Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка'

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянцева Милица Миловановна

В данной статье рассмотрена проблема формирования коммуникативных учебных действий в процессе изучения русского языка. Автор раскрывает понятие универсальных учебных действий. Особое внимание уделяется формированию коммуникативных УУД на материале текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянцева Милица Миловановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»



SCIENCE TIME

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Лукьянцева Милица Миловановна, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Белгород

E-mail: [email protected]

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема формирования коммуникативных учебных действий в процессе изучения русского языка. Автор раскрывает понятие универсальных учебных действий. Особое внимание уделяется формированию коммуникативных УУД на материале текста.

Ключевые слова: универсальные учебные действия.

В современном мире произошли значимые изменения в социальной жизни, которые подразумевают необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания младших школьников. Так, образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Помимо привычных навыков, которые дети должны приобрести в течение четырех лет обучения -читать, писать и считать - педагог должен привить новые умения: универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, формировать у детей мотивацию к обучению.

Термин «универсальные учебные действия» (УУД) можно определить, как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося, направленные на самостоятельное усвоение новых умений и знаний, организацию этого процесса.

Универсальный характер, который приписывают учебным действиям, проявляется в обеспечении целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности младшего школьника; обеспечении преемственности всех ступеней образовательного процесса; в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, независимо от ее предметного содержания.

В педагогике и методике обучения младших школьников выделяют

следующие функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [1].

В соответствии с ключевыми целями общего образования принято выделять четыре блока универсальных учебных действий: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [2]

Особое значение на ступени начального образования, на наш взгляд, имеет формирование коммуникативных УУД. В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.

Немалую роль в развитии речи учащихся на уроках русского языка играет работа с текстом, различные виды анализа: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

Мы предлагаем проводить подобную работу с небольшими текстами, содержащую элементы анализа текста, синтеза, систематически. Она позволит формировать коммуникативные УУД.

Детям дается текст.

Леша и Барбос.

Леша запряг Барбоса в санки и сел. Барбос быстро побежал по саду. Вдруг он заметил на дереве кошку. Залаял Барбос, рванулся за кошкой. Лёша упал с

SCIENCE TIME

санок в снег. Ему смешно, и ребятам тоже весело.

К тексту предлагаются вопросы: Как звали мальчика и собаку? Как играл Леша с Барбосом? Что случилось, когда Барбос заметил кошку? Что случилось с Лешей? Он заплакал?

Затем учитель просит детей изобразить сюжет текста на четырех иллюстрациях, которые выполняются на специально подготовленных листах.

Работа с текстом завершается восстановлением пробелов: Ле_ запряг

Барбо_в санки и сел. Барбос быстро побе_по са_. Вдруг он заме_на

дереве кош_. Зала_Барбос, рванул_за кошк_. Леша упал с сан_в снег.

Ему смеш_, и ребятам то_весе_.

Подобные задания способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, которые предполагают владение всеми видами речевой деятельности. Благодаря заданиям такого типа детям дается возможность адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно и логично излагать свою точку зрения; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила речевого этикета.

Литература:

1. Алексеева Л. Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2010. -

2. Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарский и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 - 152 с.

3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчика. -М., 1993. - 372с.

4. Сущевская. С. А. Тексты с дырками и хвостами. - Карапуз, 2013 - 64 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение,

120 с.

2010 - 31с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.