Научная статья на тему 'Методическая система формирования универсальных учебных действий в процессе географического обучения'

Методическая система формирования универсальных учебных действий в процессе географического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
география / универсальные учебные действия / методика формирования универсальных учебных действий / geography / universal educational actions / methods of formation of universal educational actions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Иван Васильевич

Статья посвящена проблеме методической системы формирования универсальных учебных действий в процессе географического обучения. Раскрыта сущность и структура универсальных учебных действий. Показана их специфика в процессе географического обучения. Сделан вывод о том, что формирование универсальных учебных действий становится стратегической целью в процессе географического обучения школьников. Поставлена проблема эффективных педагогических условий их формирования в процессе географического обучения детей. Методическая система формирования универсальных учебных действий в процессе географического обучения предполагает личностно-деятельностный, практико-ориентированный и проблемный характер процесса обучения, личностно-ориентированный характер взаимодействия учитель-ученик. Раскрыт развивающий потенциал методики работы с учебной информацией, картографическими и статистическими материалами. Показана продуктивность использования активных, проблемных и групповых методов и форм обучения в формировании познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяченко Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SYSTEM FOR THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN THE PROCESS OF GEOGRAPHICAL LEARNING

The article is devoted to the problem of the methodological system of formation of universal educational actions in the process of geographical education. The essence and structure of universal educational actions are revealed. Their specificity in the process of geographical training is shown. It is concluded that the formation of universal educational actions becomes a strategic goal in the process of geographical education of schoolchildren. The problem of effective pedagogical conditions for their formation in the process of geographical education of children is posed. The methodological system for the formation of universal educational actions in the process of geographical learning assumes a personal-activity, practice-oriented and problem-based nature of the learning process, a personal-oriented nature of teacher-student interaction. The developing potential of the methodology of working with educational information, cartographic and statistical materials is revealed. The productivity of the use of active, problem and group methods and forms of learning in the formation of cognitive, personal, communicative, regulatory universal educational actions of schoolchildren is shown.

Текст научной работы на тему «Методическая система формирования универсальных учебных действий в процессе географического обучения»

Методическая система формирования универсальных учебных действий в процессе географического обучения

Дьяченко Иван Васильевич,

аспирант, кафедра географии, регионоведения и туризма, Институт естественных и социально-экономических наук, ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» E-mail: Dik007@bk.ru

Статья посвящена проблеме методической системы формирования универсальных учебных действий в процессе географического обучения. Раскрыта сущность и структура универсальных учебных действий. Показана их специфика в процессе географического обучения. Сделан вывод о том, что формирование универсальных учебных действий становится стратегической целью в процессе географического обучения школьников. Поставлена проблема эффективных педагогических условий их формирования в процессе географического обучения детей. Методическая система формирования универсальных учебных действий в процессе географического обучения предполагает личностно-деятельностный, практико-ориентированный и проблемный характер процесса обучения, личностно-ориентированный характер взаимодействия учитель-ученик. Раскрыт развивающий потенциал методики работы с учебной информацией, картографическими и статистическими материалами. Показана продуктивность использования активных, проблемных и групповых методов и форм обучения в формировании познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий школьников.

Ключевые слова: география, универсальные учебные действия, методика формирования универсальных учебных действий.

о с

U

см о см

<3

В настоящее время в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС ООО), в основе которых лежит системно-деятельностный подход к обучению детей, приобрели свою актуальность вопросы разработки и апробации эффективных педагогических методик формирования универсальных учебных действий в процессе обучения. География как наука и учебный предмет имеет уникальные возможности для формирования универсальных учебных действий при условии обогащения учебного процесса новыми технологиями и методами обучения, позволяющими эффективно развивать у учащихся способность к самостоятельному овладению знаниями и умениями.

Раскроем понимание универсальных учебных действий и условия их формирования в процессе географического обучения детей. В самом общем виде универсальные учебные действия определяются в качестве способности к учению, которое связано, как с общеучебными навыками и умениями, так и с коммуникативно-личностными качествами школьников. Универсальные учебные действия, согласно ФГОС ООО, относятся к ме-тапредметным результатам образовательной деятельности, которые могут быть достигнуты на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [6]. Универсальные учебные действия понимаются как «совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию» [5, с. 5]. Овладение универсальными учебными действиями, согласно О.А. Карабановой, предоставляет для школьников «возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования способности учиться» [4, с. 9]. Универсальные учебные действия являются многокомпонентным образованием. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, авторы концепции развития универсальных учебных действий А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская выделяют четыре блока: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Регулятивные универсальные учебные действия на-

правлены на формирование способностей к организации учебной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность учащихся [2, с. 28]. Отметим, что одним из ведущих в составе универсальных учебных действий школьников, являются познавательные универсальные учебные действия. Их ценность с позиции формирования учебной деятельности заключается в том, что они представляют собой умственные действия, направленные на планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности, освоенных школьниками на основе одного, нескольких или всех учебных предметов» [7].

Таким образом, формирование универсальных учебных действий становится стратегической целью в процессе географического обучения школьников, что требует от педагога понимания организационно-педагогических и методических условий их формирования. При составлении технологической карты урока географии, прежде всего, возникает необходимость выделения цели формирования универсальных учебных действий у школьников, а также способов, условий и средств ее достижения, что предполагает направленность деятельности педагога не столько на передачу географических знаний, сколько на обучение школьников способам учебных действий на уроках географии [3].

В преподавании географии приоритетными становятся личностно-деятельностный, практико-ориентированный подходы, которые опираются на соответствующие средства, приемы, методы и формы обучения. Достижение данной цели позволит школьникам в процессе обучения географии сформировать личностные качества, способности и умения, которые позволяют использовать географические знания не только в образовательном процессе, но и в практической жизнедеятельности.

Методическая система формирования универсальных учебных действий в процессе географического обучения, прежде всего, предполагает личностно-ориентированный характер взаимодействия в системе отношений учитель-ученик, отражающее субъект-субъектное сотрудничество педагога и обучающегося. Учитель географии с позиции личностно-ориентированного подхода является организатором и координатором познавательной деятельности школьников, направляющим процесс познания, оказывающим содействие в постановке познавательных задач, в понимании способов их решения, в осознании личностно-значимых ценностей и смыслов учебно-познавательной деятельности детей. Современный урок географии - это личностно-деятельностный урок, в котором реализуются различные виды учебных действий школьников, направленные на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной видов универсальных учебных действий.

Большим развивающим потенциалом для формирования универсальных учебных действий в процессе географического обучения обладают учебник географии, а также его компоненты - географические карты, иллюстрации, статистические материалы и др., которые позволяют реали-зовывать вариативные приемы развития учебно-познавательной деятельности школьников. Методика работы с учебной информацией, картографическими и статистическими материалами, включенными в методический аппарат учебника, позволяет реализовывать методические приемы формирования универсальные учебные действия в обучении географии. К ним относятся: методические приемы по видам работ с методическим аппаратом учебника, включающие воспроизведение, логико-структурный анализ, поиск объяснений, обучение алгоритму деятельности и организацию речевой деятельности; методические приемы работы с картографическими материалами, включающие картографические и картоаналитические приемы; методические приемы с реальными географическими объектами; методические приемы со статистическими материалами. [1]. Так, школьники в процессе географического обучения осваивают такие универсальные действия, как умение пользоваться географической картой, современными геоинформационными технологиями и др., которые имеют практическую значимость в жизнедеятельности детей. Насколько хорошо школьники умеют работать с учебником, воспринимать и усваивать содержащийся в нем методический материал, настолько хорошо у них сформированы учебные действия.

Другими эффективными методическими приемами формирования универсальных учебных действий школьников в процессе географического обучения является использование активных, проблемных и групповых методов и форм обучения. Формирование универсальных учебных действий школьников при изучении географии требуют от педагога умения организовать учебный процесс на основе принципов проблемного обучения. Для формирования познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий предлагается использовать задания проблемного характера. Например, пользуясь другими источниками информации, школьники должны подобрать описания к иллюстрациям «Города стран Северной Америки»; составить вопросы по теме урока для одноклассников, составить устный отзыв на ответы одноклассников и др. С целью формирования регулятивных учебных действия проводятся самопроверки и взаимопроверки, которые продуктивно проводить в парах или в групповой работе школьников. Результаты самопроверки сравниваются с результатами взаимопроверки, что позволяет формировать действия контроля и самоанализа результатов учебной работы, а также способствую формированию коммуникативных учебных действий. Формирование регулятивных учебных действий обеспечивается использованием на уро-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

см

CM

ках географии методики продуктивного чтения, проблемно-диалогической методики и методики оценивания образовательных достижений школьников.

Продуктивными для формирования универсальных учебных действий школьников на уроках географии являются групповые методы обучения, в частности методика проектного обучения. Метод проектов позволяет формировать умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения задач, решать проблемы поискового характера в совместной творческой коллективной деятельности школьников. В ходе представления проекта формируются не только личностные и коммуникативные учебные действия школьников, но и их оценочные действия, благодаря которым приобретается опыт оценивания результатов индивидуальной деятельности и деятельности группы, что позволяет осознавать причины своего неуспеха и находить способы выхода из проблемных ситуаций.

Итак, методическая система формирования универсальных учебных действий школьников в процессе географического обучения предполагает реализацию личностно-деятельностного, практико-ориентированного, проблемного обучения на основе использования активных, проблемных и групповых методов и форм обучения школьников.

Литература

1. Амвросьева Л.В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6) / июль. - С. 44-54. -Режим доступа: https://koirojournal. ru/realises/ д2020/^и12020/кго206/

2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмоло-ва. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

3. Дьяченко И.В. Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Особенности природы Северной Америки» // Актуальные вопросы наук о земле в концепции устойчивого развития Беларуси и сопредельных государств. V Международная научно-практическая конференция, 2019. - С. 349-355.

4. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. -2009. - № 12. - С. 9-11.

5. Сюсюкина И.Е. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Магнитогорск, 2010. - 205 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. - М.: Просвещение, 2011. -48 с.

7. Чуланова Н.А. Нормативный контекст определения «познавательные универсальные учебные действия» [Электронный ресурс] / Н.А. Чуланова, Т.Н. Черняева //Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. - 2014. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=16398

METHODOLOGICAL SYSTEM FOR THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN THE PROCESS OF GEOGRAPHICAL LEARNING

Dyachenko I.V.

FSBI of HE Novosibirsk State Pedagogical University

The article is devoted to the problem of the methodological system of formation of universal educational actions in the process of geographical education. The essence and structure of universal educational actions are revealed. Their specificity in the process of geographical training is shown. It is concluded that the formation of universal educational actions becomes a strategic goal in the process of geographical education of schoolchildren. The problem of effective pedagogical conditions for their formation in the process of geographical education of children is posed. The methodological system for the formation of universal educational actions in the process of geographical learning assumes a personal-activity, practice-oriented and problem-based nature of the learning process, a personal-oriented nature of teacher-student interaction. The developing potential of the methodology of working with educational information, cartographic and statistical materials is revealed. The productivity of the use of active, problem and group methods and forms of learning in the formation of cognitive, personal, communicative, regulatory universal educational actions of schoolchildren is shown.

Keywords: geography, universal educational actions, methods of formation of universal educational actions.

References

1. Amvrosyeva L.V. Methodological aspects of the formation of universal educational actions in the process of teaching geography at school // Scientific and methodological electronic journal «Kaliningrad Bulletin of Education». - 2020. - № 2 (6)/Ju-ly. - P. 44-54. - Access mode: https://koirojournal. ru/realises/ g2020/3jul2020/kvo206/

2. Asmolov A.G. Formation of universal educational actions in the basic school: from action to thought. System of tasks: a manual for teachers / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodar-skaya, etc.; ed. by A.G. Asmolov. - 2nd ed. - Moscow: Prosve-shchenie, 2011. - 159 p.

3. Dyachenko I.V. Technological map of the geography lesson in the 7th grade on the topic «Features of the nature of North America» // Actual issues of earth sciences in the concept of sustainable development of Belarus and neighboring states. V International scientific and practical conference, 2019. - P. 349-355.

4. Karabanova O.A. Formation of universal educational actions of primary school students. - 2009. - No. 12. - P. 9-11.

5. Susukino I. E. the Formation of universal educational actions of younger school students in assessment activities: dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. - Magnitogorsk, 2010. - 205 p.

6. Federal state educational standard of basic general education / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. -Moscow: Prosveshchenie, 2011. - 48 p.

7. Chulanova N.A. Normative context of the definition of «cognitive universal educational actions» [Electronic resource] / N.A. Chulanova, T.N. Chernyaeva //Modern problems of science and education: electronic scientific journal. - 2014. - No. 6. - Access mode: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=16398

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.