Научная статья на тему 'Из новых поступлений в научно-техническую библиотеку университета (Т. С. Черненко)'

Из новых поступлений в научно-техническую библиотеку университета (Т. С. Черненко) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из новых поступлений в научно-техническую библиотеку университета (Т. С. Черненко)»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Из новых поступлений в научно-техническую библиотеку университета

УПРАВЛЕНИЕ

ПЕРСОНАЛОМ

КОМАНДНОЙ РАБОТЫ

рЕНННСННягмпгобая

ТЕХНОЛОГИЙ

Рубрику ведет зав. сектором информационной культуры НТБ КузГТУ Т. С. Черненко

Авдеев, В. В. Управление персоналом. Оптимизация командной работы : реинжиниринговая технология : учеб. пособие / В. В. Авдеев. - М. :

Финансы и статистика, 2006. - 958 с.

Василий Васильевич Авдеев - академик, профессор, психолог-консультант Международной Академии Информатизации, лауреат Международного конкурса «Элита информациологов мира», автор книг: «Формирование команды»,

«Психотехнология решения проблемных ситуаций», «Управление персоналом: технология формирования команды», «Технология комплексного

мотивирования» и др.

Предлагаемое учебное пособие раскрывает основу универсальной, не имеющей аналогов инструментальной технологии оптимизации результативности персонала и командной работы. «Инструментальная

технология» представляет собой комплекс процедур, методик, технологий, организующих оболочек, обеспеченных программными средствами, которые помогают управленческой команде и персоналу создавать условия, способствующие консолидации организации (как целостности) и повышению соответствия профессиональных и психологических ресурсов персонала характеру и уровню решаемых задач.

В первой части пособия рассматриваются средства, лежащие в основе базовой составляющей «Технологии». Они способствуют оптимизации результативности выполнения работ, повышению уровня адаптации персонала к «рабочим местам», созданию благоприятных условий для квалификационного и карьерного роста и т.п.

Во второй части книги раскрываются наиболее интеллектуальноемкое средство, лежащее в основе специальной составляющей «Комплекса», инструментарий которой интегрирован в «Технологию комплексного мотивирования», а также особенности реинжиниринга психологических ресурсов, включая и ресурсы эмоциональной сферы психики, выявляемые по результатам тестирования, и приводятся комментарии о взаимосвязях тестовых характеристик между собой. При этом особое внимание уделяется применению ресурсов эмоциональной сферы психики, которые дают возможность оказывать адекватное регулирующее воздействие как на сбалансированную реализацию перспективной жизненной стратегии, так и на оптимизацию индивидуального сочетания способов проводить время. Рассматривается возможность использования актуального желания в удовлетворении индивидуальной потребности в цветовой среде для эффективного продвижения товаров и услуг на рынке.

Кафедрой психологии управления Московского городского психолого-педагогического университета пособие рекомендовано для студентов, обучающихся по специальностям: «Экономика и управление на предприятии», «Управление персоналом», «Социология», «Социология управления», «Психология управления».

| і ЇРНН

IV; ПІЕМАТНЧЕЄКНМ

■ПОНЯТИЙ о

О

сл

_

Александрова, Н. В. История математических терминов, понятий, обозначений : словарь-справочник / Н. В. Александрова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Изд-во ЛКИ, 2007. - 246 с.

Надежда Вячеславовна работает в вузах Москвы (МИХМ и МАИ) и систематически читает лекции на факультетах повышения квалификации преподавателей математики. Отсюда - естественные поиски методики, которая позволила бы повысить КПД работы преподавателя, иными словами, вызвать активный интерес, облегчить студентам понимание математики. Ведь еще Б. Паскаль по этому поводу сказал: «Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательней». Надежда Вячеславовна очень скоро обнаружила, что одним из таких средств могут быть исторические экскурсы. Со временем (за какие-нибудь 30-40 лет) удалось собрать

15213529

материал, которым автор и делится с «пользователями».

Первое издание этой книги (1978) вышло под названием «Математические термины». Идея книги возникла, когда обнаружилось, что исторические сведения рассеяны в огромном числе статей и книг, в предисловиях, примечаниях и сносках. Из специальных публикаций удалось найти: несколько страниц в «Математике в школе» за 1941 г. (автор - Н. И. Шевченко), брошюру В. В. Никишова «Словник походження математичшх термЫв» (1935) и книгу Ch. Mugler «Dictionnaire historique de la terminologie ge-ometrique des grecs» (Paris, 1958). Теперь к ним можно добавить пособие «Математическая терминология» Е. А. Орловой (Изд-во МГУ, 1989), которая установила по словарям, когда именно и из какого языка тот или иной термин вошел в русский язык.

Новое название второго издания книги должно подчеркнуть роль элементов истории математики в преподавании предмета. Точнее даже не «роль», а «роли», т.к. в обучении важно и заинтересовать, и помочь запомнить (показав логику), и пробудить желание узнать.

История открытия - одно из средств (а может быть, и единственное средство) сделать аудиторию, хотя бы в какой-то степени, свидетелем открытия, что так интересно и так важно для понимания логики развития математики и логики самой математики. Исторический подход решает еще одну задачу - объяснить и сделать понятным определение, доказательство, решение. Немецкий математик Ф. Клейн писал, что нет более доходчивого объяснения, чем обращение к истории предмета.

В настоящем словаре-справочнике, одном из немногих в отечественной и мировой научной литературе, в алфавитном порядке приводятся сведения о математических понятиях, терминах и обозначениях: кто и когда ввел термин, понятие, обозначение; как оно называлось при своем первом появлении, когда возник современный термин и кем он был предложен, что он означает в точном переводе на русский язык, кому принадлежит обозначение (если оно имеется). Завершает книгу именной указатель.

Много полезного найдут в словаре-справочнике преподаватели математики и студенты, а также просто любители математики.

Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук : учебник / В. Г. Горохов. - М. : Гардарики, 2007. - 335 с.

С развитием глобального информационного общества, основанного на высоких технологиях, важно не только развитие науки и техники, но и осознание, в том числе философское, того, какое влияние они оказывают и могут оказать в будущем на социальные структуры, окружающую человека природную среду и самого человека. Именно этой цели - развитию философской рефлексии научной техники у будущих специалистов = служит предлагаемый учебник.

В настоящее время изданы два обязательных учебника в серии «История и философия науки», но это не только не исключает, но и предполагает выпуск дополнительной учебной литературы, адаптированной к специфике тех или иных учебных дисциплин. Учебник В. В. Горохова удачно выполняет эту функцию применительно к большому спектру дисциплин, объединенных общим названием «технические науки».

В. В. Горохов - известный специалист в области философии науки и техники, сочетающий свои философские разработки с исследованиями в области истории технических наук, а также их места в современной техногенной цивилизации. Он хорошо знаком с зарубежной литературой в этой области, особенно с учебными разработками в германских, австрийских и американских университетах. Его работы, посвященные анализу социальных и методологических основ технических наук, инженерной деятельности и проектирования, широко известны и используются в учебном процессе во многих вузах нашей страны.

Предлагаемый учебник включает пять глав. Проводится различение двух главных типов научнотехнических дисциплин - классических и неклассических - и осуществляется последовательный методологический анализ как их структуры, так и становления и развития. Социально-гуманитарная экспертиза технологических проектов, социальная оценка техники и ее последствий занимают в настоящее время одно из центральных мест в современной философии техники и подробно рассматриваются автором учебника в качестве ее прикладной сферы. Особую ценность представляют разделы, связанные с этикой техники и социальной ответственностью инженеров, а также междисциплинарной оценкой современной техники и технологии. Приводимые автором примеры из зарубежного и отечественного опыта делают книгу интересной и привлекательной как для студентов, так и для преподавателей. Важную роль также играет знакомство автора с архивными материалами из истории инженерного сообщества в России. Удачным с методической точки зрения является включение в учебник вопросов для самопроверки в конце каждой главы и списка тем рефератов, а также рекомендованной литературы, в которой можно почерпнуть дополнительные знания.

i: г 1. -ж. ж

ошшы

философ Hit

îexmtKH

Т! технических

I1J1VK

Учебник является результатом многолетних исследований автора в области методологии и истории технических наук и представляет собой хорошо методически отработанный материал для преподавателей, ведущих курс истории и философии науки и техники, в особенности в технических вузах. Он также полезен студентам и аспирантам самых разных специальностей, изучающих философию, политологию, культурологию и т.п.

■' Гримитлин, А. М. Насосы, вентиляторы, компрессоры в инженерном

оборудовании зданий : учеб пособие / А. М. Гримитлин, О. П. Иванов, В. А. Пухкал. - СПб. : АВОК Северо-Запад, 2006. - 210 с.

Неотъемлемой частью инженерного оборудования зданий и сооружений являются насосы, вентиляторы и компрессоры. Без них невозможна работа систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, холодоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, аспирации и пневмотранспорта.

В последнее десятилетие в России существенно расширился ассортимент применяемого в зданиях инженерного оборудования, однако в литературе эти изменения не нашли отражения. Авторы на примере ведущих производителей оборудования постарались восполнить этот пробел.

В учебном пособии рассмотрены классификация и конструкции машин для подачи жидкости и газов, кратко изложены основы теории этих машин. Показана область использования нагнетателей в системах отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и водоснабжения. Уделено внимание новым оригинальным конструкциям машин. Рассмотрены вопросы, связанные с выбором оборудования, и приведены примеры расчетов. Заключительная глава посвящена вопросам автоматизации инженерного оборудования зданий и сооружений. Приложение включает технические и аэродинамические характеристики радиальных вентиляторов ВР-86-77.

Вместе с авторами в создании пособия участвовали специалисты компаний «GRUNDFOS», «МО-ВЕН», «Atlas Copco», «Теплоком». Ведущие мировые производители идут в ногу со временем, а иногда и обгоняют его. В каждой области производства есть свои лидеры. Так, например, компанией «GRUNDFOS», оборудование которой хорошо знакомо российским специалистам еще со времен СССР, накоплен богатый международный опыт в области производства, применения и использования насосного оборудования. Использование энергосберегающих технологий, рачительное отношение к ресурсам и окружающей среде, сокращение потерь, повышение надежности и уровня комфорта, снижение эксплуатационных затрат - вот неполный перечень того, что стоит за продукцией, выпускаемой под маркой Grundfos. Признанным общемировым лидером в области воздушных компрессоров является шведский концерн «Atlas Copco», основанный в 1873 г. в Стокгольме и успешно существующий уже более 130 лет. Крупнейшим в России специализированным предприятием по производству высококачественного оборудования для систем вентиляции и кондиционирования воздуха считается ОАО «МОВЕН» (Московский вентиляторный завод). Одно из ведущих мест в России на рынке приборов учета тепла, газа и промышленных контроллеров занимает научно-производственная фирма «ТЕПЛОКОМ».

Информация о вышеназванных компаниях и краткий обзор выпускаемой ими продукции приведен в конце книги.

Создатели книги постарались изложить материал в доступном и информативном виде. Можно сказать, что книга является путеводителем по удивительному миру современных технологий и оборудования, призванных сделать жизнь более комфортной и безопасной.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Теплогазо-снабжение и вентиляция» и «Холодильная и криогенная техника и кондиционирование». Может быть использовано преподавателями.

Зборовский, Г. Е. История социологии : учебник / Г. Е. Зборовский. - М. : Гардарики, 2007. - 607 с.

На пути постижения истории социологии студентов подстерегают определенные трудности. Придется столкнуться с большим количеством новых имен, терминов, направлений общественной мысли, со значительным фактическим и теоретическим материалом. Никак не обойтись без изучения первоисточников - трудов социологов XIX - XX вв. Будут сложности, связанные с освоением целого массива нового знания. Разобраться в этом пока еще малознакомом мире социологической науки и поможет предлагаемый учебник по истории социологии.

Автор учебника - доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Выпускник Уральского государственного университета. Начиная с 1963 г. преподает в высших учебных заведениях г. Свердловска (ныне г. Екатеринбург). В последние годы - декан социологического факультета и заведующий кафедрой

социологии Гуманитарного университета. Автор более 250 научных трудов (в том числе 35 монографий) по проблемам методологии, теории и истории социологии, социального пространства и времени, образа жизни, личности, социологии образования, социологии управления, прикладной социологии. Ряд материалов опубликован за рубежом. Читал лекции и выступал с докладами в Германии, США, Китае, был участником многих международных социологических конгрессов и конференций. Вице-президент Российского общества социологов, член редакционного совета журнала «Социологические исследования».

В последнее время в отечественной литературе опубликован ряд монографий, учебников и учебных пособий по истории зарубежной и отечественной социологии, в которых раскрывается содержание классического и современного этапов ее развития. Страницы и разделы из этих работ Г. Е. Зборовский рекомендует в соответствующих главах своего учебника. Не подвергая сомнению научный уровень ни одной из опубликованных отечественных работ по истории социологии, он отмечает, что они не соответствуют второму поколению государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (хотя бы потому, что все они были написаны и опубликованы до принятия этих стандартов в 2000 г.). К тому же большинство из них посвящено изложению истории либо западной, либо отечественной социологии без учета их взаимосвязи. Многие опубликованные работы представляют собой по жанру скорее монографии и книги, чем учебники и учебные пособия, поскольку не преследуют специально поставленных целей формирования аналитического мышления студентов, их умения самостоятельно разбираться в существе поставленных вопросов, не содержат в себе необходимого методического обеспечения ( к темам либо главам не указаны вопросы для повторения, обсуждения, закрепления или контрольные вопросы и задания, нет перечня источников и списка рекомендуемой для изучения литературы и т. д.).

Все это предопределило, с одной стороны, необходимость использования автором имеющихся в нашей литературе работ по истории социологии XIX - XX вв., с другой - целесообразность написания нового учебника, соответствующего сегодняшним задачам изучения социологии.

В новом учебнике рассматривается процесс возникновения и развития социологической науки от 1830-х гг. до наших дней. Анализируются основные периоды, а в их границах - парадигмы и направления социологической науки. Значительное внимание уделяется анализу творчества классиков мировой социологии XIX - XX вв.: О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона и др. Особое место занимает изложение истории отечественной социологии второй половины XIX - XX вв. Каждая глава заканчивается вопросами и заданиями для самопроверки, списком литературы.

Учебник представляет интерес для студентов, изучающих социологию, аспирантов и преподавателей.

Зуев, М. Н. История России : учебник. - М. : Высш. образование, 2007. -634 с. - (Основы наук).

Еще в начале двадцатого столетия, пожалуй самого бурного и насыщенного сложнейшими социально-политическими и военными катаклизмами для нашего отечества за всю его тысячелетнюю историю, выдающийся российский историк В. О. Ключевский весьма точно и афористично охарактеризовал предмет и назначение исторической науки для развития нашего общества. «История, - отметил он в своих записных книжках, - не учительница, а надзирательница, наставница жизни, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Это положение звучит крайне актуально и в нынешнюю эпоху, когда все человечество, в том числе обновленное Российское государство, пройдя тяжелейшие испытания на протяжении XX в., вступило в новое, третье тысячелетие. Как никогда остро перед нашим обществом вновь стоит вопрос: по какому же пути пойдет государственно-политическое развитие самобытной уникальной Российской Федерации? Поиск ответа на вопрос о будущем нашего Отечества неизбежно приводит к необходимости еще более детального и объективного анализа его богатейшего прошлого.

Именно поэтому свою главную задачу автор данного учебника видел прежде всего в том, чтобы студенты негуманитарных вузов могли получить необходимый объем систематизированных знаний, расширив базовые представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе, об особенностях исторического пути, пройденного Российским государством и населяющими его народами, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций. Эта задача и обусловила всю интегрированную структуру учебника, которая определяет основные этапы эволюции государственности нашего отечества. В сжатой форме в учебнике излагаются основные события истории России от образования Древней Руси и развития Московского государства к становлению Российской империи, созданию СССР и, наконец, формированию обновленной российской государственности - Российской Федерации; освеща-

ются проблемы как государственно-политического, социально-экономического и внешнеполитического развития нашего Отечества, так и ключевые вопросы истории российской культуры.

В ряде глав учебника, особенно при изложении проблем внешней политики и участия России в войнах и вооруженных конфликтах в XVIII и XIX вв., в необходимых случаях указываются две даты: первая из которых дается по юлианскому календарю, введенному Петром Великим в России с 1700 г. и действовавшему до февраля 1918 г., а вторая (в скобках) - по григорианскому календарю (согласно реформе Папы Римского Григория XIII), принятому в Западной Европе с 1582 г. Юлианский календарь до сих пор является официальным летоисчислением Русской православной церкви.

Важным дополнением к тексту служат приведенные в нем схемы, а также представленные в конце книги краткая хроника основных исторических событий, генеалогические таблицы правящих династий Рюриковичей и Романовых, партийно-политическое руководство Советского государства и нынешнее высшее руководство исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, а также иерархи Русской православной церкви.

Учебник вышел в серии «Основы наук», в которую входят учебники самых известных авторов, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ и преподавателями российских вузов. Содержание его, как и всех входящих в серию учебников, соответствует требованиям государственных образовательных стандартов и по охвату тем, и по качеству учебного материала. Текст хорошо структурирован, изложен простым и доступным языком, легко и надолго запоминается.

Учебник предназначен для студентов негуманитарных вузов и факультетов. Может быть полезен преподавателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.