SCIENCE TIME
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Лукьянцева Милица Миловановна, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород
E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема формирования коммуникативных учебных действий в процессе изучения русского языка. Автор раскрывает понятие универсальных учебных действий. Особое внимание уделяется формированию коммуникативных УУД на материале текста.
Ключевые слова: универсальные учебные действия.
В современном мире произошли значимые изменения в социальной жизни, которые подразумевают необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания младших школьников. Так, образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Помимо привычных навыков, которые дети должны приобрести в течение четырех лет обучения -читать, писать и считать - педагог должен привить новые умения: универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, формировать у детей мотивацию к обучению.
Термин «универсальные учебные действия» (УУД) можно определить, как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося, направленные на самостоятельное усвоение новых умений и знаний, организацию этого процесса.
Универсальный характер, который приписывают учебным действиям, проявляется в обеспечении целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности младшего школьника; обеспечении преемственности всех ступеней образовательного процесса; в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, независимо от ее предметного содержания.
В педагогике и методике обучения младших школьников выделяют
следующие функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [1].
В соответствии с ключевыми целями общего образования принято выделять четыре блока универсальных учебных действий: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [2]
Особое значение на ступени начального образования, на наш взгляд, имеет формирование коммуникативных УУД. В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
Немалую роль в развитии речи учащихся на уроках русского языка играет работа с текстом, различные виды анализа: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.
Мы предлагаем проводить подобную работу с небольшими текстами, содержащую элементы анализа текста, синтеза, систематически. Она позволит формировать коммуникативные УУД.
Детям дается текст.
Леша и Барбос.
Леша запряг Барбоса в санки и сел. Барбос быстро побежал по саду. Вдруг он заметил на дереве кошку. Залаял Барбос, рванулся за кошкой. Лёша упал с
SCIENCE TIME
санок в снег. Ему смешно, и ребятам тоже весело.
К тексту предлагаются вопросы: Как звали мальчика и собаку? Как играл Леша с Барбосом? Что случилось, когда Барбос заметил кошку? Что случилось с Лешей? Он заплакал?
Затем учитель просит детей изобразить сюжет текста на четырех иллюстрациях, которые выполняются на специально подготовленных листах.
Работа с текстом завершается восстановлением пробелов: Ле_ запряг
Барбо_в санки и сел. Барбос быстро побе_по са_. Вдруг он заме_на
дереве кош_. Зала_Барбос, рванул_за кошк_. Леша упал с сан_в снег.
Ему смеш_, и ребятам то_весе_.
Подобные задания способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, которые предполагают владение всеми видами речевой деятельности. Благодаря заданиям такого типа детям дается возможность адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно и логично излагать свою точку зрения; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила речевого этикета.
Литература:
1. Алексеева Л. Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2010. -
2. Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарский и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 - 152 с.
3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчика. -М., 1993. - 372с.
4. Сущевская. С. А. Тексты с дырками и хвостами. - Карапуз, 2013 - 64 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение,
120 с.
2010 - 31с.