«Профессиональная ориентация»
2017, №1
Электронный
научный журнал
З.И. Ромина
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр
детского творчества», Россия.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИИ - ПУТЬ К УСПЕХУ В БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЕ
Аннотация: В статье раскрыты возможности учебно-исследовательской деятельности для формирования компетенций учащихся, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: открытия, исследовательская деятельность, карьера, экологическое воспитание.
Интерес к открытиям, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются у детей на самом раннем этапе развития. Они с интересом познают окружающий мир, наблюдают и участвуют в исследовательских поисках [1, с. 11]. Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, все это актуально для современного образовательного пространства, ориентированного в том числе и на выбор учащимся (в будущем) профессиональной деятельности.
Исследовательская деятельность является наиболее распространённой формой работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Поскольку будущее человечества зависит от уровня экологических знаний каждого человека, его компетентного участия в их решении, то формирование экологической культуры личности происходит наиболее эффективно, если в учебном процессе важное место отведено научному эксперименту, учебно-исследовательской деятельности [5, с. 14].
Педагогическая практика подтвердила жизнеспособность исследовательского метода изучения природы. В настоящее время учебно -исследовательская работа учащихся — один из главных компонентов экологического образования детей не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования детей [2, с. 6]. По эколого-биологической направленности разработаны и реализуются образовательные программы, включающие исследовательскую и опытническую работу учащихся непосредственно в природе, в лабораториях, на учебно-опытных участках. Организация исследовательской работы обеспечивает реализацию важнейшей задачи - поддержки талантливых детей.
Исследовательская деятельность в образовательном учреждении -это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности [3, с. 152]. Разумная, педагогически выстроенная организация исследовательской деятельности педагога и учащегося, обеспечивает успешную реализацию собственного потенциала ребенка, его активности в овладении методами учебно-исследовательской деятельности.
Рассматривая исследовательскую деятельность как процесс двустороннего творческого взаимодействия, следует отметить, что успех исследования зависит от организации, научного интереса учащегося к решению проблемы, а самое главное от деликатного поощрения педагогом инициативы ребенка.
Поддерживая инициативу активных ребят целесообразно создать НОУ (научное общество учащихся), выбрать координационный совет, который инициирует экологические дела. Совет организует и контролирует акции, экспедиции в природу, научные конференции и КВНы. В рамках НОУ создаются творческие группы, разрабатываются индивидуальные маршруты одаренных учащихся. Такой подход превращает педагога из носителя знаний и информации, в организатора и консультанта по решению любой экологической проблемы. А учащимся предоставляет большое «поле» для исследований, общения, формируя важные для будущего специалиста компетенции (коммуникативные, информативные, креативные, экологические)
Формирование ключевых компетенций осуществляется через определенные формы образовательного процесса: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые формы организации.
Индивидуальные формы - направлены на осознание важности личного вклада в сохранение природы, раскрытие возможностей самореализации и создание условий для самовоспитания. Данная форма работы позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к конкретным особенностям ребенка, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию, что гарантирует успех в обучении.
Микрогрупповые формы - работа в малых группах, состоящих из 34 человек. Они направлены на воспитание социально значимых качеств: ответственность, коммуникабельность, самореализация. Мобильность малых групп расширяет возможность проведения практической, исследовательской и оценочной деятельности, которая проходит в природных условиях. Использование дифференцированного подхода к
работе малых групп расширяет возможность формирования экологических знаний педагогом.
Групповые формы направлены на осознание всем коллективом тех целей и задач, решение которых требует общих усилий. Педагог выступает в роли наставника и консультанта. Наиболее эффективными являются экскурсии, экспедиции, акции, соревнования и конкурсы. Они дают возможность познакомиться с живыми объектами, выявить и проследить отдельные связи в экосистеме, выделить и охарактеризовать модельные объекты. Экскурсии и полевые практикумы, проводимые в городской экосистеме, дают возможность обучающимся применять свои знания и умения, связанные с основами исследовательской деятельности.
Массовые формы экологического воспитания направлены на формирование целостного мировоззрения у учащихся, развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, работы в коллективе. Такой подход позволяет подготовить детей к осознанной экологической деятельности и созданию условий для психического развития ребенка (саморазвития), развития аналитического мышления, творческих способностей, формирования основ исследовательской культуры, освоения новых способов деятельности.
Используя различные формы работы с детьми, педагог нацеливает ребят на выбор темы работы, освоение методик проведения исследования, формулирование гипотезы, планирование и разработку исследовательских действий. Педагог и учащийся совместно разрабатывают индивидуальный маршрут юного исследователя, проводят мониторинги окружающей среды, создают базу данных по экологическому состоянию своего города.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Для развития у школьника мотивации занятием учебно-исследовательской деятельностью, необходимо использовать специальные задания, которые содержат проблему, а решение - учащиеся совместно с педагогом открывают через поиск и оригинальность решения.
Существуют некоторые типы заданий:
- задания, выявляющие интуитивные способности;
- системные задания (систематизация предметов и явлений);
- системно-комбинаторные задания (оценивается умение видеть и создавать новое);
- системно-аналитические задания (оценивается уровень и глубина анализа проблемной ситуации);
- системно-исследовательские задачи (оценивается обоснованность, продуктивность и оригинальность решения ранее неизвестного факта).
Правильно поставленное обучение способствует развитию умений и навыков в решении научной проблемы, прививает вкус к исследованию, раскрывает потенциальные возможности учащегося. Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников являются творческая научно-исследовательская работа, проект, видеоматериал, интеллектуальная игра, где педагог - не просто передает знания ребенку, а учит его самостоятельно добывать информацию [4, с. 53]. Так, например, для пополнения видеоряда «Природный калейдоскоп» учащиеся по предпрофильной подготовке самостоятельно создали видеоматериалы о растениях края, которые используются на уроках биологии.
Таким образом, новая модель образования в условиях перехода к информационному обществу должна обеспечивать формирование разумного и ответственного отношения к природному и социальному миру на основе трансформации идеалов в глубокие личностные потребности, готовя «платформу» для будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения. // Директор школы. 1995. № 6. С. 11-14.
2. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 144 с.
3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. 2000. № 7. С. 151-157.
4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. 2000. №4. С. 5255.
5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. // Директор школы. 1998. № 3. С. 14-18.