Учебник, помогающий понять многие жизненные вопросы
Студенческая пора - время поиска ответов на многие вопросы, связанные с социальной действительностью. Не только будущие гуманитарии, но и естественники и технари пытаются разобраться в том, что такое власть и политическая элита, социальные процессы и социальные институты, демократия и социальные конфликты и т.п. Кто-то пополняет свои знания эмпирическим путем, в беседах с товарищами, наблюдая и оценивая происходящие вокруг процессы. Другие обращаются к научно-популярной литературе и учебникам, к различным справочникам. Часто оказывается, что это сложный путь. В справочной литературе дается лишь краткая информация, а учебники содержат много дополнительной, не всегда нужной информации, а там, где этого недостатка нет, рассматривается лишь часть из интересующих молодого человека вопросов. Эта проблема преодолена в учебнике «Общая социология» Сергея Станиславовича Фролова1.
Безусловно, в учебнике нет ответов на все вопросы, касающиеся социальной действительности. Такой книги и не может быть. В начале прошлого века в науке утверждался социологизм, концепция, согласно которой объяснение всякого социального явления может быть достигнуто в рамках социологии как науки.
В этой концепции социология представлялась конечной основой не только социальных и гуманитарных наук, но и всех наук о культуре. Уже в середине ХХ в., т.е. как раз в тот период, когда социология получила признание в нашей стране, была осознана ограниченность методов собственно социологического исследования общества, социологизм ушел с научной сцены. Но роль социологии в понимании и оценке социальной действительности только повышается. Ценность учебника С.С. Фролова в том, что он помогает понять многие жизненные вопросы и главное, определить пути дальнейшего их изучения.
Во введении обозначена целевая задача книги: добиться, чтобы читатели смогли в новом свете увидеть знакомые всем отношения между людьми и их объединениями, чтобы сложилось социологическое видение окружающей действительности, возник интерес к изучению социологических проблем. Эта задача, по нашему мнению, решена в учебнике полностью. Его отличительная особенность - логическая структура изложения, облегчающая восприятие сложного по содержанию и достаточно объемного
1 См.: Фролов С.С. Общая социология: Учебник. - М.: Проспект, 2011. -384 с.
материала. Кроме этого «Общая социология» культивирует у студентов навыки научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам.
Книга состоит из 19 глав, входящих в пять разделов: «Социология и изучение общества», «Культура и личность», «Социальные взаимосвязи», «Социальные группы» и «Социальные процессы». В совокупности они представляют социологию как систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Привлекает авторская позиция, согласно которой «социологическое знание о любом социальном феномене должно освободить от власти мифов, заблуждений, традиций и наслоений обыденного знания, основанного на наблюдениях повседневной жизни» (с. 6).
Хочу особо отметить пятую главу «Социальные роли и личность». Вхождение концепции социальных ролей в отечественную науку было, мягко говоря, непростым. В учебнике С.С. Фролова внесена ясность в эту когда-то спорную проблему. «Каждый индивид, - пишет он, может иметь большое число статусов и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Статус и роль - две стороны одного феномена, если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках совокупности прав и обязанностей» (с. 86). И в другом месте: «социальная роль - поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус, ограниченный совокупностью прав и обязанностей, соответствующих этому статусу» (с. 373).
Следует подчеркнуть, что книга С.С. Фролова полностью отвечает требованиям, предъявляемым к учебнику. Она написана хорошим научно-литературным языком, легко читается, несмотря на то, что в ней немало математических формул. В учебнике есть словарь ключевых социологических терминов, каждая глава начинается с аннотации и заканчивается вопросами для самоконтроля. Как и положено, учебник заканчивается списком литературы, в котором представлены основные работы по всем аспектам социологии, рассмотренным в 19 главах. По существовавшим когда-то псевдоэтическим правилам С.С. Фролов не включил в список свои прежние учебники по социологии, а их было опубликовано, начиная с 1994 г., четыре. Нет в списке и изданной в 2001 г. издательством «Гардарики» книги «Социология организации» (учебник). Для студентов упоминание этих работ, может, и не так важно, но для нас, преподавателей, пишущих учебники, это значимо. Это помогает осознать, что дорога к основательной, книге долга и трудна, она состоит из ряда последовательных этапов.
Есть еще один момент, связанный со списком литературы. Он, возможно, не совсем вписывается в традиционный стиль рецензии, но, думаю, что читатели поймут меня правильно. В списке нет книги, которая помогала мне проводить социологические ис-
следования еще до поступления в аспирантуру. Это книга Станислава Флегонтовича Фролова «Социальное планирование на промышленном предприятии». В начале 1970-х гг. стала развиваться «заводская социология», которой занимались в основном бывшие инженеры. Свои исследования мы строили, опираясь на труды В.Г. Подмаркова, С.Ф. Фролова, В.Н. Иванова.
В советские времена много говорилось о значимости рабочих династий, в то же время семейные традиции в среде интеллигенции, можно сказать, пресекались. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. В социологии появились труды дочерей известных ученых А.П. Бутенко, О.В. Ромашова и др. В 1997 г. я зашел в книжный купить книгу С.Ф. Фролова «Социология: сотрудничество и конфликты». Рядом стояло учебное пособие «Основы социологии» С.С. Фролова, которое я тоже приобрел. Хочу подчеркнуть: в один год опубликовано два учебника из одной семьи. Это знаменовало появление социологической династии. Пусть их будет больше!
В.И. СПЕРАНСКИЙ доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор Высшей школы информатики и экономики в Ольштыне (Польша)'.
* Сперанский Владимир Игоревич, e-mail: [email protected]