Научная статья на тему 'Предпосылки формирования у младших школьников личностных универсальных учебных действий во внеучебной деятельности'

Предпосылки формирования у младших школьников личностных универсальных учебных действий во внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова А. А.

В статье рассмотрено формирование личностных универсальных учебных действий в контексте внеучебной деятельности. Несомненно, предпосылки формирования всех видов универсальных учебных действий присутствуют во всех сферах деятельности младшего школьника, но именно личностные универсальные действия способствуют фор­мированию гармоничной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования у младших школьников личностных универсальных учебных действий во внеучебной деятельности»

3. Петерсон Л.Г. Математика 1 класс. Часть 3. - изд. 2-е, перераб. / Л.Г. Пе-терсон. - М.: Ювента, 2010. - 96 с.

4. Теоретическая часть семинара-тренинга «Урок с целью достижения метапредметных, предметных, личностных результатов обучения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64 [Дата обращения: 29.02.2012]

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2011. - 33 с.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Волкова А.А.*

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

В статье рассмотрено формирование личностных универсальных учебных действий в контексте внеучебной деятельности. Несомненно, предпосылки формирования всех видов универсальных учебных действий присутствуют во всех сферах деятельности младшего школьника, но именно личностные универсальные действия способствуют формированию гармоничной личности.

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения не только разных учебных предметов, но и во внеучебной деятельности [2].

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий учащегося, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс [1].

В государственных стандартах прописана и внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования,

* Магистрант кафедры Педагогики и методики преподавания.

поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, дополнительного образования детей.

Концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания. Они выражаются в терминах универсальных учебных действий. На основании этого можно сказать, что УУД - это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено и во внеурочной деятельности. УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности, в том числе и внеурочной деятельности.

Данная концепция разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бур-менской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Программа формирования УУД на ступени начального общего образования направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам, дополняет традиционное содержание образовательных и воспитательных программ, служит основой разработки примерных учебных программ и системы внеурочной деятельности.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Внеурочная деятельность организуется в школе на протяжении всего учебного года. Она позволяет реализовать дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Данная деятельность направлена, прежде всего, на достижение воспитательных результатов. Направления внеурочной деятельности включены в учебный план школы и составляют единую образовательную линию с предметами базисного учебного плана.

При организации внеурочной деятельности используются как возможности школы, так и учреждений дополнительного образования, а так же учреждений, заинтересованных в сотрудничестве со школой. Близость расположения учреждений позволяет ребятам заниматься в объединениях без ущерба для режима дня.

Уровни воспитательных результатов достигаются постепенно через организацию деятельности сначала педагогом, затем педагогом и школьниками в виде коллективно-творческих дел с использованием элементов ценностного общения, а затем при поддержке педагога организации деятельности с элементами социального проектирования с участием родителей, социума.

Для оценки эффективности формирования личностных универсальных действий используются следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

- повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам (косвенный показатель);

- за работой повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности учащихся на уроках (по наблюдению учителей).

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности связаны с обретением системой такого важного качества, как эффективность. Мерилом эффективности фактически любой деятельности отдельного человека или сообщества людей являются два основных критерия:

1. продуктивность деятельности;

2. удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

Эти же критерии целесообразно избрать и для выявления эффективности внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность предусматривает формирование личностных действий через разучивание игр, введения правил, через организацию продуктивных видов деятельности, сотрудничества.

Предпосылки формирования личностных универсальных учебных действий происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется

коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия - как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.). Одним из примеров формирования самоконтроля, в данном случае орфографического, является последовательно реализуемый в учебнике приём письма с «окошками» - пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке ... писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!».

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении, реализующем стандарт нового поколения. Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию универсальных учебных действий.

Личностные качества оцениваются при помощи диагностической карты успешности. Дети становятся активными участниками школьных мероприятий. Родители - постоянные участники и организаторы различных праздников, акций, торжеств.

Таким образом, основными результатами внеурочной деятельности могут стать:

- формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормах поведения;

- формирование реалистической позитивной осознанной самооценки;

- формирование у обучающегося реального представления о том, как его оценивают и воспринимают одноклассники, родители, учителя;

- развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии;

- формирование представления о трудовой деятельности, уважения к труду и его результатам;

- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Для изучения эффективности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями составляется диагностико-аналитический инструментарий для изучения и оценки состояния и эффективности действующей в школе системы внеурочной деятельности младших школьников.

Список литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бур-менская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.

ТЕТРАДЬ ВЗАИМОСВЯЗИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ

© Гаган С.Г.*, Куликова Г.В.*

Детский сад компенсирующего вида № 21, г. Биробиджан

В публикации освещается взаимодействие в работе учителя-дефек-толога и воспитателя через тетрадь взаимосвязи. Такая система позволяет проследить динамику, наметить системную индивидуальную работу с умственно отсталыми детьми.

Очевидно, что для достижения положительных результатов в коррек-ционно-воспитательной работе необходима четкая организация жизни детей в детском саду. Что как не преемственность в работе учителя-дефекто-лога и воспитателя поможет решению данного вопроса.

Ведущую роль в планировании коррекционного процесса по преодолению нарушений интеллекта принадлежит учителю-дефектологу, а воспитатели группы продолжают учить, развивать, закреплять умения и знания детей.

На протяжении многолетней совместной работы в специализированном детском саду нами была разработана и апробирована модель взаимодействия специалиста и педагога - это тетрадь взаимосвязи в работе учи-теля-дефектолога и воспитателей группы.

Тетрадь взаимодействия представляет собой таблицу, где отмечаются -период работы с детьми (задания расписываются на неделю учителем-де-фектологом, а воспитатель сам планирует, какое задание провести в определенный день):

- содержание коррекционной работы с конкретными воспитанниками (заполняется учителем-дефектологом);

- результативность выполнения задания каждым ребенком (заполняется воспитателями группы).

* Учитель-дефектолог.

* Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.