П
Е
Д
А Г О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 330
Г.А. Бобоёрова
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В статье рассматриваются вопросы формирования регулятивных универсальных учебных действий в период обучения грамоте. Предложен опыт работы по формированию
Ключевые слова: универсальные учебные действия, регулятивные учебные действия, контроль, оценка, саморегуляция.
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (далее УУД). Термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Теоретико-методологической основной разработки программы развития универсальных учебных действий может стать культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.
А.Г Асмолов, выделяет следующие универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Важное место среди них занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
© Бобоёрова Г.А., 2018.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2018. № 12-4(87)
Формирование регулятивных УУД идёт от простого к сложному, в 1 классе регулятивные действия под руководством учителя; во 2 классе идёт переход от руководства учителя к самостоятельной организации своей работы, а в 3-м и 4-м классах дети самостоятельно организуют свою деятельность, умеют ставить перед собой цель, добиваться её и давать оценку.
Понятие «регулятивные универсальные учебные действия» появилось сравнительно недавно и работ по их изучению и измерению еще очень мало, тем не менее, вопросы мониторинга, а также поиска средств их формирования и развития у младших школьников актуальны и по сегодняшний день.
Работая над данной проблемой, мы столкнулись с тем, что универсальной методики для диагностики регулятивных УУД, включающей сразу все виды деятельности еще нет и главной нашей задачей было разработать такую методику. За основу методики была взята система заданий, разработанная А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман [49], измененная нами, где диагностическим материалом выступают различного рода учебные задания. Задания намеренно побуждали учащихся наметить путь рассуждений, а не просто формулировать готовые ответы. Это достигалось благодаря использованию вопросов, сопровождающих задания, о замысле решения задачи, например: «Подумай, какова цель задания?», «Чему ты научился при выполнении этого задания?», «Составь план?», «Предположи..? Что будет, если..? Какие последствия могут быть в результате?», «Как ты считаешь, верно ли твое мнение?», «На какую оценку ты выполнил это задание и почему так думаешь?», «Подумай и скажи, верно ли выполнено, решено?», «Можешь ли ты внести необходимые коррективы?» и т.д.
Мы хотим поделиться своим опытом работы по формированию универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте в 1 классе.
Методологической основой учебников системы «Школа России», в том числе и букваря, является системно-деятельностный подход, главная цель которого - научить детей учиться. Этот подход предполагает превращение ребенка из объекта обучения и воспитания в субъект образования. Ребенок не получает знания в готовом виде, а постигает их сам в процессе формирования у него метапредметных и предметных учебных действий. На уроках обучения чтению и письму мы делаем опору на проблемно-поисковый метод обучения, на организацию проектной деятельности, на применение ИКТ-технологии, где и происходит этот процесс.
Учебник В.Г. Горецкого «Азбука» позволяет решать задачи формирования всего комплекса УУД у учащихся 1 класса, которые являются приоритетным направлением в содержании образования.
В соответствии с требованиями ФГОС не только изучение каждого раздела, но и каждый урок должен начинаться с целеполагания.
В начале урока необходимо подготовить учащихся к работе и мы, на первом этапе, ставим конкретную цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настраиваем ребят на совместную деятельность. В этом помогают рифмовки:
Динь, динь, динь, звенит звонок
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать!
На этом этапе формируются личностные и регулятивные УУД: смыслообразование, организация учащимися своей деятельности, целеполагание.
Учителю начальных классов в самом начале урока важно обеспечить высокий уровень сопричастности учеников в учебную деятельность. Мы на своих уроках используем разрешение проблемной ситуации, например, разгадывание ребусов, кроссвордов, таких игр «Найди одинаковый звук в словах», «Сравни первые звуки в словах» и др. Это повышает заинтересованность учащегося к усвоению материала урока.
Следующий этап - этап введения в тему урока. Здесь мы стараемся подвести учащихся к тому, чтобы они сформулировали тему урока (идет воплощение идеи педагогического сотрудничества и формирования познавательных и регулятивных УУД). «Как вы думаете, что мы будем обсуждать на уроке? Какова наша учебная задача? Кто сможет озвучить тему урока?»
Довольно часто мы используем такой метод как лингвистический эксперимент: «Измени слово окуни так, чтобы в конце был согласный звук?», «Как мишку превратить в мышку?», «Подумай, какие слова получатся? (насос-сосна, весна-навес, сев -вес, нос-сон, сел-лес), «Найди слово в слове» (товарищи - товар, щи, вари, ищи,), «Соедини слоги так, чтобы получились слова» (жа- ло, ба, ра). На этом этапе учащиеся самостоятельно решают поставленную учителем задачу.
В начальной школе у ребенка должно сформироваться умение познавать и исследовать окружающий мир. Обучение поиску информации при работе по «Азбуке» носит первоначальный и основополага-
ющий характер. В учебнике детям выдвигаются такие задания как составить модели слов, соотносить модели и слова, сравнить звуки в схемах, прочитай в таблице новые слова, меняя одну букву и т.д. Во время такой работы встречаются незнакомые слова. Чтобы объяснить значения слов, учащиеся пользуются школьным толковым словарем, что способствует формированию у детей такого познавательного УУД, как поиск и выделение необходимой информации.
Проверить, достигнуты ли цели урока, усвоены ли необходимые знания, сформировались ли необходимые навыки, учащийся может при выполнении заданий рубрик «Вспомним», «Проверь себя», «Проверим себя и оценим свои достижения». Эти задания способствуют формированию таких регулятивных УУД как контроль, оценка, саморегуляция и коррекция общеучебного УУД, рефлексия. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что не только учитель проверяет его знания и оценивает его, но он и сам проверяет и оценивает свои знания. Я использую такие ролевые игры для того, чтобы повысить желание ребенка к самостоятельному получению знаний и формированию навыков, которые увеличивают умение оценивать собственные, личные результаты работы.
В результате удалось доказать и показать то, что развитие регулятивных УУД младших школьников зависит от возрастных особенностей, учебного содержания, созданных условий, специальной работы и соблюдения этапности (под руководством учителя, в коллективной деятельности с другими учащимися, самостоятельно). Иначе говоря, на начальном этапе важно создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, использовать как можно больше специальных приемов, заданий, упражнений, способствующих развитию всех действий. Поэтому учителям начальных классов, ведущим работу по новым стандартам, родителям необходимо приложить определенные усилия для осуществления специальной и целенаправленной работы по формированию регулятивных УУД у младших школьников.
Таким образом, данные, которые мы получили о формировании регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во время формирующего эксперимента убедительно показывают, что разработанная программа эффективна и она подтвердила результативность данного подхода к организации процесса овладения регулятивными универсальными учебными действиями у младших школьников.
Библиографический список
1.Асмолов, А.Г. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова. М.:Виды универсальных учебных действий, 2008. - 35 с.
2.Росина, Н.Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности [Текст]: дис. канд. псих. наук./ Наталья Леонидовна Росина - Нижний Новгород, 2008. - 99-101 с.
3.Теоретическая статья о системе работы учителя по формированию УУД [Текст]/ Педагогический журнал «Учитель»//Статья: Деятельность учителя по формированию УУД.? М., 2014. - С. 23?27.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. — 31 с.
5.Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст]: учеб. пособие/ Г.А. Цукерман. - Педагогический центр «Эксперимент», М., - 2008. - 56 с.
6.Юнусова А.Г. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка [Текст] / Л.А. Га-лиахметова, А.Г. Юнусова // В сборнике: Победа в великой отечественной войне 1941-1945 гг. как исторический феномен и существенный вклад народов южного Урала в ее достижение Материалы Межрегиональной многоуровневой (со всероссийским участием) научно-практической конференции, посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. 2014. С. 59-62.
7. Юнусова А.Г. Условия формирования языковой личности младшего школьника на уроках русского языка [Текст] / А.Г. Юнусова, Н.Н. Халилова // В сборнике: Гуманистическое наследие просветителей народов Евразии в культуре и образовании Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 380-382.
8.Янгирова В.М. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Янгирова В.М., Имашева Г.З. // В сборнике: Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития материалы IV Международной научной конференции. 2016. С. 166-172.
БОБОЁРОВА ГУЛЬШАТ АСЛЯМОВНА - магистрант, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Россия.