Научная статья на тему 'Учебно-методические центры как фактор успешной реализации ФГОС нового поколения'

Учебно-методические центры как фактор успешной реализации ФГОС нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методические центры как фактор успешной реализации ФГОС нового поколения»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

О. И. Малороссиянова,

заведующая лабораторией мониторинга внедрения ФГОС ПО ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово

Л. А. Михайлова, методист

Переход учреждений начального и среднего профессионального образования на реализацию ФГОС нового поколения поставил перед ними большое количество задач по модернизации всего воспитательно-образовательного процесса.

Возникла необходимость в сжатые сроки внести изменения в локальные акты учреждения и должностные инструкции педагогов и специалистов, разработать и приступить к реализации программ развития социального партнерства и социокультурной среды учреждения и т. д.

Образовательные стандарты нового поколения содержат требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы, в том числе: «Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения».

В целях оказания методической помощи педагогическим работникам в решении поставленных ФГОС задач постановлением департамента образования и науки области в 2011 году были определены базовые учреждения профессионального образования по наиболее массовым и значимым для региона направлениям подготовки, основной задачей которых является разработка и апробация учебно-методических комплектов дисциплин

и профессиональных модулей по профессиям и специальностям закрепленного направления подготовки. Научно-методическое руководство деятельностью базовых учреждений осуществляет КРИРПО.

В первом полугодии 2011/12 учебного года базовыми учреждениями профессионального образования при консалтинговом сопровождении специалистами института была проведена апробация разработанной нами методики изучения рынка труда в соответствии с ФГОС. В ходе апробации отработана очно-заочная форма взаимодействия работников базовых учреждений профессионального образования и института.

Согласно предложенной методике каждое базовое учреждение профессионального образования разработало программу исследования рынка труда, составило реестр предприятий -потенциальных работодателей для выпускников учреждения, сформировало инструментарий исследования (анкеты, опросники для формализованного интервью, протоколы наблюдения и др.), провело мероприятия программы исследования, обработало полученные материалы. На основании результатов исследования в учреждениях приняты управленческие решения по содержанию вариативной части ОПОП, корректировке социокультурной среды, более активному внедрению в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий, практических занятий и др.

Во втором полугодии в очно-заочном режиме найден алгоритм взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями при разработке и реализации ОПОП. Каждое базовое учреждение профессионального образования проанализировало ресурсы учреждения, разработало предложения,

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

привлекательные для профильных организаций, и установило определенные контакты с ними. Реализованы формы взаимодействия с работодателями: семинары, круглые столы, тематические консультации, педагогические чтения, участие работодателя в педсоветах, в разработке актуальных тем выпускных квалификационных работ, рецензирование и анализ методических материалов, день карьеры.

Все учреждения провели мониторинг учебных, учебно-методических, справочных и других печатных и электронных изданий по закрепленному направлению подготовки, интернет-источников на соответствие требованиям ФГОС и составили списки основной, дополнительной литературы, нормативных документов, справочников, рекомендуемых для использования в образовательном процессе по отдельным профессиям, специальностям.

Традиционной формой представления передового педагогического опыта, накопленного работниками базовых учреждений, являются тематические консультации. За прошлый учебный год проведено три консультации по наиболее актуальным проблемам реализации ФГОС нового поколения: формы и процедуры текущего контроля знаний и промежуточной аттестации; совершенствование управления самостоятельной работой обучающихся; формы и методы проведения учебных занятий. Перед каждой консультацией в базовых учреждениях для их работников проводили консультацию специалисты института. Всего в тематических консультациях базовых учреждений приняли участие более 700 человек.

В ходе консультаций в некоторых базовых учреждениях (ГОУ НПО ПУ № 16, ГОУ СПО «Белов-ский техникум железнодорожного транспорта») сформировались творческие группы по разработке компонентов учебно-методического обеспечения ФГОС, в состав которых вошли представители других учреждений, осуществляющих подготовку по одной и той же профессии, специальности.

Вместе с тем следует констатировать, что разработка заданий для самостоятельной работы обучающихся, перечня лабораторных и практических работ и рекомендаций по их выполнению, контрольно-оценочных средств, сценариев деловых и ролевых игр, комплектов проблемных производственных ситуаций на сегодняшний день вызывает затруднения у большинства педагогических работников.

В целях повышения эффективности деятельности учреждений профессионального образования по разработке учебно-методического обеспечения реализации ФГОС нового поколения приказом департамента образования и науки

№ 2140 от 21 сентября 2012 г. в базовых учреждениях созданы методические центры по закрепленным направлениям подготовки, руководителями центров назначены директора базовых учреждений. В соответствии с приказом учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы по соответствующему направлению подготовки, направили своих представителей для участия в работе методических центров. Таким образом, в области сформированы творческие группы по разработке учебно-методических комплектов по массовым профессиям и специальностям. Состав этих групп определен таким образом, что каждое образовательное учреждение принимает участие хотя бы в одной группе, а большинство — в двух-трех.

В октябре во всех методических центрах была организована первая очная встреча участников творческих групп, на которой состоялось обсуждение актуального состояния учебно-методического обеспечения реализации ФГОС по соответствующему направлению. Участники встречи отметили, что по многим специальностям и профессиям, особенно техническим, нет современных учебников, необходимую учебную информацию приходится собирать по крупицам из технической документации, отраслевых журналов, интернет-источников. В этих условиях обмен разработанными дидактическими материалами между педагогами учреждений профессионального образования области является одним из способов выхода из создавшегося положения. Во всех методических центрах прошло дискуссионное обсуждение состава учебно-методического комплекта по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю; структуры методических рекомендаций к выполнению разных видов учебной работы и требований к их выполнению, рассмотрены примеры комплектов, разработанных в базовых учреждениях. Участники отметили, что при разработке комплектов необходимо соблюдать ГОСТ 7.602003 СИБИД «Издания. Основные виды. Термины и определения» и ГОСТ 7.32-2001 «Правила оформления текстовых документов», а также ориентироваться на методическое пособие «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения» (авторы-составители Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева), изданное в КРИРПО в 2012 году.

В результате дискуссии в каждом методическом центре были определены общие подходы к разработке основных компонентов учебно-мето-

- МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛ1

дического комплекта и алгоритмы выполнения работ и взаимодействия членов творческой группы.

Распределение обязанностей в группах произведено двумя способами. В одном случае большинство учреждений, направивших своих специалистов для работы в данной творческой группе, осуществляет подготовку по одной-двум профессиям, специальностям, между участниками распределены дисциплины, модули и (или) виды дидактических средств (задания и рекомендации по самостоятельной работе, практическим и лабораторным работам, конспекты лекций, сборники производственных задач и т. д.). В другом случае, когда по данному направлению подготовки перечень профессий, специальностей, по которым ведут подготовку учреждения профессионального образования области, достаточно широк, между участниками распределены отдельные профессии, специальности.

В соответствии с принятыми алгоритмами общение между участниками творческих групп будет осуществляться по электронной почте, а также с использованием «виртуальной комнаты» сайта института. Координировать деятельность участников творческих групп по разработке недостающих компонентов учебно-методического обеспечения реализации ФГОС нового поколения и осуществлять первичную экспертизу разработанных материалов будут работники базовых учреждений, обеспечивающих статус, и высококвалифицированные преподаватели общепрофессиональных и профессиональных дисциплин.

Результатом деятельности творческих групп в текущем учебном году должны стать комплекты, которые будут представлены на рассмотрение в экспертный совет по профессиональному образованию Кемеровской области.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Е. П. Кремзюк, заведующая учебной частью ГОУ СПО «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»

В рамках ФГОС понятие «качество образования» понимается как комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования, в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами. Внедрение стандартов нового поколения предполагает ориентацию на результаты, значимые для сферы труда.

С нового учебного года профессиональный лицей № 10 преобразован в ГОУ СПО «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум». В этих условиях возникла необходимость поиска не только новых подходов к совершенствованию системы управления техникумом, но

и корректировки программы управления качеством образования.

Цель предстоящей работы - определить стратегические направления и механизмы управления процессом достижения нового качества образования с учетом ФГОС не только НПО, но и СПО, расширением сферы дополнительной профессиональной подготовки. В программе управления качеством должны быть отражены тенденции развития образовательного учреждения с учетом нового статуса, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и студенческого коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса, управления им с ориентацией на достижение нового качества образования.

Задачи работы: провести анализ работы и перспектив развития образовательного учреждения, определить важные направления и ожидаемые результаты реализации новой программы управления качеством образования, раскрыть механизмы управления качеством образования.

Анализ еще не завершенного цикла внедрения ФГОС НПО, включающий оценку качества образования, заложенного в стандарте: требо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.