условий у студента может быть «построена» индивидуальная образовательная траектория, т.е. в каждом цикле предметов выделены цели, найден индивидуальный смысл их изучения, основанный на образе профессии; получены знания о своих личностных особенностях, и на их основе осуществлен выбор оптимальных форм и способов своего образования [8]. Мы признаем важность построения

индивидуализированного для каждого в отдельности обучения с составлением собственного

образовательного маршрута. Эта идея, как критериальная, также представляется нам важной для создания концепции УМК.

Гуманизация образования невозможна без его открытости многим культурам как в историческом, так и в социально-педагогическом плане. С этой точки зрения правомерно говорить о культурологическом подходе в образовании. Культурологический подход использует стратегию интеграции блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры и представлении учебно-справочной, информации в наглядном, удобном для понимания виде и по первому требованию. Все это позволяет студентам приобрести необходимые знания и умения, получить опыт творческой деятельности и эмоционального отношения к миру. Анализируя положения

культурологического подхода, мы выделили его ключевую идею - интеграцию знаний по дисциплинам.

Рассмотрев наиболее популярные подходы к образованию и сопоставив их в педагогическом плане с рядом позиций, характеризующих качество образования, мы выделили заложенные в них стратегические линии, способствующие результативности образовательного процесса, отвечающие запросам социальных заказчиков не только в плане усвоения учащимися определенного объема знаний, но и развитием его личности, познавательных и творческих способностей:

- обучающие процедуры должны позволять надежно воспроизводить и применять материал в разнообразных ситуациях деятельности, осваивать знаниевый компонент содержания образования;

- возможность выбора действий, творческого использования приобретенных знаний в меняющихся условиях профессиональной деятельности, практикоориентированности образования;

- усиление практического аспекта подготовки специалистов за счет открытости и свободы выбора действий;

- построения индивидуализированного для каждого в отдельности обучения с составлением собственного образовательного маршрута;

- интеграция знаний по дисциплинам.

Имеющиеся на настоящий момент модели построения УМК в той или иной мере способствуют овладению знаний, умений и навыков, получению опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, профессионально значимых свойств личности, но ни одна из них не способствует комплексному усвоению всех элементов содержания образования. В данной работе мы рассмотрим имеющиеся модели через призму выделенных нами критериальных идей.

В работе Л.Е. Солянкиной детально изучен вопрос конструирования учебнометодического комплекса как средства профессионального саморазвития студентов [9]. Анализируя данный подход к проектированию учебно-методического комплекса на основе модульно-рейтинговой технологии можно, сказать, что процесс обучения носит творческий и интенсивный характер, направленный на воспитание системного мышления будущего специалиста и его творчества, а также преподаватель имеет больше возможностей для выявления причин затруднения в обучении, что позволяет ему своевременно внести обоснованные коррективы в методику преподавания, но в «погоне» за определенным количеством баллов студент может варьировать суммой данных баллов, и формирование познавательных и профессиональных интересов будет не на должном уровне. В данном подходе не заостренно внимание на практическом аспекте подготовки специалистов, на индивидуализированном для каждого в отдельности обучении, не наблюдается интеграции знаний по дисциплинам.

Е.Ю. Сизганова рассматривает учебно-методический комплекс как средство формирования готовности студента к социально-педагогической деятельности [10].

Анализируя данный подход к проектированию учебно-методического комплекса, отметим факт, что он позволяет обучающим процедурам воспроизводить и применять материал в разнообразных ситуациях деятельности, осваивать знаниевый компонент содержания образования; усиливает практический аспект подготовки специалистов за счет открытости и свободы выбора действий. В рамках данного подхода отсутствуют возможности выбора действий, творческого использования приобретенных знаний в меняющихся условиях профессиональной деятельности, невозможность построения индивидуализированного для каждого в отдельности обучения с составлением собственного образовательного маршрута.

В.В. Шаравин исследует применение сетевых учебно-методических комплексов в условиях профессиональной подготовки специалистов в ВУЗе [11]. Разработанная им модель сетевого учебно-методического комплекса повышает качество профессиональной

подготовки будущих специалистов, позволяет структурировать и систематизировать учебный материал, развивает продуктивную мыслительную деятельность студентов, повышает мотивацию, обеспечивает готовность к использованию новейших коммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности и т.д. Несмотря на широкие возможности разработанной модели сетевого учебно-методического комплекса, обратим внимание на отсутствие в нем таких критериальных идей, как практический аспект подготовки специалистов за счет открытости и свободы выбора действий, построение индивидуализированного для каждого в отдельности обучения с составлением собственного образовательного маршрута.

H.В. Чекалева исследует теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе [12]. В анализируемой модели прослеживаются идеи о том, что обучающие процедуры должны позволять надежно воспроизводить и применять материал в разнообразных ситуациях деятельности, осваивать знаниевый компонент содержания образования; учитывать индивидуально-личностные особенности обучающихся; интегрировать знания по дисциплинам, но отсутствует возможность выбора действий, творческого использования приобретенных знаний в меняющихся условиях профессиональной деятельности, слабо выражен практический аспект подготовки специалистов за счет открытости и свободы выбора действий.

Е.Г Вишнякова описала модель междисциплинарного сетевого учебно-методического комплекса, в основу проектирования которой включает содержательный, организационный блоки и блок методического сопровождения и предусматривает разработку системы разделения групп пользователей, детальную проработку структуры информационного и методического наполнения, предоставляемого преподавателям и студентам, разноуровневый доступ к информационным ресурсам [13]. Описанная модель междисциплинарного сетевого учебно-методического комплекса, несмотря на широкие возможности, страдает отсутствием в нем таких критериальных идей, как практико-ориентированная сторона подготовки специалистов, построение обучения с учетом индивидуальных различий.

Исходя из собственного педагогического опыта и обобщения отечественных наработок, с учетом выделенных ранее критериальных идей мы выбрали актуальные позиции из различных моделей УМК, которые могут лечь в основу нашего собственного проектирования УМК:

- интерактивность в процессе обучения;

- модульность построения;

- индивидуализация (адаптивность) в зависимости от стартового уровня знаний обучающегося;

- единое методологическое, методическое и дидактическое пространство;

- максимальный учет психофизических особенностей данного возраста и личностных особенностей каждого ученика;

- практикоориентированность материала;

- учет этапности и закономерности освоения образовательных инноваций;

-гибкость по отношению к студенту;

-направленность на развитие.

Границы перечня размыты, но коррелированы по смысловому содержанию. Список позиций может дополняться и корректироваться с течением времени при появлении новых идей или возможностей техники. Выделенные нами актуальные позиции позволяют нам смоделировать УМК, который благодаря оптимальному строению гипотетически будет оказывать максимальное влияние на повышение качества образования.

Примечания:

I. Атанов Г.А. Возрождение дидактики - залог развития высшей школы. Донецк: ДОУ, 2003.

180 с.

2. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. М.: Академия, 2008.

3. Авдеев В.М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С. 235-240.

4. Сборник АПКиППРО / Т.М. Ковалева [и др.]. М., 2009. 195 с.

5. Захарова Е.Н. О компетентностном подходе в образовательной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 32-39.

6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.

С. 3-12.

7. Competencies Needed by Teachers of Gifted and Talented Students Электронный ресурс // NAGC. URL: http:// www.nagc.org/index.aspx? id=385.

8. Агошкова О.В. Дифференцированный подход в контексте личностно-ориентированного образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2008. № 5. С. 17-21.

9. Солянкина Л^. Учебно-методический комплекс как средство профессионального саморазвития студента: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1999. С. 21.

10. Сизганова Е.Ю. Учебно-методический комплекс как средство формирования готовности студента к социально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2006.

11. Шаравин В.В. Применение сетевых учебно-методических комплексов в условиях профессиональной подготовки специалистов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. С. 153.

12. Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998.С. 42.

13. Вишнякова Е.Г. Междисциплинарный сетевой учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. С. 23.

References:

1. Atanov G.A. The revival of didactics as a guarantee of a higher school development. Donetsk: DOU, 2003. 180 pp.

2. Fokin Yu.G. Theory and technology of teaching: an activity approach. M.: Academia, 2008. 240

pp.

3. Avdeev V.M. Competence approach in the designing of modern educational models // Social and humanitarian knowledge. 2006. No. 6. P. 235-240.

4. APKiPPRO collection / T.M. Kovalyova [etc.]. M., 2009. 195 pp.

5. Zakharova E.N. On the competence approach in educational activity // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2011. No. 4. P. 32-39.

6. Lebedev O.E. A competence approach in education // School technologies. 2004. No. 5. P. 3-12.

7. Competencies Needed by Teachers of Gifted and Talented Students. Electronic resourse // NAGC. URL: http:// www.nagc.org/index.aspx? id=385.

8. Agoshkova O.V. A differentiated approach in the context of personality-centered education // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2008. No. 5. P. 17-21.

9. Solyankina L.E. Educational and methodological complex as a means of student’s professional self-development: Dissertation abstract for the Candidate of Pedagogy degree. Volgograd, 1999. P. 21.

10. Sizganova E.Yu. An educational and methodological complex as a means of formation of student’s readiness for social and pedagogical activity: Dissertation abstract for the Candidate of Pedagogy degree. Orenburg, 2006.

11. Sharavin V.V. Application of network educational and methodological complexes in the conditions of vocational training of experts in higher schools: Dissertation abstract for the Candidate of Pedagogy degree. Stavropol, 2004. P. 153.

12. Chekaleva N.V. Theoretical foundations of educational and methodological support of the process of pedagogical disciplines study in teachers’ training higher schools: Dissertation abstract for the Dr. of Pedagogy degree. SPb., 1998. P. 42.

13. Vishnyakova E.G. An interdisciplinary network educational and methodological complex as a means of increasing the learning efficiency in a higher school: Dissertation abstract for the Candidate of Pedagogy degree. M., 2007. P. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.