Научная статья на тему 'УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ'

УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / РОЛЬ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / METASUBJECT ABILITIES / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / A ROLE OF THE TEXTBOOK OF GEOGRAPHY IN FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева А. А.

В статье проанализированы психолого-педагогические исследования, посвященные осуществляемому на основе учебников географии рассмотрению сущности универсальных учебных действий, их типологии и особенностей формирования у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The textbook as the means of formation of the universal educational actions

In the article the analysis of the psihological / pedagogical researches devoted to consideration of essence of universal educational actions, their typology and technologies of their formation at pupils on the basis of geography textbooks.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения).

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

6. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5—9-е классы. — М. : Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт // URL: http://standart.edu.ru.

УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

А. А. КОРОЛЕВА, старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования НИРО queenet@yandex.ru

В статье проанализированы психолого-педагогические исследования, посвященные осуществляемому на основе учебников географии рассмотрению сущности универсальных учебных действий, их типологии и особенностей формирования у учащихся.

In the article the analysis of the psihological / pedagogical researches devoted to consideration of essence of universal educational actions, their typology and technologies of their formation at pupils on the basis of geography textbooks.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, метапредметные умения, системно-деятельностный подход, роль учебника географии в формировании универсальных учебных действий

Key words: Federal State Educational Standard, universal educational actions, metasubject abilities, system-activity approach, a role of the textbook of geography in formation of universal educational actions

Процессы глобализации, стремительно и постоянно возрастающие и обновляющиеся объем и содержание информации требуют от современного человека новых навыков и умений для самореализации. В условиях социально-экономических перемен в России проис-

ходит модернизация образования в целом и школьного образования в частности. Приоритетным направлением школьного образования становится реализация системно-деятельностного подхода, лежащего в основе разработки ФГОС и обеспечивающего «формирование готовности к самораз-

Приоритетным направлением школьного образования становится реализация системно-деятель-ностного подхода, лежащего в основе разработки Федеральных государственных образовательных стандартов.

витию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [2].

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»), определяемых как:

3 «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

3 осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа;

3 креативный и критически мыслящий, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

3 мотивированный к творчеству и современной инновационной деятельности;

3 готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность;

3 умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

3 подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества» [9].

Это означает, что результаты общего образования должны не только быть выражены в предметном формате, но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Сформированные универсальные учебные действия дают «возможность самостоятельного успешного освоения но-

вых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться» [2].

Подчеркнем, что синонимами понятия «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».

Универсальные учебные действия исследовали многие ученые. Психологической основой формирования универсальных учебных действий у обучающихся являются деятельностный подход к формированию умений и навыков, разработанный А. Н. Леонтьевым, теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), теория развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

В качестве «единицы» учебной деятельности выступают учебные действия, подчиненные конкретным целям и осуществляемые в определенных условиях. В педагогической психологии выполнение учебных действий рассматривается в связи с решением учебных задач как средство усвоения того или иного способа действия, всеобщего для ориентации в соответствующей предметной области [7].

Учебные действия могут рассматриваться с разных позиций: субъектно-дея-тельностной, предметно-целевой, отношения к предмету деятельности (основное или вспомогательное действие), внутренних или внешних действий, дифференциации внутренних интеллектуальных действий, доминирования продуктивности (репродук-тивности) и т. д. [5].

А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой, С. В. Молчановым на основе работ психологов и педагогов Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные (см. схему на с. 73) [10].

Личностные:

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; выбор ценностных ориентиров, гражданская идентичность

Коммуника тивные: действия, направленные на осуществление межличностного общения

Универсальные учебные действия

Регулятивные: действия, обеспечивающие учебную деятельность; самоконтроль и самооценивание

Познавательные: общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем

Функциями универсальных учебных действий являются:

3 обеспечение учащимся возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

3 создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

3 обеспечение успешного усвоения ЗУН и формирование компетентностей в любой предметной области.

Эффективному формированию универсальных учебных действий способствует применение различных средств обучения, но главная роль, на наш взгляд, принадлежит школьному учебнику. Как средство обучения он обладает сложной структурой, связанной с содержанием образования, процессом и результатами усвоения. В. Г. Бейлинсоном, В. П. Беспалько, Д. Д. Зуевым, В. С. Цетлиным выделены текстовый и внетекстовый компоненты школьного учебника. В современных учебниках они должны быть представлены и направлены на формирование универсальных учебных действий учащихся.

Рассмотрим возможности формирования универсальных учебных действий на основе текстового и внетекстового компо-

нентов учебника географии для 6-го класса линии «Полярная звезда» (М.: Просвещение, 2006). Учебник «География. Природа и люди» под редакцией А. И. Алексеева— первый в линии учебно-методического комплекса «Полярная звезда» для 6—9-х классов основной школы. На наш взгляд, данный учебник, созданный на основе ФГОС, обладает всеми возможностями для формирования универсальных учебных действий.

Ведущим подходом, положенным авторами в основу разработки и реализации курса «География. Природа и люди» и обеспечивающим формирование универсальных учебных действий, является личност-но-деятельностный подход, который проявляется в учете субъектного опыта учеников, в разнообразной деятельности, ориентированной на самостоятельные исследования; способствует развитию механизмов самореализации учащихся при разрешении различных ситуаций, осуществлении созидательной деятельности в своем регионе. Данный подход обеспечивает «привязку» учебного материала к жизни ученика и его семьи, помогает осознать, что география затрагивает различные сферы, в том числе бытовую.

Личностные универсальные учебные действия формируются на основе заданий (текстов), содержащих ситуацию морального выбора и схему примерной системы действий, а также заданий (текстов), ори-

В процессе освоения курса важно научить школьников межличностному общению: высказывать свое мнение, слушать и слышать товарищей, работать в парах, в группе, то есть учебному сотрудничеству со сверстниками и учителем.

ентирующих учащихся на поступки нравственно-этического характера, исходя из социальных и личностных ценностей. Раскрывается личностный смысл процесса учения (для чего учиться?), используется мотивация достижения (ориентация на успех).

В процессе освоения курса важно научить школьников межличностному общению: высказывать свое мнение, слушать и слышать товарищей, работать в парах, в группе, то есть учебному сотрудничеству со сверстниками и учителем. Аппарат организации усвоения учебника содержит задания, которые способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий, позволяющих развивать монологическую речь, аргументировать свою точку зрения («составьте описание», «объясните», «расскажите», «приведите доказательство»), работать в группе; побуждают к дискуссии. Последние носят развивающий и воспитательный характер, так как учащиеся должны соблюдать правила ведения дискуссии.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий (общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем) после каждого параграфа построена система заданий, объединенных в три рубрики: «Это я знаю», ориентированная на проверку содержания текста в виде упражнений, тестов, вопросов; «Это я могу», позволяющая включать учащихся в практическую, оценочную, коммуникативную, проектную и исследовательскую деятельность; «Это мне

интересно», включающая учащихся в творческую деятельность. Методический аппарат учебника содержит задания, формирующие логические действия (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, выявление причинно-следственных связей); на составление схем по тексту, рассказа по схеме, изображение рисунков; на извлечение информации из текстов разных жанров (например: «Найдите в научной и художественной литературе описания равнин. Какие особенности равнин отмечены в описаниях?»); на подбор аргументов; по проектной деятельности; исследовательского характера.

Аппарат организации усвоения учебника также служит формированию регулятивных универсальных учебных действий: умений самостоятельно работать с учебным материалом (алгоритмы действий (типовых планов) рубрики «Шаг за шагом»), осуществлять целеполагание, планирование, контроль, коррекцию, оценку.

Тщательно подобранный иллюстративный материал позволяет усилить познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспекты учебного материала, обеспечив тем самым его успешное усвоение.

Учитель должен использовать возможности данного учебника, осуществлять формирование универсальных учебных действий, направляя учащихся.

Таким образом, современный учебник как средство обучения должен способствовать не только усвоению конкретных предметных знаний, но и формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие механизмов самореализации учащихся, создающих необходимые условия для развития личности.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Асмолов, А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности / А. Г. Асмолов / / Психология образования: проблемы и перспективы : материалы I междунар. науч.-практ. конф. — М., 2004.

2. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Ас-молов / / Педагогика. — 2009. — № 4.

3. Гельфман, Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. — СПб. : Питер, 2006.

4. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : ИНТОР, 1996.

5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М., 2000.

6. Зимняя, И. А. Учебная деятельность — специфический вид деятельности / И. А. Зимняя // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2009. — № 6.

7. Зуев, Д. Д. Школьный учебник / Д. Д. Зуев. — М. : Педагогика, 1983.

8. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 2.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // URL: http:// standart. edu .ru / catalog. aspx ? CatalogId=2588.

10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: методические рекомендации: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. А. Я. Данилю-ка. М.: Просвещение, 2011. 127 с. (Работаем по новым стандартам).

В первой части пособия раскрываются и обосновываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, рассматриваются их возможности, основные направления, базовые национальные ценности, принципы, планируемые результаты, методы реализации. В центре внимания авторов одно из пяти основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников — воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Методические рекомендации содержат задачи, описание видов деятельности и форм внеурочных и внешкольных занятий, их тематику, советы по организации работы с младшими школьниками, конкретные примеры проведения разнообразных занятий в 1—4-х классах, а также справочные материалы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: методические рекомендации: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. А. Я. Данилю-ка. М.: Просвещение, 2011. 142 с. (Работаем по новым стандартам).

Во второй части пособия в центре внимания авторов находятся такие направления духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, как воспитание нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни, ценностного отношения к природе, окружающей среде, прекрасному; формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. По каждому из этих направлений предлагаются методические рекомендации на основании тех же принципов, что и в первой части. Кроме того, во вторую часть пособия включены рекомендации по организации сотрудничества школы и семьи, а также по созданию рабочей программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников для общеобразовательных учреждений.

г

л

В 2011 году библиотека ГОУ ДПО НИРО

пополнилась новыми изданиями:

V

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.